ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8429/20 от 15.07.2021 Калачеевского районного суда (Воронежская область)

№ 2-8429/20, УИД 36RS0016-01-2021-001209-21

Решение

Именем Российской Федерации

г. Калач 15 июля 2021 г.

Калачеевский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего Соляной И.В.

при секретаре Шапошниковой Т.В.,

с участием истца Амзеевой Г.А.

представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) по доверенности Шиловой Е.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Калачеевского районного суда Воронежской области гражданское дело по иску Амзеевой Галины Алексеевны к ГУ УПФ РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) о включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, о взыскании судебных расходов,

установил:

Истец Амзева Г.А. обратилась в суд с иском в защиту своих пенсионных прав, в котором с учетом уточнений заявила требования, о признании решение ГУ Управления Пенсионного Фонда РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) № 655741/20 года от 23.10.2020 г. в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы: с 01.01.1991 г. по 01.10.1994 г., с 01.01.2002 г. по 31.08.2009 г., с 30.11.2011 по 13.12.2011 г., а также обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы: с 01.01.1991 г. по 01.10.1994 г., с 01.01.2002 г. по 31.08.2009 г., с 30.11.2011 по 13.12.2011 г., назначить пенсию ей с 09.10.2020 г. (дата обращения) и взыскать гос.пошлину 400 руб.

Истец не согласна с тем, что ее специальный стаж на 09.10.2020 года составляет 15 лет 06 мес. 25 дней. Считает, что её стаж 27 лет 00 мес. 10 дней.

В период с 01.01.1991г. по 01.10.1994г. (3 года 9 месяцев 1 день) она работала в должности учителя начальных классов средней школы им. А. <адрес>. Ответчик отказал во включении данного периода в стаж, так как отсутствует информация о включении данного периода в стаж работы, дающей право на пенсию по «выслуге лет», согласно законодательству Республики Узбекистан. С этой позицией истец не согласна, так как 13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ, куда входит РФ и республикой Узбекистан, как участники СНГ, в области пенсионного обеспечения было заключено Соглашение, а в соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В период с 01.01.2002г. по 31.08.2009г. (07 лет 08 мес.) истец работала на 0,5 ставки воспитателя группы продленного дня и учителя начальных классов с учебной нагрузкой от 6,5 до 17 часов в <адрес>. Эти периоды работы и наименование должностей подпадают под действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, которым утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии. Поскольку школа расположена в сельской местности, то до 01.09.2000 г. вне зависимости от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) подлежит зачету в стаж, а с 01.090.2000 г. – при условии выполнения суммарно по основному и другим местам работы нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Исходя из норм действующего пенсионного законодательства России педагогическая деятельность подлежит включению в специальный стаж работы в зависимости от рода деятельности, а не от наименования должности.

В период с 30.11.2011 г. по 13.12.2011 г.(14 дней) истец находилась на курсах повышения квалификации. Это подтверждают приказы директора школы и копии удостоверений о прохождении курсовой переподготовки, приложенные к исковому заявлению. Согласно статьи 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Как следует из пункта 4 Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, условием зачёта в льготный стаж является уплата страховых взносов, начисляемых на заработную плату. С учётом того, что ей производилось начисление заработной платы, это условие соблюдено в спорные периоды, т.е. в период нахождения в ученических отпусках и на курсах повышения квалификации. Ответчик необоснованно исключил данный период из льготного.

В судебном заседании истец Амзеева Г.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям.

Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Калачеевском районе (межрайонное) по доверенности Шилова Е.В. иск не признала. Ответчик представил суду письменные возражения по существу спора (л.д. 54-56). Из возражений следует, что В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от возраста, с применением положений части 1.1 настоящей статьи, а именно, не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, то есть не ранее, чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2020 году - не менее 18,6.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 г. №350-Ф3 гражданам, которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее наступления сроков, предусмотренных приложением 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 г. №400-ФЗ, но не более чем за шесть месяцев до наступления таких сроков. Отказ во включении периода работы истца в льготный стаж - с 01.01.1991г. по 01.10.1994г. (3 года 9 мес. 1 дн.) в должности учителя начальных классов Средней школе им. <адрес>, обусловлен тем, что в поступившей на запрос Управления архивной справкой от 03.07.2020 период работы документально не подтверждается. Кроме того, отсутствует информация о включении указанных периодов в стаж для назначения пенсии за выслугу лет педагогическим работникам по законодательству Республики Узбекистан. Отказ во включении в льготный пенсионный стаж Амзеевой Г.А. периода работы с 01.01.2002г. по 31.08.2009г. (7 лет 08 мес. 1 дн.), то есть периода работы воспитателем группы продленного дня (ГПД) на 0,5 ставки с нагрузкой учителя в МКОУ Поселковой СОШ обусловлен тем, что работа воспитателем ГПД на 0,5 ставки не подлежит зачету в специальный стаж, так как осуществлялась на неполную ставку. Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, с 01.09.2000 года в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы. Засчитать работу с нагрузкой учителя без занятия штатной должности не представляется возможным, так как согласно п.З указанных Правил, в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке. В специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию в связи с педагогической деятельностью включается работа по совместительству. Также не имеется сведений о совместительстве должностей Амзеевой Г.А. При назначении истца на должность воспитателя ГПД с оставлением должности учителя отдельный приказ на совместительство и трудовой договор не составлялись. Согласно лицевых счетов заработная плата начислялась общей суммой, за работу воспитателя и учителя как за совмещенную профессию, приказы на предоставление очередных отпусков отдельно по должности воспитателя и отдельно по должности учителя не составлялись. Таким образом, выполнение работы учителя выполнялось на условиях совмещения, а не совместительства, в связи с чем отсутствуют правовые основания для включения в льготный стаж истца вышеуказанного спорного периода.

Для включения в специальный пенсионный стаж истца периода с 30.11.2011г. по 13.12.2011г. (0 лет 0 мес. 14 дн.), то есть периода пребывания на курсах повышения квалификации, ответчик также не находит правовых оснований. Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516 были утверждены «Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости..» не предусмотрена возможность включения в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости периода нахождения на курсах повышения квалификации.

Изучив доводы сторон и представленные ими доказательства, суд приходит к выводу о том, что иск подлежит частичному удовлетворению.

Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений (ст.56 ГПК РФ).

Истцом представлены суду следующие доказательства: квитанции об уплате гос.пошлины на сумму 400 руб. (л.д. 18-19); копия решения об отказе в назначении пенсии от 23.10.2020 г. (л.д. 20-22); копия трудовой книжки истца (л.д.24-30); копия архивной справки от 03.07.2020 г. (л.д. 31); копия справки от 03.07.2020 г. (л.д. 32); копия удостоверения о повышении квалификации (л.д.33); справка о том, что МКОУ «Поселковая СОШ» расположена в сельской местности (л.д.34); копии постановлений об изменении наименования МКОУ «Поселковая СОШ» (л.д.35-37); копии тарификационных списков МКОУ «Поселковая СОШ» (л.д.38-46), копия паспорта (л.д. 51).

Ответчиком представлены суду справка по периодам работы в МКОУ «Поселковая СОШ» (л.д. 53), копия решения об отказе в установлении пенсии от 23.10.2020 г. с приложением (л.д.57, 60-61), копия заявления Амзевой Г. А. о назначении пенсии от 09.10.2020 г.(л.д.5-59), копии запросов в компетентные органы Республики Узбекистан (л.д. 62,63) и ответы на запросы в виде архивных справок (л.д.64, 65).

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. п. 2, 4 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Судом установлено, что истец Амзеева А.Г., полагая, что имеет пенсионный стаж, достаточный для назначении пенсии досрочно, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии 09.10.2020 г., которое поступило в обработку 10.10.2020 г. (л.д. 58-59). По результатам рассмотрения данного заявления ГУ УПФ - РФ по Калачеевскому району Воронежской области приняло решение года от 23.10.2020 г., засчитав Амзеевой Г.А. 15 лет 06 мес. 25 дней в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости (л.д. 57, 60-61). Истец в период с 01.01.1991г. по 01.10.1994г. (3 года 9 месяцев 1 день) работала в должности учителя начальных классов средней школы им<адрес> Республики Узбекистан, что подтверждается копией трудовой книжки, архивными справками. Данный период подлежит включению в льготный пенсионный стаж истца. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

До 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ).

13 марта 1992 года между государствами - участниками СНГ в области пенсионного обеспечения было заключение Соглашение, по которому пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 года).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

В числе этих условий, как следует из содержания статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ, возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона №400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ. Пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

С наличием страхового стажа определенной продолжительности связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, не менее 25 лет осуществлявшие педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (далее - Правила от 29 октября 2002 года № 781), определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 года № 781, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.

Статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400- ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 года стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.

Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Тот факт, что табели, расчета по начислению зарплаты» за 1987-1993г. г. Акалтынского РайОНО средней школы для хранения в архив не сданы, не может повлиять на права истца. Передача документов на хранение в архив является обязанностью работодателя, на которую повлиять истец не имеет правовой возможности.

Г.А. Амзеева с 01.01.2002г. по 31.08.2009г. (07 лет 08 мес.) работала на 0,5 ставки воспитателя группы продленного дня и учителя начальных классов с учебной нагрузкой от 6,5 до 17 час. в <адрес>. С доводами о включении данного периода в льготный стаж истца суд соглашается. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" Списка в котором имеется должность: заместитель директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом и учитель, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1. - 1.14. раздела "Наименование учреждений" Списка: общеобразовательные учреждения: школы всех наименований.

В соответствии с п. 4 Правил, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 г. года работы в должностях и в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Согласно п. 6 Правил, работа в должности учителя общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

Пункт 8 названных выше Правил предусматривает дополнительные льготы для руководящих работников (заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" Списка, устанавливая право на включение такой работы в специальный стаж независимо от ведения ими или неведения преподавательской работы.

Судом установлено что в спорный период истец работала на 0, 5 ставки воспитателя группы продленного дня и учителя начальных классов с учебной нагрузкой от 6,5 до 17 час, что подтверждается трудовой книжкой, приказами, тарификационными списками.

С учетом системного толкования приведенных выше норм, данный период работы истца подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Неиздание работодателем приказов о совмещении должностей не может умалять прав истца, поскольку судом установлены фактические обстоятельства совмещения истцом должностей. МКОУ «Поселковая средняя общеобразовательная школа» расположена в сельской местности, а именно, по адресу: <данные изъяты>, <адрес>, что подтверждает справка администрации Калачеевского сельского поселения.

По вопросу о включении в льготный пенсионный стаж Амзеевой Г.А. периода с 30.11.2011 г. по 13.12.2011 г.(14 дней), то есть периодов нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства суд руководствуется следующим. В соответствии со ст. 187 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 239-ФЗ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Систематическое повышение профессионального уровня является обязанностью педагогического работника в силу законодательства об образовании (ст. 48 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании").

Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (ч. ч. 1, 4 ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации).

Поскольку периоды нахождения на курсах повышения квалификации приравниваются к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, то исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность. Аналогичная правовая позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14.06.2006, определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2012 по делу N 15-КГ2-2.

Исходя из приведенных норм, периоды нахождения на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

Тот факт, что приказы о направлении на курсы повышения истца не издавались работодателем, не имеет значения, так как Амзеева Г.А. представила соответствующее удостоверение суду.

Таким образом, на дату обращения Амзеевой Г.А. к ответчику за назначением пенсии у нее было 27 лет 00 месяцев и 10 дней стажа. Таким образом, у суда имеются основания для вынесения решения о назначении пенсии истцу пенсии с момента обращения её к ответчику.

Поскольку требования истца удовлетворены в полном объеме, то с ответчика подлежат взысканию судебные расходы в сумме 300 руб., в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

В части взыскания 100 рублей требования являются необоснованными, так как истец ошибочно уплатила излишнюю сумму государственной пошлины, которая подлежит возврату ей из бюджета.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Амзеевой Галины Алексеевны к ГУ УПФ РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) о признании незаконным отказа в назначении пенсии и включении в стаж периодов работы, дающих право на назначение досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, удовлетворить частично.

Признать незаконным решение ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) № 655741/20 года от 23.10.2020 г. в части отказа во включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периодов работы: с 01.01.1991 г. по 01.10.1994 г., с 01.01.2002 г. по 31.08.2009 г., с 30.11.2011 по 13.12.2011 г.

Включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, периоды работы: с 01.01.1991 г. по 01.10.1994 г., с 01.01.2002 г. по 31.08.2009 г., с 30.11.2011 по 13.12.2011 г.

Обязать ответчика ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) назначить пенсию Амзеевой Галине Алексеевне с 09.10.2020 г.

Взыскать с ГУ – Управления Пенсионного Фонда РФ в Калачеевском районе Воронежской области (межрайонное) (ОКПО 57725125, ОГРН 1023600792302, ИНН/КПП 3610007972/361001001) находящегося по адресу: Воронежская область г.Калач, ул. Советская, д. 27 в пользу Амзеевой Галины Алексеевны судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 300 (триста) рублей.

Возвратить Амзеевой Галине Алексеевне излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 100 рублей

Решение в мотивированном виде будет изготовлено 20 июля 2021 г.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение 1 месяца со дня его вынесения в мотивированном виде.

Судья И.В. Соляная

№ 2-8429/20, УИД 36RS0016-01-2021-001209-21