ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8429/2021 от 11.11.2021 Благовещенского городского суда (Амурская область)

Производство № 2-8429/2021

УИД 28RS0004-01-2021-011581-26

Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации

Благовещенский городской суд Амурской области, в составе:

Председательствующего судьи Матюхановой Н.Н.,

С участием помощника судьи ЕА

С участием представителя истца АА, представителя ответчика АВ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ОС, действующей в интересах несовершеннолетнего ребенка КВ к ОПФР по Амурской области о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления по распоряжению средствами материнского капитала, понуждении произвести перечисление средств материнского капитала по обращению, понуждении в дальнейшем производить выплаты по заявлениям,

установил:

ОС, действуя в интересах несовершеннолетней дочери КВ обратилась в суд с настоящим иском, указав, что является матерью двоих несовершеннолетних детей – КВ*** года рождения и КВ*** года рождения. В связи с рождением второго ребенка ей 25 февраля 2016 года УПФР в г. Благовещенске был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № ***, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» имеет право распоряжаться средствами материнского капитала, в том числе на оплату образовательных услуг. 2 февраля2021 года между ней, действующей в интересах КВ и ИП ЮИ заключен договор б/н на оказание услуг, по условиям которого под услугами понимается оказание образовательных услуг, на основании лицензии № ОД 5612 от 4 июля 2017 года, а также осуществление присмотра и ухода за детьми, осваивающими программу дошкольного образования. Из лицензии № ОД 5612 от 4 июля 2017 года следует, что ИП ЮА предоставлена лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии. 9 сентября 2021 года в УПФР в г. Благовещенске Амурской области было направлено заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг в отношении КВ. Решениями № 2991 от 22 сентября 2021 года ответчик отказал в удовлетворении заявлений. Из уведомления № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала следует, что отказ обусловлен тем, что перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречит нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, поскольку индивидуальный предприниматель не является образовательной организацией. Полагает, что решение УПФР в г. Благовещенске, вынесенное по результатам рассмотрения ее заявления, являются незаконным.

Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ заявленные требования, просит суд признать незаконным решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала. Обязать ОПФР по Амурской области перечислить средства материнского капитала по заявлению о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала № *** от 9 сентября 2021 года по договору на оказание услуг б\н от 2 февраля 2021 года, заключенного в интересах КВ*** года рождения с индивидуальным предпринимателем ЮИ, обязать ОПФР по Амурской области производить перечисление средств материнского капитала по последующим заявлениям о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала.

В судебном заседании представитель истца на требованиях настаивал, пояснил об обстоятельствах, изложенных в иске.

В судебном заседании представитель ответчика не согласившись с иском, с учетом письменного отзыва в материалах дела указала, что решением Управления от 25 февраля 2016 года № 199 ОС выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК- 8 № *** в связи с рождением второго ребенка. По заявлению истца от 9 сентября 2021 года № *** Управлением принято решение № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе в выплате в соответствии с п.2 ч.2 ст.8 Федерального закона № 256-ФЗ - нарушение установленного порядка подачи заявления о распоряжении. Согласно п. 2 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 926, средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг. В соответствии с п. 4 Правил средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг. Юридически значимыми обстоятельствами являются нахождение организации на территории РФ, наличие у организации лицензии на оказание образовательных услуг, наличие договора об оказании платных образовательных услуг, включающего обязательства организации по содержанию ребенка и (или) присмотру и уходу за ребенком, а также расчет размера платы за это. Из представленного с заявлением от 9 сентября 2021 года № *** договора на оказание услуг № б/н от 2 февраля 2021 года, следует, что исполнителем по договору выступает индивидуальный предприниматель, то есть физическое лицо, в то время как в Правилах речь идет об организациях – юридических лицах. Также в договоре не прописаны конкретные услуги и обязательства исполнителей по содержанию детей и присмотру и уходу за детьми, а так же расчет размера оплаты, включающий исключительно плату за соответствующие услуги (без оплаты сторонних услуг), так в разделе № 4 не указано, на какие услуги приобретается абонемент за 12500 рублей, не указано, какая именно услуга оплачивается за счет средств материнского капитала, правила, перечень и описание услуг является неотъемлемой частью договора, однако эти документы в Управление не представлены. Срок действия договора не определен конкретной датой, а моментом исполнения сторонами обязательств. Считает, что требование о понуждении ответчика в будущем выплачивать средства материнского капитала не подлежат удовлетворению, так как заявлено некорректно, требования на будущее время не могут быть удовлетворены, должно рассматривать каждое поданное заявление, более того, средства материнского капитала является исчерпываемой суммой.

В судебное заседание не явился истец, обеспечил явку своего представителя.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что ОС является матерью двоих несовершеннолетних детей –– КВ*** года рождения и КВ*** года рождения.

В связи с рождением второго ребенка 25 февраля 2016 года ОС УПФР в г. Благовещенске был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-8 № ***.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ОС имеет право распоряжаться средствами материнского капитала, в том числе на оплату образовательных услуг.

2 февраля 2021 года между ОС, действующей в интересах КВ и ИП ЮИ заключен договор б/н на оказание услуг, по условиям которого под услугами понимается оказание образовательных услуг, на основании лицензии № ОД 5612 от 4 июля 2017 года, а также осуществление присмотра и ухода за детьми, осваивающими программу дошкольного образования.

Из лицензии № ОД 5612 от 4 июля 2017 года следует, что ИП ЮА предоставлена лицензия на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии.

9 сентября 2021 года в УПФР в г. Благовещенске Амурской области ОС было направлено заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на оплату образовательных услуг в отношении своих несовершеннолетних детей.

Решениями № 2991 от 22 сентября 2021 года ответчик отказал в удовлетворении заявления.

Из уведомления № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала следует, что отказ обусловлен тем, что перечисление средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречит нормам Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, поскольку индивидуальный предприниматель не является образовательной организацией.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» ОС имеет право на дополнительные меры государственной поддержки.

Не согласившись с данным отказом в удовлетворении заявления и направлении средств, истцом инициирован настоящий иск в суд.

Проверяя обоснованность требований истца о признании решений об отказе, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон N 256-ФЗ) средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.

Пунктом 1 части 2 статьи 11 Закона № 256-ФЗ средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе, и возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала), предусмотрены законодателем в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в частности, реализацию дополнительных возможностей для детей в сфере образования.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года № 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.

Согласно пункту 2 Правил средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг.

Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (пункт 4 Правил).

В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года № 1014 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, где указано, что он обязателен для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая индивидуальных предпринимателей (п.2).В данном приказе определено, что образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений (п.6). Свою деятельность образовательные организации осуществляют на основании образовательных программ дошкольного образования, разрабатываемых в соответствии с государственным образовательным стандартом (п. п. 9,10).

В силу положений пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Таким образом, выводы ответчика о том, что распоряжение средствами материнского капитала на оплату оказываемых индивидуальным предпринимателем платных образовательных услуг, не предусмотрено действующими Правилами, основаны на неправильном толковании правовых норм.

Согласноч.1 ст. 91Закона № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию. Аналогичное правило установлено иподпунктом 40 пункта 1 статьи 12Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии сПоложениемо лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании № 966).

Пунктом 3Положения о лицензировании № 966 установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программпоперечнюсогласно Приложению к Положению о лицензировании N 966 (далее - Приложение). Перечень лицензируемых образовательных услуг включает в себя, в том числе основную общеобразовательную программу дошкольного образования (пункт 1Приложения).

Согласно положению лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении дошкольной образовательной деятельности является наличие: помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; материально-технического обеспечения образовательной деятельности;разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии состатьей 12Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»; санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности.

Судом установлено, что предметом заключенного истцом с ИП ЮИ договора на оказание услуг является оказание образовательных услуг на основании лицензии № ОД 5612 от 4 июля 2017 года, осуществление присмотра и ухода за детьми, осваивающими программу дошкольного образования.

Оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала является допустимой и в случае заключения договора с индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом № 256-ФЗ. Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ, находящегося в отрыве от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности.

На основании изложенного, суд считает, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе в удовлетворении заявлений о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала являются необоснованным и незаконным, и на ответчика следует возложить обязанность перечислить средства материнского капитала по заявлению ОС о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала 9 сентября 2021 года № ***.

В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Материалами дела подтверждается, что при подаче настоящего иска ОС понесены расходы на уплату государственной пошлины, в силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика в сумме 300 рублей, согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь ст.ст.194, 199 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Признать незаконным решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 2991 от 22 сентября 2021 года об отказе ОС в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.

Обязать ОПФР по Амурской области перечислить средства материнского капитала по заявлению ОС о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала № *** от 9 сентября 2021 года по договору на оказание услуг б\н от 2 февраля 2021 года, заключенного между ОС, действующей в интересах КВ*** года рождения и индивидуальным предпринимателем ЮИ, в остальной части иска отказать.

Взыскать с ОПФР по Амурской области в пользу ОС расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционной порядке путем подачи апелляционной жалобы в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение 1 месяца со дня изготовления решения суда, начиная с 19 ноября 2021 года.

Судья Н.Н. Матюханова