Дело № 2-842/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 августа 2018 года пгт. Курагино
Курагинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Пересыпко М.Ю.,
при секретаре судебного заседания Курзаковой Е.Н.,
с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора Курагинского района Карамашева Н.В., представителя ответчика администрации Рощинского сельсовета ФИО1 (по доверенности от 06 марта 2018 года),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Пойловский сельский совет о возложении обязанности провести обследование гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования,
установил:
Процессуальный истец - прокурор Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Муниципального образования Пойловский сельский совет о возложении обязанности провести обследование гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования, обосновывая свои требования тем, что в ходе проверки исполнения требований законодательства о чрезвычайных ситуациях и ликвидации последствий стихийных бедствий, противодействии терроризму на территории Пойловского сельсовета установлено, что в нарушение требований федеральных законов № 35-ФЗ, № 117-ФЗ и № 68-ФЗ администрацией Пойловский сельсовета не в полной мере исполняются обязанности, как собственника гидротехнических сооружений – водозащитной дамбы № 1 на реке Туба и водозащитной дамбы № 2 на реке Туба, а именно декларации безопасности гидротехнических сооружений не разработаны, обследование гидротехнических сооружений не проведено. Указанные нарушения могут повлечь за собой тяжкие последствия в виде гибели и травмирования людей, повреждения имущества, в случае аварий природного, техногенного характера, а также в случае террористического акта на гидротехнических сооружениях. В связи с чем, истец просит суд обязать администрацию Пойловского сельсовета в течение года с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования – водозащитной дамбы № 1 на реке Туба и водозащитной дамбы № 2 на реке Туба, с обязательным участием представителей органа надзора.
В судебном заседании помощник прокурора Карамашев Н.В. заявленные требования поддержал по оснвоаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Муниципального образования Пойловский сельский совет ФИО1 (по доверенности) в судебном заседании пояснила, что действительно обследование гидротехнических сооружений не проведено, обязуются в ближайшее время пригласить должностное лицо из надзирающего органа и провести обследование гидротехнических сооружений.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим оснвоаниям:
На основании ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ), прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.п. 7.1, 8 и 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Муниципального образования Пойловский сельсовет, к вопросам местного значения отнесены: - участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения; - участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; - организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 1 ст. 5.2 Федерального закона РФ от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно: - осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; - принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; - осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; - осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; - организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; - создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; - вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; - устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; - участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112"; - создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; - осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст. 3 Федерального закона РФ от 21.07.21997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Закон № 117-ФЗ), декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса.
В соответствии со ст. 10 Закона № 117-ФЗ, декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют и представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти декларацию безопасности гидротехнического сооружения при эксплуатации гидротехнического сооружения I, II или III класса, а также при консервации и ликвидации гидротехнического сооружения I, II, III или IV класса.
В соответствии с п. 6 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Положение), декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией (далее именуются - декларанты).
В соответствии с п. 7 Положения, разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией, а в случае с гидротехническими сооружениями, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, - органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого находятся указанные сооружения, с обязательным участием представителей органа надзора. В случае если участниками обследования установлено, что возможные повреждения гидротехнических сооружений не приведут к возникновению чрезвычайной ситуации, декларирование безопасности таких гидротехнических сооружений не проводится, сведения о них не вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений и разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения не требуется. В случае если после проведения обследования гидротехнического сооружения возникла аварийная (предаварийная) ситуация или имели место опасные отклонения фактических показателей состояния и условий эксплуатации гидротехнического сооружения от установленных критериев безопасности, обследование гидротехнического сооружения должно быть проведено повторно.
В судебном заседании установлено и не оспаривается ответчиком, что в собственности Муниципального образования Пойловский сельсовет имеются гидротехнические сооружения: водозащитная дамба № 1 на реке Туба и водозащитной дамбы № 2 на реке Туба (свидетельства о государственной регистрации права № от 21.10.2013г. и № от 21.10.2013г.).
Как следует из ответа Главы администрации Пойловского сельсовета декларации безопасности на гидротехнические сооружения (дамбы) отсутствуют.
Согласно акту проверки № от 28 марта 2017 года выявлены нарушения собственником гидротехнических сооружений (водозащитной дамбы № 1 на реке Туба и водозащитной дамбы № 2 на реке Туба) МО Пойловский сельсовет Федерального закона РФ от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».
В силу ч. 1 ст. 249 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) обязанности по доказыванию обстоятельств, законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В судебное заседание представителем ответчика не представлено доказательств правомерности бездействия в части обследования гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Муниципального образования Пойловский сельсовет с обязательным участием представителя органа надзора.
Между тем, указанная обязанность установлена вышеприведенными нормами законодательства.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора Курагинского района Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Пойловский сельский совет о возложении обязанности провести обследование гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Муниципального образования Пойловский сельский совет о возложении обязанности провести обследование гидротехнических сооружений, находящихся в собственности муниципального образования удовлетворить.
Возложить на администрацию Муниципального образования Пойловский сельский совет обязанность – провести обследование гидротехнических сооружений (водозащитной дамбы № 1 на реке Туба и водозащитной дамбы № 2 на реке Туба), находящихся в собственности муниципального образования с участием представителей органа надзора, в течении одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Курагинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий: подпись.
Копия верна: судья М.Ю. Пересыпко