ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2014 от 04.07.2014 Дербентского городского суда (Республика Дагестан)

                                                  Заочное РЕШЕНИЕ

                                          Именем Российской Федерации

           «04» июля 2014г.                                                                       г.Дербент

 Дербентский городской суд в составе судьи Гаджиева Д.А. при секретаре Абакарове И.Т., с участием представителя Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ - ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 о признании постройки самовольной и проводимых на принадлежащем ФИО5 земельном участке строительных работ незаконными, приостановлении строительства 9-ти этажного жилого дома на участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами: 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006, обязании застройщика приостановить строительство объекта капитального строительства -9-ти этажного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006 до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства,

                                                          УСТАНОВИЛ:

 Управление Государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ обратилось в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ФИО5 о признании постройки самовольной и проводимых на принадлежащем ФИО5 земельном участке строительных работ незаконными, приостановлении строительства 9-ти этажного жилого дома на участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами: 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006, обязании застройщика приостановить строительство объекта капитального строительства -9-ти этажного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006 до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства.

 В судебном заседании представитель истца - Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ, ФИО6 свои требования поддержал и пояснил, что ФИО5 осуществляется строительство 9- этажного многоквар_тирного жилого дома, расположенного на земельном участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровым номером: 05:42:00 00 14:0014 и 05:42:00 00 14:0006. Перед началом строительства по указанному объекту застройщиком гр. ФИО5 в нарушение требований ч.5 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федера_ции, не направлено в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзо_ра, извещение о начале работ. В силу п. 19 ст.1 Кодекса: «Застройщиком является физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, рекон_струкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполне_ние инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта».

 В силу п.2 ст.48 Кодекса «Архитектурно-строительное проектирование»: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально- технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капи_тального ремонта, (в ред. Федерального закона от 18.07.2011г. N 243-ФЭ)».

 Между тем, застройщиком ФИО5 не разработана проектная документа_ция на строительство Объекта.

 В силу ч.1 ст.49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотрен_ных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изы_сканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключе_нием случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной докумен_тации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, вы_полненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы».

 Перед началом строительства ФИО5 не получено положи_тельное заключение экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной доку_ментации, тем самым им при строительстве объекта нарушены требования ч.1 ст. 49 Кодекса.

 Строительство ФИО5 осуществляется без разрешения на строительство. Между тем, в силу части 2 статьи 52 Градостроительного Кодекса РФ (да_лее Кодекс) «Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуще_ствляются на основании разрешения на строительство».

 В силу пункта 2 и 3 статьи 52 «Кодекса»: «2. Виды работ по строительству, реконструк_ции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам ра_бот. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридически_ми лицами». Между тем, выполнение строительно-монтажных работ по объекту осу_ществляется застройщиком в нарушение требований пункта 2 и 3 статьи 52 Кодекса, а именно без свидетельства о допуске выданного саморегулируемой организацией на вы_полнение работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

 В соответствие с требованиями п. 1 ст. 54 «Кодекса»: «Государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проек_тная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствие со статьёй 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или её модификацией».

 В силу пункта 6. статьи 52 «Кодекса»: «Лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство в соответствии с заданием застройщика или заказчика, про_ектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов...».

 Проведенной 29 мая 2014г. управлением государственного строительного надзора Минстроя РД проверкой в отношении застройщика ФИО5 по указанному объекту, на котором выполняются строительно-монтажные работы: блок А- работы 2-го этажа и блок Б- работы цокольного этажа, выявлены следующие недостатки:

  строительство начато без извещения о начале строительства - п.4.4 СП 48.13330.2011;  не представлено положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - п. 4.4 СП 48.13330.2011;  не представлено разрешение на строительство - п. 4.4 СП 48.13330.2011;  не представлена исполнительная документация - п. 6.13 СП 48.13330.2011;  не представили журналы производства работ-п.1.5, СНиП 3.03.01-87;  не представили акты испытания бетона на прочность- п. 3.51. СНиП 3.03.01-87. Допущенные застройщиком при строительстве объекта отклонения от требований строительных норм и правил, указанные в акте проверки, создают угрозу жизни и здоро_вью граждан.  В силу Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Рос_сийской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федера_ции <номер изъят> от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ»( п.п. «ж»).

 Ст.1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что опас_ность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении дея_тельности, создающей такую опасность.

 Кроме того, в соответствии со ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований техниче_ских регламентов в области окружающей среды (ч. 1).

 Статья 34 того же Федерального закона предусматривает в качестве санкции за нару_шение требований в области охраны окружающей среды приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объек_тов (ч. 2).

 Продолжение строительства и последующая эксплуатация многоэтажного жилого до_ма, возводимого без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без разрешения на строительство, создают оговорённую законом опас_ность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан.

 Тем самым, продолжение строительства объекта капитального строительства наруша_ет права и законные интересы неопределённого круга лиц.

 В силу ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется пу_тём пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Просит суд удовлетворить исковые требования.

 Будучи надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, ответчик ФИО5 на судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, а потому суд считает неявку ответчика неуважительной и, с учетом мнения представителя истца, считает возможным рассмотрение дела без его участия. С согласия истца суд признал возможным рассмотрение дела в порядке заочного производства.

 Исследовав материалы дела, выслушав объяснения и доводы представителя истца, суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

 Как усматривается из договора купли-продажи земельного участка с магазином, заключенного 08.04.2014г. между ФИО2, (действующего от имени ФИО3, действующего, в свою очередь, от имени ФИО4) и ФИО5, последний приобрел у ФИО4 земельный участок площадью 0,0476 га с кадастровым номером №05:42:000014:0006 и размещенный на нем магазин №10, расположенные по адресу: РД, <адрес изъят>.

 Из договора купли-продажи земельного участка, заключенного 08.04.2014г. между ФИО2, (действующего от имени ФИО3, действующего, в свою очередь, от имени ФИО4) и ФИО5, последний приобрел у ФИО4 земельный участок площадью 0.0854 га с кадастровым номером №05:42:000014:0014, расположенный по адресу: РД, <адрес изъят>.

 Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, серии 05-АА №133113, выданного 13.05.2008г. и серии 05-АА №133115, выданного 13.05.2008г., ФИО4 принадлежат земельные участки соответственно площадью 0.0854 га с кадастровым номером №05:42:000014:0014 и площадью 0,0476 га, с кадастровым номером №05:42:000014:0006, расположенные по адресу: РД, <адрес изъят>.

       Из акта проверки №000226, составленного ДД.ММ.ГГГГг. ведущим специалистом Управления государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД ФИО1, усматривается, что в ходе проверки со стороны застройщика ФИО7 выявлены нарушения обязательных требований, в частности:

 строительство начато без извещения о начале строительства - п. 4.4 СП 48.13330.2011;

 не представлено положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий - п. 4.4 СП 48.13330.2011;

 не представлено разрешение на строительство - п. 4.4 СП 48.13330.2011;

 не представлена исполнительная документация - п. 6.13 СП 48.13330.2011;

 не представили журналы производства работ-п.1.5, СНиП 3.03.01-87;

 не представили акты испытания бетона на прочность- п. 3.51. СНиП 3.03.01-87. Допущенные застройщиком при строительстве объекта отклонения от Требований строительных норм и правил, указанные в акте проверки, создают угрозу жизни и здоро_вью граждан.

 В соответствии с ч.1 ст. 37 Федерального закона «Об охране окружающей среды» строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утверждённым проектам с соблюдением требований техниче_ских регламентов в области окружающей среды

 Согласно ст. 1065 Гражданского Кодекса Российской Федерации опас_ность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении дея_тельности, создающей такую опасность.

 В соответствии с Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Рос_сийской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федера_ции <номер изъят> от 01.02.2206г., а именно п. 24.: «Должностные лица органов государственного строительного надзора при проведении проверок осуществляют следующие полномочия: осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством РФ.

 В соответствии с ч. 1 статьи 49 Кодекса: «Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотрен_ных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изы_сканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключе_нием случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной докумен_тации объектов капитального строительства результатов инженерных изысканий, вы_полненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы».

 Между тем, как установлено судом, перед началом строительства 9-ти этажного многоквартирного жилого дома ответчиком ФИО5 не получено положи_тельного заключения экспертизы о результатах инженерных изысканий и проектной доку_ментации, в связи с чем продолжение строительства и последующая эксплуатация многоэтажного жилого до_ма, возводимого без положительного заключения экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, без следующего за этим утверждения проектной документации, без разрешения на строительство, могут повлечь опас_ность для всех находящихся в этом доме и вблизи него граждан и также нарушение их прав и законных интересов.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

                                                                РЕШИЛ:

          Исковые требования Управления Государственного строительного надзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ удовлетворить.

 Признать самовольной постройку, проводимую ФИО5 на земельном участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами: 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006.

 Обязать ФИО5 приостановить строительство объекта капитального строительства - 9-ти этажного многоквартирного жилого дома, расположенного на земельном участке <номер изъят> по <адрес изъят> с кадастровыми номерами 05:42:000014:0014 и 05:42:000014:0006 до устранения нарушений федерального законодательства о градостроительной деятельности и приведения объекта в соответствие с требованиями строительных норм и правил, технических регламентов и иных нормативных документов в области строительства.

 Заявление о пересмотре заочного решения может быть подано ответчиком в Дербентский городской суд в течение семи дней со дня вручения копии решения.

 Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

                                  / решение составлено в совещательной комнате /

                                            Судья                        Д.А.Гаджиев