ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2014 от 18.07.2014 Бирского районного суда (Республика Башкортостан)

  Дело № 2-842/2014

 Р Е Ш Е Н И Е.

 Именем Российской Федерации

 18 июля 2014 года г. Бирск

 Бирский районный суд в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Полюдовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Бирского межрайонного прокурора Шарафутдинова М.Р., представителя ответчика Беляева С.Л. дело по иску

 Бирского межрайонного прокурора в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей г.Бирска Республики Башкортостан к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Лицей г.Бирска Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции,

 У с т а н о в и л:

 Бирский межрайонный прокурор в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей г.Бирска Республики Башкортостан обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Лицей г.Бирска Республики Башкортостан указав на то, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции и об образовании в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении Лицей г. Бирска, Республика Башкортостан (далее – Лицей) выявлены нарушения данного законодательства.

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к коррупции относится злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействием коррупции является деятельность, в т.ч. институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

 В силу пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, последняя реализуется, в т.ч. путем обеспечения участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции, к каковым относятся и образовательные учреждения.

 Пунктом 33 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определено понятие конфликта интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

 При этом, ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено создание в образовательных учреждениях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, в которую в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться, в т.ч. по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.

 Проверкой установлено, что в Лицее г.Бирска РБ вопреки указанным требованиям федерального законодательства состав конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы и принятия решений данной комиссией не соответствует требованиям законодательства.

 В соответствии с п.3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 Однако, в нарушение указанных норм закона п.1 приказа № директора МОБУ Лицей от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии», состав указанной комиссии состоит:

 - ФИО2 – председатель комиссии заместитель директора по УВР;

 - ФИО3 – учитель начальных классов;

 - ФИО4 – учитель биологии;

 - ФИО5- преподаватель-организатор ОБЖ;

 -ФИО6- учитель русского языка и литературы.

 Согласно ч.2 ст.45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

 Однако, в нарушение указанных норм закона п.2.2 «Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса МБОУ Лицей г.Бирска» (далее – Положение), утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что комиссия рассматривает вопросы организации обучении по индивидуальному плану, программе; об объективности оценке знаний по учебному предмету во время текущего учебного года, во время итоговой, промежуточной и текущей аттестаций, устных выпускных экзаменов; конфликтных ситуаций во взаимоотношениях между всеми участниками учебно-воспитательного процесса в школе.

 Таким образом, состав комиссии, установленный вышеуказанными приказом и круг вопросов, рассматриваемых положением, противоречит требованиям действующего федерального законодательства, так как состоит из числа только представителей педагогического коллектива, что ведет к одностороннему решению вопросов, без учета мнений представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

 Кроме того, Положением не регламентированы сроки рассмотрения споров и дачи ответов.

 Между тем, статья 12 Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее Закон №59-ФЗ) устанавливает, что письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. В исключительных случаях, а также в случае направления запроса руководитель государственного органа, органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

 Согласно методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утвержденной постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие условий или оснований принятия решения.

 Действие приказа № директора МОБУ Лицей от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии» и Положения в настоящих редакциях создают условия для работы конфликтной комиссии, не отвечающей требованиям федерального законодательства.

 Таким образом, работа вышеупомянутой комиссии в условиях, установленных Положением, противоречащим Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в состав которой входят лица, не предусмотренные требованиями федерального законодательства ущемляет законные права на обращение и образование обучающихся и их законных представителей, а также может привести к неурегулированным коррупционным проявлениям со стороны педагогических работников школы ввиду принятия решения только работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность.

 В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципальных образований. Заявление подается в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 8, г. Бирска, Республика Башкортостан в связи с нарушением прав участников данных правоотношений.

 Просят суд:

 Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г. Бирска Республика Башкортостан привести п.1 приказа № директора МОБУ Лицей от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии» в соответствие с действующим законодательством путем установления равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.

 2. Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей г. Бирска, Республика Башкортостан привести п.2.2 «Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса МБОУ Лицей г.Бирска» в соответствие с действующим законодательством путем определения рассматриваемых вопросов «в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания»; добавить пункты по установлению срока рассмотрения заявлений (обращений) не более 30 дней со дня регистрации заявления (обращения).

 Установить срок устранения нарушений – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

 В судебном заседании представитель истца - помощник Бирского межрайонного прокурора Шарафутдинов М.Р. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.

 Представитель ответчика – директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей г. Бирска Республика Башкортостан Беляев С.Л. исковые требования признал.

 Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, выяснив добровольный характер признания представителем ответчика исковых требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в порядке ч.3 ст. 173 ГПК РФ в связи с принятием судом в соответствии с правилами ст.39 ГПК РФ добровольного признания представителем ответчика исковых требований.

 Принятие судом добровольного признания ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

 Согласно ст. 198 ч.4 абз.2 ГПК РФ – в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

 Руководствуясь ст.ст. 39, 194, 198 ГПК РФ

 Р Е Ш И Л:

 Исковое заявление Бирского межрайонного прокурора в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения Лицей г.Бирска Республики Башкортостан к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению Лицей г.Бирска Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции – удовлетворить.

 Обязать муниципальное общеобразовательное учреждение Лицей г. Бирска Республика Башкортостан привести п.1 приказа № директора МОБУ Лицей от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии» в соответствие с действующим законодательством путем установления равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.

 2. Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Лицей г. Бирска, Республика Башкортостан привести п.2.2 «Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательного процесса МБОУ Лицей г.Бирска» в соответствие с действующим законодательством путем определения рассматриваемых вопросов «в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания»; добавить пункты по установлению срока рассмотрения заявлений (обращений) не более 30 дней со дня регистрации заявления (обращения)в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

 Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Бирский районный суд.

 Судья: П/П

 Копия верна. Судья Бирского районного суда: Родионова С.Р.