ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2016 от 17.11.2016 Духовщинского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-842/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 ноября 2016 года п. Кардымово

Духовщинский районный суд Смоленской области в составе: председательствующего судьи Королевой А.Н., при секретаре Вольневой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кардымовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» об обязании оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кардымовского района в интересах неопределенного круга лиц, уточнив исковые требования, обратился в суд с иском к департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» об обязании департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи осуществить финансирование СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» для проведения мероприятий по оборудованию здания школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, обязании СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» после осуществления финансирования департаменту Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны. В обоснование заявленных требований указано, что проведенной прокуратурой Кардымовского района проверкой об исполнении законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области, установлено, что в СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, что является нарушением законодательства. Предъявление в суд иска вызвано необходимостью защиты прав неопределенного круга лиц, которые могут находиться в СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» во время несанкционированного вторжения.

В судебном заседании помощник прокурора Кардымовского района БерезинаЛ.Н. уточнила исковые требования, просила обязать департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи осуществить финансирование СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» мероприятий по оборудованию здания школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны; обязать СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» после осуществления финансирования оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, поддержав требования по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика - департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи в судебное заседание не явился, причина неявки неизвестна.

Представитель ответчика - СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» ФИО1 в судебном заседании уточненные исковые требования признал в полном объеме.

Выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что в результате комплексных межведомственных обследований образовательных учреждений на территории Смоленской области в период подготовки к новому учебному году установлено, что в здании МБОУ «Шокинская основная школа» отсутствует кнопка тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, данный факт ответчиками не оспаривался.

Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти (ст. 1 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.

В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно ч. 13 ст. 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Согласно п. 6.48 «СП 118.13330.2012 Свод правил. Общественные здания и сооружения, утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 №635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 года
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ), охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п.п. 1.4, 1.5, 1.6, 6.1, 6.3 Устава СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» Кардымовский детский дом-школа является бюджетной унитарной некоммерческой организацией по типу общеобразовательная организация. Собственником имущества Учреждения и его учредителем является субъект Российской Федерации – Смоленская область. Органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя Учреждения являются администрация Смоленской области и Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи.

За Учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности закрепляется на праве оперативного управления имущество. С момента передачи имущества в оперативное управление Учреждение обеспечивает его учет, инвентаризацию, сохранность и обоснованность расходов на его содержание. Финансирование деятельности Учреждения осуществляется из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период.

Образовательное учреждение - СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» не имеет кнопки тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны, денежные средства на их установку учреждению не выделены, тогда как это необходимо в силу правовых норм.

Не принятие мер по разрешению этих вопросов ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и поскольку нарушения установлены, то они подлежат устранению.

Поскольку осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, а также учитывая, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

С учетом мнения помощника прокурора, возражавшего в предоставлении отсрочки, суд находит возможным предоставить ответчику - СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» 6 месяцев с момента осуществления финансирования на указанные выше цели.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи осуществить финансирование СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» мероприятий по оборудованию здания школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны.

Обязать СОГБОУ «Кардымовский детский дом-школа» в течение шести месяцев после осуществления финансирования оборудовать здание школы кнопкой тревожной сигнализации с выводом на пульт централизованной охраны.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Духовщинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Королева