ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2016 от 29.07.2016 Агаповского районного суда (Челябинская область)

Дело №2-842/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Агаповка 29 июля 2016 года

Агаповский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего Мокробородовой Н.И.

при секретаре Ануфренчук В.С.

с участием помощника прокурора Агаповского района Карюкиной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Агаповского района Челябинской области к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области об обязании расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Агаповского района Челябинской области обратился в суд с иском к администрации Агаповского муниципального района Челябинской области об обязании расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что начальник Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района Челябинской области ФИО1 назначена на должность с нарушением требований действующего законодательства о муниципальной службе. Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 года №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» для замещения высших и главных должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования – высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет. Согласно реестру должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Агаповского муниципального района, утвержденному постановлением главы Агаповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района относится к категории главной должности муниципальной службы. В соответствии с п. 3.1 Должностной инструкции начальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района, утвержденной главой Агаповского муниципального района, на должность начальника Муниципального управления культуры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо высшее профессиональное образование по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление»», согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК и стаж муниципальной службы не менее 3 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 обучалась в Магнитогорском горно-металлургическом институте им. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ получила диплом о высшем образовании по специальности «Горное дело», квалификация «Инженер-преподаватель горных дисциплин». ФИО1 не отвечает требованиям закона и муниципальных правовых актов, так как не имеет высшего профессионального образования по указанным группам специальностей. ДД.ММ.ГГГГ прокурором района на имя главы Агаповского муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Однако по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения не устранены, трудовой договор с ФИО1 не расторгнут. В силу закона исключается продолжение пребывания в должности муниципального служащего работника, принятого с нарушением требований закона.

В судебном заседании помощник прокурора Агаповского района Челябинской области Карюкина Е.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Агаповского муниципального района Челябинской области ФИО2, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве.

Третье лицо ФИО1 с требованиями не согласна, поскольку ее образование и стаж соответствуют занимаемой должности. Она намерена в этом году поступить в институт.

Третье лицо <данные изъяты>, представитель ФИО7, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные исковые требования прокурора Агаповского района Челябинской области обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурорвправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Базовым законодательным актом для всей муниципальной службы является Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно ст.42 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

Из статьи 1 Федерального закона от 02 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что муниципальные служащие приобретают правовой статус муниципального служащего с момента назначения на должность муниципальной службы.

Предметом регулирования Закона являются порядок поступления на муниципальную службу, особенности ее прохождения, а также условия прекращения служебных отношений.

Статья 4 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» закрепляет принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.

В соответствии с Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» (п.1 ст.2) муниципальная служба признается профессиональной деятельностью, что предполагает наличие высокой квалификации у муниципальных служащих и требует от них особого мастерства, приобретаемого и поддерживаемого в результате систематического и непрерывного образования. Закрепляя принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, указанный Закон признает необходимым условием прохождения муниципальной службы наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

В статье 9 Федерального закона №25-ФЗ установлено, что для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При этом часть 2 указанной нормы предусматривает установление квалификационных требований муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно ч. 3 ст. 6 Закона Челябинской области от 30.05.2007 года №144-ЗО «О регулировании муниципальной службы в Челябинской области» для замещения высших и главных должностей муниципальной службы устанавливаются следующие типовые квалификационные требования – высшее профессиональное образование, а также стаж муниципальной службы (государственной службы) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.

Согласно реестру должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления Агаповского муниципального района, утвержденному постановлением главы Агаповского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, должность начальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района относится к категории главной должности муниципальной службы.

В соответствии с п. 3.1 Должностной инструкцииначальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района, утвержденной главой Агаповского муниципального района, на должность начальника Муниципального управления культуры назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо высшее профессиональное образование по следующим группам специальностей: «Гуманитарные науки», «Социальные науки», «Образование и педагогика», «Культура и искусство», «Экономика и управление»», согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию ОК и стаж муниципальной службы не менее 3 лет или стаж работы по специальности не менее 4 лет.

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 обучалась в Магнитогорском горно-металлургическом институте им. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ получила диплом о высшем образовании по специальности «Горное дело», квалификация «Инженер-преподаватель горных дисциплин».

Распоряжением главы района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность начальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района, с ней заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 не отвечает требованиям закона и муниципальных правовых актов, так как не имеет высшего профессионального образования по указанным группам специальностей и стажа работы.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района на имя главы Агаповского муниципального района Челябинской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной службе. Однако по итогам рассмотрения акта прокурорского реагирования нарушения не устранены, трудовой договор с ФИО1 не расторгнут.

Доводы стороны ответчика о том, что ФИО1 имеет диплом об образовании Магнитогорского горно-металлургического института им. ФИО4 по специальности «Горное дело», квалификация «Инженер-преподаватель горных дисциплин», не могут быть учтены судом, поскольку данная специальность не соответствует требованиям, установленным Должностной инструкциейначальника Муниципального управления культуры администрации Агаповского муниципального района.

Ссылка стороны ответчика на то, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла полномочия главы Буранного сельского поселения, и недостающий стаж в один месяц является несущественным, не состоятельна, поскольку на момент заключения трудового договора ее стаж не соответствовал для назначения ее на должность.

Несоответствие ФИО1 квалификационным требованиям к уровню профессионального образования муниципальных служащих исключает возможность продолжения ее работы на занимаемой ею должности.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Законом о муниципальной службе.

Согласно абзацу 3 части 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения ( пункт 11 части 1 статьи 77 Трудового кодекса РФ), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

В связи с чем трудовой договор, заключенный с ФИО1, может быть прекращен по основаниям, предусмотренным ст.84 Трудового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора Агаповского района Челябинской области следует удовлетворить, возложить на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Агаповского района Челябинской области удовлетворить.

Возложить на администрацию Агаповского муниципального района Челябинской области обязанность расторгнуть трудовой договор с муниципальным служащим о прохождении муниципальной службы и замещении должности муниципальной службы в органе местного самоуправления Агаповского муниципального района Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО1.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено представление в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи через Агаповский районный суд.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья: