ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/2022 от 09.08.2022 Усинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2-842/2022

11RS0006-01-2022-001699-34

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Юхниной О.С.,

при помощнике судьи Колесниченко Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Усинск Республики Коми 09 августа 2022 года гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия,

установил:

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», в котором указал, что на основании обращения председателя общественной организации «Комитет спасения Печора» органом было установлено наличие не демонтированного бездействующего объекта трубопроводного транспорта, а именно, выкидного нефтепровода «» Джъерского нефтяного КЦДНГ-1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», а также загрязненного земельного участка в районе 33 км автодороги Джъер - Нижний Одес в 30 метрах от автодороги, площадью 0,0829 га.

В соответствии с Государственным реестром участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» является пользователем недр на Джъерском нефтяном месторождении (лицензия СЫК01659НЭ).

Данный выкидной бездействующий трубопровод подлежал выводу из эксплуатации с дд.мм.гггг. (в соответствии с распоряжением от дд.мм.гггг.), его протяженность составляет 2529 метров. Располагается он на территории КЦДНГ-1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» на Джъерском нефтяном месторождении (лицензия № от дд.мм.гггг.) на земельном участке лесного фонда Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество», арендуемом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по договору № от дд.мм.гггг..

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», выведя из эксплуатации указанный трубопровод, который проходит по землям лесного фонда, не приняло своевременные меры по демонтажу (ликвидации) рассматриваемого линейного объекта, его последующей утилизации и рекультивации земельного участка.

Также в соответствии с актом осмотра от дд.мм.гггг. в составе комиссии представителей ... отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, ГУ РК «Сосногорское лесничество», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» установлено, что по координатам С.Ш. в районе 33 км автодороги Джъер - Нижний Одес в 30 метрах от автодороги обнаружен участок площадью 0,0829 га покрытый твердым слоем битумо - асфальтовой смеси с вкраплениями щебня различной фракции. На участке обнаружены остатки деревянных опор, предположительно строений или оборудования. Слой предполагаемого асфальта достигает до 10 см. Структура покрытия участка представляет собой твердую фракцию черного цвета без запаха нефти, не продавливающуюся при движении по ней. Участок частично зарос травой и мхом. Наблюдается поросль деревьев, в том числе, сосна от 3 до 6 метров, береза от 2,5 до 7 метров. Заезд зарос порослью деревьев, на момент осмотра следов проезда техники на указанную площадку не выявлено.

Просил обязать ответчика в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж выкидного нефтепровода, провести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным объектом трубопроводного транспорта, обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и осуществить техническую и биологическую рекультивацию участка земель лесного фонда в районе 33 км автодороги Джъер - Нижний Одес в 30 метрах от автодороги, площадью 0,0829 га.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора ...ФИО1, действующая по поручению Печорского природоохранного межрайонного прокурора, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 исковые требования признал, просил суд предоставить срок для выполнения третьего требования о разработке проекта рекультивации и осуществлении технической и биологической рекультивации участка земель лесного фонда в районе 33 км автодороги Джъер - Нижний Одес в 30 метрах от автодороги, площадью 0,0829 га – до дд.мм.гггг., поскольку ответчику необходимо дополнительное время убедиться, что биологический этап рекультивации проведен в соответствии с требованиями закона, так как вегетативный период в местности, в которой находится загрязненный участок, длится до конца октября.

Представитель истца против установления указанного представителем ответчика срока исполнения обязательств не возражала.

Суд, заслушав объяснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Целями охраны земель является предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной (ст.12 ЗК РФ).

Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч.1 ст.8 ЛК РФ).

Ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что хозяйственная и иная деятельность, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель (ст.34).

При архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации объектов капитального строительства, используемых при геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции принимаются меры по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства, осуществляются сбор нефтяного попутного газа, рекультивация земель, другие мероприятия по предотвращению негативного воздействия на окружающую среду (п.1 ст.46).

Во исполнение требований абз.6 ст.28 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире», Постановлением Правительства РФ от 13.08.1996 №997 утверждены «Требования по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи», п.31 которых предусмотрено, что после завершения строительства, реконструкции или ремонта трубопровода запрещается оставлять неубранные конструкции, оборудование и незасыпанные участки траншей.

В соответствии разделом LIX Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №534, определены требования к выводу из эксплуатации, консервации и ликвидации трубопроводов систем сбора и транспортировки нефти и газа, принадлежащие пользователям недр, расположенные на лицензионных участках и между ними, от границ лицензионных участков до пунктов сдачи транспортным компаниям или потребителям.

В процессе ликвидации должны быть обеспечены такие мероприятия как: предотвращение загрязнения окружающей среды; обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов; утилизация оборудования и труб; рекультивация нарушенных земель (п.1626 Правил).

Согласно ст.1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон №89-ФЗ), отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным законом. Под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2009 №1091-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 53691-2009 «Национальный стандарт Российской Федерации. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт отхода I - IV класса опасности. Основные требования», действие которого распространяется на любые отходы производства, образующиеся в промышленности и который предназначен для предприятий, имеющих прямое отношение к образованию и ликвидации отходов с обеспечением защиты окружающей среды.

ГОСТ Р 53691-2009 к отходам отнесены твердые остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных, не являющихся конечной целью процесса производства, изделий и продуктов, в том числе некондиционных, использованная и утратившая полностью или частично свои исходные документированные потребительские свойства готовая продукция и другие техногенные или биоестественные объекты, предназначенные для ликвидации с их утилизацией или удалением (п.3).

В соответствии со ст. 4.1 Закона №89-ФЗ, отходы, в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности.

В Федеральном классификационном каталоге отходов (далее – ФККО), утвержденном приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, выделена отдельная группа отходов «Трубы стальные нефте- и газопроводов отработанные» (4 69 520 00 00 0), в составе которой выделено 13 видов отходов, отнесенных к IV классу опасности, в том числе трубы стальные нефтепроводов отработанные с битумной изоляцией (4 69 522 12 51 4) и трубы стальные нефтепроводов отработанные с полимерной изоляцией (4 69 522 13 51 4).

В судебном заседании установлено, что ответчик осуществляет разработку и разведку нефтяных месторождений на лицензионных участках, расположенных на территории Республики Коми.

В целях транспортирования углеводородного сырья Обществом осуществляется эксплуатация парка внутрипромысловых и межпромысловых нефтепроводов.

дд.мм.гггг. в 15:00 неустановленными лицами была вырезана и похищена часть выкидного нефтепровода «Скважина 64 до ГЗУ-3 Джъер», вследствие чего произошел разлив маслянистой жидкости, схожей с НСЖ, на площади 1 га.

ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» разрабатывает Джъерское нефтяное месторождение в соответствии с лицензией № ВХ-00-015636 от дд.мм.гггг. на осуществление деятельности «Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности». Выкидной нефтепровод «Скважина 64 до ГЗУ-3 Джъер», состоит на балансе ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», зарегистрирован в Службе технического надзора под , находится на территории Джъерского нефтяного месторождения КЦДНГ-1 ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» на земельном участке лесного фонда Нижнеодесского участкового лесничества ГУ РК «Сосногорское лесничество», арендуемом ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» по договору № С0990517/35/16-АЗ//16Y1735 от дд.мм.гггг..

Указанный трубопровод является бездействующим, выведен из эксплуатации с дд.мм.гггг. в соответствии с распоряжением начальника КЦДНГ-1 от дд.мм.гггг., его протяженность составляет 2529 метров.

Таким образом, ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», выведя из эксплуатации указанный трубопровод, который проходит по землям лесного фонда, не приняло своевременные меры по демонтажу (ликвидации) рассматриваемого линейного объекта, его последующей утилизации и рекультивации земельного участка.

В ходе осмотра от дд.мм.гггг. комиссией в составе представителей Сосногорского районного отдела по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, ГУ РК «Сосногорское лесничество», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям МО МР «Сосногорск» и ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» было установлено, что по координатам С.Ш. 63.35691, В.....04300 в районе 33км автодороги Джъер-Нижний Одес в 30м от автодороги имеется участок площадью 0,0829 га, покрытый твердым слоем битумо-асфальтовой смеси с вкраплениями щебня различной фракции. На участке обнаружены остатки деревянных опор, предположительно строений или оборудования. Слой предполагаемого асфальта достигает до 10 см. Структура покрытия участка представляет собой твердую фракцию черного цвета без запаха нефти, непродавливающейся при движении по ней. Участок частично зарос травой и мхом. Наблюдается поросль деревьев, в том числе, сосна от 3 до 6 метров, береза от 2,5 до 7 метров. Заезд зарос порослью деревьев, на момент осмотра следов проезда техники на указанную площадку не выявлено.

Ответчик не отрицает принадлежность им лицензионного участка, на котором находятся загрязненные территории.

П.2 ст.39 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица при выводе из эксплуатации и сносе объектов капитального строительства проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.

Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат рекультивации (п.9 ст.21 ЛК РФ).

Вышеуказанный бездействующий трубопровод и загрязненный участок земель лесного фонда создают опасность для объектов окружающей природной среды (лесной фонд, водные объекты), так как в теле трубопровода и в составе битумной смеси содержатся вредные для окружающей природной среды и для организма человека вещества (нефтепродукты, парафины и т.д.).

В соответствии со ст.22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений. Порядок проведения рекультивации земель устанавливается Правительством Российской Федерации (п.5, п.6 ст.13 ЗК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее - Правила).

Разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п.3).

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в отношении земель сельскохозяйственного назначения также нормам и правилам в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, но не ниже показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, порядок государственного учета которых устанавливается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации применительно к земельным участкам, однородным по типу почв и занятым однородной растительностью в разрезе сельскохозяйственных угодий, а в отношении земель, указанных в части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, также в соответствии с целевым назначением лесов и выполняемыми ими полезными функциями (п.5 Правил).

Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы (п.8).

Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель и (или) снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, или в виде отдельного документа в иных случаях (п.10).

Бездействием ООО «ЛУКОЙЛ-Коми», выразившимся в непроведении своевременного демонтажа (ликвидации) указанного бездействующего трубопровода и ликвидации загрязнения на земельном участке лесного фонда, создается угроза нарушения конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий их жизнедеятельности, а также создается угроза причинения вреда окружающей природной среде.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

При определении сроков, до истечения которых следует выполнить обязанности, указанные в исковых требованиях, суд исходит из того, что предложенные истцом сроки, с учетом их корректировки, о которых просил представитель ответчика в судебном заседании, разумны и справедливы, соответствуют обстоятельствам, установленным в ходе рассмотрения дела.

С ответчика в силу ст.98 ГПК РФ подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден при подаче искового заявления, в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Печорского природоохранного межрайонного прокурора к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности совершить определенные действия удовлетворить.

Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. произвести демонтаж выкидного нефтепровода «Скважина -ГЗУ 3» Джъерского нефтяного месторождения Комплексного цеха добычи нефти и газа ТПП «ЛУКОЙЛ-Ухтанефтегаз» ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» протяженностью 2529 м и произвести рекультивацию земельного участка, ранее занятого указанным объектом трубопроводного транспорта.

Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. разработать проект рекультивации и произвести техническую и биологическую рекультивацию участка земель лесного фонда в районе 33 км автодороги Джъер – Нижний Одес в 30 м от автодороги площадью 0,0829 га.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Усинский городской суд Республики Коми.

Председательствующий О.С.Юхнина

Мотивированное решение составлено 16.08.2022

Председательствующий О.С.Юхнина