ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-842/23 от 02.10.2023 Крымского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-842/23

УИД 23RS0024-01-2021-006147-67

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Крымск «02» октября 2023 года

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Красюковой А.С.,

при секретаре Гричанок О.А.,

с участием помощника Крымского межрайонного прокурора Малковой Т.В.,

представителя ответчика ООО «ЮжФарм» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «ЮжФарм» о признании бездействий незаконными и понуждении исполнить обязанности,

установил:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЮжФарм» о признании бездействий незаконными и понуждении исполнить обязанности.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры края проведена проверка обоснованности формирования перечня организаций, включенных в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, законодательства о мобилизации и мобилизационной подготовке в Российской Федерации, в ходе которой установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 с 21 сентября 2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация. В соответствии с п. 9 этого Указа, гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Постановление № 1725).

Проверкой установлено, что ООО «Южфарм» внесено в перечень организаций, включенных в сводный реестр организаций обороннопромышленного комплекса на основании Приказа Минпромторга России от 27.09.2022 № 4070.

Директору организации 03.10.2022 поступила информация департамента промышленной политики Краснодарского края о том, что ООО «Южфарм» включена в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края, на основании приказа Минпромторга России от 27.09.2022 № 4070.

Проверкой деятельности ООО «Южфарм» установлено, что предприятие не являлось и не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса, сведениями об участии в системе кооперации вышестоящих исполнителей государственного-оборонного заказа не обладает.

Вместе с тем, согласно п. 2 Постановления № 1725 отсрочка от призыва предоставляется руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Кроме того, согласно пп. «в» п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонного-промышленного комплекса, утвержденного постановлением Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 в реестр включаются организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание. Данная норма введена в действие на основании постановления Правительства РФ от 02.11.2022 № 1972, то есть на дату внесения в реестр организация не отвечала требованиям п. 2 указанного постановления. Кроме того, руководителем общества заявления и документы в порядке, установленном приказом Минпромторга России от 10.08.2009 № 721, для включения в реестр организаций оборонно-промышленного комплекса не направлялись.

Таким образом, в соответствии с нормами вышеуказанных актов для получения права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации получают работки организаций, которые, во-первых, включены в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, во-вторых участвуют в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Директором ООО «Южфарм» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 № 1725 руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан Крымского, Славянского и Красноармейского районов 07.10.2022 направлены сведения о работниках, которые имеют право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на основании п. 9 Указа Президента РФ № 647 от 21.09.2022, общее количество 87 человек, обеспечивающих бесперебойное производство лекарственных препаратов.

В нарушение п. 2,5 Постановления № 1725 списки работников, направленных ООО «Южфарм» руководителям призывных комиссий, не содержат информации о степени их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа, поскольку н заданий государственного оборонного заказа на исполнении в ООО «Южфарм» не имелось. В связи с чем, основания для направления таких списков работников руководителям призывных комиссий, отсутствовали.

Руководством ООО «Южфарм» не принято достаточных мер к обоснованному включению подведомственного предприятия в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, поскольку какие-либо заявления и документы в соответствии с Приказом № 721 для включения в обозначенный реестр не направлялись, организация не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на текущую дату на исполнении государственных контрактов в сфере оборонно-промышленного комплекса.

В дальнейшем указанное привело к тому, что руководством организации без достаточных оснований и в нарушение норм действующего законодательства руководителям призывных комиссий направлены сведения о работниках, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в связи с работой в организации обороннопромышленного комплекса и выполнении заданий государственного оборонного заказа, что не соответствует действительности и противоречит нормам вышеперечисленных правовых актов.

По выявленным нарушениям с целью их устранения и недопущения впредь Крымской межрайонной прокуратурой директору ООО «Южфарм» 15.11.2022 внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

По результатам его рассмотрения в межрайонную прокуратуру поступил ответ от 15.12.2022 № КЗ-18/813, в котором указано, что организация не инициировала внесение ООО «Южфарм» в сводный реестр предприятий ОПК. В ответе указано, что 03.10.2022 в адрес ООО «ЮжФарм» поступило письмо руководителя департамента промышленной политики Краснодарского края, которым была доведена информация о том, что в соответствии с приказом Минпромторга России от 27.09.2022 г. № 4070 ООО «ЮжФарм» внесено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края. Письмом также было предписано организовать работу, предусмотренную п. 5 Правил, и направить информацию о ее выполнении в адрес департамента промышленной политики Краснодарского края. Срок исполнения - до 13.00 часов 7.10.2022. Во исполнение указанного письма, и соответственно, требований Постановления Правительства РФ № 1725 от 30.09.2022, ООО «ЮжФарм» в адрес руководителей призывных комиссий были направлены списки сотрудников предприятия. В направленных списках не указано информации о степени их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа. Данная информация не указана ввиду того, что на момент направления сведений ООО «ЮжФарм» не являлось исполнителем задания государственного оборонного заказа, соответственно, сотрудники не могли участвовать в его исполнении.

Кроме того, в ответе указано, что в соответствии с требованием, изложенными в представлении, ООО «ЮжФарм» примет конкретные и исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и недопущению подобных нарушений впредь в пределах своих возможностей. В частности, в списки, направленные руководителям призывных комиссий будет внесена уточненная информация о степени участия сотрудников в выполнении государственного оборонного заказа. Выявленные нарушения в части необоснованного внесения в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса и отраслевого распределения интегрированных структур по мнению ООО «ЮжФарм» не может быть устранено силами предприятия ввиду отсутствия предусмотренных действующим законодательством полномочий.

Указанные бездействия ответственных лиц ООО «Южфарм», выразившиеся в не направлении корректирующих сведений руководителям призывных комиссий по мобилизации об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, может повлечь необоснованное предоставление включенным в указанные списки работникам права на отсрочку от призыва на военную службу, чем будут нарушены права неопределенного круга лиц.

Кроме того, в Приказе Минпромторга России от 30.11.2022, которым утвержден реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, ООО «Южфарм» не значится.

Просит признать действия ООО «ЮжФарм», выразившиеся в направлении в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 №1725 руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан в Красноармейском, Славянском, Крымском районах списка работников, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, незаконными; признать незаконным бездействие ООО «ЮжФарм», выразившиеся в непредставлении руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан в Красноармейском, Славянском, Крымском районах сведений об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и обязать ООО «Южфарм» предоставить руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан в Красноармейском, Славянском, Крымском районах сведения об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации.

Помощник Крымского межрайонного прокурора Малкова Т.В. в судебном заседании уточнила исковые требования, просила признать незаконным бездействие ООО «ЮжФарм», выразившиеся в непредставлении руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан в Красноармейском, Славянском, Крымском районах сведений об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации, в остальной части исковые требования не поддержала.

Представитель ответчика ООО «ЮжФарм» по доверенности ФИО1 в судебном заседании заявленные требования не признал, указал, что исковые требования в настоящее время исполнены в полном объеме, кроме того, ООО «ЮжФарм» с момента получения уведомления о включении в реестр оборонно-промышленного комплекса не бездействовало и самостоятельных действий не совершало, представление прокурора №7/01-22/1027 не содержало требований уведомлять военные комиссариаты об отсутствии государственного оборонного заказа.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает, что требования Крымской межрайонной прокуратуры не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации кроме граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, предоставляется другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 21.09.2022 № 647 с 21 сентября 2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация. В соответствии с п. 9 этого Указа, гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, предоставлено право на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации (на период работы в этих организациях). Категории граждан Российской Федерации, которым предоставляется право на отсрочку, и порядок его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.09.2022 № 1725 утверждены Правила предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса (далее - Постановление № 1725).

В соответствии с п. 2,3 указанного Постановления № 1725 право на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» предоставляется следующим категориям граждан Российской Федерации - руководителям, специалистам и рабочим, работающим в организациях и участвующим в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Перечень организаций разрабатывается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации с разбивкой по субъектам Российской Федерации, утверждается в 5-дневный срок со дня вступления в силу настоящих правил и направляется в Министерство обороны Российской Федерации.

В целях реализации единой государственной политики в области реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса Правительством Российской Федерации утверждено Постановление Правительства РФ от 20.02.2004 № 96 «О сводном реестре организаций оборонно-промышленного комплекса» (далее - Постановление № 96).

В соответствии с вышеуказанным актом на Министерство промышленности и торговли Российской Федерации возложена обязанность по ведению реестра на основе информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены функции по выработке государственной политики в сферах экономики, в которых осуществляют деятельность организации оборонно-промышленного комплекса, включаемые в реестр, а также государственными корпорациями.

Согласно п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса, утвержденного Постановлением № 96, в реестр включаются:

а) организации, имеющие на праве собственности или ином законном основании обособленное имущество, включая оборудование и производственные площади, и квалифицированные кадры для разработки, производства, ремонта и утилизации вооружения, военной и специальной техники, а также для производства вещевого имущества, предусмотренного классами 13, 14 и 15 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;

б) организации, в состав активов которых входят контрольные пакеты акций организаций, указанных в подпункте «а» настоящего пункта;

в) организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа, и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание.

При этом пп. «в» п. 2 Положения о ведении сводного реестра организаций оборонного-промышленного комплекса, утвержденного Постановлением № 96, согласно которому в реестр включаются организации, участвующие в выполнении заданий государственного оборонного заказа и (или) обеспечивающие их выполнение, и (или) имеющие мобилизационное задание, введен в действие на основании постановления Правительства РФ от

02.11.2022 № 1972 вступил в законную силу с 11.11.2022.

Приказом Минпромторга РФ от 10.08.2009 № 721 утвержден административный регламент исполнения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации государственной функции по ведению сводного реестра организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - Приказ №721).

В соответствии с п. 1.6 Приказа № 721 для осуществления государственной функции по ведению Реестра организации представляют в Минпромторг России документы в соответствии с настоящим пунктом Регламента.

В п. 1.6.1 Приказа № 721 указан перечень необходимых для включения организации в Реестр документов:

заявление организации о включении в Реестр по форме согласно приложению 1 к настоящему Регламенту;

представление федерального органа исполнительной власти, государственной корпорации, в сфере деятельности которых находится организация, о включении ее в Реестр (при отсутствии указанного представления организация обосновывает невозможность его представления);

заверенные в установленном порядке копии учредительных документов;

копии балансовых отчетов с отметкой налогового органа о принятии за последний отчетный и два предшествующих года;

информация по формам согласно приложениям 2 - 6 к настоящему Регламенту, подтверждающая соответствие организации установленным требованиям. При этом степень секретности (конфиденциальности) информации определяется исполнителями в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации в области защиты государственной тайны и конфиденциальной информации.

Исходя из текста искового заявления, 15.11.2022 заместителем Крымского межрайонного прокурора в адрес ООО «ЮжФарм» внесено представление в порядке ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», из которого следует, что Крымской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Краснодарского края проведена проверка обоснованности формирования перечня организаций, включённых в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, законодательства о мобилизации, в ходе которой установлено, что ООО «ЮжФарм» включено в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса, осуществляющих деятельность на территории Краснодарского края. Решение принято приказам Министерства промышленности и торговли России приказом № 4070 от 27.09.2022. Проверкой установлено, что ООО «ЮжФарм» не являлось и не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на исполнении государственных контрактов, сведениями об участии в системе кооперации вышестоящих исполнителей гособоронзаказа не обладает, мобилизационное задание на дату проведения проверки предприятию не выдавалось.

После поступления информации о включении предприятия в сводный реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса директором ООО «ЮжФарм» в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 1725 руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан Крымского, Славянского и Красноармейского районов Краснодарского края 07.10.2022 направлены сведения о работниках, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации на основании п. 9 Указа Президента РФ № 647 от 21.09.2022 г. в количестве 87 человек, обеспечивающих бесперебойное производство лекарственных препаратов.

Как следует из представления, заместитель прокурора Крымского района усмотрел в действиях ООО «ЮжФарм» нарушение п. 5 Постановления Правительства РФ № 1725 от 30.09.2022 г. в том, что списки работников, направленных ООО «ЮжФарм» руководителям призывных комиссий не содержат информации о степени их участия в выполнении государственного оборонного заказа.

По мнению прокурора, изложенному в представлении, руководством ООО «ЮжФарм» не принято достаточных мер к обоснованному включению предприятия в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса, поскольку какие-либо заявления и документы в соответствии с приказом Министерства промышленности и торговли № 721 от 10.08.2009 для включения в обозначенный реестр не направлялись, организация не является исполнителем государственного оборонного заказа, не имеет на текущую дату на исполнении государственных контрактов.

В дальнейшем, как указано в представлении, указанное привело к тому, что руководством организации без достаточных оснований и в нарушение норм действующего законодательства руководителям призывных комиссий направлены сведения о работниках, имеющих право на предоставление отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации в связи с работой в организации оборонно-промышленного комплекса, что противоречит нормам вышеперечисленных правовых актов.

В представлении прокурор требует:

- безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры. О времени и месте рассмотрения представления сообщить в межрайонную прокуратуру:

- в течение месяца принять конкретные и исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лицо, допустившее вышеуказанные нарушения и представить в межрайонную прокуратуру соответствующие подтверждающие документы.

- о результатах рассмотрения представления и принятых мерах по устранению и недопущению нарушений в дальнейшем сообщить письменно в межрайонную прокуратуру в установленный законом месячный срок с момента получения представления.

По мнению Крымского межрайонного прокурора, требования, изложенные в представлении, исполнены не были, в связи с чем он обратился в суд с исковым заявлением.

Судом установлено, что 03.10.2022 г. в адрес ООО «ЮжФарм» поступило письмо руководителя департамента промышленной политики Краснодарского края, которым была доведена информация о том, что в соответствии с приказом Минпромторга России от 27.09.2022 г. № 4070 ООО «ЮжФарм» внесено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса и отраслевого распределения интегрированных структур, осуществляющих свою деятельность на территории Краснодарского края. Указанным письмом также было предписано организовать работу, предусмотренную п. 5 Правил, и направить информацию о ее выполнении в адрес департамента промышленной политики Краснодарского края. Срок исполнения - до 13.00 часов 07.10.2022.

Согласно п. 5 Правил предоставления права на получение отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации гражданам Российской Федерации, работающим в организациях оборонно-промышленного комплекса, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 1725, отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам призывными комиссиями по мобилизации граждан на основании списков граждан, направляемых руководителями организаций, в 3-дневный срок после получения указанных списков граждан. В списках граждан указываются фамилия, имя и отчество (при наличии) граждан, год и место их рождения, категория из числа указанных в пункте 2 настоящих Правил, а также степень их участия в выполнении заданий государственного оборонного заказа.

Во исполнение указанного письма и требований Постановления Правительства РФ № 1725 от 30.09.2022 г., ООО «ЮжФарм» в адрес руководителей призывных комиссий Красноармейского, Славянского и Крымского районов Краснодарского края были направлены списки сотрудников предприятия, на которых распространяется отсрочка от мобилизации. Списки направлены в табличной форме, как следует из отзыва ООО «ЮжФарм», в направленных списках не указано информации о степени участия сотрудников в выполнении заданий государственного оборонного заказа. Данная информация не указана ввиду того, что на момент направления сведений ООО «ЮжФарм» не являлось исполнителем задания государственного оборонного заказа, соответственно, не могло указать сведения, какие сотрудники и в какой степени участвуют в его исполнении. ООО «ЮжФарм» никогда не обращалось в Министерство промышленности и торговли РФ с заявлением о включении в Реестр предприятий оборонно-промышленного комплекса ввиду отсутствия оснований к такому включению. Основания включения ООО «ЮжФарм» в сводный Реестр предприятий ОПК, судом не установлены.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Как следует из материалов дела, указанное представление было рассмотрено руководством ООО «ЮжФарм» с участием представителя Крымской межрайонной прокуратуры 14 декабря 2022 года.

08.12.2022 г. между ООО «ЮжФарм» и Министерством промышленности и торговли России заключен договор № М321-25106-211 на выполнение мобилизационных заданий. Предметом договора является выполнение мобилизационных заданий по поставке Государственным заказчикам, определенным постановлением Правительства РФ, продукции, выполнению работ, оказанию услуг на годовой период военного времени, в том числе выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке и обеспечению мобилизационной готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий. О наличии указанного договора было доведено представителю Крымской межрайонной прокуратуры при рассмотрении представления с его участием.

09.12.2022 г. ООО «ЮжФарм» направлено в Крымскую межрайонную прокуратуру извещение о времени и месте рассмотрения представления.

15.12.2022 г. ООО «ЮжФарм» направило в Крымскую межрайонную прокуратуру ответ на представление.

16.01.2023 г. ООО «ЮжФарм» обратилось в арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением о признании представления прокурора об устранении нарушений федерального законодательства № 7/01-22/1027 незаконным.

02.12.2023 г. в адрес ООО «ЮжФарм» поступило письмо от ФКУ Военный комиссариат Краснодарского края, которым подтверждается, что ООО «ЮжФарм» включено в список организаций ГО МУ ГШ ВС работникам которых предоставлено право на отсрочку.

06.03.2023 г. ООО «ЮжФарм» обратилось в Министерство промышленности и торговли России за разъяснениями по поводу включения ООО «ЮжФарм» в реестр ОПК.

07.09.2023 г. в адрес ООО «ЮжФарм» поступило письмо Департамента промышленной политики Краснодарского края, которым подтверждается исключение ООО «ЮжФарм» из реестра предприятий оборонно-промышленного комплекса.

В период с 21 сентября по 25 сентября 2023 года ООО «ЮжФарм» направило в военкоматы Крымского, Славянского и Красноармейского районов извещение о том, что ООО «ЮжФарм» по состоянию на 20.09.2023 не включено в реестр ОПК и не имеет на исполнении государственного оборонного заказа.

Представление заместителя Крымского межрайонного прокурора №7/01-22/1027 от 15.11.2022 в адрес ООО «ЮжФарм» не содержало требований уведомлять военные комиссариаты об отсутствии государственного оборонного заказа, заявленное в иске требование об обязании предоставить руководителям призывных комиссий по мобилизации граждан в Красноармейском, Славянском, Крымском районах сведения об отсутствии на исполнении у организации заданий государственного оборонного заказа и оснований для предоставления работникам отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации по состоянию на момент рассмотрения настоящего искового заявления исполнено в полном объеме.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О, в соответствии со статьей 129 (часть 5) Конституции Российской Федерации полномочия, организация и порядок деятельности органов прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Таким законом является Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", в соответствии с которым прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (статья 1). Задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, что соотносится с положениями статей 2, 4 (часть 2), 15 (части 1 и 2) и 18 Конституции Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статье 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (пункт 1 статьи 6); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона (пункт 3 статьи 22); представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня вынесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (пункт 1 статьи 24).

По смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Истцом указано, что ООО «ЮжФарм» в приказе Минпромторга России от 30.11.2023 не значится, тогда как именно на момент подачи искового заявления и до августа 2023 года ООО «ЮжФарм» значилось в данном приказе.

Таким образом, истцом факт нарушения ответчиком действующего законодательства не доказан, на момент вынесения представления ООО «Южфарм» было предоставлено мобилизационное задание.

Доказательств обратного в материалах дела не имеется и истцом в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено.

При таких обстоятельствах, заявленные Крымской межрайонной прокуратурой требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ к ООО «ЮжФарм» о признании бездействий незаконными и понуждении исполнить обязанности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Крымский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись.

Копия верна:

Судья: А.С. Красюкова