ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-843/202017 от 17.09.2020 Нарьян-марского городского суда (Ненецкий автономный округ)

Уникальный идентификатор дела: 83RS0001-01-2020-001111-37

Дело № 2-843/2020 17 сентября 2020 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

Председательствующего судьи Парфенова А.П.,

при секретаре судебного заседания Рычковой Н.С.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

рассмотрев на открытом судебном заседании в помещении суда в г. Нарьян-Маре гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий об отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, обязании предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, обязании произвести расчет размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу (УМВД России по Ненецкому автономному округу) о признании незаконными действий об отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу, обязании предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу.

В обоснование требований истцом указано, что с ДД.ММ.ГГГГ она проходила службу в системе МВД России, с июня 2009 года – в УМВД России по Ненецкому автономному округу. ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена со службы в органах внутренних дел на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии). Заявитель указывает, что в период прохождения службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу она неоднократно привлекалась к выполнению служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени. Вместе с тем, за выполнение указанных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, как указывает истец, ей не была выплачена денежная компенсация либо предоставлены дополнительные дни отдыха. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с рапортом, в котором просила предоставить ей табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для получения выплат за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Ответчиком был предоставлен ответ на указанный рапорт с приложением табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за январь, март, апрель, май, июнь 2019 года, табели учета служебного времени за 2018, 2020 гг. предоставлены не были, в связи с тем, что, как было указано ответчиком, в отдел по работе с личным составом УМВД России по Ненецкому автономному округу табели учета служебного времени за указанные периоды не предоставлялись. Истец указывает, что в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по составлению табелей учета служебного времени она лишена возможности получить полагающиеся ей выплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, нарушено ее право на получение равной оплаты за труд равной ценности. Заявитель считает незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу.

Истец просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу, а также обязать ответчика предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года.

В ходе рассмотрения дела исковые требования истцом были дополнены: истец просила суд признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу, обязать ответчика предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года; а также обязать ответчика произвести расчет размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, и на основании произведенного расчета выплатить заявителю денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за указанные периоды.

В судебном заседании истец поддержала исковые требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (согласно предоставленному ответчиком справочному расчету суммы указанной компенсации, арифметическая правильность которого (расчета) заявителем не оспаривалась) за сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года – в размере 4982,09 руб.; за январь 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года – в размере 34074,61 руб. В остальной части исковых требований истец на их удовлетворении не настаивала. Пояснила, что целью ее обращения в суд является получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. В материалы гражданского дела ответчиком в качестве доказательств предоставлены табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за периоды, интересующие заявителя, а также справочный расчет суммы полагающейся истцу компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Указала, что после ее увольнения со службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу на основании приказа начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2020 года ей была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в первом полугодии 2019 года, за остальные периоды, указанные в иске, данная денежная компенсация ей не выплачивалась, что истец считает незаконным. Полагает, что срок обращения в суд с иском по настоящему за разрешением служебного спора ею не пропущен. Просит учесть, что причитающаяся ей сумма денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени подлежала выплате ответчиком в ходе производства с ней окончательного расчета при увольнении, чего УМВД России по Ненецкому автономному округу необоснованно сделано не было. Иск в суд по настоящему делу предъявлен ДД.ММ.ГГГГ – в пределах одного месяца со дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ со службы в органах внутренних дел. Обращает внимание, что в период службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу выполнение ею служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не было компенсировано предоставлением дополнительного времени отдыха, а также в денежной форме. Исковые требования о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени считает обоснованными, просит удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика по доверенности ФИО2 с исковыми требованиями не согласился в полном объеме по основаниям, указанным в письменном отзыве на иск и дополнениях к отзыву. Пояснил, что после поступления ответчику рапорта истца о предоставлении ей табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для получения выплат за выполнение указанных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ответчиком было назначено проведение служебной проверки. В ходе проведения проверки было установлено, что сотрудниками УМВД России по Ненецкому автономному округу, ответственными за предоставление табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу, были предоставлены в отдел по работе с личным составом табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за январь, март, апрель, май, июнь 2019 года; табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с июля 2019 года по июнь 2020 года отсутствуют, в отдел по работе с личным составом не предоставлялись. В связи с отсутствием табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за указанный период оснований для выплаты истцу денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени не имеется. Указал, что на основании приказа начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2020 года истцу была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в первом полугодии 2019 года в размере 34801,93 руб. (за 9,57 дня, в течение которых в первом полугодии 2019 года истец привлекалась к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени). Указал, что в материалы дела ответчиком предоставлены табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с июля 2019 года по июнь 2020 года, которые (табели) не утверждены, в отдел по работе с личным составом не предоставлялись. Факт действительного привлечения истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в течение времени, указанного в представленных табелях учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с июля 2019 года по июнь 2020 года, не оспаривал. Ответчиком заявлено ходатайство о применении к спору последствий пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора. Просит учесть, что истец, зная свой режим прохождения службы, а также располагая сведениями о привлечении к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, ежемесячно получая денежное довольствие, была осведомлена о том, что у нее есть право на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (путем предоставления дополнительного времени отдыха либо в денежной форме). Вместе с тем, зная ежемесячно о выполнении служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также при направлении в ежегодный отпуск до момента своего увольнения со службы истец не обращалась к ответчику с рапортами о предоставлении дополнительного времени отдыха либо денежной компенсации за привлечение к выполнению указанных служебных обязанностей. Считает, что по состоянию на момент предъявления истцом в суд иска по настоящему делу срок обращения за разрешением в судебном порядке индивидуального служебного спора истцом пропущен без уважительных причин. Просил в иске отказать.

Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы дела, обозрев материалы надзорного производства прокуратуры Ненецкого автономного округа по жалобе ФИО1 о нарушении УМВД России по Ненецкому автономному округу ее права на получение компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, суд приходит к следующему.

Как предусмотрено статьей 66 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел) оплата труда сотрудника органов внутренних дел производится в виде денежного довольствия, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности. Обеспечение сотрудника органов внутренних дел денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.

Согласно частям 1, 2, 3, 18 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей. Обеспечение денежным довольствием сотрудников осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.

Как предусмотрено частью 2 статьи 3, пунктом 3 части 2 статьи 4 Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 3 данного федерального закона, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства, а одним из принципов службы в органах внутренних дел является взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

В соответствии с частями 1, 2, 6, 10 статьи 53 Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел под служебным временем понимается период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Формы документов учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел и порядок их заполнения определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к основному или дополнительному отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 статьи 53 указанного федерального закона, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Приказом МВД России от 01.02.2018 № 50 во исполнение Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел утвержден Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации (Порядок организации прохождения службы в органах внутренних дел).

Как предусмотрено пунктами 274, 277, 278, 279, 280 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел в случае служебной необходимости сотрудники могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни с предоставлением сотрудникам компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности. В целях учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в органах, организациях, подразделениях МВД России составляются табели учета служебного времени сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в которых указывается время начала и окончания выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, количество отработанных часов, дата предоставления дополнительного времени отдыха, дополнительных дней отдыха либо номер приказа о присоединении дополнительных дней отдыха к отпуску или о выплате денежной компенсации. Табели ведутся ежемесячно и открываются за 2 – 3 дня до начала учетного периода на основании табелей за прошлый месяц. С учетом специальных задач, возложенных на органы, организации, подразделения МВД России, правовым актом МВД России или руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России, структурного подразделения территориального органа МВД России, имеющего право назначения сотрудников на должности, могут быть установлены дополнительные формы учета продолжительности выполнения сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни. Сотрудники, ответственные за ведение табеля, определяются приказом руководителя (начальника) органа, организации, подразделения МВД России. Указанные сотрудники несут ответственность за правильность и полноту заполнения табеля.

Согласно пунктам 283, 284, 285 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел продолжительность выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется исходя из продолжительности выполнения сотрудником служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности ежедневной службы, а при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период. Сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха. Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.

Как предусмотрено пунктами 290, 293 Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни осуществляется на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником). Сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 19.06.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» приказом МВД России от 31.01.2013 № 65 утвержден Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (Порядок обеспечения денежным довольствием).

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 Порядка обеспечения денежным довольствием денежное довольствие сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации состоит из должностного оклада и оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Основанием для выплаты денежного довольствия является приказ руководителя территориального органа МВД России. Должностные оклады и дополнительные выплаты сотрудникам устанавливаются и изменяются приказом руководителя с указанием оснований и конкретных размеров для каждого сотрудника и выплачиваются с даты, определенной этим приказом, а если дата не определена, то с даты его подписания.

Как предусмотрено пунктами 56 – 59 Порядка обеспечения денежным довольствием сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, по данным учета служебного времени и на основании приказа руководителя вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. В приказе руководителя указывается количество дней, за которые выплачивается денежная компенсация. Количество дней, за которые в текущем году выплачивается денежная компенсация, не должно превышать установленной трудовым законодательством продолжительности сверхурочной работы за год. Размер денежной компенсации за каждый день определяется путем деления суммы оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат в составе денежного довольствия, установленных на день выплаты, на среднемесячное число календарных дней. Среднемесячное число календарных дней определяется путем деления числа календарных дней в данном календарном году на 12.

Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ истец проходила службу в системе МВД России, с ДД.ММ.ГГГГ – зачислена в распоряжение УМВД России по Ненецкому автономному округу.

ДД.ММ.ГГГГ между сторонами заключен контракт о прохождении истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации, в соответствии с пунктом 10 которого заявителю установлен ненормированный служебный день.

Согласно пункту 6.2 контракта о прохождении истцом службы в органах внутренних дел Российской Федерации начальник УМВД России по Ненецкому автономному округу обязуется обеспечить своевременную и в полном объеме выплату денежного довольствия и предоставление гарантий сотруднику и членам его семьи в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена со службы в органах внутренних дел на основании пункта 4 части 2 статьи 82 Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии).

На момент увольнения истец проходила службу в должности старшего следователя по особо важным делам следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу.

В судебном заседании по существу не оспаривалось, что в период прохождения службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу в 2019 – 2020 гг. до момента увольнения со службы истец привлекалась к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Вместе с тем, за выполнение указанных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, как указывает истец, ей не была выплачена в полном объеме денежная компенсация либо предоставлено дополнительное время отдыха.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с рапортом, в котором просила предоставить ей табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для получения выплат за выполнение указанных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Врио начальника отдела по работе с личным составом был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ на указанный рапорт истца с приложением табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за январь, март, апрель, май, июнь 2019 года, табели учета служебного времени за 2018, 2020 гг. предоставлены не были, в связи с тем, что, как было указано ответчиком, в отдел по работе с личным составом УМВД России по Ненецкому автономному округу табели учета служебного времени за указанные периоды не предоставлялись.

Также ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась на имя начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу с рапортом, в котором просила произвести оплату за выполнение служебных обязанностей в выходные и праздничные дни, нерабочие дни, а также ночное время согласно табелям учета служебного времени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На указанное обращение истца ответчиком был предоставлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому табель учета служебного времени за период с января 2019 года по июнь 2019 года истцу предоставлен, и сообщено, что за указанный период истцу выплачена денежная компенсация.

Согласно указанному ответу УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ табели учета служебного времени за период с июля 2019 года по декабрь 2019 года не составлялись, в связи с чем, в отношении должностных лиц ответчика, ответственных за составление табелей учета служебного времени, назначена служебная проверка. Истцу направлена копия табеля учета служебного времени за июнь 2020 года.

Из материалов дела следует, что на основании приказа начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2020 года истцу была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в первом полугодии 2019 года в размере 34801,93 руб. (за 9,57 дня, в течение которых в первом полугодии 2019 года истец привлекалась к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени).

Истец указывает, что в результате ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по составлению табелей учета служебного времени она лишена возможности получить полагающиеся ей выплаты за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, нарушено ее право на получение равной оплаты за труд равной ценности.

Из представленных ответчиком материалов проверки в отношении заместителя начальника следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу ФИО4 по факту ненадлежащего учета служебного времени сотрудников следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу следует, что в первом полугодии 2020 года на ФИО4 были возложены обязанности по составлению табелей учета служебного времени сотрудников следственного отдела. Указанные табели учета служебного времени ФИО4 ежемесячно составлялись, но на утверждение начальнику следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу не передавались.

Факт ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по составлению табелей учета служебного времени сотрудников следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за 2019, 2020 гг. подтвердился в ходе проверки, проведенной по обращению истца прокуратурой Ненецкого автономного округа.

В ходе проверки по указанным обстоятельствам прокуратурой установлено, что табели учета служебного времени сотрудников следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу имеются, однако они не утверждены и своевременно не сданы в кадровое подразделение УМВД России по Ненецкому автономному округу для учета отработанного времени и предоставления соответствующих компенсаций сотруднику.

По результатам проверки прокурором в адрес начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства о службе в органах внутренних дел.

Согласно частям 1, 2, 3 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Проанализировав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что доказательствами в материалах дела в совокупности подтверждается факт привлечения истца в период прохождения ею службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу в 2019, 2020 гг. к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. Данное обстоятельство ответчиком в судебном заседании не оспаривалось.

Разрешая спор, суд учитывает, что в установленных обстоятельствах дела право сотрудника органа внутренних дел, в т.ч. уволенного со службы, на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством в связи с выполнением данным сотрудником служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени, во всяком случае не может быть поставлено в зависимость от надлежащего исполнения либо неисполнения ответчиком возложенных на него законом обязанностей по своевременному, полному и правильному учету продолжительности служебного времени сотрудника, в т.ч. за пределами его (времени) нормальной продолжительности, при том, что указанные действия ответчика по учету продолжительности служебного времени сотрудника по существу носят односторонний характер и совершаются без участия самого сотрудника.

Иное приводило бы к не основанному на законе ограничению права сотрудника на предоставление полагающихся ему гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством в связи с выполнением служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени, в то время как одним из принципов службы в органах внутренних дел, как установлено, является взаимосвязь ограничений, обязанностей, запретов, ответственности на службе в органах внутренних дел и социальных гарантий сотрудника органов внутренних дел.

Как предусмотрено частью 4 статьи 72, частью 8 статьи 89 Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел сотрудник органов внутренних дел или гражданин, поступающий на службу в органы внутренних дел либо ранее состоявший на службе в органах внутренних дел, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в органах внутренних дел, в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении. В последний день службы сотрудника органов внутренних дел уполномоченный руководитель или по его поручению иное должностное лицо обязаны выдать этому сотруднику трудовую книжку (при наличии) или предоставить сведения о трудовой деятельности за период прохождения службы в органах внутренних дел и осуществить с ним окончательный расчет.

В судебном заседании установлено и по делу не оспаривалось, что в 2019, 2020 гг. в период службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу истец не обращалась к ответчику с рапортами о предоставлении дополнительного времени отдыха в связи с привлечением к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Вместе с тем, как предусмотрено приведенными положениями Порядка обеспечения денежным довольствием, сотруднику по его просьбе, изложенной в рапорте, вместо предоставления дополнительных дней отдыха может выплачиваться денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни.

Из материалов дела следует, что до увольнения со службы истец обратилась к ответчику с рапортом от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в чем заявителю было отказано.

В ходе производства окончательного расчета при увольнении сотрудника указанная денежная компенсация за привлечение истца в 2019, 2020 гг. к выполнении служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени заявителю выплачена не была.

После увольнения истца со службы, на основании приказа начальника УМВД России по Ненецкому автономному округу от ДД.ММ.ГГГГ в июле 2020 года истцу была выплачена денежная компенсация за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в первом полугодии 2019 года, за остальные периоды привлечения заявителя в 2019, 2020 гг. к выполнении служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени указанная денежная компенсация заявителю выплачена не была.

При этом, как установлено в судебном заседании, у ответчика в действительности имелись табели учета служебного времени истца о выполнении ею в 2019, 2020 гг. служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Таким образом, при получении указанного рапорта истца от ДД.ММ.ГГГГ о выплате денежной компенсации ответчик не был лишен возможности проверить сведения, отраженные в имеющихся табелях учета служебного времени истца, и произвести выплату полагающейся ей компенсации.

При том, что в ходе рассмотрения дела актуальность информации, отраженной в представленных УМВД России по Ненецкому автономному округу табелях учета служебного времени истца, о привлечении заявителя к выполнении служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ответчиком не оспаривалась.

Суд приходит к выводу о не основанном на законе отказе ответчика в выплате истцу компенсации за выполнение ею служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

При этом суд обращает внимание, что в июле 2020 года право истца на получение денежной компенсации за выполнение ею служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в первом полугодии 2019 года ответчиком по существу было признано и соответствующая выплата в пользу заявителя была произведена.

Требование о предоставлении дополнительного времени отдыха в связи с привлечением к выполнению служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени является правом, а не обязанностью сотрудника органа внутренних дел.

Законодательство о службе в органах внутренних дел исходит из того, что выполнение сотрудником своих служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности должно быть соответствующим образом по требованию сотрудника компенсировано: путем предоставления дополнительного времени отдыха либо выплаты денежной компенсации.

В рассматриваемом случае истцом был избран способ компенсации привлечения ее к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени – в денежной форме, о чем ею было заявлено в ее рапорте от ДД.ММ.ГГГГ, направленном в адрес УМВД России по Ненецкому автономному округу.

В этой связи, денежная компенсация, требования о предоставлении которой истцом были заявлены в указанном рапорте, подлежала выплате в ходе производства с увольняемым сотрудником окончательного расчета, чего ответчиком сделано не было.

Суд приходит к выводу о том, что о нарушении своего права на получение указанной компенсации истцу стало известно при ее увольнении со службы.

Заявитель была уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ, иск в суд по настоящему делу предъявлен – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах установленного законом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального служебного спора.

Доводы ответчика, указанные им в обоснование ходатайства о пропуске истцом срока обращения в суд, не свидетельствуют о пропуске заявителем указанного срока, а также о том, что о нарушении своего права на получение указанной в иске денежной компенсации истцу было или должно было быть известно ранее – в период прохождения службы в органах внутренних дел.

Ссылка ответчика в обоснование пропуска истцом срока обращения в суд на положения части 8 статьи 72 Закона № 342-ФЗ о службе в органах внутренних дел, согласно которой решение руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику органов внутренних дел, судом отклоняется, как необоснованная.

Суд учитывает, что по делу не заявлены требования об обжаловании решения руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя по служебному спору.

Иных доводов в обоснование пропуска истцом срока обращения в суд ответчиком не указано.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд с иском за разрешением индивидуального служебного спора истцом по настоящему делу не пропущен.

Согласно представленному ответчиком справочному расчету денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (арифметическая правильность которого (расчета) истцом не оспаривается) размер указанной компенсации по случаям привлечения истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2019 году (в сентябре, ноябре, декабре) составляет 4982,09 руб.; по случаям привлечения истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в 2020 году (в январе, апреле, мае, июне) сумма указанной денежной компенсации составляет 34074,61 руб.

Факт привлечения истца к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в указанные месяцы 2019, 2020 гг. подтверждается представленными ответчиком (не утвержденными) табелями учета служебного времени, содержание которых сторонами по делу не опровергается.

Иных возражений в опровержение по существу заявленных исковых требований о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени ответчиком не указано.

В этой связи, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени являются обоснованными с взысканием в пользу истца денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года в размере 4982,09 руб.; за январь 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года в размере 34074,61 руб., а всего в сумме: 39056,70 руб.

В ходе разрешения спора не опровергалось и доказательств иного в материалах дела не имеется, что при прохождении истцом службы в УМВД России по Ненецкому автономному округу выполнение ею в указанные периоды служебных обязанностей за пределами установленной нормальной продолжительности служебного времени заявителю ответчиком не было компенсировано (полностью или в соответствующей части) путем предоставления дополнительного времени отдыха или выплаты денежной компенсации.

В судебном заседании истец не настаивала на удовлетворении заявленных исковых требований в остальной части: о признании незаконными действий об отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу, обязании предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, обязании произвести расчет размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года.

Заявитель пояснила, что целью ее обращения в суд является получение денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени. В свою очередь, в материалы настоящего гражданского дела ответчиком в качестве доказательств предоставлены табели учета служебного времени следственного отдела УМВД России по Ненецкому автономному округу за периоды, указанные в иске, а также расчет суммы полагающейся истцу компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени.

Таким образом, с учетом указанных пояснений истца, ее позиции по иску в данной части, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в остальной части не имеется.

При обращении в суд за разрешением индивидуального служебного спора истец от уплаты государственной пошлины в силу закона была освобождена.

В этой связи, исходя из положений части 4 статьи 103 ГПК РФ, а также подпункта 19 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ оснований для взыскания государственной пошлины в доход бюджета с ответчика, обладающего статусом территориального подразделения МВД России, как федерального органа исполнительной власти (Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»), у суда по делу не имеется.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий об отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, обязании предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, обязании произвести расчет размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, взыскании денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени –удовлетворить частично.

Взыскать с Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу в пользу ФИО1 денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за сентябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года в размере 4982 рубля 09 копеек, за январь 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года в размере 34074 рубля 61 копейка, всего взыскать: 39056 рублей 70 копеек.

В остальной части исковые требования ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу о признании незаконными действий об отказе в предоставлении либо восстановлении табелей учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу, обязании предоставить либо восстановить табели учета служебного времени следственного отдела Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ненецкому автономному округу за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года, обязании произвести расчет размера денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за февраль 2019 года, июль 2019 года, август 2019 года, сентябрь 2019 года, октябрь 2019 года, ноябрь 2019 года, декабрь 2019 года, январь 2020 года, февраль 2020 года, март 2020 года, апрель 2020 года, май 2020 года, июнь 2020 года – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ненецкого автономного округа через Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий А.П. Парфенов

Мотивированное решение изготовлено 22 сентября 2020 года