ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-843/2022 от 20.06.2022 Кинельского районного суда (Самарская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинель 20 июня 2022 года

Кинельский районный суд Самарской области:

в составе председательствующего судьи Трибунской Л.М.,

при секретаре Богатовой Т.В.,

с участием прокурора Лепшиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-843/2022 по иску Кинельского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 8 г. Кинеля и Министерству образования и науки Самарской области о возложении обязанности профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранений нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности, о возложении обязанности принять меры по заключению договора с частной охранной организацией на осуществление охраны,

установил:

Кинельский межрайонный прокурор Самарской области обратился в суд в защиту прав законных интересов неопределенного круга лиц с иском, в котором, с учетом уточнения в порядке ст. 45 ГПК РФ, просит обязать Министерство образования в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля, расположенной по адресу: <адрес>, обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Кинеля с начала учебного 2022- 2023 года принять меры по заключению договора на осуществление охраны с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

В судебном заседании помощник Кинельского межрайонного прокурора Лепшина А.С. уточненные исковые требования поддержала в полном объеме и пояснила суду, что Кинельской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Государственным бюджетным общеобразовательным учреждением средней общеобразовательной школой № 8 города Кинеля требований антитеррористического законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях. Установлено, что данным образовательным учреждением в рамках борьбы с терроризмом не исполняются предусмотренные законом обязанности. Согласно Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959, ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (п. 2 ст. 3), принимать все необходимые меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (ст. 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1 ст. 27). В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Детство находится под защитой государства, что определено статьей 38 Конституции РФ. Статьей 1 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» установлено, что правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти. Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Следуя п. 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в сфере образовательной деятельности относится, в том числе, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья. Согласно ч. 6 ст. 28 «Об образовании в РФ» - образовательные организации обязаны создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ» - образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление Правительства Российской Федерации № 1006) установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - объект (территория). В соответствии с п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях); г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения; д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий); е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений. Пунктами 24 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 в, целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлен определенный перечень мероприятий, обязательный для выполнения образовательными учреждениями. В ходе проведения проверки установлено, что в здании Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 8 города Кинеля в нарушение положений вышеуказанных нормативных актов выявлено отсутствие заключенного договора на осуществление охраны с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. Для устранения выявленного нарушения межрайонной прокуратурой в адрес руководителя образовательного учреждения вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого указанное нарушение не устранено ввиду отсутствия финансовой возможности. В соответствии с Уставом школы ее учредителем является Министерство образования и науки Самарской области. Обращение прокуратуры с настоящим иском обусловлено необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц в случае возникновения угрозы совершения террористических актов в отношении учащихся и сотрудников образовательного учреждения, недопущения свободного проникновения на территорию образовательного учреждения с целью совершения противоправных действий, а также создания препятствий в установлении лиц, совершивших противоправные действия на территории школы, в том числе несовершеннолетних; а также обеспечения безопасного пребывания в образовательном учреждении, сохранения их жизни и здоровья.. Поэтому просит обязать Министерство образования в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда профинансировать мероприятия, направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля, расположенной по адресу: <адрес> обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Кинеля с начала учебного 2022- 2023 года принять меры по заключению договора на осуществление охраны с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Представитель ответчика – директор ГБОУ СОШ № 8 г. Кинеля Самарской области – Васильева Е.В. в судебном заседании с иском Кинельского межрайонного прокурора не согласилась, и пояснила суду, что основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации определены в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-Ф3). Во исполнении пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 принят подзаконный акт, а именно, постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление № 1006). Постановлением возложен контроль за реализацией антитеррористических мероприятий на правообладателя. Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) от ДД.ММ.ГГГГ данными, в связи с принятием федерального закона от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правообладателями являются исключительно владельцы объекта, т.е. в нашей ситуации это городской округ Кинель, в то время как школе муниципальное имущество передано только в пользование. Следовательно, школа не является правообладателем, поскольку не является владельцем объекта. При этом в статье 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, так в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении. В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Кинель организован в зданиях, являющихся муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы. В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Кинель Самарской области о взаимодействии в области образования от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления городского округа <адрес> обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям <адрес>, и контролирует его использование. В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между муниципальным образованием городской округ <адрес> от имени которого выступает Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель Самарской области и ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель, передаваемое имущество является собственностью муниципального образования городской округ <адрес>. В соответствии с пунктом 3.1.5 договора муниципальное образование городской округ <адрес> обеспечивает ремонт и содержание имущества в соответствии с требованиями пожарной безопасности, выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства,антитеррористической защищенности. Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности. Таким образом, довод истца о привлечении школы в качестве ответчика не соответствует действующему законодательству. Надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование городской округ Кинель в лице Администрации г.о. Кинель, а также Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель, осуществляющий функции в сфере владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом городского округа <адрес>, утвержденным решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Объект муниципальной собственности по адресу <адрес>, передан школе частично, часть муниципального имущества, площадью 89,2 кв. м, передана также ФИО1 по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Относительно требования прокуратуры к школе также следует отметить, что они являются преждевременными без учета положения подпункта "е" пункта 11 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Согласно п.п «е» пункта 11 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 г. № 1006, комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. В связи с вступившими в силу 13.03.2022 изменениями в постановлении Правительства РФ № 1006 паспорт безопасности школы на объекте по адресу: <адрес>, был обновлен и был утвержден в ДД.ММ.ГГГГ году, следовательно, у школы имеется срок для выполнения рассматриваемого мероприятия - ДД.ММ.ГГГГ гг. В настоящее время данный срок не истек. Согласно ответа Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ на обращение школы рассмотрение вопроса по обеспечению антитеррористической безопасности - школы будет в рамках муниципальной программы «Инновационное развитие системы образования на территории городского округа Кинель Самарской области на 2019-2025 годы» при наличии денежных средств в бюджете в ДД.ММ.ГГГГ году. В соответствии с п 1 ст 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятыми обязательствами. В Соответствии с п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора» названная обязанность и право требования понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами. Ни одним из вышеупомянутых законов не предусмотрена обязанность Школы заключить договор на обеспечение охраны. В то время как пунктом 3.1.5 договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГг, заключенного между КУМИ г.о. Кинель и ГБОУ СОТТТ №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель установлена обязанность Ссудодателя, а именно КУМИ г.о. Кинель обеспечить антитеррористическую защищенность передаваемых в пользование объектов. Финансовое обеспечение школы осуществляется в виде субсидий на выполнение государственного задания из бюджета <адрес> в соответствии с уставными целями образовательного учреждения. В состав расходов на оказание государственных услуг не включаются затраты на капитальные вложения и приобретение основных средств, а также расходы на проведение капитального ремонта и расходы, связанные с обслуживанием муниципального имущества. Полагает, что в этой связи требование прокурора Кинельской Межрайонной прокуратуры к ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель об обязании принять меры к заключению договора на осуществление охраны не могут быть удовлетворены, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований прокуратуры к ГБОУ СОШ № 8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель отказать.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства образования и науки Самарской области исковые требования – Дроздова Г.В., действующая на основании доверенности, исковые требования Кинельского межрайонного прокурора также не признала и пояснила суду, что основные принципы противодействия терроризму в Российской Федерации определены в ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». Во исполнении пункта 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-Ф3 принят подзаконный акт, а именно, постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее - Постановление № 1006). Постановлением возложен контроль за реализацией антитеррористических мероприятий на правообладателя. Согласно разъяснениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 21.07.2021 № 01-5577-ГЕ/21 данными в связи с принятием федерального закона от 30.12.2020 №518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» которым внесены изменения в Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правообладателями являются исключительно владельцы объекта, т.е. в нашей ситуации это городской округ Кинель, в то время как школе муниципальное имущество передано только в пользование. Следовательно, школа не является правообладателем, поскольку не является владельцем объекта. Министерство образования и науки Самарской области не является правообладателем и собственником имущества школы. Указанные в иске прокуратуры нормы определяют ответственность правообладателей и руководителей объекта. При этом в статье 5.2 Федерального закона № 35-Ф3 определены полномочия органов местного самоуправления в области противодействия терроризму, так в пункте 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в их ведении. В связи с тем, что образовательный процесс в образовательных учреждениях городского округа Кинель организован в зданиях, являющихся муниципальной собственностью, переданных объектам образования в безвозмездное пользование, обязанность по содержанию зданий и сооружений образовательных учреждений, в том числе обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности, возложена на муниципальные органы. В соответствии с п.2.2 Соглашения заключенного между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Кинель Самарской области о взаимодействии в области образования от ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления городского округа <адрес> обеспечивают наличие и содержание зданий и помещений, пригодных для организации в них образовательного процесса по образовательным программам общего образования; осуществляют функции собственника муниципального имущества, переданного в пользование государственным бюджетным общеобразовательным учреждениям <адрес>, и контролирует его использование. В контексте данного соглашения под пригодными зданиями и сооружениями подразумеваются объекты, удовлетворяющие требованиям законодательства Российской Федерации в области пожарной, антитеррористической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия. Согласно договору безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между муниципальным образованием городской округ <адрес> от имени которого выступает комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа <адрес> и ГБОУ СОШ №8 г.Кинель, передаваемое имущество является собственностью муниципального образования городской округ <адрес>. Также это подтверждается выпиской из реестра муниципальной собственности г.о. Кинель от ДД.ММ.ГГГГ. Муниципальное образование городской округ <адрес> несет расходы по капитальному и текущему ремонту объекта образования, а также обеспечению его пожарной безопасности, выполнению санитарно-эпидемиологического законодательства, антитеррористической защищенности. Таким образом, обеспечение расходов, связанных с содержанием и ремонтом зданий муниципальной собственности, благоустройством прилегающей территории, относится к полномочиям органов местного самоуправления. Предоставление комплекса полномочий собственнику влечет, за собой и возложение на него бремени содержания объектов собственности, если иное не предусмотрено законом или договором. Именно собственник обязан нести все расходы, обусловленные содержанием имущества - объекта права собственности. Таким образом, довод истца о привлечении министерства в качестве ответчика в силу учредительства школы и возложении на него обязанности по выполнению мероприятия не соответствует действующему законодательству. Принимая во внимание требования приведенных норм материального права, основания для удовлетворения заявленных требований истца к министерству отсутствуют, министерство является ненадлежащим ответчиком. Надлежащим ответчиком по данному делу является муниципальное образование городской округ Кинель в лице Администрации г.о. Кинель, а также Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель, осуществляющий функции в сфере владения, управления и распоряжения муниципальным имуществом согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом городского округа <адрес>, утвержденным решением Думы городского округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. Обращаем внимание, что согласно паспорту безопасности школы, утвержденному Главой г.о. Кинель ДД.ММ.ГГГГ, Комитет по управлению муниципальным имуществом городского округа Кинель указан правообладателем объекта (территории). Ответственность муниципалитета, как правообладателя, по выполнению антитеррористических мероприятий в школах была определена Похвистневским районным судом Самарской области при рассмотрении аналогичных дел по искам прокурора по 11 школам <адрес>, вышеуказанная позиция суда первой инстанции поддержана в ДД.ММ.ГГГГ году апелляционной и кассационной инстанцией. Аналогичные решения Исаклинского районного суда <адрес> по школам <адрес> также поддержаны <адрес> судом в соответствии с апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ. Ответственность правообладателя по выполнению рассматриваемого мероприятия определена также Нефтегорским районным судом <адрес> при рассмотрении аналогичных дел в декабре 2021 года. Более того, объект муниципальной собственности по адресу: г.о. Кинель, пг. Алексеевка, <адрес> передан школе частично, часть муниципального имущества, площадью 89,2 кв.м, передана также ИП ФИО1 по договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Также об этом указано в паспорте безопасности школы от ДД.ММ.ГГГГ года. Относительно требования прокуратуры к школе также следует отметить, что они являются преждевременными без учета положения подпункта "е" пункта 11 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006. Согласно п.п «е» пункта 11 Требований, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, комиссия определяет перечень необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на 2 финансовых года, следующих за текущим финансовым годом. В связи с вступившими в силу ДД.ММ.ГГГГ изменениями в постановлении Правительства РФ № 1006 паспорт безопасности школы на объекте по адресу: г<адрес> был обновлен и утвержден ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, у школы имеется срок для выполнения рассматриваемого мероприятия - ДД.ММ.ГГГГ гг. В настоящее время данный срок не истек. Согласно ответу Администрации городского округа Кинель от ДД.ММ.ГГГГ на обращение школы вопрос по обеспечению антитеррористической безопасности школы будет рассмотрен в ходе реализации муниципальной программы городского округа Кинель «Инновационное развитие системы образования на территории городского округа <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ годы» при наличии денежных средств в бюджете городского округа. В соответствии с п 1 ст 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК РФ, законом или добровольно принятыми обязательствами. В соответствии с п.38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений ГК РФ о заключении и толковании договора» названная обязанность и право требования понуждения к заключению договора могут быть предусмотрены лишь ГК РФ либо иным федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами. Ни одним из вышеупомянутых законов не предусмотрена обязанность Школы заключить договор на обеспечение охраны. В то время как пунктом ЗД.5 договора безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между КУМИ г.о. Кинель и ГБОУ СОШ № 8 г.о. Кинель установлена обязанность Ссудодателя, а именно КУМИ г.о. Кинель обеспечить антитеррористическую защищенность передаваемых в пользование объектов. В этой связи требование Прокурора Кинельской Межрайонной прокуратуры к ГБОУ СОШ № 8 г.о. Кинель об обязании принять меры к заключению договора на осуществление охраны не могут быть удовлетворены. На основании вышеизложенного, просит в исковых требованиях прокуратуры к министерству и ГБОУ СОШ № 8 г.о. Кинель отказать.

Представитель ответчиков Администрации г.о. Кинель Самарской области и Комитета по управлению муниципальным имуществом г.о. Кинель Самарской области – Галимова Н.Г. в судебном заседании пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. Комплекс утверждённых названным Постановлением Правительства РФ мер, направленных на антитеррористическую защищенность объектов (территорий), направлен в том числе на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), которое достигается путём обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов \(территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (раздел III). Администрация городского округа считает, что заместитель Кинельского межрайонного прокурора правильно определил ответственным за обеспечение антитеррористической защищенности ГБОУ СОШ № 8 г. Кинеля Кинельское Управление Министерства образования и науки Самарской области и ГБОУ СОШ № 8 г. Кинеля. Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (пункт 3 часть 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»). В письме министерства образования и науки Российской Федерации от 26 сентября 2017 г. № МОН-П-4472 «О направлении ответов на вопросы» чётко сказано, что расходы, связанные с обеспечением безопасных условий обучения и воспитания, охраной здоровья обучающихся (в том числе, расходы на приобретение оборудования для медицинских кабинетов и столовой, услуги охранных учреждений) осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. В пункте 15 части 3 и пункте 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации и образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Пункт 4.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» (утверждён и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 августа 2019 г. № 492-ст) контроль за организацией охраны объектов образования возлагает на уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования и руководство образовательной организации. Согласно статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в -соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации»); создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий; учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, муниципального округа, городского округа; осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования. Законодательством Российской Федерации не установлен минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий, в связи с чем, на основании статьи 6 Гражданского кодекса Российской Федерации, при определении объёма работ и услуг, обеспечивающих содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, прилегающих к ним территорий (далее - здание) необходимо руководствоваться Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждёнными постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. №491). Следовательно, содержание здания и обустройство прилегающей территории в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния здания, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения здания включает в себя: а) осмотр здания, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния зданий требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав здания, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; поддержание помещений, входящих в состав здания, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях, в том числе посредством постоянного поддержания в открытом состоянии в течение всего календарного года одного продуха помещений подвалов и технических подполий, входящих в состав здания, в случае наличия продухов в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку здания, а также земельного участка, прилегающего к зданию; д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности муниципальных образовательных организаций, пользующихся помещениями в здании; д1) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; д 2) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого здания объектами, расположенными на земельном участке, прилегающем к зданию; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание здания, указанного в подпунктах «а» - «д», а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого здания объектов, расположенных на земельном участке, прилегающем к зданию; и) проведение обязательных в отношении здания мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.), за исключением случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика в соответствии с Федеральным законом «Об электроэнергетике»; л) приобретение холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при содержании здания, а также отведение сточных вод в целях содержания здания при условии, что конструктивные особенности здания предусматривают возможность такого потребления, отведения, (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в здании включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании здания, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг). По аналогии со статьёй 154 Жилищного кодекса Российской Федерации к содержанию зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций относится текущий ремонт, оплата коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании здания. Таким образом, создания безопасных условий для обучения и воспитания обучающихся не входит в обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Кинель Самарской области ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о взаимодействии в области образования (далее - Соглашение). С целью его исполнения муниципальным образованием городской округ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездного пользования (далее - Договор) с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением <адрес> средней общеобразовательной школы № 8 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области (далее - СОШ № 8). Согласно которому СОШ № 4 в безвозмездное пользование получила здание средней общеобразовательной школы № 8 (назначение: нежилое здание площадью 4 491,4 кв.м., за исключением кухни площадью 89,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>). Согласно условиям Соглашения и Договора расходы на содержание здания школы и коммунальных расходы, производятся из местного бюджета, обеспечение иных хозяйственных нужд осуществляет Министерство образования и науки Самарской области.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» установлены обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

В соответствии с п. 17 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:

а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);

б) на выявление нарушителей, установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;

в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);

г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических актов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;

д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности и иных документах объектов (территорий), в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.

Пунктами 24 и 25 Постановления Правительства Российской Федерации № 1006 в, целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) установлен определенный перечень мероприятий, обязательный для выполнения образовательными учреждениями.

Установлено, что ГБОУ СОШ № 8 г. Кинеля является образовательным учреждением.

При проведении проверки Кинельской межрайонной прокуратурой Самарской области установлено, что в здании Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школой № 8 города Кинеля в нарушение положений вышеуказанных нормативных актов выявлено отсутствие заключенного договора на осуществление охраны с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.

Вместе с тем необходимость выполнения указанных мероприятий обусловлена как специальными правилами, установленными Федеральным законом от 6 марта 2006 года "О противодействии терроризму", так и общим правилом пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации».

Для устранения выявленного нарушения межрайонной прокуратурой в адрес руководителя образовательного учреждения вносилось представление от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения которого указанное нарушение не устранено ввиду отсутствия финансовой возможности.

В соответствии с Уставом школы ее учредителем является Министерство образования и науки Самарской области.

Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации.

Пункт 4.4. Национального стандарта РФ ГОСТ Р 58485-2019 «Обеспечение безопасности образовательных организаций. Оказание охранных услуг на объектах дошкольных, общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций. Общие требования» (утверждён и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 августа 2019 г. № 492-ст) контроль за организацией охраны объектов образования возлагает на уполномоченные исполнительные органы власти в сфере образования и руководство образовательной организации.

Установлено, что между Правительством Самарской области и администрацией городского округа Кинель Самарской области ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о взаимодействии в области образования.

С целью его исполнения муниципальным образованием городской округ <адрес>ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор безвозмездного пользования с государственным бюджетным общеобразовательным учреждением Самарской области средней общеобразовательной школы № 8 п.г.т. Алексеевка городского округа Кинель Самарской области, согласно которому СОШ № 8 в безвозмездное пользование получила здание средней общеобразовательной школы № 8 (назначение: нежилое здание площадью 4 491,4 кв.м., за исключением кухни площадью 89,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>). Согласно условиям Соглашения и Договора расходы на содержание здания школы и коммунальных расходы, производятся из местного бюджета, обеспечение иных хозяйственных нужд осуществляет Министерство образования и науки Самарской области.

Установлено, что принадлежащее муниципальному образованию городской округ Кинель здание, как объект недвижимого имущества, передано в пользование образовательному учреждению для осуществления деятельности в сфере образования.

Согласно ч. 3.1 ст. 5 Закона № 35-Ф3 юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

Согласно ч. 6 ст. 28 «Об образовании в РФ» - образовательные организации обязаны создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В судебном заседании установлено, что органы местного самоуправления в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, в пределах своей компетенции в соответствии с условиями Договора от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечивает охранные мероприятия, связанные с безопасностью объекта недвижимого имущества.

Кинельский межрайонный прокурор, обращаясь с иском в суд, требует обеспечить физическую безопасность участников образовательного процесса – учащихся, преподавательский и обслуживающий персонал образовательного учреждения, что, по мнению суда, входит в компетенцию образовательного учреждения.

При таких обстоятельствах суд не соглашается с доводами соответчиков в лице ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля Самарской области и Министерства образования и науки Самарской области о том, что помимо обязанности по антитеррористической защищенности здания, предоставленного муниципальным образованием школе, орган местного самоуправления должен нести обязанность и по физической защите участников образовательного процесса.

С учетом изложенного, исходя из нормативных предписаний ст. ст. 4, 9 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", ст. ст. 9, 28, 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", подпунктов "г", "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, ст. 2, 3, 5, 5.2 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", пунктов 2, 5, 6, 20, 43, 44 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), суд приходит к выводу о том, что допущенные нарушения требований законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, о противодействии терроризму подлежат устранению, в связи с чем на ГБОУ СОШ № 8 г. Кинеля Самарской области следует возложить обязанность принять меры по заключению договора на осуществление охраны участников образовательного процесса с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны. При этом на Министерство образования и науки <адрес> следует возложить обязанность профинансировать мероприятия (договор на осуществление охраны), направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля, расположенной по адресу: <адрес>.

Сроки для исполнения требований прокурора следует определить исходя из рекомендаций паспорта безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля Самарской области, основанного на положениях Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)».

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кинельского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки Самарской области профинансировать мероприятия (договор на осуществление охраны), направленные на обеспечение устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности и безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля, расположенной по адресу: <адрес> в соответствии с рекомендациями паспорта безопасности ГБОУ СОШ № 8 города Кинеля Самарской области, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8 города Кинеля с начала учебного ДД.ММ.ГГГГ года, заключить договор на осуществление охраны с частной охранной организацией, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в соответствии с рекомендациями паспорта безопасности, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца в Самарский областной суд через Кинельский районный суд со дня вынесения мотивированного решения – 27 июня 2022 года.

Председательствующий <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>