ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-844/14 от 30.10.2014 Гурьевского городского суда (Кемеровская область)

Дело ...

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Гурьевск 30.10.2014г.

Гурьевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего Дорошенко И.И..

при секретаре Булатовой И.А.

с участием

истицы В.М,,

представителя ответчика Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Кемеровской области С.О,, действующей на основании доверенности от ... года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску В.М,, действующей в интересах несовершеннолетней П.А., к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Кемеровской области о признании незаконными действий по отказу в назначении социальной пенсии,

УСТАНОВИЛ:

В.М,, действующая в интересах несовершеннолетней П.А., обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Кемеровской области (далее по тексту- ответчик, пенсионный орган) о признании незаконными действий по отказу в назначении пенсии, мотивировав свои требования тем, что на основании постановления Администрации Гурьевского муниципального района от 30.05.2014г. ... она была назначена опекуном над несовершеннолетней П.А., ... года рождения, оставшейся без попечения родителей.

В.М, ссылается на то обстоятельство, что несовершеннолетняя П.А., согласно акту об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего его личность в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов была оставлена в ГБУЗ ... «Областной перинатальный центр имени Р.Л,» гражданкой, не предъявившей документа, удостоверяющего личность, сообщившей, что она является П.Е.. Другие личные данные о П.Е. отсутствуют. Ребенок был направлен в детскую больницу. Ввиду того, что родители ребенка установлены не были, в свидетельстве о рождении были проставлены прочерки.

В.М, ссылается на то обстоятельство, что 03.09.2014г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении несовершеннолетней П.А. социальной пенсии, но получила отказ, со ссылкой на подпункт 3 пункта 1 ст. 11 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ввиду отсутствия правовых оснований для назначении пенсии, т.к. не представлены документы, подтверждающие смерть либо безвестное отсутствие родителей.

По мнению В.М,, действия пенсионного органа по отказу в назначении в назначении несовершеннолетней П.А. социальной пенсии являются незаконными, т.к. необходимым условием ее назначения является то обстоятельство, что несовершеннолетний ребенок потерял одного или обоих родителей. Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о рождении П.А..

На основании изложенного В.М, просила суд обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гурьевском районе вынести решение о назначении несовершеннолетней П.А., ... социальную пенсию по случаю потери кормильца.

В судебном заседании В.М, поддержала исковые требования в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.

Представитель ответчика, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Гурьевском районе Кемеровской области, С.О, исковые требования не признала в полном объеме. Суду пояснила, что отсутствуют правовые основания для назначения несовершеннолетней П.А., ..., социальной пенсии по случаю потери кормильца, т.к. в соответствии подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 №16/19 па, необходимо представить документы, подтверждающие смерть либо безвестное отсутствие одного или обоих родителей, что сделано истицей не было.

Третье лицо, орган опеки и попечительства - Управление образования Гурьевского муниципального района, в суд своего представителя не направило, дело просило рассмотреть в отсутствие его предстаивтеля.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, присутствующих в судебном заседании, изучив письменные материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению.

Так, из акта об оставлении ребенка матерью, не предъявившей документа, удостоверяющего его личность в медицинской организации, в которой происходили роды или в которую обратилась мать после родов ГБУЗ ... «Областной перинатальный центр имени Р.Л,», следует, что в ГБУЗ ... «Областной перинатальный центр имени Р.Л,» 06.09.2012г. в 15 час.00 мин. обратилась гражданка, не предъявившая документа, удостоверяющего личность, и сообщила, что она является П.Е.. П.Е. покинула медицинскую организацию, оставив ребенка, не оформив согласие на усыновление (удочерение) или заявления о присвоении ребенку фамилии, имени, отчества и временном помещении ребенка на полное государственное обеспечение. Сведения о проживании П.Е. отсутствуют. Сведения о ребенке: пол – женский, дата рождения- .... (л.д.6).

Из свидетельства о рождении серии ..., выданного Органом записи гражданского состояния (ЗАГС) ... от 13.09.2012г., следует, что П.А. родилась .... в ..., о чем .... составлена запись о рождении за ... В графах «отец» и «мать» соответственно проставлены прочерки (л.д.5).

Из акта от 28.04.2014г. ... следует, что орган опеки и попечительства - Управление образования Гурьевского муниципального района считает возможным назначить В.М, опекуном над несовершеннолетней П.А., ... года рождения (л.д.9).

Постановлением Администрации Гурьевского муниципального района от 30.05.2014г. ... В.М, была назначена опекуном над несовершеннолетней П.А., ... года рождения, ввиду отсутствия у последней обоих родителей (л.д.7).

Из протокола заседания комиссии Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гурьевском районе по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан следует, что В.М, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении социальной пенсии П.А., ... года рождения, 03.09.2014г. и ей было отказано удовлетворении заявления, т.к., по мнению пенсионного органа, отсутствуют правовые основания для назначения социальной пенсии по случаю потери кормильца, т.к. в соответствии подпунктом 3 пункта 1 ст. 11 Федерального закона №166-ФЗ от 15.12.2001г. «О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации», Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного постановлением Минтруда России и ПФР от 27.02.2002 №16/19 па, необходимо представить документы, подтверждающие смерть либо безвестное отсутствие одного или обоих родителей (л.д.8).

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российской Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии с ч. 1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на социальную пенсию имеют, в частности, дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери. Пункт 3 указанной статьи Закона предусматривает, что гражданам, указанным в пп. 3 п. 1 настоящей статьи, устанавливается социальная пенсия по случаю потери кормильца.

Таким образом, из прямого толкования закона следует, что право на получение данной пенсии имеет ребенок, потерявший одного или обоих родителей.

Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» приведено и в пункте 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ и является оценочным. Перечисленные в указанной правовой норме причины утраты родительского попечения - это следствие либо невозможности защищать своего ребенка, либо нежелания выполнять свой родительский долг. Отсутствие в п. 1 ст. 121 СК РФ ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в способ помощи детям, попавшим в бедственное положение.

Понятие «ребенок, оставшийся без попечения родителей» содержится в ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно указанной правовой норме, дети, оставшиеся без попечения родителей - в том числе лица, в возрасте до 18 лет, если единственный родитель или оба родителя неизвестны.

Судом установлено, что П.А., ... года рождения, лишилась обоих родителей, что следует из свидетельства об ее рождении.

Суд полагает, что непредставление свидетельства о смерти родителей ребенка, либо каких-то других документов не может являться основанием к отказу в назначении пенсии, поскольку именно свидетельство о рождении, в котором отсутствуют указания на родителей, является подтверждением того факта, что ребенок потерял обоих родителей.

По мнению суда, в отношении несовершеннолетней П.А. в полной мере распространяются нормы Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», касающиеся назначения социальной пенсии ребенку по случаю потери кормильца.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2, 6 (ч. 2), 7, 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч. 1), 39 Конституции Российской Федерации, пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ,

Р Е Ш И Л :

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Гурьевском районе вынести решение о назначении несовершеннолетней П.А., ... рождения, уроженке ..., социальную пенсию по случаю потери кормильца с 03.09.2014г. в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Мотивированное решение суда составлено 05.11.2014г.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в месячный срок со дня вынесения полного текста решения.

Судья: И.И. Дорошенко