Дело 2-844/2013 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2013 года
Багратионовский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Вольтер Г.В.,
с участием прокурора Округ Л.Л.,
при секретаре Коневой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Багратионовской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» ФИО2 по одномандатному избирательному округу № 3,
УСТАНОВИЛ:
Решением Багратионовской ТИК от 15 июля 2013 года № 52/366-3 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирован ФИО2.
24 июля 2013 года ФИО1, зарегистрированная в качестве кандидата по тому же избирательному округу, обратилась с вышеназванным заявлением, ссылаясь на то, что при осуществлении действий, направленных на выдвижение кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №3 кандидат ФИО2 предоставил в избирательную комиссию в качестве основания для регистрации кандидатом в депутаты документы, оформленные с нарушением действующего законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В силу п. 8 ст. 24 Закона Калининградской области №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы,
Кандидатом в депутаты ФИО2 были нарушены требования п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п.3 ст.25 Калининградской области №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», согласно которым подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата. В предоставленном первом финансовом отчете кандидата в депутаты ФИО2 в строке, указывающей на сумму израсходованных денежных средств на организацию сбора подписей избирателей, содержится показатель «0 рублей», что подтверждает факт того, что представленные им подписные листы были изготовлены не из средств избирательного фонда кандидата. Данные нарушения являются основанием для отказа в регистрации кандидата.
Дополнительно, к вышеизложенным основаниям заявительница указала также, что кандидатом в депутаты ФИО2 были нарушены требования п.8 ст.37 Федерального закона РФ №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав...», в соответствии с которым форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования устанавливается согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону. При этом, согласно Приложению №8, кандидат обязан указать место работы и занимаемую должность.
В подписных листах, представленных кандидатом в депутаты ФИО2, последний указал, что он является помощником депутата Калининградской областной Думы пятого созыва.
В соответствии с п. 1.3. Положения о помощнике депутата Калининградской областной Думы, утвержденным Постановлением Калининградской областной Думы №45 от 28.04.2011 г., помощник депутата областной Думы исполняет свои обязанности на общественных началах или на постоянной оплачиваемой основе.
В подписных листах, представленных кандидатом в депутаты ФИО2, сведения о кандидате указаны не в полном объеме, так как в них не имеется сведений о том, исполняет он свои обязанности на общественных началах или на постоянной оплачиваемой основе, что в свою очередь ввело в заблуждение избирателей, ставивших свои подписи в подписных листах в поддержку выдвижения кандидата ФИО2
В соответствии с п.п. «з» п.6.4. ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействительными признаются все подписи в подписном листе, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности. Аналогичная норма закона содержится в п.п. «з» п. 10 ст. 27 Закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 г. «О муниципальных выборах в Калининградской области».
Положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в данном случае применению не подлежит, в связи с тем, что в соответствии с положениями ст.27 Закона Калининградской области № 231 от 18.03.2008 г. «О муниципальных выборах в Калининградской области» внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата.
Принимая во внимание вышеуказанные требования закона, Багратионовская ТИК была обязана признать все подписи, содержащиеся в подписных листах кандидата в депутаты ФИО2 недействительными, что в свою очередь являлось основанием для отказа в его регистрации.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, о времени и месте слушания дела извещена.
Представитель ФИО1 по доверенностям (л.д. 21,22) ФИО3 в судебном заседании поддержала заявление своей доверительницы в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица - Багратионовской ТИК Калининградской в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещены.
ФИО2 в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, указав, что 5 рублей на изготовление подписных листов были израсходованы им из средств его избирательного фонда, что подтверждается выпиской по счету и товарным чеком. В подписном листе он указал свое основное место работы, как того требует положение ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора о необходимости отказа в удовлетворении заявления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанного в пункте 16 настоящей статьи.
Решением Багратионовской ТИК от 15 июля 2013 года № 52/366-3 кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» по одномандатному избирательному округу № 3 зарегистрирован ФИО2 (л.д. 26-27).
В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
В силу п. 8 ст. 24 Закона Калининградской области №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» выдвижение кандидата должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
В соответствии с положениями п.5 ст.37 Федерального закона №67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также п.3 ст.25 Калининградской области №231 «О муниципальных выборах в Калининградской области», подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда кандидата.
В предоставленном первом финансовом отчете кандидата в депутаты ФИО2 в строке, указывающей на сумму израсходованных денежных средств на организацию сбора подписей избирателей стоит прочерк (л.д. 45).
В судебном заседании нашло свое подтверждение то обстоятельство, что 5 рублей на изготовление подписных листов были израсходованы ФИО2 из средств его избирательного фонда, что подтверждается сообщением об открытии специального избирательного счета (л.д. 44); выпиской по указанному счету (л.д. 50); товарным чеком (л.д. 49).
Таким образом, суд находит несостоятельным довод заявительницы о том, что представленные ФИО2 подписные листы были изготовлены не из средств избирательного фонда кандидата.
При изготовлении подписного листа указаны сведения о занимаемой должности кандидата ФИО2 - «Калининградская областная Дума пятого созыва, помощник депутата областной думы» (л.д. 30).
Согласно положениям п. 2 ст. 33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п. 2 ст. 24 Закона Калининградской области №231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым… после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности…. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В подтверждение сведений о занимаемой должности (роде занятий) ФИО2 представлена справка, согласно которой он работает в Калининградской областной Думе пятого созыва, помощником депутата областной думы (л.д. 38).
В соответствии с п.п. "и" п. 6.4. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются, в частности, все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5,6,8,9,10 к настоящему Федеральному закону.
Поскольку форма подписного листа по приложению № 8 содержит только обязанность депутата, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, указывать на это в подписном листе, суд находит несостоятельным довод заявительницы о том, что кандидатом в депутаты ФИО2 сведения о кандидате указаны не в полном объеме, по тем основаниям, что в них не имеется сведений о том, исполняет ли он свои обязанности на общественных началах или на постоянной оплачиваемой основе.
Вместе с тем, в соответствии с требованием ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно положению п. 1 ст. 27 Закона Калининградской области №231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» соответствующая избирательная комиссия в течение 10 дней со дня представления документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов требованиям настоящего Закона, а также проверяет соблюдение порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, собранных в поддержку каждого кандидата.
При этом, в п. 4 ст. 27 Закона Калининградской области №231 указано, что внесение каких-либо исправлений в подписные листы, принятые избирательной комиссией, не допускается. Избирательная комиссия не вправе восполнять и (или) устранять нарушения, допущенные кандидатами, иными лицами при оформлении подписных листов и иных документов, представляемых при выдвижении и регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В соответствии с п.п. з п. 6.4 ст. 38. ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» недействительными признаются) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если, в том числе, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Согласно п.п.3 п. 10 ст.27 Закона Калининградской области №231 от 18 марта 2008 года «О муниципальных выборах в Калининградской области» недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о кандидате указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности.
Из трудовой книжки, представленной суду, следует, что ФИО2 принят на должность помощника депутата областной думы на условиях срочного трудового договора (л.д. 70).
Копия срочного трудового договора с Калининградской областной Думой ФИО2 суду представлена не была, несмотря на то, что в судебном заседании 13 августа 2013 года ФИО2 взял на себя обязательство представить указанный договор (л.д. 56). Данное обстоятельство в судебном заседании 16 августа 2013 года ФИО2 объяснил отсутствием указанного договора у него и в здании Областной думы (л.д. 71).
В судебном заседании личность ФИО2 была установлена по удостоверению, в котором указано, что последний работает помощником депутата областной думы от избирательного объединения «Калининградское региональное отделение Всероссийской политической партии «Единая Россия» ФИО4 (л.д. 51, 71).
При указанных обстоятельствах, учитывая информационное назначение указания данных о месте работы депутата в подписном листе, суд приходит к выводу о том, что в подписном листе кандидата ФИО2 сведения о занимаемой кандидатом должности (роде занятий) были указаны не в полном объеме.
Поскольку внесение уточнений и дополнений в подписные листы с подписями избирателей законом не предусмотрено, суд находит заявление ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Отменить решение Багратионовской территориальной избирательной комиссии от 15 июля 2013 года № 52/366-3 о регистрации кандидатом в депутаты городского Совета депутатов муниципального образования «Багратионовское городское поселение» ФИО2 по одномандатному избирательному округу № 3.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Багратионовский районный суд Калининградской области в течение 5 дней со дня принятия решения.
Мотивированное решение изготовлено 19 августа 2013 года.
Судья: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья: Вольтер Г.В.
Секретарь: Конева В.И.