ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-844/2014 от 02.07.2014 Арсеньевского городского суда (Приморский край)

Дело № 2-844/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

 г. Арсеньев 02 июля 2014 года

 Арсеньевский городской суд Приморского края в составе:

 председательствующего судьи Милицина А.В.,

 при секретаре Акифьевой О.Г.,

 с участием прокурора Бардаевой Е.М.,

 представителей ответчика КППК «Приморское ЛХО» Бабич М.Ю. и Белоуса М.М.,

 представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Приморского края Белоуса М.И.

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Арсеньева в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к казенному предприятию Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» и Департаменту лесного хозяйства Приморского края о возложении обязанности обеспечить средствами пожаротушения, оборудованием, инвентарем,

 установил:

 Прокурор г. Арсеньева Приморского края обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просил обязать ответчиков в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пожарно-химическую станцию I типа, являющуюся структурным подразделением Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО», следующим оборудованием и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров: автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т в количестве 1 шт.; тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 шт.; лодкой моторной вместимостью 4-5 человек, с подвесным мотором, в количестве 1 шт.; навесным шестеренчатым насосом производительностью 600-800 л/мин. в количестве 1 шт.; съемной цистерной для воды (резервуар) 100-1500 л в количестве 1 шт.; гусеничным трактором тягового класса 1,5 – 6 т (9-30 кН) в количестве 1 шт.; плугом тракторным лесным в количестве 1 шт.; бензиномоторной пилой для валки деревьев диаметром до 40 – 100 см в количестве 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметром 26 и 51 в количестве 600 шт.; пожарными стволами в количестве 5 шт.; стволом торфяным в количестве 1 шт.; приспособлением для переноски рукавов в количестве 1 шт.; 18 пожарными лопатами; огнетушащим составом в количестве 1 т; головками соединительными напорными в количестве 30 шт.; смесительным агрегатом в количестве 1 шт.; универсальными или корсетными зажимами в количестве 30 шт.; прибором для измерения пожарной опасности погоды (УПС-1) в количестве 1 шт.; съемным контейнером для перевозки инвентаря в количестве 1 шт.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой
г. Арсеньева проведена проверка соблюдения законодательства по оснащению предприятий, занятых в борьбе с лесными пожарами, соответствующей техникой и оборудованием для пожаротушения. Проверкой установлено, что ответчики не приняли мер, направленных на предупреждение, своевременное обнаружение, ограничение распространения лесных пожаров. Пожарно-химическая станция I типа (далее по тексту ПХО-1), входящая в состав Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО», является специализированным структурным подразделением и организована на территории Арсеньевского городского округа с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров.

 В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, утвержденного Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В Приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

 Однако ПХС I типа, входящая в состав Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО», не оснащена минимальным перечнем оборудования и средствами пожаротушения.

 Департамент лесного хозяйства Приморского края, является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области лесных отношений на территории Приморского края, а также исполняющим за счет субвенций из федерального бюджета переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений. Департамент ненадлежащим образом выполняет свои обязанности, не организовал обеспечение Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО» средствами предупреждения и тушения пожаров, а КППК «Приморское ЛХО» не обеспечило оснащение ПХС-1 противопожарной техникой, средствами тушения, оборудованием, инвентарем, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, может негативно сказываться на пожарной безопасности лесов Приморского края, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

 В судебном заседании прокурор Бардаева Е.М. иск поддержала по указанным в нем основаниям, просила его удовлетворить.

 Представители ответчика КППК «Приморское ЛХО» Бабич М.Ю. и Белоус М.М., исковые требования, предъявленные к КППК «Приморское ЛХО» не признали, пояснив о том, что данный ответчик является ненадлежащим, обеспечение ПХС-1 оборудованием и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров, в обязанности данного ответчика не входит.

 Представитель ответчика Департамента лесного хозяйства Приморского края Белоус М.И. предъявленные к Департаменту требования не признал, пояснив, что согласно ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления пользования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границам лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.

 Лесохозяйственный регламент Арсеньевского лесничества утвержден приказом Управления лесным хозяйством Приморского края от 02.04.2012 г.
№ 363 и разработан на период с 2009 по 2018 гг. Регламентом определены требования к охране лесов от пожаров, загрязнения и иного негативного воздействия, в соответствии с которыми на территории Арсеньевского лесничества запланированы мероприятия по противопожарному обустройству лесов. Сроки проведения мероприятий по охране лесов от пожаров определены сроком действия лесохозяйственного регламента с 2011 по 2018 гг.

 Для выполнения мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, тушению лесных пожаров наземным способом в 2008 году на базе имущества Приморского края было создано казенное предприятие Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение», которое может участвовать в торгах на общих основаниях с иными юридическими лицами.

 По результатам аукциона заключен государственный контракт Приморского края от 11.04.2014 г. №1а по выполнению комплекса работ и охране, защите, воспроизводству лесов на лесных участках, расположенных в лесном фонде на территории Арсеньевского лесничества Приморского края в 2014 году, с одновременной продажей лесных насаждений Заказчиком (ДЛХ) Подрядчику (КППК «Приморское ЛХО»). Приложением №1 к Контракту определен объем работ по тушению лесных пожаров наземным способом.

 Государственной программой Приморского края «Развитие лесного хозяйства Приморского края на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 г. № 388-па, на мероприятия по оснащению техникой и средствами пожаротушения существующих станций из средств краевого бюджета выделено . рублей. Этой программой предусматривается оснащение техникой и средствами пожаротушения ПХС I – II типов, реализация программы запланирована до 2017 года.

 Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997
№ 167 «Об утверждении положения о пожарно-химических станциях», на который ссылается прокурор в исковом заявлении, является ведомственным ненормативным актом, в Министерстве юстиции Российской Федерации не зарегистрирован и не опубликован, носит рекомендательный характер ввиду его ведомственного предназначения. Ответчики исполнителями данного приказа не являются.

 Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит иск обоснованным в части и подлежащим частичному удовлетворению.

 Пунктом 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

 Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду, и обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

 В соответствии с ч. 1 ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

 В силу ч. 1 ст. 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. К мерам пожарной безопасности в лесах относятся предупреждение лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417).

 Часть 1 ст. 53.1 ЛК РФ предусматривает, что предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. К обеспечению средствами предупреждения и тушения лесных пожаров относится приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря, содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения, создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

 На основании пункта 4 части 1 статьи 83 ЛК РФ осуществление отдельных полномочий в области лесных отношений, в том числе организации использования и охраны лесов, включающей осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда передано Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Согласно пп. "б" п. 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности) меры пожарной безопасности в лесах осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в отношении лесов, расположенных на землях лесного фонда, осуществление по охране которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 83 ЛК РФ.

 Как следует из п. 1.1, 2.1.3, п.п. з, н, о п. 2.1.5 Постановления Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 373-па «О переименовании управления лесным хозяйством Приморского края и об утверждении Положения о департаменте лесного хозяйства Приморского края» осуществление на территории Приморского края отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, использование лесов, их охрана, защита, ликвидация последствий чрезвычайной ситуации, организация выполнения работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах, осуществляется Департаментом лесного хозяйства Приморского края за счет субвенций из федерального бюджета.

 Как следует из Устава казенного предприятия Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение», последнее создано распоряжением Администрации Приморского края от 08.11.2007 N 788-ра
«О создании казенного предприятия Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» для реализации полномочий по охране, защите, воспроизводству лесов, осуществлению мер ухода за лесами за счет субвенций из федерального бюджета, переданных органам государственной власти Приморского края. Согласно п. 2.2 Устава основными видами деятельности КППК «Приморское ЛХО» являются: обеспечение пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах (л.д. 21).

 Из положения об Арсеньевском филиале казенного предприятия Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» следует, что Арсеньевский филиал создан на основании КППК «Приморское лесохозяйственное объединение» от 22.01.2008 №4, является обособленным подразделением Предприятия, расположенным вне места нахождения последнего и осуществляет часть функций Предприятия на территории следующих муниципальных образований Приморского края: г. Арсеньев, Анучинский район, Яковлевский район. Согласно п. 3.3 Положения о филиале основными видами деятельности филиала являются: обеспечение пожарной безопасности в лесах, тушение лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности. В силу п. 2.8 Положения о филиале, последний имеет обособленные структурные подразделения, одним из которых является пожарно-химическая станция 1 типа (ПХС-1), которая располагается по адресу: Приморский край, г. Арсеньев, ул. 9 Мая, 83 (л.д. 10, 12).

 Приказом Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997
N 167 утверждено Положение о пожарно-химических станциях (ПХС), пунктом 2 которого определено, что ПХС формируются на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения.

 В соответствии с п. 1 раздела VI Положения о ПХС, пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. В приложении 2 к п. 1 раздела VI Положения о ПХС приведен Примерный перечень противопожарной техники, оборудования, инвентаря, средств связи, оснастки и вспомогательных материалов, закрепляемых за ПХС, который является минимально необходимым и позволяющим решать поставленные перед ПХС задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров.

 Данный перечень определен законодателем в качестве примерного, поскольку в силу прямого указания п. 1 раздела VI Положения определение конкретного вида и количества пожарной техники, оборудования, инвентаря, средств транспорта зависит от лесопирологических условий региона и количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории.

 Вместе с тем, проведенной прокурором г. Арсеньева проверкой, установлено, что ПХС-1 Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО» не обеспечена следующими оборудованием и средствами пожаротушения, минимально необходимыми и позволяющими решать поставленные перед ПСХ-1 задачи по предупреждению, своевременному обнаружению, ограничению распространения и ликвидации лесных пожаров: автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т в количестве 1 шт.; тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 шт.; лодкой моторной вместимостью 4-5 человек, с подвесным мотором, в количестве 1 шт.; навесным шестеренчатым насосом производительностью 600-800 л/мин. в количестве 1 шт.; съемной цистерной для воды (резервуар) 100-1500 л в количестве 1 шт.; гусеничным трактором тягового класса 1,5 – 6 т (9-30 кН) в количестве 1 шт.; плугом тракторным лесным в количестве 1 шт.; бензиномоторной пилой для валки деревьев диаметром до 40 – 100 см в количестве 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметром 26 и 51 в количестве 600 шт.; пожарными стволами в количестве 5 шт.; стволом торфяным в количестве 1 шт.; приспособлением для переноски рукавов в количестве 1 шт.; 18 пожарными лопатами; огнетушащим составом в количестве 1 т; головками соединительными напорными в количестве 30 шт.; смесительным агрегатом в количестве 1 шт.; универсальными или корсетными зажимами в количестве 30 шт.; прибором для измерения пожарной опасности погоды (УПС-1) в количестве 1 шт.; съемным контейнером для перевозки инвентаря в количестве 1 шт.

 Таким образом, в судебном заседании с достаточной полной установлено, что в нарушение требований вышеприведенных норм законодательства Департаментом лесного хозяйства Приморского края ненадлежащим образом выполняются переданные Российской Федерацией полномочия в области лесных отношений в части охраны лесов от пожаров, не организовано обеспечение имеющейся на территории Арсеньевского городского округа
ПХС-1 средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, что создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, причинения вреда жизни, здоровью неопределенного круга граждан, негативно сказывается на пожарной безопасности лесов Приморского края, окружающей среде и экологической безопасности в целом.

 То обстоятельство, что оснащенность пожарно-химической станции Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО» пожарной техникой, оборудованием, инвентарем, средствами связи, оснасткой и вспомогательными материалами не отвечает требованиям Положения о ПХС в указанной прокурором части, подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.

 Довод представителя ответчика Департамента лесного хозяйства Приморского края Белоуса М.И. о том, что Приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 N 167 "О пожарно-химических станциях" не является нормативно-правовым актом, обязательным для применения, поскольку не прошел государственную регистрацию и не был опубликован, суд считает несостоятельным и не принимает его. В соответствии с п. 10 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009,
п. 8 Порядка опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763, государственной регистрации и обязательному официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер.

 Приказ от 19.12.1997 N 167 не носит межведомственный характер, не устанавливает правовой статус организаций, не затрагивает права и обязанности граждан, а регулирует порядок организации и функционирования пожарно-химических станций, оснащенность их противопожарной техникой и оборудованием, поэтому не подлежит государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному опубликованию, является действующим нормативным правовым актом и подлежит обязательному применению Департаментом лесного хозяйства Приморского края и КППК «Приморское ЛХО».

 Доводы представителя ответчика Белоуса М.И. об утверждении Постановлением Администрации Приморского края от 07.12.2012 №388-па государственной программы Приморского края «Развитие лесного хозяйства Приморского края на 2013-2017 годы» не освобождает ответчика от своевременного выполнения обязанностей по оснащению ПХС-1 средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, так как из Программы следует, что ее ответственным исполнителем (по оснащению техникой и средствами пожаротушения существующих пожарно-химических станций), в т.ч. подпрограммы «Охрана лесов от пожаров» (Приложение №3 к государственной программе), является Департамент лесного хозяйства Приморского края и по состоянию на 2013 год для реализации Программы предусмотрено .. руб. средств краевого бюджета.

 В силу п. 1 раздела 5 Программы ее реализация осуществляется посредством размещения заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд в порядке, предусмотренном Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

 Вместе с тем, из пояснений участников процесса следует, что в настоящее время заказы на поставки товаров Департаментом лесного хозяйства Приморского края не размещены.

 Так как программой развития лесного хозяйства Приморского края в 2013 году предусмотрено оснащение техникой и средствами пожаротушения существующих пожарно-химических станций Приморского края на сумму .. руб., но работа по реализацию программы в отношении ПХС-1 Арсеньевского филиала КППК «Приморское ЛХО» не ведется, требования прокурора г. Арсеньева о возложении соответствующей обязанности на Департамент лесного хозяйства Приморского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и направленным на предотвращение возможных неблагоприятных последствий.

 В то же время, суд не находит оснований для возложения соответствующей обязанности на КППК «Приморское ЛХО», так как в соответствии с государственной программой Приморского края «Развитие лесного хозяйства Приморского края на 2013-2017 годы» непосредственным ее исполнителем, исполнителем подпрограммы «Охрана лесов от пожаров» является Департамент лесного хозяйства Приморского края. В полномочия же КППК «Приморское ЛХО» не входит осуществление мероприятий, связанных с приобретением техники и средств пожаротушения. Все имущество указанного Предприятия согласно п. 3.1 Устава находится в собственности Приморского края, принадлежит предприятию на праве оперативного управления и отражается на его самостоятельном балансе. Право на имущество, закрепляемое за Предприятием на праве оперативного управления собственником, возникает с момента передачи такого имущества Предприятию (п. 3.2 Устава).

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

 решил:

 Иск прокурора г. Арсеньева удовлетворить частично.

 Обязать Департамент Лесного хозяйства Приморского края в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить пожарно-химическую станцию I типа, являющуюся структурным подразделением Арсеньевского филиала казенного предприятия Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение», следующим оборудованием и средствами, предназначенными для тушения лесных пожаров: автомобилем бортовым повышенной проходимости грузоподъемностью до 6 т в количестве 1 шт.; тяжелым мотоциклом с коляской 22-32 л.с. в количестве 1 шт.; лодкой моторной вместимостью 4-5 человек, с подвесным мотором, в количестве 1 шт.; навесным шестеренчатым насосом производительностью 600-800 л/мин. в количестве 1 шт.; съемной цистерной для воды (резервуар) 100-1500 л в количестве 1 шт.; гусеничным трактором тягового класса 1,5 – 6 т (9-30 кН) в количестве 1 шт.; плугом тракторным лесным в количестве 1 шт.; бензиномоторной пилой для валки деревьев диаметром до 40 – 100 см в количестве 1 шт.; напорными пожарными рукавами диаметром 26 и 51 в количестве 600 шт.; пожарными стволами в количестве 5 шт.; стволом торфяным в количестве 1 шт.; приспособлением для переноски рукавов в количестве 1 шт.; 18 пожарными лопатами; огнетушащим составом в количестве 1 т; головками соединительными напорными в количестве 30 шт.; смесительным агрегатом в количестве 1 шт.; универсальными или корсетными зажимами в количестве 30 шт.; прибором для измерения пожарной опасности погоды (УПС-1) в количестве 1 шт.; съемным контейнером для перевозки инвентаря в количестве 1 шт.

 В удовлетворении требований к казенному предприятию Приморского края «Приморское лесохозяйственное объединение» отказать.

 Взыскать с Департамента Лесного хозяйства Приморского края в бюджет Арсеньевского городского округа государственную пошлину в размере . рублей.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Судья А.В. Милицин

 Мотивированное решение изготовлено 07 июля 2014 года.