ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-845/2016 от 12.05.2016 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-845/2016 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск-Дальний 12 мая 2016 года

Приморский край

Спасский районный Приморского края суд в составе: председательствующего судьи Бовсун В.А.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г. Спасск-Дальний Скажутиной Н.О.,

представителя ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» Семенюк И.В.,

представителя ответчика администрации городского округа Спасск-Дальний Рерих Т.В.,

представителя третьего лица МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний Толмаковой Е.В.,

при секретаре судебного заседания Рыбаковой Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Спасск-Дальний в интересах неопределённого круга лиц к администрации городского округа Спасск-Дальний, Спасскому отделению филиала «Дальэнергосбыт» ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» о признании бездействия администрации городского округа Спасск-Дальний незаконным и возложении обязанности по проведению финансирования за электроэнергию, признании действий Спасского отделения филиала «Дальэнергосбыт» ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» незаконным и возложении обязанности о не введении полного или частичного ограничения потребления электроэнергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ» ГО Спасск-Дальний,

установил:

прокурор г. Спасск-Дальний обратился с иском к администрации городского округа Спасск-Дальний, ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» о возложении обязанности.

В исковом заявлении и уточненном исковом заявлении указал, что прокуратурой города проведена проверка по сообщению управления образования администрации ГО Спасск-Дальний по факту полного ограничения режима потребления электрической энергии здания по адресу: <адрес>.

По результатам проверки установлено следующее.

По адресу: <адрес> находится муниципальное казенное учреждение «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений городского округа Спасск-Дальний (МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний»). Здание, по указанному адресу передано в оперативное управление МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» администрацией ГО Спасск-Дальний.

Между МКУ «Центр «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» (далее по тексту - МКУ ЦФХ) заключены договоры энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ № С Предметом договоров является поставка электроэнергии МКУ ЦФХ по адресу: <адрес>.

МКУ ЦФХ находится в введении администрации ГО Спасск-Дальний, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств. Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета ГО Спасск-Дальний и на основании бюджетной сметы.

Администрация ГО Спасск-Дальний прекратила финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения, что привело к невозможности исполнения казенным учреждением своих обязательств, вытекающих из заключенных договоров и исполнения обязательств по финансовому обеспечению деятельности казенного учреждения.

МКУ ЦФХ не оплатило поставку электроэнергии за ДД.ММ.ГГГГ года и ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года в размере <сумма>.

ДД.ММ.ГГГГ в связи с образовавшейся у МКУ ЦФХ задолженности за поставленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ года в размере <сумма> представитель Дальэнергосбыта Киричук Ю.В. произвел полное ограничение режима потребления электрической энергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» по адресу: <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлен акт об отключении электроустановок.

Задолженность за поставленную электроэнергию образовалась также по причине приостановления расходных операций на лицевом счете МКУ ЦФХ, в связи с неоплатой в установленный срок исполнительных документов.

Полное ограничение режима потребления электроэнергии привело к срыву сроков подготовки к организации проведения государственной итоговой аттестации учащихся общеобразовательных учреждений городского округа Спасск-Дальний.

Поскольку ежедневно в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования на компьютерном оборудовании, находящемся в здании МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» производится заполнение, обновление и выгрузка региональной базы данных (далее по тексту - РБД) в региональный центр обработки информации (далее по тексту -РЦОИ), который расположен в г. Владивосток Приморского края.

Направляется следующая информация в РЦОИ на защищенную часть (персональные данные обучающихся, работников пунктов проведения экзаменов, членов государственной экзаменационной комиссии, сведения об общественных наблюдателях, сведения об организаторах, участвующих в проведении экзаменов, сведения об учителях-экспертах, проверяющих экзаменационные работы в период проведения экзаменов, производится назначение аудиторий образовательных учреждений, в которых будет проводиться ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ (государственный выпускной экзамен), прикрепление участников к пунктам проведения экзаменов, распределение участников на экзамены и т.д.).

Первый экзамен назначен на ДД.ММ.ГГГГ у 9 классов (ОГЭ), ДД.ММ.ГГГГ выпускники 11 классов (ЕГЭ). Основные сроки проведения экзаменов с 26 мая по ДД.ММ.ГГГГ, а резервные сроки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Так, ДД.ММ.ГГГГ в базу данных РБД РЦОИ должны быть внесены сведения о назначении аудиторий пунктов проведения экзаменов. Данные сведения не внесены по причине отключения электроэнергии, в связи с чем, образовался срыв обновления базы РБД и отправки ее в Федеральную информационную систему Министерства образования и науки Российской Федерации. Также не отправлены заявки в департамент образования и науки ПК на участие в ГИА в форме государственного выпускного экзамена (список участников детей с ограниченными возможностями и выпускников, отбывающих наказание в виде лишения свободы, членов государственной экзаменационной комиссии, организаторов в пункты проведения экзамена и общественных наблюдателей, состав предметных комиссий и др.).

Работать на компьютере, при помощи которого осуществляется заполнение базы данных на экзамены, в другом здании, где имеется в наличии электричество и Интернет не представляется возможным по следующей причине. База данных находится на сервере (компьютере), расположенном на 2 этаже здания МКУ ЦФХ. Сервер без света не работает, более того к серверу подключены все защищенные линии, по которым происходит обмен информации с РЦОИ.

Документооборот осуществляется только в электронном виде ежедневно. Срыв предоставления электронной информации неизбежно приведет к срыву проведения государственной итоговой аттестации 9, 11 классов муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний (всего 720 человек, в том числе 8 инвалидов), что приведет к нарушению прав обучающихся несовершеннолетних на получение основного общего и среднего общего образования (получение аттестата за курс основной и средней школы). Отсутствие указанных документов не позволит выпускникам поступить в средние или высшие профессиональные учреждения.

Согласно ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон.

Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ (в редакции от 06.12.2011) «Об электроэнергетике» Правительством Российской Федерации утверждается порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков, в том числе его уровня, в случае нарушения своих обязательств потребителями. Указанный порядок применяется в случае неисполнения обязательств по оплате электрической энергии и обеспечивает, в том числе, запрет на нарушение прав иных потребителей в связи с вводимым ограничением режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня.

Предоставляя физическим и юридическим лицам возможность осуществлять принадлежащие им гражданские права по своему усмотрению (п. 1 ст. 9 ГК РФ), законодатель в целях обеспечения прав и интересов других участников гражданского оборота устанавливает рамки дозволенного поведения, выход за которые не допускается.

В случае несоблюдения этого запрета действия управомоченного лица могут квалифицироваться как злоупотребление правом и доминирующим положением, что не допускается законом.

Частью 1 статьи 10 Гражданского кодекса РФ установлены пределы осуществления гражданских прав, а именно: не допускается злоупотребление правом, в том числе с использованием доминирующего положения на рынке, тем более с нарушением прав других лиц.

Аналогичное положение, запрещающее действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, содержится в ст. 10 Федерального Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Статьей 14 ГК РФ установлено, что способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

На территории Спасского муниципального района и г. Спасска-Дальнего Спасское отделение филиала «Дальэнергосбыт» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» является единственной организацией электроснабжения (исполнителем коммунальных услуг) и относится к предприятиям жизнеобеспечения Спасского муниципального района и г. Спасска-Дальнего.

Согласно ст. 59, Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ («Об образовании в Российской Федерации» итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования, основных профессиональных образовательных программ, является обязательной и проводится в порядке и в форме, которые установлены образовательной организацией, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Формы государственной итоговой аттестации, порядок проведения такой аттестации по соответствующим образовательным программам различного уровня и в любых формах определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Российской Федерации;

В соответствии со ст. 60, Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» документ об образовании, выдаваемый лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение общего образования следующего уровня:

основное общее образование (подтверждается аттестатом об основном общем образовании);

среднее общее образование (подтверждается аттестатом о среднем общем образовании).

Согласно ст. 70 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета проводится на основании результатов единого государственного экзамена, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п. 13 Приказа Минобрнаукци России от 25.12.2013 № 1394 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение ГИА определяют места расположения пунктов проведения экзаменов (далее - ППЭ) и распределение между ними обучающихся, составы руководителей и организаторов ППЭ, уполномоченных представителей ГЭК, технических специалистов, специалистов по проведению инструктажа и обеспечению лабораторных работ, экзаменаторов-собеседников, ведущих собеседование при проведении устной части экзамена по иностранному языку, в случае если спецификацией КИМ предусмотрено ведение диалога экзаменатора с обучающимся, и ассистентов для лиц, указанных в пункте 34 настоящего Порядка;

обеспечивают ППЭ необходимым комплектом экзаменационных материалов для проведения ГИА, в том числе экзаменационными материалами на родном языке;

обеспечивают информационную безопасность при хранении, использовании и передаче экзаменационных материалов, в том числе определяют места хранения экзаменационных материалов, лиц, имеющих к ним доступ, принимают меры по защите КИМ от разглашения содержащейся в них информации;

организуют формирование и ведение региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования (далее - РИС), и внесение сведений в ФИС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;

обеспечивают проведение ГИА в ППЭ в соответствии с требованиями настоящего Порядка;

Организационное и технологическое обеспечение проведения ГИА на территориях субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечение деятельности по эксплуатации РИС и взаимодействию с ФИС, обработки экзаменационных работ обучающихся осуществляется определенными, в соответствии с законодательством Российской Федерации, организациями - региональными центрами обработки информации (далее - РЦОИ).

В результате полного ограничения режима потребления электрической энергии отсутствует техническая возможность передачи в департамент образования и науки Приморского края и региональный центр обработки информации г. Владивосток Приморского края информации для формирования и ведения региональных информационных систем обеспечения проведения ГИА обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и внесение сведений в ФИС.

Таким образом, действия Спасского отделения филиала «Дальэнергосбыт» ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» по полному ограничению режима потребления электрической энергии нарушают права несовершеннолетних обучающихся муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний на прохождение государственной итоговой аттестации для подтверждения получения основного общего образования и среднего общего образования.

Просит признать бездействие администрации ГО Спасск-Дальний по прекращению финансового обеспечения МКУ «ЦФХ и МО МУ ГО Спасск-Дальний» по оплате договоров электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

Обязать администрацию ГО Спасск-Дальний произвести финансирование МКУ «ЦФХ и МО МУ ГО Спасск-Дальний» для погашения задолженности за поставленную электроэнергию за ДД.ММ.ГГГГ года, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ года в размере <сумма> по договорам энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № С .

Признать незаконными действия ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» по введению полного

ограничения режима потребления электроэнергии МКУ «ЦФХ 1Ю МОУ ГО Спасск-Дальний» расположенного по адресу: <адрес> по договорам энергоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ № С

Обязать ПАО Дальневосточная энергетическая компания» отменить введенное ДД.ММ.ГГГГ полное ограничение потребления электроэнергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» расположенного по адресу: 692245, <адрес>.

Запретить ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» вводить режим полного либо частичного ограничения потребления электроэнергии в МКУ ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний», расположенного по адресу: 692245, <адрес>.

Обратить решение суда к немедленному исполнению на основании ст. 212 ГПК РФ, поскольку замедление его исполнения может причинить значительный вред несовершеннолетним обучающимся в муниципальных образовательных учреждениях ГО Спасск-Дальний, повлечь срыв проведения государственной итоговой аттестации.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в нем, просила удовлетворить.

Представитель ответчика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» Семенюк И.В. в судебном заседании исковые требования не признала и суду пояснила, что действия по отключению от энергоснабжения юридических лиц нарушающих порядок оплаты за потребленную электроэнергию предусмотрены действующим законодательством, договором заключенным между сторонами и не могут быть признаны незаконными.

В соответствии с п. 2 ст. 546 ГК РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Законом установлено что полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (далее - ограничение режима потребления) предполагает сокращение объемов потребления или временное прекращение подачи электрической энергии (мощности).

Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г. предусмотрено, что при отсутствии у потребителя акта согласования технологической и или аварийной брони, составленного и согласованного в установленном законодательством РФ об электроэнергетике порядке, ограничение режима потребления в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением таким потребителем своих обязательств либо в связи с прекращением обязательств сторон по договору вводится в соответствии с п. 15 или 16 настоящих правил, вплоть до полного ограничения режима потребления. В этом случае потребитель, у которого отсутствует акт согласования аварийной и или технологической брони, несет ответственность, в том числе перед третьими лицами, за последствия, вызванные применением к нему ограничения потребления в соответствии с настоящими правилами (ч.2 п.17 пп. Е правил).

Правоотношения ПАО «ДЭК» с МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний регулировались договором энергоснабжения № С1180 от 19.01.2015г.

Согласно п.1. п.п.1.1. договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Стороны согласовали пунктом 7 договора порядок введения ограничения режима потребления электроэнергии.

В соответствии с п. 4 ст. 539 ГК РФ, к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Таким правовым актом, в частности, является Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 г. № 442, которым были утверждены «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии.

Само МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний, либо его отдельные объекты, к категории потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, определенным Приложением к Правилам № 442, не относятся.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии.

МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний является самостоятельным субъектом права и единственной обязанной стороной перед ПАО «ДЭК» по договору энергоснабжения. В связи с этим ПАО «ДЭК» не может и не должен располагать сведениями о наличии либо отсутствии добросовестных потребителей, состоящих в правоотношениях с его недобросовестным контрагентом, а также, не несет каких-либо обязанностей в отношении третьих лиц (п. 3 ст. 308 ГК РФ).

Ограничение режима подачи энергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний допустившему задолженность по оплате, при соблюдении порядка ограничения режима подачи электроэнергии, не может расцениваться, как злоупотребление правом, поскольку, прямо предусмотрено действующим законодательством РФ и направлено на предотвращение роста убытков гарантирующего поставщика и обеспечение интересов добросовестных потребителей энергии.

Способ защиты нарушенного права, избранный истцом, не предусмотрен Гражданским кодексом РФ или иными федеральными законами, и является неисполнимым.

В соответствии со статьей 11 ГК РФ нарушенные или оспоренные гражданские права могут быть защищены в судебном порядке способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ.

В соответствии со статей 3 ГПК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право. Возложение на ПАО «ДЭК» обязанности не совершать каких-либо действий в будущем, в течение неопределенного периода, направлено на предотвращение возможного нарушения охраняемых прав в будущем.

В силу статьи 10 ГК РФ разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

Кроме того, в соответствии с Правилами № 442 ограничение режима потребления электрической энергии, помимо случаев ее неоплаты, может вводиться в ряде иных случаев, в том числе, независящих от воли сторон договора. В связи с этим, запрет ПАО «ДЭК» в безусловной форме, независимо от любых обстоятельств, на введение ограничений либо прекращений подачи электроэнергии, противоречит действующему законодательству РФ.

ДД.ММ.ГГГГ МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний», подключено к электроэнергии в связи с гарантийным письмом Главы Администрации произвести оплату за электроэнергию. Кроме того, на сегодняшний день задолженности по электроэнергии нет.

Просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Спасска-Дальнего отказать в полном объеме и отменить обеспечительные меры.

Представитель ответчика Администрации ГО Спасск-Дальний Рерих Т.В. в судебном заседании с исковым заявлением не согласилась и суду пояснила, что договор энергоснабжения заключен с юридическим лицом МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний», кроме того, задолженность по электроэнергии оплачена в связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний Толмакова Е.В. в судебном заседании с исковым заявлением согласилась и суду пояснила, что согласно Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления энергетической энергии, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 442 от 04.05.2012г., при наличии задолженности ДЭК должно было проинформировать об ограничении электроэнергии, по истечении 10 дней, если задолженность не оплачена, вводятся ограничения до уровня аварийной брони. Имело место частичное отключении, а с ДД.ММ.ГГГГ полное отключение без уведомления.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив представленные материалы дела приходит к следующему:

Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии со ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 настоящего Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

Таким образом, положения действующего законодательства не исключают возможность приостановления и прекращения ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям в том случае, если такими организациями-потребителями являются юридические лица.

В соответствии со статьей 38 ФЗ «Об электроэнергетике» запрещается ограничение режима потребления электрической энергии в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии.

В судебном заседании установлено, что в связи с неоплатой МКУ «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний электроэнергии за декабрь 2015 года, январь, февраль 2016 года в размере 38227,83 рублей произведено полное ограничение режима потребления электрической энергии МКУ «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний.

Между ПАО «Дальневосточной энергетической компанией» и Муниципальным казенным учреждением «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний заключены договоры энергоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1. п.п. 1.1. договора энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности) потребителю, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

Из п. 13 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в РФ» организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, относится к вопросам местного значения городского округа.

Согласно Уставу Муниципальное казенное учреждение «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний» является юридическим лицом, некоммерческой организацией, а учредителем – администрация городского округа г. Спасск-Дальний, которое является собственником имущества учреждения (п. 1.7). Функции и полномочия учредителя и собственника учреждения осуществляются администрацией городского округа Спасск-Дальний (п. 1.8). На учреждение, в силу п. 2.1 Устава возложена обязанность по эффективному обеспечению функционирования и развития муниципальных образовательных учреждений в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, указанных муниципальных образовательных учреждений.

В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

Муниципальное казенное учреждение «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний», являясь муниципальным казённым учреждением, финансируется из муниципального бюджета городского округа. Финансирование деятельности образовательного учреждения осуществляется согласно утвержденной смете доходов и расходов. Образовательное учреждение обеспечивает материально-техническое оснащение образовательного процесса, безопасные условия труда в соответствии с требованиями санитарно-гигиенических правил в пределах имеющихся финансовых средств, использует бюджетные ассигнования в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов.

Муниципальное бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества (п. 2 ст. 120 ГК РФ).

В соответствии со ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Суд соглашается с доводами истца, о том, что срыв полноценного функционирования Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний», выразившееся в недостаточном финансировании, средств на оплату электрической энергии, которое привело к временному ограничению её подачи поставило под срыв проведение государственной итоговой аттестации в муниципальных образовательных учреждениях, и привело бы к нарушению прав и законных интересов неопределённого круга лиц, так как указанным учреждением ежедневно в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования на компьютерном оборудовании, находящемся в здании МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» производится заполнение, обновление и выгрузка региональной базы данных в региональный центр обработки информации, который расположен в г. Владивосток Приморского края.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что указанное бездействие со стороны администрации городского округа Спасск-Дальний является незаконным.

Довод представителя администрации городского округа Спасск-Дальний об отсутствии денежных средств необходимых на полноценное финансирование деятельности Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний» не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных в указанной части требований, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.

Вместе с тем требование истца по возложению обязанности на ответчика администрацию городского округа Спасск-Дальний по погашению образовавшейся задолженности по электроэнергии удовлетворёно быть не может так как в судебном заседании установлено и подтверждено платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ, что указанная в исковом заявлении задолженность погашена в полном объёме.

В части требований прокурора о признании действий ответчика ПАО «Дальэнергосбыт» по введению ограничения режима потребления электроэнергии Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний» незаконными, возложению обязанности по отмене введённого ограничения, а также наложение запрета на введение ограничения режима потребления электроэнергией в будущем в отношение Муниципального казенного учреждения «Центр финансово-хозяйственного и методического обеспечения муниципальных образовательных учреждений ГО Спасск-Дальний» суд приходит к следующему:

В силу пункта 18 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением правительства РФ № 442 от 04.05.2012 г. частичное ограничение режима потребления вводится в отношении лиц согласно Приложению к указанным Правилам.

При этом в Приложении к указанным правилам приведен исчерпывающий перечень категорий потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, социальным последствиям, в отношении которых может быть введено ограничение потребления электрической энергии не ниже технологической и аварийной брони в установленном порядке.

Именно в отношении указанных в Приложении потребителей, возможно ограничение режима потребления электроэнергии, с соблюдением порядка, установленного Правилами.

В соответствии с пунктом 5 Приложения к указанным Правилам, к потребителям электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, относятся учреждения, исполняющие уголовные наказания, следственные изоляторы, образовательные учреждения, предприятия и органы уголовно-исполнительной системы.

Из буквального толкования указанного пункта следует, что к специальным субъектам, ограничение которых ниже уровня аварийной брони не допускается, относятся только образовательные учреждения уголовно-исполнительной системы.

Таким образом, МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний ни в силу закона, ни в силу специфики деятельности не относится потребителям ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, не относятся.

При таких обстоятельствах, требования прокурора г. Спасска-Дальнего о признании незаконным действий ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» по ведению полного ограничения режима потребления электроэнергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ подача электроэнергии в МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний возобновлена.

В связи, с чем требования прокурора о возложении обязанности отмены введенного ДД.ММ.ГГГГ полного ограничения потребления электроэнергии МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» не подлежат удовлетворению.

С учётом вышеизложенных доводов требование прокурора запретить ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» вводить режим полного либо частичного ограничения потребления электроэнергии в МКУ ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний», расположенного по адресу: 692245, <адрес> будущем не основано на законе, вследствие чего удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования прокурора г. Спасск-Дальний – удовлетворить частично.

Признать бездействие администрации городского округа Спасск-Дальний по прекращению финансового обеспечения МКУ «ЦФХ и МО МОУ ГО Спасск-Дальний» по оплате договоров электроснабжения от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ незаконным.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца через Спасский районный суд.

Судья: Бовсун В.А.