ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-845/2021 от 08.11.2021 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело № 2-845/2021

11RS0020-01-2021-001880-91

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2021 года с. Айкино

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи Моисеевой М.А.,

при секретаре Игнатченко С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Удорского района в интересах ФИО1 и ФИО2 к администрации МР «Удорский» о признании постановления незаконным, признании права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды» составом семьи два человека,

установил:

прокурор Удорского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации МР «Удорский» о признании незаконным постановления от <Дата><Номер>, которым отказано ФИО1 в постановке на учет граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании за ФИО1 права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», включив в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего севера, с датой постановки на учет <Дата>.

В последующем прокурор Удорского района уточнил состав лиц, в интересах которых заявляет иск – ФИО1 и ФИО2, и требования к ответчику и окончательно просит признать незаконным постановления от 25 июня 2021 года № 578, которым отказано ФИО1 в постановке на учет граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признании за ФИО1 права на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», включив в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего севера, составом семьи 2 человека с датой постановки на учет <Дата>.

В судебном заседании прокурор на уточненных исковых требованиях настаивал, пояснив, что инвалидность ФИО1 получена не в результате трудового увечья, одна ее наличие позволяет включить истца в список по категории «инвалиды».

ФИО2 уточненные требования прокурора Удорского района поддержал, пояснив, что самостоятельно ни он ни члены его семьи на учетена получение социальной выплаты для приобретения жилья не состоят.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена, в письменном заявлении выразила согласие с уточненными исковыми требованиями.

Представитель администрации МР «Удорский» в судебное заседание не явился, не возражал против рассмотрения дела в их отсутствие. В письменном отзыве на иск указано о не согласии с заявленными требованиями.

Министерство строительства и дорожного хозяйства Республики Коми явку своего представителя не обеспечило, представив письменный отзыв.

Заслушав помощника прокурора и ФИО2, исследовав доказательства по делу в их совокупности, в том числе оригинал учетного дела <Номер>, суд приходит к следующему.

Установлено, что <Дата> представитель ФИО1, действуя на основании доверенности, обратилась в администрацию МР «Удорский» с заявлением о постановке на учет граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с составом семьи два человека, в том числе сына ФИО2

Постановлением от <Дата><Номер>ФИО1 в составе семьи 2-х человек отказано в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей со ссылкой на подпункт «б» пункта 12 (1) постановления Правительства РФ от 10 декабря 2002 года № 879 «Об утверждении Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

В соответствии с со статьей 1 указанного Федерального закона право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не обеспеченные жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют: инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет; инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Как следует из статьи 3 Федерального закона № 125-ФЗ, постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Осуществление государственных полномочий субъектов Российской Федерации по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, законами субъектов Российской Федерации может быть передано органам местного самоуправления.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 (1) Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, основанием для отказа в постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, является: непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 9 либо пункте 9(1) настоящего Положения.

Из материалов дела следует, что основанием для вынесения оспариваемого постановления явилось не предоставление ФИО1 документов, содержащих сведения о проживании в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в период с 31 декабря 1991 года по 01 января 2015 года.

Согласно Постановлению Совмина СССР от 03 января 1983 года № 12 в редакции Указа Президента РФ от 24 января 1992 года № 46 Удорский район отнесен к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Из материалов учетного дела следует, что ФИО1 была зарегистрирована и проживала с <Дата> по <Дата> по адресу: <Адрес>; с <Дата> по настоящее время по адресу: <Адрес>.

В справке Пенсионного фонда от <Дата>, имеющейся в учетном деле, содержаться сведения о том, что ФИО1 в периоды с <Дата> по <Дата> и с <Дата> по <Дата> работала в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. С <Дата> ей назначена страховая пенсия по старости, с <Дата> назначена ежемесячная выплата в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов». Продолжительность работы ФИО1 в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составляет 33 года 0 месяцев 18 дней.

Оценивая в совокупности выше приведенные доказательства, суд полагает установленным, что ФИО1 фактически начала проживать на территории, приравненной к районам Крайнего Севера, с <Дата> до <Дата> и с <Дата> по настоящее время.

При этом, по своему содержанию понятие лица, прибывшего в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, не идентично понятию лица, проживающего в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Таким образом, материалы учетного дела опровергают доводы ответчика о том, что ФИО1 не были приложены документы, содержащие сведения о ее проживании в районах Крайнего Севера и приравненные к ним местностей в период с <Дата> по <Дата>.

С учетом изложенного, постановление от 25 июня 2021 года № 578, вынесенное ответчиком, нельзя признать законным.

Каких-либо иных доводов ответчиком по заявленному спору не заявлено.

Как усматривается из фактических обстоятельств дела, на дату подачи заявления о постановке на учет (<Дата>) ФИО1 начала проживать в Удорском районе до <Дата>, имела трудовой стаж в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера более пятнадцати лет (33 года 0 месяцев 18 дней), жилых помещений для проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у нее и сына не имелось, является инвалидом II группы бессрочно, что в совокупности свидетельствует о возникновении у нее права претендовать на получение жилищной субсидии на основании статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. № 125-ФЗ и постановки ее на соответствующий учет.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

постановление администрации МР «Удорский» от <Дата><Номер> об отказе ФИО1 в постановке на учет граждан на получение социальной выплаты для приобретения жилья, в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей признать незаконным.

Признать за ФИО1 право получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по категории «инвалиды», включив в список граждан, претендующих на получение жилищной субсидии для приобретения жилья за пределами районов Крайнего севера, составом семьи 2 человека с датой постановки на учет <Дата>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий М.А. Моисеева