ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8460/2013 от 06.02.2014 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  Дело № 2-926/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 06 февраля 2014 года г. Ставрополь

 Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:

 Председательствующего судьи Степановой Е.В.,

 при секретаре Зайнадиновой Д.М.,

 с участием представителя истца Олефиренко Е.М. – Лебедева М.И., действующего на основании ордера № от 09.09.2013г.,

 представителя ответчика Аббасова А.Р., действующего на основании доверенности № от 09.01.2013г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению Олефиренко Е. М. к Ставропольскому военному Комиссариату о взыскании недополученной пенсии,

 УСТАНОВИЛ:

 Олефиренко Е.М. обратился с вышеуказанными требованиями, впоследствии их уточнив, в обоснование которых указал, что в период с 24.05.1978г. по 28.05.1981г. проходил военную службу по призыву.

 дата Олефиренко Е.М. заключил контракт с Министерством обороны РФ о прохождении военной службы до дата. С дата до дата проходил военную службу в Чеченской республике и принимал участие в контртеррористической операции, а с дата по дата находился на лечении в госпитале после полученного минно-взрывного ранения с размозжением правой стопы, с последующим удалением правой стопы. Олефиренко Е.М. неоднократно обращался в военный К. С. края с просьбой пересчитать выслугу лет в связи с уходом на пенсию в соответствии с действующим законодательством. В мае 2012 года он наконец получил ответ из Комиссариата из которого следует, что выслуга лет ему подсчитана в календарном исчислении 4 года 11 месяцев 11 дней, поэтому надбавка к пенсии по инвалидности ему с момента увольнения с дата исчислялась в 10% при выслуге от 2 до 5 лет. Этот расчет не верен, так как противоречит действующему законодательству в отношении военнослужащих, проходивших военную службу в условиях Контртерраристической операции.

 В военном билете Олефиренко Е.М. указано, что он принимал участие в Контртерраристической операции с дата по дата, а в период с дата по дата находился в госпитале. В этот период военному Комиссариату необходимо было исчислять один день службы за 3 дня.

 Запись в военном билете полностью соответствует Постановлению Правительства от дата № с изменениями к дополнениям от дата № о дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, участвующим в Контртеррористических операциях на территории Северо-Кавказского региона РФ.

 Таким образом, военный К. должен был подсчитать выслугу лет следующим образом:

 С дата по дата -3 года 4 дня

 С дата по дата - 1 год 11 месяцев 7 дней увеличить на три, что составляет 5 лет 9 месяцев 21 день, т.е. выслуга лет у Олефиренко Е.М. составляет 8 лет 9 месяцев 25 дней.

 В соответствии с Постановлением Правительства РФ от дата № военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в соответствии с ФЗ "О статусе военнослужащих" ежемесячно выплачивается процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания при выслуге: от 5 до 10 лет 40%. Это же указано в апелляционном определении Ставропольского краевого суда от дата. Судебная коллегия произвела расчёт и установила, что за период с дата по 31. декабря 2011 г. Олефиренко Е. М. недоплачено пенсии по инвалидности <данные изъяты> коп.

 В связи с изменением законодательства и в соответствии с Постановлением правительства от 21.12 2011 года № " О порядке начисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту" установлено, что с дата при выслуге лет от 5 до 10 лет, а судебная коллегия установила, что выслуга лет Олефиренко Е. М. должна составлять 8 лет 9 месяцев 25 дней, поэтому процент за выслугу лет должен составлять 15 % ежемесячно и как установлено судебной коллегией недоплата пенсии по инвалидности Олефиренко Е. М. за период с дата по дата составила <данные изъяты> руб. Таким образом, судебная коллегия установила, что недоплата пенсии Олефиренко Е. М. за период с дата по дата составила <данные изъяты> коп. из которых взыскано апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам СК <данные изъяты> коп., то есть не взыскано <данные изъяты>. Кроме того не взыскана недополученная пенсия за период с дата по дата, что составляет <данные изъяты> коп. и всего не взыскано недоплаты <данные изъяты> коп.

 В связи с неправильным начислением пенсии Олефиренко Е. М. за период с дата по дата подлежит взысканию сумма инфляции, которая после индексации составила <данные изъяты> коп.

 В законе от 12 февраля 1993 года №4468-1, о пенсионном обеспечении лиц проходивших военную службу в ч. 2 ст. 58 указано, что сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

 Просил взыскать со Ставропольского краевого военного Комиссариата недоплату пенсии по инвалидности по состоянию на дата в сумме <данные изъяты> коп., взыскать <данные изъяты> рублей, как сумму недоплаченной пенсии по инвалидности с учётом коэффициентов индексации (инфляции) за период с дата по дата, обязать военный Комиссариат Ставропольского края производить доплату к пенсии по инвалидности из расчета 15% в месяц в связи с выслугой лет от 5 до 10 лет с 1-го января 2014 г., взыскать с военного Комиссариата Ставропольского края в свою пользу оплату услуг адвоката в <данные изъяты> руб.

 В судебном заседании представитель истца Лебедев М.И. требования иска поддержал, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.

 Ответчик иск не признал и в судебном заседании представитель Аббасов А. пояснил, что определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от дата решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 06 февраля 2013 года в части отказа во взыскании недоплаты пенсии по инвалидности, возмещения расходов на оплату услуг представителя - отменено. Принято в отмененной части новое решение, которым исковые требования Олефиренко Е.М. удовлетворены. Взыскана с ответчика недоплата пенсии по инвалидности по состоянию в сумме <данные изъяты> коп., взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.

 Согласно п.2 ст. 13 ГПК РФ - вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 Следовательно, расчет, составленный судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда, является обязательным к исполнению.

 Расчет, составленный Пятигорским городским отделом государственной статистики, является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:

 В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики (утв. Постановлением Правительства РФ от дата № (ред. от 24.09.2013)) Федеральная служба государственной статистики (Росстат) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере официального статистического учета, формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, а также в порядке и случаях, установленных законодательством Российской Федерации, по контролю в сфере официального статистического учета.

 В цитируемом Положении указаны полномочия службы. Однако, осуществление расчета суммы недополученной пенсии, не входит в полномочия службы. Следовательно, расчет, составленный территориальным органом Федеральной службы государственной статистики (г.Пятигорск), является незаконным.

 В данном случае Федеральная служба государственной статистики (г.Пятигорск) подменила собой экспертное учреждение, а составитель справки гр. Ясинецкий А.И. позиционируется в данном случае как эксперт.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла и которые поставлены перед экспертом судом, судьей, органом дознания, лицом, производящим дознание, следователем в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу. Экспертиза может быть поручена судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам. Доказательством по делу является не экспертиза, а заключение эксперта - письменный документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом.

 Справки Федеральной службы государственной статистики (г.Пятигорск), составленные гр.Ясницким А.И. не отвечают требованиям Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Следовательно, указанные справки являются незаконными и необоснованными и не отвечают требованиям ст.ст.59 и 60 ГПК РФ. Так, в указанных статьях ГПК РФ содержатся основополагающие правила, согласно которым суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

 Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

 Соответственно, сумма индексации в размере 93 768 руб. 20 коп., рассчитанная Федеральной службой государственной статистики (г.Пятигорск) на основании индекса потребительских цен по Ставропольскому краю, является незаконной и необоснованной.

 В качестве антиинфляционной меры, истцом выбран индекс потребительских цен по Ставропольскому краю. Однако, согласно ст.318 ГК РФ сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина, индексируется в случаях и в порядке, которые установлены законом или договором (в ред. Федеральных законов от 26.11.2002 N 152-ФЗ, от 30.11.2011 N 363-ФЗ).

 Истцом не указано, в соответствии с каким законом и в каком порядке подлежит индексации пенсия, выплачиваемая по линии Министерства обороны РФ.

 Между тем, согласно ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» -пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих... Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

 Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (часть вторая введена Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ).

 В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.

 Таким образом, суммы, выплачиваемые в качестве пенсии по линии Министерства обороны РФ, подлежат увеличению (индексации) на основе общего механизма - с учетом уровня инфляции, который аналогичен используемым в действующем законодательстве правилам индексации выплат, предусмотренных для иных категорий граждан.

 Выбор критериев индексации, выступающей в качестве антиинфляционной меры для соответствующих компенсационных выплат, является прерогативой законодателя, а не истца. Механизма индексации суммы пенсии исходя из индекса потребительских цен по субъекту РФ действующим законодательством не предусмотрено.

 Следовательно, единственно правильным механизмом защиты пенсии, выплачиваемой по линии Министерства обороны РФ, является уровень инфляции, либо повышение окладов денежного содержания действующих военнослужащих в порядке и в размере, устанавливаемом Правительством РФ.

 Согласно п.39 Положения о военных комиссариатах (утв.Указом Президента РФ от 01 сентября 2007 года № 1132) - на военные комиссариаты возложено осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

 Следовательно, военные комиссариаты уполномочены рассчитывать суммы недополученной пенсии, в случае выявления факта неправильной их выплаты.

 В соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» -индексация - установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации - поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

 Согласно статьи 2 данного Закона РСФСР - индексации подлежат.. . государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие).

 В соответствии со ст.3 данного Закона - для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги (далее - индекс потребительских цен).

 Указанный Закон РСФСР утратил силу с 01 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 №122-ФЗ.

 Согласно п. 3 ст.1 ГПК РФ - гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий -или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной, инстанции), постановлений других органов (в ред. Федерального закона от? 28.07.2004 № 94-ФЗ).

 Следовательно, с 01 января 2005 года индекс потребительских цен по субъекту РФ в качестве антиинфляционной меры с указанной даты в отношении пенсионеров Министерства обороны РФ, которые получают пенсию в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" -применению не подлежит. Иное- противоречило бы п.З ст.1 ГПК РФ, ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и п.9 ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 гада № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат".

 Соответственно, сумма индексации в размере <данные изъяты> коп., рассчитанная Федеральной службой государственной статистики (г.Пятигорск) на основании индекса потребительских цен по Ставропольскому краю, является незаконной и необоснованной.

 Статья 43 Закона РФ рт 12 февраля 1993 года № 4468-1 до внесения изменений Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ содержала следующую норму: пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения.

 Данная норма, фактически корреспондировала к Закону РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Однако, даже во время действия процитированной нормы, она применению не подлежала по следующей причине: закрепив в пункте "а" части первой статьи 49 названного Закона норму, направленную на обеспечение пересмотра пенсий при повышении стоимости жизни, законодатель не определил условия такого пересмотра. Не определены они и в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 941, подпункт "а" пункта 14 которого отсылает к законодательству Российской Федерации и нормативным актам Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.

 Порядок индексации денежных доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", которым Верховный Совет РСФСР обязывался рассматривать при утверждении закона о бюджете на соответствующий год изменения, вносимые в механизм поддержания покупательной способности доходов граждан (статья 1), государственные пенсии были отнесены к объектам индексации (статья 2), закреплялся порог индексации - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация, в размере 6 процентов (статья 4), порядок индексации денежных доходов граждан определялся следующим образом: первая их часть, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, повышалась на индекс потребительских цен, а вторая последующая часть, равная той же величине, -на 50 процентов этого индекса (статья 5), предусматривался порядок выплаты доходов в связи с индексацией (статья 7) и перечислялись ее источники (статья 8). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года N 1800-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" Совету Министров РСФСР поручалось в месячный срок со дня подписания данного Постановления разработать и утвердить инструкцию о порядке индексации доходов граждан, согласовать источники индексации, а также осуществить иные мероприятия (пункт 1). Однако ни Верховный Совет Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации не приняли необходимых мер по выполнению содержащихся в названных нормативных актах требований. Неприменение этих требований, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 1993 года N 12-П, повлекло нарушение конституционных прав граждан Российской Федераций.

 С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и. сбережений граждан в РСФСР" утратил силу, чем в настоящее время (как ранее - отсутствием механизма реализации его предписаний) обуславливается невозможность осуществления пересмотра пенсий по основанию, предусмотренному в пункте "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

 Вместе с тем отсутствие такой возможности не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав той категории граждан, к числу которых относится заявитель, поскольку названным Законом в той же статье (пункт "б" части первой) предусматривается и другое основание для пересмотра пенсий, а именно увеличение денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении их пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением (возможность такого альтернативного способа пересмотра пенсий допускалась и статьей 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", согласно которой индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения).

 Кроме того, следует иметь в виду, что согласно части второй статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при одновременном возникновении двух указанных в пунктах "а" и "б" части первой данной статьи оснований для пересмотра назначенных пенсий перерасчет может быть произведен только по одному из них.

 Такое разъяснение дано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 №271-0.

 Следовательно, в соответствии со ст.43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и п.9 ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" пенсия, выплачиваемая по линии Министерства обороны РФ и взыскиваемая по, судебному постановлению может быть проиндексирована только по уровню инфляции.

 Соответственно, сумма индексации в размере <данные изъяты> коп. рассчитанная Федеральной службой государственной статистики (<адрес>) на основании индекса потребительских цен по Ставропольскому краю, является незаконной и необоснованной.

 Кроме того, истец в своем расчете суммы недополученной пенсии совершил правовую ошибку следующего характера: истцом для составления расчёта использованы сведения о выплачиваемой пенсии, которые были указаны в предоставленной ему справке № от дата. Однако в данном случае процентная надбавка за выслугу лет является только лишь одной из составляющих пенсии, и предметом спора является размер процентной надбавки за выслугу лет, а не сумма всей пенсии.

 В ежемесячные суммы пенсии, указанные в справке военного комиссариата Ставропольского края включены также надбавки, увеличения и повышения, которые не подлежат ограничению процентами основного размера пенсии, и, как следствие, не могут быть отделены от пенсии без знания их размеров и обстоятельств, влияющих на их наличие или отсутствие в определенные месяцы. Для составления правильного расчёта одной лишь справки о суммах пенсий недостаточно, необходимы сведения из пенсионного дела.

 В определении Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2013 года указано, что заявленные исковые требования о возложении обязанности на ответчика производить доплату к пенсии по инвалидности из расчета 15% в месяц в связи с выслугой лет от 5 до 10 лет с 01 сентября 2012 года судебная коллегия полагает не подлежащим удовлетворению, так как Законом РФ от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» указанная доплата к пенсии по инвалидности не предусмотрена.

 Указанные истцом 15% является процентной надбавкой за выслугу лет, и являются составной частью исчисляемой пенсии по инвалидности».

 Несмотря на прямое указание судебной коллегией на неправильное понимание истцом процентной надбавки за выслугу лет, истец вновь заявляет указанное требование. Следовательно, п.3 просительной части истца является незаконным и необоснованным, противоречащим Судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2013 года.

 Просил отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

 Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.

 В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

 Согласно ст. 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 Как установлено в судебном заседании, Олефиренко Е.М. проходил военную службу по призыву в период с дата. по дата.

 14.06.2000г. между Олефиренко Е.М. и Министерством обороны РФ заключен контракт о прохождении военной службы на период с дата. по дата

 14.05.2011г. между Олефиренко Е.М. и Министерством обороны РФ был заключен контракт о прохождении военной службы на период с дата. по дата.

 Согласно записи в военном билете, истец принимал участие в контртерраристической операции на территории Чеченской Республики с дата. по дата

 С 10.07.2001г. по 21.01.2002г. истец находился на лечении в госпитале после полученного минно-взрывного ранения с размозжением правой стопы, с последующим удалением правой стопы.

 Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда были удовлетворены исковые требования Олефиренко Е.М. к № Ставропольского края о взыскании недоплаты пенсии по инвалидности.

 Данное решение в силу ст. 61 ГПК РФ имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора.

 В своих выводах Судебная коллегия по гражданским делам ссылалась на то, что ст. 19 Федерального закона от 25.07.1998г. №130-ФЗ «О борьбе с терроризмом» (действовавшим на момент спорных правоотношений), было предусмотрено, что социальная защита лиц, привлекаемых к борьбе с терроризмом, осуществляется в соответствии с порядком, установленным правительством РФ.

 Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом РФ от 12.02.1993г. №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". В соответствии с ч.2 ст. 18. Закона время похождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в ст.1 этого Закона.

 Согласно ст. 43 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 пенсии, назначаемые лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

 Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, оклад по воинской должности или должностной оклад, оклад по воинскому званию или оклад по специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и ежемесячная надбавка или процентная надбавка за выслугу лет (стаж службы), включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.

 Согласно ч.2 ст. 2 Закона от 21.01.1993г. №4328-1 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

 Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца.

 Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.05.1997г. №535 "О дополнительных гарантиях и компенсациях сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона", сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, выполняющим задачи в составе Временной оперативной группировки сил на территории Северо - Кавказского региона, включая оперативный штаб (далее именуется Временная оперативная группировка), выплачиваются 1,5 должностного оклада (оклада по воинской должности) и 1,5 оклада по специальному (воинскому) званию.

 Постановлено засчитывать лицам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, в выслугу лет (трудовой стаж) для назначения пенсии:

 1 месяц службы (военной службы) за 1,5 месяца;

 в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в выполнении задач в составе Временной оперативной группировки - время их непрерывного нахождения на излечении в госпиталях и других лечебных учреждениях из расчета 1 месяц за 1,5 месяца.

 Согласно п. «е» п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1993г. №941"О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывать на льготных условиях: один день службы за три дня время непосредственного участия в контртеррористической операции - на основании приказов, издаваемых командирами воинских частей, начальниками органов и подразделений федеральных органов исполнительной власти, военнослужащие и сотрудники которых привлекались для проведения контртеррористической операции, и утвержденных руководителем оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией не ранее 3 августа 1998 г. или утвержденных руководителем контртеррористической операции не ранее 10 марта 2006 г., а также время непрерывного нахождения на лечении в госпиталях и других лечебных учреждениях в случае получения ранения, контузии, увечья или заболевания в связи с непосредственным участием в этой операции;

 Судебной коллегией по гражданским делам Ставропольского краевого суда в апелляционном определении от 02.07.2013г. установлено, что выслуга лет истца составила 8 лет 9 месяцев 25 дней, в связи с чем размер недоплаты пенсии по инвалидности составил <данные изъяты> копеек, исходя из процентной надбавки за выслугу лет 40%, исчисленной из суммы должностного оклада и оклада по воинскому званию. За период с 22.05.2002г. по 31.12.2011г.

 Кроме того, в соответствии с п.13, п.14 ст. 2 ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за выслугу лет к окладу денежного содержания устанавливается в размере 15% при выслуге от 5 до 10 лет, в связи с чем недоплата пенсии за период с 01.01.2012г. по 31.08.2012г. составила <данные изъяты> рублей (исходя из процентной надбавки 15% из суммы должностного оклада и оклада по воинскому званию).

 В связи с тем, что истцом при рассмотрении иска не были заявлены требования, в размере, определенном Судебной коллегией по гражданским делам, на основании апелляционного определения была взыскана сумма <данные изъяты> копеек.

 При рассмотрении настоящего иска суд, с учетом выводов Судебной коллеги по гражданским делам в апелляционном определении от 02.07.2013г., считает обоснованными доводы истца о взыскании ранее не заявленной суммы недоплаты пенсии по инвалидности по состоянию на 31.12.2013г., поскольку они соответствуют действующему законодательству.

 Ответчик в своих возражениях указывает на неверный расчет по требованиям истца, ссылаясь на неправомерность действий органов статистики по составлению расчетов недополученных пенсий. Данные выводы основаны на неверном применении норм материального права.

 Истцом фактически заявлены требования о довзыскании недополученной пенсии за спорные периоды, которые были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанции, а также взыскании недополученной пенсии по тем же основаниям но, за период с 01.09.2012012г. по 31.12.2013г. при таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 61 ГПК РФ, суд считает требования истца в указанной части законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Что касается требований о взыскании суммы недоплаченной пенсии по инвалидности с учетом индексации, то данные требования также подлежат удовлетворению, а доводы ответчика в данной части являются несоответствующими закону по мотивам неправильного применения норм материального права.

 Представитель ответчика ссылается на Определение Конституционного суда РФ от 18.07.206г. №271-О, "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пахомова В. В. на нарушение его конституционных прав положениями статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и подпункта "а" пункта 14 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" которым рассмотрена жалоба о пересмотре пенсий, при повышении стоимости жизни и оплаты труда.

 Между тем, данные правоотношения не являются предметом рассмотрения в настоящем споре, поскольку истцом заявлены требования о применении индексации недополученной пенсии по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, то есть в рамках ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

 Суд считает, что истцом обоснованно применена индексация недополученной в полном размере пенсии, в связи с тем, что невыплата пенсии в полном размере за спорный период привела к обесцениванию данной суммы вследствие инфляции и роста цен.

 Указанное денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии с 1 января 2012 года в размере 54 процентов и начиная с 1 января 2013 года ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100 процентов его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента (часть вторая введена Федеральным законом от 08.11.2011 N 309-ФЗ).

 В соответствии с п.9 ст.2 Федерального закона от 07 ноября 2011 года № 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям ежегодно увеличиваются (индексируются) с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Решение об увеличении (индексации) размеров окладов денежного содержания военнослужащих принимается Правительством Российской Федерации.

 Согласно справок № 28/42 и № 5-11-9 выданной территориальным органом Федеральной службы государственной статистики указанно, что при расчете алгоритма индексирования сумм с учетом коэффициентов инфляции формируются базисные индексы (индексы характеризующие изменения цен во всех периодах по сравнению с уровнем в одном из них, принятым за базу сравнения, в этом случае декабрь 2013 года) на все виды товаров и платных услуг для Ставропольского края на все месяцы расчета. За год суммарный базисный индекс считается умножением базисных индексов каждого месяца, получаемого делением процентов инфляции каждого месяца года на 100 процентов данный расчет не противоречит действующему законодательству, т. к. в соответствии со ст.1 Закона РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР» - индексация -установленный государством механизм увеличения денежных доходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. Цель индексации -поддержание покупательной способности денежных доходов и сбережений граждан.

 Согласно статьи 2 данного Закона РСФСР - индексации подлежат.. . государственные пенсии, стипендии, социальные пособия (семьям с детьми, по безработице, временной нетрудоспособности и другие)...

 В соответствии со ст.3 данного Закона - для индексации денежных доходов и сбережений граждан используется индекс потребительских цен на продовольственные и непродовольственные товары, а также платные услуги (далее - индекс потребительских цен).

 Указанный Закон РСФСР утратил силу с 01 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 №122-ФЗ.

 Статья 43 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1 до внесения изменений Федеральным законом от 03.12.2007 № 319-ФЗ содержала следующую норму:

 Пенсии, назначенные лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона и их семьям, а также надбавки к пенсиям, повышения и увеличения пенсий, подлежат пересмотру при повышении стоимости жизни и оплаты труда - в соответствии с законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений населения.

 Данная норма, фактически корреспондировала к Закону РСФСР от 24 октября 1991 года № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР». Однако, даже во время действия процитированной нормы, она применению не подлежала по следующей причине:

 Закрепив в пункте "а" части первой статьи 49 названного Закона норму, направленную на обеспечение пересмотра пенсий при повышении стоимости жизни, законодатель не определил условия такого пересмотра. Не определены они и в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, подпункт "а" пункта 14 которого отсылает к законодательству Российской Федерации и нормативным актам Правительства Российской Федерации об индексации денежных доходов населения.

 Порядок индексации денежных доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги был установлен Законом РСФСР от 24 октября 1991 года "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", которым Верховный Совет РСФСР обязывался рассматривать при утверждении закона о бюджете на соответствующий год изменения, вносимые в механизм поддержания покупательной способности доходов граждан (статья 1), государственные пенсии были отнесены к объектам индексации (статья 2), закреплялся порог индексации - индекс потребительских цен, с которого начинается индексация, в размере 6 процентов (статья 4), порядок индексации денежных доходов граждан определялся следующим образом: первая их часть, равная полуторной величине минимальной оплаты труда, повышалась на индекс потребительских цен, а вторая последующая часть, равная той же величине, - на 50 процентов этого индекса (статья 5), предусматривался порядок выплаты доходов в связи с индексацией (статья 7) и перечислялись ее источники (статья 8). Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24 октября 1991 года N 1800-1 "О порядке введения в действие Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" Совету Министров РСФСР поручалось в месячный срок со дня подписания данного Постановления разработать и утвердить инструкцию о порядке индексации доходов граждан, согласовать источники индексации, а также осуществить иные мероприятия (пункт 1). Однако ни Верховный Совет Российской Федерации, ни Правительство Российской Федерации не приняли необходимых мер по выполнению содержащихся в названных нормативных актах требований. Неприменение этих требований, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 31 мая 1993 года № 12-П, повлекло нарушение конституционных прав граждан Российской Федерации.

 С 1 января 2005 года в соответствии с пунктом 5 статьи 156 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ Закон РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" утратил силу, чем в настоящее время (как ранее - отсутствием механизма реализации его предписаний) обусловливается невозможность осуществления пересмотра пенсий по основанию, предусмотренному в пункте "а" части первой статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

 Вместе с тем отсутствие такой возможности не может свидетельствовать о нарушении конституционных прав той категории граждан, к числу которых относится заявитель, поскольку названным Законом в той же статье (пункт "б" части первой) предусматривается и другое основание для пересмотра пенсий, а именно увеличение денежного довольствия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел - исходя из уровня увеличения учитываемого при исчислении их пенсий денежного довольствия одновременно с его увеличением (возможность такого альтернативного способа пересмотра пенсий допускалась и статьей 1 Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", согласно которой индексация может сочетаться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами государственного регулирования доходов населения).

 Кроме того, следует иметь в виду, что согласно части второй статьи 49 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" при одновременном возникновении двух указанных в пунктах "а" и "б" части первой данной статьи оснований для пересмотра назначенных пенсий перерасчет может быть произведен только по одному из них.

 Такое разъяснение дано в Определении Конституционного Суда РФ от 18.07.2006 №271-0.

 Подробный расчет представленный истцом содержит сведения о суммах и коэффициентах, действовавших в периоды времени с 22 мая 2002 г. по 31 декабря 2013 г., а поэтому судом оценен, как правильный и достоверный сделанный на основании закона.

 Требования истца о возложении обязанности на Военный комиссариат СК производить доплату к пенсии по инвалидности из расчета 15% в месяц в связи с выслугой лет от 5 до 10 лет с 01.09.2014г. подлежат удовлетворению, поскольку как указанно в апелляционном определении от 02.07.2013 года поскольку выслуга лет истца составила 8 лет 9 месяцев 25 дней, то процентная надбавка за выслугу лет должна составлять 15%.

 Однако, как видно из представленной к возражениям ответчика справки о исчислении пенсии по инвалидности Олефиренко Е. М. за период с 2002 г. по 01.10.2013 г., истцу начислялась процентная надбавка за в/лет в размере 10%, что является нарушением действующего пенсионного законодательства, а так же не исполнение решения суда. При этом суд исходит из того, что указанные 15% являются процентной надбавкой за выслугу лет и являются составной частью исчисляемой пенсии по инвалидности. Данные выводы содержатся также и в апелляционном определении о 02.07.2013г.

 Согласно части 1 статьи 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

 Согласно квитанции № 20.08.2013г., Олефиренко Е.М. уплатил за ведение дела в Промышленном районном суде г.Ставрополя <данные изъяты> рублей, которые подлежат взысканию с ответчика.

 На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования Олефиренко Е. М. к Военному Комиссариату Ставропольского края о взыскании недополученной пенсии – удовлетворить частично.

 Взыскать с Военного Комиссариата Ставропольского края в пользу Олефиренко Е. М. недоплату пенсии по инвалидности по состоянию на дата в сумме <данные изъяты> копеек.

 Взыскать с Военного Комиссариата Ставропольского края в пользу Олефиренко Е. М. <данные изъяты> копеек, как сумму недоплаченной пенсии по инвалидности с учётом коэффициентов индексации (инфляции) за период с дата по дата

 Взыскать с Военного Комиссариата Ставропольского края в пользу Олефиренко Е. М. оплату услуг адвоката в сумме <данные изъяты>) рублей.

 Обязать Военный Комиссариат Ставропольского края производить процентную надбавку к пенсии по инвалидности из расчета 15% в месяц в связи с выслугой лет от 5 до 10 лет с 1-го января 2014 г.

 Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца с момента изготовления решения в мотивированной форме.

 Судья Е.В. Степанова

 Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2014 года.

 Копия верна: Судья Е.В. Степанова