Дело № 2-846/2018 УИД 66RS0012-01-2018-001138-57 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации город Каменск-Уральский 19 июля 2018 года Синарский районный суд города Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Земской Л.К., при секретаре Табатчиковой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» о предоставлении жилого помещения, У С Т А Н О В И Л : ФИО1 обратилась в суд с иском к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» (далее Администрация г.Каменска-Уральского) о предоставлении жилого помещения. Исковые требования уточняла. В обоснование исковых требований с учетом их уточнения указано, что истцу на праве собственности принадлежит жилой <адрес> в <адрес> (далее Жилой дом, Дом), который длительное время является аварийным. Жилой дом построен в 1955 году, в нем проживала тетя ее супруга Я., которая выселилась в 1984 году в связи с предоставлением жилья, Дом был подарен супругу истца А. В 194 году умер А., право собственности на Жилой дом перешло к ФИО1 и ее дочери ФИО2 С (дата) истец и ее дочь состояли на очереди в Администрации г.Каменска-Уральского в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. В 2007 дочь истца получила жилье. В последующем ФИО1 исключали из очереди нуждающихся, однако она была восстановлена решением суда. Материальное положение истца, которая является пенсионером, не позволяет ей поддерживать Дом в надлежащем состоянии, равно как и возвести новый дом. (дата) Межведомственной комиссией Дом признан непригодным для проживания, о чем вынесено соответствующее постановление Администрации г.Каменска-Уральского. С учетом изложенного ФИО1 полагает, что на основании ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации она имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. При этом считает, что ссылки ответчика на необходимость применения ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации необоснованны. С учетом изложенного ФИО1, предъявлены к Администрации г.Каменска-Уральского исковые требования о предоставлении вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения в черте города Каменска-Уральского, отвечающего санитарным и техническим требованиям, состоящее не менее чем из двух комнат, общей площадью не менее 35,1 кв.м., либо по норме предоставления в муниципальном образовании г.Каменск-Уральский. В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель – адвокат Запрудина Н.А., действующая на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске доводам и основаниям, дали суду аналогичные объяснения. Представитель ответчика Администрации г.Каменска-Уральского ФИО3, действующая на основании доверенности от (дата) сроком действия три года, исковые требования не признала. В состоявшихся по делу судебных заседаниях, представленном в материалы дела письменном отзыве указала, что исходя из положений ст.ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.30 Жилищного кодекса Российской Федерации на собственнике жилого дома лежит обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, в том числе по изысканию необходимых для этого денежных средств. Из представленных доказательств следует, что капитальный ремонт Жилого дома не проводился ни разу. Постановлением Администрации г.Каменска-Уральского от (дата) Жилой дом признан непригодным для проживания, однако решение о признании его не подлежащим ремонту и реконструкции не принималось, равно как не принималось решение и об изъятии земельного участка под ним. При этом дополнила, что поскольку решение об изъятии у истца Дома и земельного участка под ним не принято, ФИО1 может произвести отчуждение недвижимого имущества, а соответственно новые собственники также по логике истца смогут требовать от Администрации г.Каменска-Уральского предоставлении жилого помещения взамен аварийного. Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, представив заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие, указала что просит заявленный ФИО1 иск удовлетворить. Выслушав доводы явившихся участников судебного разбирательства, исследовав в совокупности представленные доказательства, в том числе обозрев видеофайлы на флэш-карте, материалы надзорного производства прокуратуры г.Каменска-Уральского №, суд приходит к следующим выводам: Статья 40 Конституции Российской Федерации устанавливает: Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Согласно сообщения Филиала Южное БТИ и РН СОГУП «Областной государственный Центр технической инвентаризации и регистрации недвижимости» Свердловской области от (дата), выписки из Единого государственного реестра недвижимости от (дата), свидетельства о праве на наследство по закону от (дата), Жилой дом принадлежит на праве общей долевой собственности (в 1/2 доле каждой) истцу ФИО1, и третьему лицу ФИО5 Расположенный под Домом земельный участок, площадью 610 кв.м., на основании договора купли-продажи земельного участка № от (дата) также принадлежит на праве общей долевой собственности истцу и третьему лицу, о чем представлены в копиях вышеуказанный договор, постановление Администрации г.Каменска-Уральского от (дата)№, свидетельства о государственной регистрации права от (дата). Из объяснений истца и ее представителя, справки квартального комитета Красногорского района г. Каменска-Уральского № от (дата), представленной домовой книги, паспорта истца следует, что в Жилом доме зарегистрирована и проживает собственник ФИО1, иных лиц зарегистрированных и проживающих в названом жилом помещении судом не установлено. Постановлением Главы г. Каменска-Уральского от (дата)№ ФИО1 составом семьи 2 человека принята на учет для получения жилой площади. Постановлением Главы г.Каменска-Уральского от (дата)№ ФИО1 ФИО1 снята с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако на основании решение Красногорского районного суда г.Каменска-Уральского от (дата) по гражданскому делу № постановлением Главы г.Каменска-Уральского от (дата)№ ФИО1 восстановлена в списке очередности по дате подачи заявления ((дата)). Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от (дата)№ внесены изменения в список очередности, постановлено считать ФИО1 состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении составом семьи один человек. Согласно объяснений сторон в судебном заседании, сообщения прокуратуры г.Каменска-Уральского в адрес истца от (дата), на 2018 год номер очередности ФИО1 в списке граждан, состоящих на учете в Администрации г.Каменска-Уральского в качестве нуждающихся в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях муниципального жилищного фонда – 1042. Заключением от (дата) межведомственной комиссии, созданной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", Жилой дом признан непригодным для проживания. Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от (дата)№ на основании заключения межведомственной комиссии от (дата) Жилой дом признан непригодным для проживания. В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат. Реализация права на внеочередное улучшение жилищных условий лицами, проживающими в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, предусмотренного пунктом 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется с учетом специальных норм закона, регулирующих правоотношения по поводу переселения из непригодного жилого помещения. Такими нормами для лиц, проживающих в жилом помещении на условиях социального найма, являются статьи 85, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие предоставление взамен помещения, из которого гражданин подлежит переселению, другого жилого помещения на условиях социального найма, являющегося благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах данного населенного пункта. Если лицо является собственником жилого помещения, признанного непригодным для проживания, то разрешение вопроса об улучшении его жилищных условий возможно только с одновременным разрешением вопроса о судьбе данного жилого помещения и земельного участка, на котором расположено жилое помещение, то есть при решении вопроса об изъятии жилого помещения и земельного участка. По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с положениями части 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. В силу части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Судом установлено, что жилой дом истцов не признан аварийным и подлежащим сносу, не включен региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Таким образом, доводы истца о том, что она имеет право требовать предоставления другого жилого помещения, являются ошибочным. Согласно разъяснениям, содержащимся в подпункте «и» пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение, не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения. Из материалов дела следует, что принадлежащий истцу на праве собственности жилой дом признан непригодным для проживания, однако решение об изъятии указанного дома (с земельным участком) для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось и соглашение о предоставлении истцу другого жилого помещения между сторонами не заключалось. Учитывая изложенное, у суда отсутствуют достаточные правовые основания для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания Жилого дома. При этом суд отмечает, что истец не лишена возможности защитить свои права в ином предусмотренном законом порядке. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Органу местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» о предоставлении жилого помещения отказать. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Синарский районный суд г.Каменска-Уральского. Судья:подпись. Земская Л.К. <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> <*****> |