ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-846/20 от 26.05.2020 Пятигорского городского суда (Ставропольский край)

Дело

УИД: 26RS0-77

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года г. Пятигорск

Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Суворовой С.М.,

при секретаре судебного заседания Амвросовой А.К.,

с участием:

представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

представителя ответчика ГУ УПФ РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) по доверенности ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Пятигорского городского суда гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу – курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о включении периода работы в общий страховой стаж для назначения пенсии по старости,

установил:

в обоснование заявленных требований ФИО1 в иске и ее представителем ФИО2 в судебном заседании указано, что с 26 ноября 2018 года истец является пенсионером по возрасту. В соответствии со ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" я являюсь получателем пенсии по старости с 26 ноября 2018 года. В соответствии с положениями 3 возраста в 2018 году обязательными старости являются: наличие не менее 9 лет страхового стажа; наличие величины ИПК в размере не менее 13,8. В связи с достижением пенсионного возраста указанного выше истец обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением от 26 февраля 2019 года истцу было отказано в назначении трудовой так как представленное Решение Суда общей юрисдикции первой инстанции года по гражданскому делу СОЮ/1400/02/18, вынесенного в г.Аскеран Республики Армения, которое не может быть принято в целях пенсионного обеспечения. С данным отказом истец не согласна по следующим основаниям.

Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентируются Федеральным законом от 17.12.2001г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии регламентируются Федеральным законом от 17.12.2001 г. N 173-ФЭ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон).

Согласно ст. 2 указанного Закона страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии со ст. 10 Закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 30 Закона под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно-полезной деятельности.

Статьей 13 Закона установлено, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 данного Закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а в отдельных случаях могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника.

Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 555, предусмотрен порядок подтверждения периодов работы, включаемых в трудовой стаж.

Так, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. Когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения, в подтверждение периодов работы принимаются справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Предоставление истцом трудовой книжки не возможно, по причине того, что, после военных действий документы и приказы аппарата совхоза имени Фрунзе села Нахичеваник с 1971 по 1991 не были сданы на гос.хранение в ГНКО «Государственный архив АР».

Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием и восстановить их невозможно, а также по причине небрежного их хранения, умышленного уничтожения не по вине работника, допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей.

Согласно, Решения суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от 26.07.2018 года было установлено, что ФИО1 с 01 сентября 1981 года по 01 декабря 1991 года работала в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района и не имеет возможности другим способом получить документ, для оформления пенсии.

Далее истец обратилась с запросом в Аппарат Суда Первой инстанции общей юрисдикции г. Степанокерт, с целью подтвердить факт действительности рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Ответом от ДД.ММ.ГГГГ был подтвержден факт рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Далее в подтверждение трудовой деятельности ФИО1 в качестве рабочего в совхозе им.Фрунзе села Нахичеваник, имеется почетная грамота, которой ФИО1 была награждена.

Таким образом, представить ответчику какие-либо иные документы, подтверждающие период работы в данной организации, не представляется возможным.

Просит обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ по городу курорту Пятигорску Ставропольского края (Межрайонное) включить ФИО1 в общий трудовой и страховой стаж период работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района.

В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, однако в рассмотрении дела принимает участие её полномочный представитель по доверенности. С учетом положений ст.164 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании полномочный представитель истца суду пояснила, что представленными суду доказательствами в полной мере подтверждается то обстоятельство, что в спорный период времени ФИО1 работала в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района, что подтверждается Решением суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от 26.07.2018 года.

Представитель ответчика ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) против удовлетворения требований возражала, сочла, что период работы в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района надлежащими доказательствами не подтвержден. В иске просила отказать полностью.

Ответчиком для обозрения суду представлено подлинное отказное пенсионное дело ФИО1

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства с учетом требований закона об относимости, допустимости и достоверности, а также их значимости для правильного разрешения заявленных требований, суд считает, что требования, заявленные ФИО1, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Состязательность предполагает возложение бремени доказывания на сами стороны и снятие по общему правилу с суда обязанности по сбору доказательств. Каждая сторона доказывает те обстоятельства, на которые она ссыпается, как на основание своих требований и возражений I статье 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

С 01.01.2015г. страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер страховой пенсии определяется исходя из индивидуального пенсионного коэффициента. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается в твердом размере.

Согласно ст. 35 Федерального закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

В соответствии с положениями пункта 22 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 № 884н при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов.

При несоответствии данных о периодах работы, имеющихся в сведениях индивидуального (персонифицированного учета, сведениям документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР вправе в соответствии с частью 9 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ проверить обоснованность выдачи документов, необходимых для установления страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

С учетом изложенного, следует вывод, что реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением.

Согласно материалам дела, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу-курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное), рассмотрев пакет документов ФИО1, представленных 26.11.2018г. для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ), решило отказать в назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого страхового стажа не менее 9 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) не ниже 13,8.

Согласно указанной норме страховая пенсия по старости на общих условиях назначается женщинам, достигшим возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет, величины ИПК в размере не менее 30. При этом, с учетом переходных положений, предусмотренных статьей 35 Закона № 400-ФЗ, продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет, и начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год до достижения 15 лет в 2024 году (часть 2 статьи 35). Величина ИПК, требуемая для назначения страховой пенсии по старости в 2015 году, составляет не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины ИПК 30 (часть 3 статья 35).

Необходимая продолжительность страхового стажа и необходимая величина ИПК, исходя из норм части 2-3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ, определяются на день достижения возраста, предусмотренного положениями статьи 8 Закона № 400-ФЗ.

Таким образом, для лиц, достигших пенсионного возраста в 2018 году обязательными условиями для назначения страховой пенсии по старости являются:

-наличие не менее 9 лет страхового стажа;

-наличие величины ИПК в размере не менее 13,8.

В соответствии с положениями статьи 14 Закона № 400-ФЗ и пункта 10 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 (далее - Правила подсчета стажа) периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

ФИО4 зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 25.09.2015г., СНИЛС .

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона № 400-ФЗ периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального -(персонифицированного) учета, отраженных на лицевом счете застрахованного лица.

Согласно Решению об отказе в назначении страховой пенсии по старости от 26.02.2019г., на лицевом счете застрахованного лица сведения о периодах работы на территории российской Федерации отсутствуют.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору в соответствии с пунктом 11 Правил подсчета стажа является трудовая книжка установленного образца.

Согласно материалам дела, трудовая книжка для назначения страховой пенсии по старости не предоставлена, по причине того, что, после военных действий документы и приказы аппарата совхоза имени Фрунзе села Нахичеваник с 1971 по 1991 не были сданы на гос.хранение в ГНКО «Государственный архив АР».

В силу ч. 3 ст. 14 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные ст. 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.

Согласно материалам дела, ФИО4 не представлена справка о несохранности архива, с указанием причины. В судебном заседании истцом и её представителем не заявлялось ходатайств о допросе двух и более свидетелей, для подтверждения стажа работы при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Однако в материалах дела имеется Решение суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от 26.07.2018 года.

В соответствии с частью 9 статьи 21 Закона от 28.12.2013 № 400 ФЗ и подпункта «б» пункта 22 Правил обращения за пенсией за страховой пенсией, утвержденных приказом Минтруда от 17.11.2014 № 884н, территориальные органы ПФР вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

В соответствии с пунктом 65 Правил проверка документов (сведений), необходимых для установления пенсии, в том числе обоснованность их выдачи, осуществляется путем направления запросов территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в компетентный орган государства-участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

На запрос Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по городу – курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о периодах работы ФИО4 поступил ответ Аскеранского территориального отдела социального обеспечения Министерства труда и социальных вопросов НКР от 22.01.2019 № 01, в котором значится, что в списках выплаты заработной платы совхоза имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района имя Саакян Любы с января -июль, с сентября- декабрь 1981, с января-февраля, с мая-декабрь 1982, и с января- март, с мая-ноябрь 1983 не значится. Также указано, что с 1984 по 1991 документы на хранение совхоза им. Фрунзе не поступали.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что Решением суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от 26.07.2018 года было установлено, что ФИО1 с 01 сентября 1981 года по 01 декабря 1991 года работала в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района. Далее истец обратилась с запросом в Аппарат Суда Первой инстанции общей юрисдикции г. Степанокерт, с целью подтвердить факт действительности рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Ответом от 23.12.2019 года был подтвержден факт рассмотрения гражданского дела по заявлению ФИО1 об утверждении трудового стажа.

Истцом в подтверждение трудовой деятельности в качестве рабочего в совхозе им.Фрунзе села Нахичеваник, представлена почетная грамота, которой награждена ФИО1.

На основании частей 1 и 2 статьи 409 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) решения иностранных судов признаются и исполняются в Российской Федерации, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В отношениях между Российской Федерацией и Республикой Арменией действует Конвенция от 22.01.1993г., согласно которой Договаривающиеся Стороны оказывают друг другу правовую помощь путем выполнения процессуальных и иных действий, предусмотренных законодательством запрашиваемой Договаривающейся Стороны, признают и исполняют судебные решения по гражданским делам, вынесенные в том числе на территории других Договаривающихся Сторон (статьи 6 и 51 Конвенции от 22.01.1993г.).

В соответствии с подпунктом 5 статьи 13 ГПК РФ признание и исполнение на территории Российской Федерации решений иностранных судов определяются международными договорами Российской Федерации и ГПК РФ.

В соответствии со ст. 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации. Если в соответствии невозможно определить право, подлежащее применению, применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.

В силу ст. 1211 ГК РФ при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве к договору применяется право страны, с которой договор наиболее тесно связан. Правом страны, с которой договор наиболее тесно связан, считается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела, право страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Стороной, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора, признается, если иное не вытекает из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела.

В силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ они имеют приоритет по отношению к нормам законодательства РФ, содержащим иные правила регулирования. Если соответствующие отношения не будут полностью урегулированы международным договором, то в таком случае возможно субсидиарное применение норм национального права.

В соответствии с пунктом 2 Письма Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 года N 1-369-18 "О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР", зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 февраля 1994 года N 497, пенсионное обеспечение граждан, прибывших на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года (в том числе Азербайджанская Республика), производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При назначении пенсии гражданам, прибывшим на территорию России из государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время до 01 декабря 1991 года. Трудовой стаж, приобретенный на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 года, после этой даты, засчитывается в порядке, предусмотренном ст. 89 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР".

Закон РСФСР от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в РСФСР" утратил силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", который также утратил силу с 01 января 2015 г., в связи с чем, в настоящее время стаж засчитывается в порядке ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в силу которой, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Суд считает, что обеспечение и защита прав и свобод человека имеют приоритет при осуществлении международного сотрудничества.

В данном случае, прежде всего речь идет об учете интересов российских граждан, находящихся на территориях непризнанных образований.

Пенсионный фонд ссылается на то обстоятельство, что государственное образование Нагорно-Карабахская Республика не признана Российской Федерацией как субъект международного права, документы представленные указанным государством, не могут считаться легитимными и приниматься государственными учреждениями Российской Федерации.

Вместе с этим, отказ УПФР городу – курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) в признании Решения суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от 26.07.2018 года по гражданскому делу , вынесенного в <адрес> Республики Армения, представленный истцом, существенно нарушает права истца по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела и Решения суда общей юрисдикции первой инстанции Арцахской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу СОЮ/1400/02/18, истец осуществляла трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве рабочего в совхозе им. Фрунзе села <адрес>.

Российская Федерация и Азербайджанская Республика являются государствами - участниками Содружества Независимых Государств. Договор в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой не заключен. Российская Федерация является государством - участником Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Азербайджанская Республика - не является.

Согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения стран СНГ от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

В Решении Экономического Суда СНГ от 7 апреля 2005 г. N 01-1/6-04 по делу о толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" от 13 марта 1992 г. высказана правовая позиция, согласно которой Государства, являющиеся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г. должны учитывать трудовой стаж приобретенный гражданами на территории государств, входивших в состав бывшего Союза ССР и впоследствии не ставших участниками указанного Соглашения, то есть только трудовой стаж, приобретенный на территории государства в период их вхождения в состав Союза ССР до 1 декабря 1991 г.

После распада Советского Союза трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории государств, не являющихся участниками Соглашения от 13 марта 1992 г., может учитываться только на основании соответствующих двусторонних соглашений, заключенных между государствами.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 г. N 1011-О-О в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерацией" в страховой стаж граждан, учитываемый при назначении пенсии, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, а также иные периоды, определенные законодательством.

При этом согласно статьи 10 названного Федерального закона периоды работы и (или) иной деятельности засчитываются в данный стаж в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Однако для лиц, осуществлявших работу и (или) иную деятельность за пределами Российской Федерации, законодатель с целью гарантирования этим лицам, постоянно проживающим в Российской Федерации, права на получение трудовой пенсии в пункте 2 указанной статьи закрепил возможность зачета периодов такой деятельности независимо от факта уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

02 сентября 1991 года на совместной сессии Нагорно-Карабахского областного и Шаумяновского районного Советов народных депутатов была принята Декларация о провозглашении Нагорно-Карабахской Республики в границах Нагорно-Карабахской автономной области и сопредельного Шаумяновского района Азербайджанской ССР.

В силу статьи 1 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения", пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, а для установления права на пенсию учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств.

Таким образом, судом достоверно установлено, что трудовая деятельность истца осуществлялась в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР, входившей в состав СССР, в связи с чем, истец имеет право на назначение пенсии, как гражданин, прибывший на территорию России в соответствии с п. 2 письма Минсоцзащиты РФ от 31 января 1994 года № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР».

На основании вышеизложенного, суд считает, что периоды работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности рабочего в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района подлежат включению в общий страховой стаж ФИО1

При удовлетворении заявленных требований суд учитывает, что право на пенсионное обеспечение гарантировано со ст. 39 Конституции РФ и не может быть никем ограничено.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городу – курорту Пятигорску Ставропольского края (межрайонное) о включении периода работы в общий страховой стаж для назначения пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение-Управление Пенсионного Фонда РФ по городу курорту Пятигорску Ставропольского края (Межрайонное) включить ФИО1 в общий страховой стаж период работы с сентября 1981 года по декабрь 1991 года в должности - рабочего в совхозе имени Фрунзе села Нахичеваник Аскеранского района.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Пятигорский городской суд.

Судья С.М.Суворова