Дело № 2-846/2014
Р Е Ш Е Н И Е.
Именем Российской Федерации
21 июля 2014 года г. Бирск
Бирский районный суд в составе председательствующего судьи Родионовой С.Р., при секретаре Полюдовой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием помощника Бирского межрайонного прокурора Шарафутдинова М.Р., представителя ответчика ФИО1, дело по иску
Бирского межрайонного прокурора в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции,
У с т а н о в и л:
Бирский межрайонный прокурор в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан обратился в суд с иском к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан указав на то, что по результатам проверки исполнения законодательства в сфере противодействия коррупции и об образовании в муниципальном общеобразовательном бюджетном учреждении средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирска, Республика Башкортостан (далее – МОБУ СОШ № 10) выявлены нарушения данного законодательства.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» к коррупции относится злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; противодействием коррупции является деятельность, в т.ч. институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений, по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В силу пункта 8 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, последняя реализуется, в т.ч. путем обеспечения участия институтов гражданского общества в противодействии коррупции, к каковым относятся и образовательные учреждения.
Пунктом 33 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определено понятие конфликта интересов педагогического работника - ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
При этом, ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено создание в образовательных учреждениях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания, в которую в целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе обращаться, в т.ч. по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника.
Проверкой установлено, что МОБУ СОШ № 10 вопреки указанным требованиям федерального законодательства состав конфликтной комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, локальный нормативный акт, устанавливающий порядок создания, организации работы и принятия решений данной комиссией не соответствует требованиям законодательства.
В соответствии с п.3 ст. 45 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Однако, в нарушение указанных норм закона п.2 приказа № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в МБОУ СОШ № 10 г.Бирска», утвержден состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и состоит:
- ФИО3 – председатель комиссии заместитель директора по УВР;
-ФИО4, ФИО5- члены от родительской общественности;
- ФИО6- председатель профкома, учитель химии;
-ФИО7- учитель начальных классов.
Кроме того, пунктом 1.4 Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ СОШ № 10 г.Бирска, утв. приказом № № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что комиссия состоит из равного числа представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Таким образом, состав комиссии, установленный вышеуказанными приказом, и Положением противоречит требованиям действующего федерального законодательства, так как состоит из числа только представителей педагогического коллектива и родительской общественности, что ведет к решению вопросов, без учета мнений представителей совершеннолетних обучающихся.
Согласно методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов утвержденной постановлением Правительства РФ № 96 от 26.02.2010 коррупциогенными факторами, устанавливающими для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются широта дискреционных полномочий - отсутствие условий или оснований принятия решения.
Действие № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ и Положения в настоящих редакциях создают условия для работы конфликтной комиссии не отвечающей требованиям федерального законодательства.
Таким образом, работа вышеупомянутой комиссии в условиях, установленных Положением, противоречащим Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в состав которой входят лица, не предусмотренные требованиями федерального законодательства ущемляет законные права на обращение и образование обучающихся и их законных представителей, а также может привести к неурегулированным коррупционным проявлениям со стороны педагогических работников школы ввиду принятия решения только работниками организации, осуществляющей образовательную деятельность и представителей родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, муниципальных образований. Заявление подается в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирска, Республика Башкортостан в связи с нарушением прав участников данных правоотношений.
Просят суд:
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирска, Республика Башкортостан привести п.2 приказа № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в МБОУ СОШ № <адрес>» и п. 1.4 Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ СОШ № 10 г.Бирска, утв. приказом № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ. в соответствие с действующим законодательством путем установления равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющих образовательную деятельность.
Установить срок устранения нарушений – 2 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца - помощник Бирского межрайонного прокурора Шарафутдинов М.Р. поддержал заявленные требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика – директор муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирска Республика Башкортостан ФИО1 исковые требования признал.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, выяснив добровольный характер признания представителем ответчика исковых требований, суд находит заявление подлежащим удовлетворению в порядке ч.3 ст. 173 ГПК РФ в связи с принятием судом в соответствии с правилами ст.39 ГПК РФ добровольного признания представителем ответчика исковых требований.
Принятие судом добровольного признания ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ст. 198 ч.4 абз.2 ГПК РФ – в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Руководствуясь ст.ст. 39, 194, 198 ГПК РФ
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Бирского межрайонного прокурора в интересах участников образовательных отношений муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан к муниципальному общеобразовательному бюджетному учреждению средняя общеобразовательная школа № 10 г.Бирска Республики Башкортостан об устранении нарушений законодательства в сфере противодействия коррупции – удовлетворить.
Обязать муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирска, Республика Башкортостан привести п.2 приказа № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ «О создании комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений в МБОУ СОШ № 10 г.Бирска» и п. 1.4 Положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ СОШ № 10 г.Бирска, утв. приказом № директора МОБУ СОШ № 10 от ДД.ММ.ГГГГ., привести в соответствие с действующим законодательством путем установления равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющих образовательную деятельность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РБ в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Бирский районный суд.
Судья: П/П
Копия верна. Судья Бирского районного суда: Родионова С.Р.