Дело №2-846/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Казацкого В.В.
при секретаре Лукашовой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесниковой Л. В. к Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя, Управлению труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя, третье лицо: Правительство города Севастополя о признании отказов незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия, -
У С Т А Н О В И Л :
Истец обратилась в Балаклавский районный суд города Севастополя с исковым заявлением к ответчикам, третье лицо: Правительство города Севастополя о признании отказов незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия. Свои требования истец мотивирует тем, что истец с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ замещала должность государственной службы – главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов города Севастополя, откуда была уволена по соглашению сторон. На момент увольнения истцу было 55 лет, она имела общий стаж государственной службы 17 лет и страховой стаж более 30 лет. В настоящий момент истец является пенсионеркой по возрасту. ДД.ММ.ГГГГ истец впервые обратилась к ответчикам с заявлением на установление ей ежемесячного материального обеспечения с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года согласно Закона города Севастополя от 25 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», однако ответом от ДД.ММ.ГГГГ ей в установлении ежемесячного материального обеспечения было отказано. В период с 2019 года по 2021 год на ее обращения ответчиками предоставлялись практически идентичные ответы. Считает, что ответчики неправомерно отказали ей в назначении ежемесячного материального обеспечения, в связи с чем за защитой своих прав истец обратилась в суд.
Истец и ее представитель в судебном заседании на исковых требованиях настаивают по изложенным в иске основаниям, просят их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражает, т.к. истцу было правомерно отказано в назначении ежемесячного материального обеспечения.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, были уведомлены, причины неявки суду не сообщили, возражений на иск не представили.
Выслушав истца и его представителя, представителя ответчика Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к заключению, что иск подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. ст. 56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Судом установлено, что истец Колесникова Л. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданкой РФ, зарегистрирована по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
Согласно копии трудовой книжки, ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена по соглашению сторон с должности главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов в городе Севастополе.
Как усматривается из материалов пенсионного дела, ДД.ММ.ГГГГКолесникова Л.В. обратилась за назначением ей страховой пенсии по старости, при этом у нее имелся стаж государственной службы более 10 лет, общий страховой стаж более 30 лет.
В период 2015 -2021 годы истец неоднократно обращалась к ответчикам с просьбой о разъяснении положений Закона города Севастополя от 25 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», на что ответчиками ей давались письменные разъяснения.
Статьей 11 ФКЗ от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» предусмотрены гарантии в сфере социальной защиты и охраны здоровья, в соответствии с которой граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Законодательным Собранием города Севастополя принят Закон города Севастополя от 23 января 2015 №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» (далее - Закон №106-ЗС), который устанавливает правовые, организационные и экономические основы предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям жителей города Севастополя, в связи с принятием в Российскую Федерацию и образованием в составе Российской Федерации нового субъекта - города федерального значения Севастополя, полномочия органов государственной власти города Севастополя как субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан.
В соответствии со статьей 2 Закона №106-ЗС названный Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане), за исключением норм II и IV разделов настоящего Закона, действие которых распространяется на вышеуказанных лиц, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на 31 декабря 2014 года.
Статьей 7 Закона №106-ЗС установлено дополнительное материальное обеспечение отдельных категорий граждан, имеющих право на пенсионное обеспечение.
Так, в соответствии с частью 2 указанной статьи гражданам, имеющим право на пенсионное обеспечение с применением норм законодательства Украины о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года, с 1 января 2015 года к страховой пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», устанавливается ежемесячное материальное обеспечение.
В силу пункта 2 части 2 указанной статьи ежемесячное материальное обеспечение устанавливается, в частности, лицам, имеющим право на пенсию по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно, но не обратившимся за ней на указанную дату, лицам, не достигшим на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается, а также нетрудоспособным членам семей умершего получателя ежемесячного материального обеспечения (за исключением членов семьи, получающих ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с пунктом 1 настоящей части), ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с применением норм законодательства о государственной службе, действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года. При этом размер ежемесячного материального обеспечения определяется как разница между размером, определенным с применением норм указанного законодательства, и размером страховой пенсии фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, определенных в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Таким образом, существенным для возможности применения в отношении гражданина указанной нормы является наличие права на пенсию по состоянию на 31 декабря 2014 года включительно при условии не обращения за ее получением на указанную дату, а также не достижение на 31 декабря 2014 года возраста, при котором такая пенсия назначается.
В соответствии со статьей 37 Закона Украины «О государственной службе» (в редакции, действовавшей до 21 февраля 2014 года) на получение пенсии государственных служащих имеют право мужчины, достигшие возраста 62 лет, и женщины, достигшие пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», при наличии страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем первым части первой статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», в том числе стажа государственной службы не менее 10 лет, и которые в период достижения указанного возраста работали на должностях государственных служащих, а также лица, имеющие не менее 20 лет стажа работы на должностях, отнесенных к категориям должностей государственных служащих, независимо от места работы в период достижения указанного возраста.
В соответствии с частью 1 статьи 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» лица имеют право на назначение пенсии по возрасту после достижения возраста 60 лет и наличии страхового стажа не менее 15 лет.
До достижения указанного возраста, право на пенсию по возрасту имеют, в частности женщины, которые родились с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при достижении ими возраста 58 лет.
Как следует из материалов дела, истец Колесникова Л.В. освобождена от занимаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по соглашению сторон в соответствии с пунктом 1 статьи 36 КЗоТ Украины, что соответствует условиям назначения ежемесячного материального обеспечения.
По состоянию на 31.12.2014 года, возраста, при котором такая пенсия назначается (58 лет), Колесникова Л.В. не достигла.
Кроме того, пенсия государственным служащим могла быть назначена досрочно в 2014 году только в соответствии с Законом Украины от 05 июля 2012 года №5067-VI «О занятости населения», действовавшего на территории города Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Так, статья 49 данного Закона гарантировала лицам, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе работодателя в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, при условии регистрации в службе занятости (как ищущих работу) в течение семи календарных дней после увольнения, право на досрочный выход на пенсию за полтора года до достижения пенсионного возраста, дающего право на назначение пенсии в соответствии с Законом Украины «О государственной службе», в случае если до признания такого лица безработным для него невозможно было подобрать подходящую работу и если он имеет страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренный абзацем 1 части 1 статьи 28 Закона Украины «О пенсионном страховании» (для мужчин - 35 лет, для женщин - 30 лет).
Данная позиция не противоречит пункту 2 и пункту 3 статьи 32 Закона РФ от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №400- ФЗ «О страховых пенсиях».
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатель пенсии, назначенной в соответствии с настоящим пунктом, вправе осуществить переход на страховую пенсию по старости.
К пенсии, назначаемой в соответствии с настоящим пунктом, может быть установлена пенсия за выслугу лет в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Правила, в соответствии с которыми органы службы занятости осуществляют выдачу предложений о досрочном назначении пенсии безработным гражданам, указанным в настоящем пункте, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
При поступлении на работу или возобновлении иной деятельности, которая предусмотрена статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», выплата пенсии, установленной безработным гражданам в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, прекращается в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 25 указанного Федерального закона. После прекращения указанной работы и (или) деятельности выплата этой пенсии восстанавливается в соответствии с пунктом 2 части 3 и частью 4 статьи 25 указанного Федерального закона.
На основании Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополь» все органы власти Украины в городе Севастополе были полностью ликвидированы и трудовые договоры с государственными служащими Украины расторгнуты.
Распоряжением и.о. губернатора города Севастополя от 01 апреля 2014 №3 в соответствии с решением Законодательного собрания города Севастополя от 01.04.2014 года №21 было принято решение образовать Налоговую службу города Севастополя в структуре органов исполнительной власти города Севастополя путем преобразования ГУ Миндоходов Украины в г. Севастополе. Данное обстоятельство также подтверждается приказом Налоговой службы города Севастополя №01 от 04.04.2014 года. В дальнейшем, письмом Налоговой службы города Севастополя от 17.06.2014 года разъяснено, что в соответствии с распоряжением и.о. губернатора города Севастополя №3 от 01.04.2014 года, с учетом изменений, внесенных распоряжением от 15.04.2014 года №33, разъяснено, что Налоговая служба города Севастополя не является правопреемником ГУ Миндоходов в городе Севастополе.
Согласно материалов дела, Колесникова Л.В. на момент образования Налоговой службы города Севастополя в структуре органов исполнительной власти города Севастополя путем преобразования ГУ Миндоходов Украины в г. Севастополе замещала должность государственного служащего - главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов в городе Севастополе.
Таким образом, учитывая особенности переходного периода, действовавшего на территории города Севастополя до 31 декабря 2014 года, после полной ликвидации органов власти Украины, а значит и полной ликвидации должностей государственных служащих Украины - 12.08.2014 года - полностью прекратилось исчисление стажа государственной службы Украины, а значит и право на назначение пенсии государственного служащего Украины.
Поэтому при определении права на назначение ежемесячного материального обеспечения количество лет стажа государственной службы Украины и факт работы на государственной службе Украины необходимо рассматривать по состоянию на дату выхода на пенсию, но не позднее 12.08.2014 года.
В соответствии со статьей 37 Закона Украины «О государственной службе» действовавшим до 21 февраля 2014 года, пенсия государственного служащего назначалась при соблюдении только 3-х условий: 1) достижение необходимого пенсионного возраста; 2) страховой стаж 30 лет; 3) на момент выхода на пенсию необходимо работать на должности государственного служащего и иметь 10 лет стажа государственной службы.
Таким образом, ежемесячное материальное обеспечение для категории лиц, не достигших до 31.12.2014 года возраста, при котором такая пенсия назначалась, должно быть назначено при несоблюдении первого условия и при полном соблюдении остальных двух, а именно: 1) не достижение необходимого пенсионного возраста до 31.12.2014 года, в рассматриваемом случае это 58 лет; 2) страховой стаж 30 лет; 3) на момент выхода на пенсию необходимо работать на должности государственного служащего и иметь 10 лет стажа государственной службы.
Согласно материалов дела, Колесникова Л.В. указанным критериям соответствует, поскольку в переходный период в 2014 году она замещала должность госслужбы - главного специалиста отдела персонала ГУ Министерства доходов в городе Севастополе (с которой уволена ДД.ММ.ГГГГ) имела стаж госслужбы более 10 лет, страхового более 30 лет (часть 1 статьи 37 Закона Украины от 16 декабря 1993 года №3723-XII «О государственной службе»), т.е. имела все основания для назначения пенсии госслужащего, кроме одного условия - не достигла возраста, при котором такая пенсия назначается, что и является основанием для назначения ежемесячного материального обеспечения (подпункт «в» пункта 2 Постановления Правительства Севастополя от 22 января 2015 года №19-ПП «Об утверждении Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан»).
На основании изложенного, отказ Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района г. Севастополя в назначении ежемесячного материального обеспечения истцу является незаконным, а требования искового заявления о возложении обязанности установить и выплатить ежемесячное материальное обеспечение являются обоснованными, в связи с чем подлежат удовлетворению.
Согласно пункту 4 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года №19-ПП, ежемесячное материальное обеспечение устанавливается с 1 января 2015 года.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил, ежемесячное материальное обеспечение устанавливается решением органа социальной защиты населения по месту жительства лица на основании заявления, оформленного в соответствии с приложением №1 к настоящим Правилам, с 1-го числа месяца обращения за указанным материальным обеспечением, но не ранее даты возникновения права на это ежемесячное материальное обеспечение. Решение принимается в месячный срок со дня регистрации заявления.
Таким образом, началом течения срока, с которого подлежит установление и выплата ежемесячного материального обеспечения, в данном случае будет являться 01 марта 2020 года, т.к. согласно материалов дела, заявление Колесниковой Л.В. о назначении ей дополнительного материального обеспечения, поданное в соответствии с приложением №1 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, утвержденных Постановлением Правительства Севастополя от 22 января 2015 года №19-ПП, и поступившее ответчику датировано ДД.ММ.ГГГГ.
Иные обращения истца к ответчику не могут расцениваться как надлежащие заявления об установлении и выплате ежемесячного материального обеспечения, поскольку были поданы ответчикам без соблюдения требований, установленных пунктом 7 вышеуказанных Правил.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 03 июня 2004 года №11-П, пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения.
Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, а также их размеров, порядка исчисления и выплаты относится к компетенции федерального законодателя.
В соответствии с абзацем 3 пункта 13 Правил установления и выплаты ежемесячного материального обеспечения отдельным категориям граждан, суммы ежемесячного материального обеспечения, своевременно не полученные лицом, имеющим право на ежемесячное материальное обеспечение, по вине органа социальной защиты населения, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что с 01.03.2020 года истец лишена возможности получать дополнительное материальное обеспечение по вине государственного органа, отказ которого в назначении данного обеспечения не является законным и обоснованным, суд приходит к убеждению о частичной обоснованности заявленных исковых требований и необходимости их частичного удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь Законом города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя», ст. ст. 6, 12, 56, 57, 194-199, 211, 233-237, 320, 321 ГПК РФ, -
Р Е Ш И Л :
Иск удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Управления труда и социальной защиты населения Балаклавского района города Севастополя в назначении Колесниковой Л. В. ежемесячного материального обеспечения.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя установить и выплачивать Колесниковой Л. В. ежемесячное материальное обеспечение в соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона города Севастополя от 23 января 2015 года №106-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» с ДД.ММ.ГГГГ.
В удовлетворении исковых требований в иной части – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Балаклавский районный суд города Севастополя путем подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления прокурором) в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 28 июня 2021 года.
Судья В.В.Казацкий