ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-846/2021УИД от 20.07.2021 Лискинского районного суда (Воронежская область)

Дело №2-846/2021УИД №36RS0020-01-2021-001654-47Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Шевцова В.В.

при секретаре Петрушиной А.Н.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) ФИО2

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании частично незаконным решения об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть периоды работы для исчисления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором с учетом дополнения в судебном заседании исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ указывала, что 11 апреля 2021 года она подала ответчику заявление об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением ответчика №697 от 13 мая 2021 года ей было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве. При необходимом стаже работы в сельском хозяйстве 30 календарных лет, пенсионным органом в бесспорном порядке зачтено 27 лет 8 месяцев 6 дней. При этом в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты с страховой пенсии по старости не были включены ее период работы в качестве оператора машинного доения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в такой же должности в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года. Считала вынесенное решение в части отказа в зачете этих периодов и назначении повышения фиксированной выплаты незаконным, поскольку согласно устава ОАО «Агродон» основным видом его экономической деятельности являлись производство, заготовка, реализация и переработка сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а в соответствии с выпиской из ЕГРН на ООО «Донстрой» дополнительным видом экономической деятельности являлось разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока. В свою очередь она с 1983 года начала трудовую деятельность в качестве доярки колхоза «Донской», работала в должности оператора машинного дрения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года, в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года, а с 1 сентября 2003 года продолжила работу в качестве оператора машинного доения ООО «ЭкоНиваАгро». В декабре 2020 года уволилась на пенсию. С того времени проживает в сельской местности в <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 иск в уточненном виде поддержала.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) ФИО2 иск не признала, поскольку в трудовой книжке должность истца в спорные периоды работы не указана, и документально не подтверждено, что основными видами экономической деятельности ОАО «Агродон» и ООО «Донстрой» были растениеводство и животноводство.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

При определении права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 применяются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440 (ч. 16 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.)

Согласно п. "а" ч. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории РФ (после 01.01.1992 г.), включаются в стаж работы в сельском хозяйстве при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу п. «б» ч.6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Спорные периоды имели место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поэтому могут подтверждаться документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440) в разделе 2 «Животноводство» абзац 27 предусмотрена профессия оператор-животновод всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и других организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство).

В постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 г. N 156/15-28 "Об утверждении раздела "Работы и профессии рабочих в животноводстве" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 70) содержат наименование следующих профессий, связанных с сельским хозяйством: оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, оператор машинного доения, дояр (доярка), оператор по искусственному осеменению животных и птиц, оператор овцеводческих комплексов и механизированных ферм, оператор по ветеринарной обработке животных, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор свиноводческих комплексов и механизированных ферм, оператор цехов по приготовлению кормов.

Профессиональные стандарты (ст. 195.1 ТК РФ), раздел 13 "Сельское хозяйство" содержат наименование следующих профессий, связанных с сельским хозяйством: оператор машинного доения (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 19.05.2014 г. N 324н); оператор по искусственному осеменению (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 27.06.2018 г. N 416н); оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. N 523н).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является с декабря 2020 года получателем страховой пенсии по старости. 5 апреля 2021 года согласно записей в трудовой книжке уволилась с последнего места работы в качестве оператора машинного доения ООО «ЭкоНиваАгро» и больше не работает. Согласно паспорта зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу <адрес>

11 апреля 2021 года она обратилась с заявлением к ответчику об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ответчика №697 от 13 мая 2021 года ей было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве. При необходимом стаже работы в сельском хозяйстве 30 календарных лет, пенсионным органом в бесспорном порядке зачтено 27 лет 8 месяцев 6 дней. При этом в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не были включены ее период работы в качестве оператора машинного доения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в такой же должности в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года по тому мотиву, что наименование профессии, в которой протекала трудовая деятельность в трудовой книжке не отражено. При проверке установить профессию, по которой работала истец, не представилось возможным. Также документально не подтверждено, что основными видами экономической деятельности указанных организаций являлось растениеводство и животноводство.

В то же время, в соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Из исследованной в судебном заседании трудовой книжки на имя ФИО1 от 1 июля 1984 года следует, что она в эту дату была принята на работу в качестве доярки МТФ №2 колхоза «Донской», который в последствии был переименован в ТОО «Донское», затем в СХА «Донская». 30 апреля 2001 года она была уволена переводом по согласованию руководителей. 1 мая 2001 года принята на работу переводом по согласованию руководителей в ОАО «Агродон», при этом должность не указана. 31 августа 2003 года уволена переводом по согласованию руководителей. 1 сентября 2003 года принята на работу переводом по согласованию руководителей в ООО «Донская земля». 31 августа 2010 года уволена с работы. 1 сентября 2010 года принята на работу дояркой на МТФ ООО «ЭкоНиваАгро». 1 января 2011 года переведена оператором машинного доения. 5 апреля 2021 года уволена по инициативе работника(л.д.13-19).

Из этого следует, что действительно при работе в ОАО «Агродон», ООО «Донская земля», которое в последствии было переименовано в ООО «Донстрой», наименование должности истца в трудовой книжке не указано. В то же время из трудовой книжки видно, что истец увольнялась из СХА «Донская» в ОАО «Агродон» и из ОАО «Агродон» в ООО «Донская земля» переводом по согласованию руководителей, поэтому ее должность оставалась неизменной в виде доярки МТФ №2. При этом как следует из оспариваемого решения ответчик зачел истцу предшествующие ее периоды работы по 30 апреля 2001 года в качестве доярки колхоза «Донской» и последующие периоды с 1 сентября 2010 года в качестве доярки ООО «ЭкоНиваАгро». Совокупность доказательств подтверждает, что в спорные периоды истец продолжала работать дояркой на той же МТФ №2.

При исследовании пенсионного дела ФИО1 было установлено, что в нем имеется выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, которая подтверждает ее работу в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года, и за эти периоды указанные организации производили отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, что представитель ответчика ФИО3 подтвердила.

Согласно архивной справки администрации Лискинского муниципального района №586 от 16 апреля 2021 года предоставить справки на ФИО1 за период ее работы с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года ООО «Агродон» и в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года не представляется возможным, так как документы по личному составу эти организации в архив не переданы.

В соответствии с четырьмя почетными грамотами администрации Лискинского муниципального района Воронежской области ФИО1 награждена на достижение высоких результатов в производстве молока в 2005, 2006, 2008 годах и ее должность в этих документах поименована как оператор машинного доения ООО «Донская земля».

Также ею представлена суду фотография, где она наряду с иными работниками ООО «Донская земля» как передовик производства запечатлена в Лискинском городском дворце культуры на праздновании Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 11 ноября 2005 года.

Из этого следует, что в спорные периоды истец ФИО1 работала в должности оператора машинного доения.

Согласно устава ОАО «Агродон», зарегистрированного постановлением администрации Лискинского муниципального района Воронежской области №116 от 19 марта 2001 года основным видом его экономической деятельности являлись производство, заготовка, реализация и переработка сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а в соответствии с выпиской из ЕГРН на ликвидированное ООО «Донстрой», которое ранее именовалось ООО «Донская земля», основным видом экономической деятельности являлось выращивание зерновых культур, а одним из дополнительных - разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока(л.д.20-46).

Следовательно, истец в спорные периоды работала организациях, основным видом экономической деятельности которых было сельское хозяйство, и все юридические значимые обстоятельства для приобретения истцом права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости являются доказанными.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2008 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В связи с тем, что заявление подано 11 апреля 2021 года перерасчет должен быть осуществлен с 1 мая 2021 года.

Принимая во внимание, что с учетом зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы истца в сельском хозяйстве, и периода, подлежащего включению в соответствии с принятым судом решением, у истца ФИО1 на дату его обращения в пенсионный орган 11 апреля 2021 года имелся стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, суд удовлетворяет ее исковое требование о признании за ней права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

На основании ст. 98 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине 300 рублей и почтовые расходы 66 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) №697 от 13 мая 2021 года в части отказа в зачете в стаж периодов работы, дающих право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и назначении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости - признать незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть ФИО1 периоды работы в качестве оператора машинного доения ООО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и оператора машинного доения ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и назначить ей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 года.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы 366 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 июля 2021 года.

Дело №2-846/2021УИД №36RS0020-01-2021-001654-47Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2021 года г. Лиски

Лискинский районный суд Воронежской области в составе

председательствующего – судьи Шевцова В.В.

при секретаре Петрушиной А.Н.

с участием истца ФИО1

представителя ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) ФИО2

рассмотрев в открытом заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) о признании частично незаконным решения об отказе в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности зачесть периоды работы для исчисления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, назначить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное), в котором с учетом дополнения в судебном заседании исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ указывала, что 11 апреля 2021 года она подала ответчику заявление об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости. Решением ответчика №697 от 13 мая 2021 года ей было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве. При необходимом стаже работы в сельском хозяйстве 30 календарных лет, пенсионным органом в бесспорном порядке зачтено 27 лет 8 месяцев 6 дней. При этом в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты с страховой пенсии по старости не были включены ее период работы в качестве оператора машинного доения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в такой же должности в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года. Считала вынесенное решение в части отказа в зачете этих периодов и назначении повышения фиксированной выплаты незаконным, поскольку согласно устава ОАО «Агродон» основным видом его экономической деятельности являлись производство, заготовка, реализация и переработка сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а в соответствии с выпиской из ЕГРН на ООО «Донстрой» дополнительным видом экономической деятельности являлось разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока. В свою очередь она с 1983 года начала трудовую деятельность в качестве доярки колхоза «Донской», работала в должности оператора машинного дрения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года, в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года, а с 1 сентября 2003 года продолжила работу в качестве оператора машинного доения ООО «ЭкоНиваАгро». В декабре 2020 года уволилась на пенсию. С того времени проживает в сельской местности в <адрес>.

В судебном заседании ФИО1 иск в уточненном виде поддержала.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) ФИО2 иск не признала, поскольку в трудовой книжке должность истца в спорные периоды работы не указана, и документально не подтверждено, что основными видами экономической деятельности ОАО «Агродон» и ООО «Донстрой» были растениеводство и животноводство.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 01.01.2015 г.

В соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

При определении права на повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и по инвалидности в соответствии с ч. 14 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 применяются Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.11.2018 N 1440 (ч. 16 ст. 17 ФЗ "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 г.)

Согласно п. "а" ч. 3 Правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышенной фиксированной выплаты, периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории РФ (после 01.01.1992 г.), включаются в стаж работы в сельском хозяйстве при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных Списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу п. «б» ч.6 Правил при подсчете стажа работы в сельском хозяйстве подтверждаются: периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Спорные периоды имели место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", поэтому могут подтверждаться документами, выданными работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

В силу п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховой пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014 г., документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Списком работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2018 г. N 1440) в разделе 2 «Животноводство» абзац 27 предусмотрена профессия оператор-животновод всех наименований (колхоза, совхоза, крестьянского (фермерского) хозяйства, сельскохозяйственного кооператива, артели и других организаций, основным видом деятельности которых является сельское хозяйство).

В постановлении Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 19.07.1983 г. N 156/15-28 "Об утверждении раздела "Работы и профессии рабочих в животноводстве" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (выпуск 70) содержат наименование следующих профессий, связанных с сельским хозяйством: оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, оператор машинного доения, дояр (доярка), оператор по искусственному осеменению животных и птиц, оператор овцеводческих комплексов и механизированных ферм, оператор по ветеринарной обработке животных, оператор птицефабрик и механизированных ферм, оператор свиноводческих комплексов и механизированных ферм, оператор цехов по приготовлению кормов.

Профессиональные стандарты (ст. 195.1 ТК РФ), раздел 13 "Сельское хозяйство" содержат наименование следующих профессий, связанных с сельским хозяйством: оператор машинного доения (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 19.05.2014 г. N 324н); оператор по искусственному осеменению (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 27.06.2018 г. N 416н); оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм (профессиональный стандарт утвержден Приказом Минтруда России от 04.08.2014 г. N 523н).

Из материалов дела следует, что истец ФИО1 является с декабря 2020 года получателем страховой пенсии по старости. 5 апреля 2021 года согласно записей в трудовой книжке уволилась с последнего места работы в качестве оператора машинного доения ООО «ЭкоНиваАгро» и больше не работает. Согласно паспорта зарегистрирована и проживает в сельской местности по адресу <адрес>

11 апреля 2021 года она обратилась с заявлением к ответчику об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Решением ответчика №697 от 13 мая 2021 года ей было отказано в установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. в связи с отсутствием требуемой продолжительности работы в сельском хозяйстве. При необходимом стаже работы в сельском хозяйстве 30 календарных лет, пенсионным органом в бесспорном порядке зачтено 27 лет 8 месяцев 6 дней. При этом в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости не были включены ее период работы в качестве оператора машинного доения в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в такой же должности в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года по тому мотиву, что наименование профессии, в которой протекала трудовая деятельность в трудовой книжке не отражено. При проверке установить профессию, по которой работала истец, не представилось возможным. Также документально не подтверждено, что основными видами экономической деятельности указанных организаций являлось растениеводство и животноводство.

В то же время, в соответствии со ст. 66 ТК РФ, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Из исследованной в судебном заседании трудовой книжки на имя ФИО1 от 1 июля 1984 года следует, что она в эту дату была принята на работу в качестве доярки МТФ №2 колхоза «Донской», который в последствии был переименован в ТОО «Донское», затем в СХА «Донская». 30 апреля 2001 года она была уволена переводом по согласованию руководителей. 1 мая 2001 года принята на работу переводом по согласованию руководителей в ОАО «Агродон», при этом должность не указана. 31 августа 2003 года уволена переводом по согласованию руководителей. 1 сентября 2003 года принята на работу переводом по согласованию руководителей в ООО «Донская земля». 31 августа 2010 года уволена с работы. 1 сентября 2010 года принята на работу дояркой на МТФ ООО «ЭкоНиваАгро». 1 января 2011 года переведена оператором машинного доения. 5 апреля 2021 года уволена по инициативе работника(л.д.13-19).

Из этого следует, что действительно при работе в ОАО «Агродон», ООО «Донская земля», которое в последствии было переименовано в ООО «Донстрой», наименование должности истца в трудовой книжке не указано. В то же время из трудовой книжки видно, что истец увольнялась из СХА «Донская» в ОАО «Агродон» и из ОАО «Агродон» в ООО «Донская земля» переводом по согласованию руководителей, поэтому ее должность оставалась неизменной в виде доярки МТФ №2. При этом как следует из оспариваемого решения ответчик зачел истцу предшествующие ее периоды работы по 30 апреля 2001 года в качестве доярки колхоза «Донской» и последующие периоды с 1 сентября 2010 года в качестве доярки ООО «ЭкоНиваАгро». Совокупность доказательств подтверждает, что в спорные периоды истец продолжала работать дояркой на той же МТФ №2.

При исследовании пенсионного дела ФИО1 было установлено, что в нем имеется выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1, которая подтверждает ее работу в ОАО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года, и за эти периоды указанные организации производили отчисления страховых взносов в пенсионный фонд, что представитель ответчика ФИО3 подтвердила.

Согласно архивной справки администрации Лискинского муниципального района №586 от 16 апреля 2021 года предоставить справки на ФИО1 за период ее работы с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года ООО «Агродон» и в ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года не представляется возможным, так как документы по личному составу эти организации в архив не переданы.

В соответствии с четырьмя почетными грамотами администрации Лискинского муниципального района Воронежской области ФИО1 награждена на достижение высоких результатов в производстве молока в 2005, 2006, 2008 годах и ее должность в этих документах поименована как оператор машинного доения ООО «Донская земля».

Также ею представлена суду фотография, где она наряду с иными работниками ООО «Донская земля» как передовик производства запечатлена в Лискинском городском дворце культуры на праздновании Дня работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности 11 ноября 2005 года.

Из этого следует, что в спорные периоды истец ФИО1 работала в должности оператора машинного доения.

Согласно устава ОАО «Агродон», зарегистрированного постановлением администрации Лискинского муниципального района Воронежской области №116 от 19 марта 2001 года основным видом его экономической деятельности являлись производство, заготовка, реализация и переработка сельскохозяйственной и животноводческой продукции, а в соответствии с выпиской из ЕГРН на ликвидированное ООО «Донстрой», которое ранее именовалось ООО «Донская земля», основным видом экономической деятельности являлось выращивание зерновых культур, а одним из дополнительных - разведение молочного крупного рогатого скота и производство сырого молока(л.д.20-46).

Следовательно, истец в спорные периоды работала организациях, основным видом экономической деятельности которых было сельское хозяйство, и все юридические значимые обстоятельства для приобретения истцом права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости являются доказанными.

Согласно ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2008 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") осуществляется с 1 января 2019 г. без подачи пенсионером заявления при наличии в выплатном деле необходимой информации. В этом случае Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет указанный перерасчет не позднее 1 сентября 2019 г. Пенсионер вправе в любое время представить дополнительные документы, необходимые для перерасчета. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом в период с 1 января по 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с 1 января 2019 года. В случае, если пенсионер обратился за перерасчетом после 31 декабря 2019 года, указанный перерасчет осуществляется с даты, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно которой перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

В связи с тем, что заявление подано 11 апреля 2021 года перерасчет должен быть осуществлен с 1 мая 2021 года.

Принимая во внимание, что с учетом зачтенных пенсионным органом в бесспорном порядке периодов работы истца в сельском хозяйстве, и периода, подлежащего включению в соответствии с принятым судом решением, у истца ФИО1 на дату его обращения в пенсионный орган 11 апреля 2021 года имелся стаж работы в сельском хозяйстве более 30 лет, суд удовлетворяет ее исковое требование о признании за ней права на установление фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.

На основании ст. 98 ч.1 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию судебные расходы по госпошлине 300 рублей и почтовые расходы 66 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 - удовлетворить.

Решение ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) №697 от 13 мая 2021 года в части отказа в зачете в стаж периодов работы, дающих право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и назначении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости - признать незаконным.

Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) зачесть ФИО1 периоды работы в качестве оператора машинного доения ООО «Агродон» с 1 мая 2001 года по 31 августа 2003 года и оператора машинного доения ООО «Донстрой» с 1 сентября 2003 года по 31 августа 2010 года в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и назначить ей повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 1 мая 2021 года.

Взыскать с ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Лискинском районе Воронежской области (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы 366 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20 июля 2021 года.

1версия для печатиДело № 2-846/2021 ~ М-832/2021 (Решение)