Норильский городской суд Красноярского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Норильский городской суд Красноярского края — Судебные акты
№2-847/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2012 года г.Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего судьи Ченцовой О.А.,
При секретаре Рощиной А.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Норильска к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивный зал «Геркулес» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещении,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г.Норильска обратился в суд с исковым заявлением в защиту неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Спортивный зал «Геркулес» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения, мотивируя тем, что при проведении прокурорской проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что в результате хозяйственной деятельности МБУ «Спортивный зал «Геркулес» образуются твердые бытовые и ртутьсодержащие отходы (отработанные ртутные лампы и люминесцентные ртутьсодержащие трубки, относящиеся к 1 классу опасности). В нарушение ст.ст.22, 24 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.11,18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» МБУ «Спортивный зал «Геркулес» не разработан проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение. Просит обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение и направить на утверждение в срок до 1 декабря 2012 года.
В судебном заседании прокурор Ишмухаметова Р.Р. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель МБУ «Спортивный зал «Геркулес» в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в их отсутствие. Из представленного отзыва следует, что с заявленными требованиями не согласны, по тем основаниям, что учреждением заключены договора по вывозу твердых бытовых отходов с ООО «Объединение коммунальников №1», утилизация ртутьсодержащих отходов осуществляется по договору с ООО «НМУ ОАО «Севервостокэлектромонтаж». Основным видом деятельности учреждения является физкультурно-оздоровительная деятельность для жителей муниципального образования г.Норильск, организация и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, и соответственно на ответчика не может быть возложена обязанность по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, поскольку нормами Федерального закона №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что обязанность по разработке и утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение имеется только у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что в соответствии с Уставом Муниципального бюджетного учреждения «Спортивный зал «Геркулес», учреждение, находящееся по адресу: г.Норильск, Площадь металлургов, 25а, осуществляет физкультурно-оздоровительную деятельность для жителей муниципального образования город Норильск, организацию и проведение оздоровительных и спортивных мероприятий (основные виды деятельности).
Статьей 1 Федерального закона от 24 августа 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дается определение используемых в законе следующих основных понятий: отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 14 вышеназванного Закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации.
В силу ст. 18 данного Закона, в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
В целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», во исполнение Постановления Правительства РФ от 16 июня 2000 года № 461 «О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 года № 703 были утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Из пункта 6 данных Методических указаний следует, что для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц непроизводственной сферы разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по решению территориального органа Ростехнадзора может осуществляться по упрощенной (декларативной) форме.
Проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по упрощенной (декларативной) форме разрабатывается в случае образования у индивидуальных предпринимателей и юридических лиц отходов V, IV, III классов опасности для окружающей природной среды, а также отходов I класса опасности для окружающей природной среды, представленных только люминесцентными лампами, если: суммарное количество отходов не превышает 150 тонн в год; масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не превышает 5% от общей массы образующихся отходов; отдельно предусмотрен порядок сбора и экологически безопасного размещения люминесцентных ламп.
Из материалов дела следует, что в процессе деятельности МБУ «Спортивный зал «Геркулес» образуются ртутьсодержащие отходы в результате использования люминесцентных ртутьсодержащих ламп и твердые бытовые отходы. Утилизация ртутьсодержащих отходов осуществляется на основании договора с ООО «НМУ ОАО «Северовостокэлектромонтаж» от 29 сентября 2011 года № 324-11, согласно которому ООО «НМУ ОАО «СВЭМ» приняло на себя обязательство по утилизации ртутьсодержащих отходов, что включает в себя: прием, хранение, демеркуризацию, захоронение стеклобоя. Услуги по приемке и размещению твердых бытовых отходов оказываются учреждению в соответствии с договором оказания услуг от 11 января 2012 года, заключенного с ООО «Объединение коммунальников №1».
Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Минприроды России от 02 декабря 2002 года № 786, такой вид отходов как ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак имеют код 35330100 13 01 1, т.е. отнесены к первому классу опасности для окружающей среды, суд считает требования прокурора о возложении на МБУ «спортивный зал «Геркулес»» обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направить проект на утверждение - подлежат удовлетворению.
Суд считает необходимым обязать ответчика разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направить проект на утверждение в срок до 01 декабря 2012 года, полагая данный срок разумным и достаточным для выполнения возложенной судом обязанности.
Доводы представителя ответчика о невозможности возложения на МБУ «Спортивный зал «Геркулес»» вышеуказанной обязанности, по тем мотивам, что последнее не занимается специализированным размещением отходов в специально оборудованных местах, не имеет соответствующей лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов, не принимаются судом, поскольку основаны на неверном толковании вышеприведенных нормативных положений.
Настоящий иск предъявлен прокурором г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц.
Согласно п.9 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Исходя из удовлетворенных требований неимущественного характера с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей (пп.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора г.Норильска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению «Спортивный зал «Геркулес» о возложении обязанности разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направить проект на утверждение - удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное учреждение «Спортивный зал «Геркулес» в срок до 01 декабря 2012 года разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направить проект на утверждение.
Взыскать с Муниципального бюджетного учреждения «Спортивный зал «Геркулес» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья О.А.Ченцова