ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8474/1026 от 26.10.2010 Курганского городского суда (Курганская область)

                                                                                    Курганский городской суд Курганской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-8474/10 26 октября 2010 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Курганский городской суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Ушаковой И.Г.,

при секретаре Денисовой О.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кургане 26 октября 2010 года гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кургане об освобождении от уплаты страховых взносов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г.Кургане о признании требования об оплате страховых взносов обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2010 года по 14.07.2010 года недействительным, освобождении от их уплаты. В ходе рассмотрения дела требования уточнила, ввиду отсутствия требования об уплате страховых взносов за 2010 год, просит обязать ответчика освободить ее от уплаты страховых взносов обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2010 по 14.07.2010 года. Обосновала иск тем, что по 14.07.2010 года являлась индивидуальным предпринимателем, 11 февраля 2009 года родила ребенка, с этой даты по настоящее время предпринимательской деятельностью не занимается, по налоговой декларации доходов за 2009 и 2010 годы не имеет. В 2009 г. она была освобождена ответчиком от страховых взносов обязательного пенсионного страхования, что подтверждается Протоколом к Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 14.01.2010 г. № 001561, в соответствии с которым с ФИО1 за 2009 г. было взыскано 563 руб. 00 коп. на страховую часть трудовой пенсии, 281 руб. 00 коп. - на накопительную часть трудовой пенсии, то есть оплата страховых взносов была произведена за период с 01.01.2009 г. по 11.02.2009 г., до рождения ребенка. В 2010 г. от ГУ Отделение Пенсионного фонда РФ по Курганской области в ее адрес был направлен счет к оплате страховых взносов обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2010 г. по 14.07.2010 г., в том числе страховая часть - 3910 руб. 97 коп., накопительная часть - 1676 руб. 13 коп., ФФОМС - 307 руб. 29 коп., ТФОМС - 558 руб. 71 коп., итого - 5953 руб. 10 коп.. На заявление об освобождении от уплаты страховых взносов обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2010 года по 14.07.2010 года по причине нахождения в отпуске по уходу за ребенком по достижении им возраста 1,5 лет ответчиком отказано в освобождении от уплаты. Ссылается на Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которым определен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, к числу которых отнесены лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальных предпринимателей. Этим же законом закреплено, что индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 2 пункта 1 статьи 6), и они же являются застрахованными лицами (пункт 1 статьи 7). В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при определении права на трудовую пенсию учитывается страховой стаж граждан, под которым, как указывается в его статье 2, понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж. Иные, т.е. нестраховые, периоды, которые подлежат зачету в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, перечислены в статье 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». К ним, в частности, относится период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности (подпункт 3 пункта 1). Этот период, согласно пункту 2 данной статьи, засчитывается в страховой стаж в том случае, если ему предшествовали и (или) за ним следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 названного Федерального закона. Причем для зачета в страховой стаж застрахованному лицу периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет закон не требует, чтобы этот период непосредственно предшествовал либо сразу следовал за периодом работы и (или) иной деятельности. На возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет Пенсионному фонду Российской Федерации выделяются средства из федерального бюджета в объеме, предусмотренном федеральным законом; сумма средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, из которого исчисляется страховая часть его трудовой пенсии (статья 17 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 марта 2005 года «О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву»). Полагает за период ухода за ребенком до достижения им 1,5 лет с 01.01.2010 г. по 14.07.2010 г. истцом, Пенсионному фонду РФ должны быть выделены средства из федерального бюджета в счет оплаты страховых взносов, и требование об оплате страховых взносов не законно, так как ведет к двойной оплате этих взносов и неосновательному обогащению Пенсионного фонда РФ. Указывает, что предписания статьи 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» о зачете в страховой стаж периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и об условиях такого зачета распространяются на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», включая лиц, имеющих статус индивидуальных предпринимателей, - каких-либо исключений в отношении этой категории данным Федеральным законом не установлено. Законодательством не предусмотрены специальные нормы и условия возмещения применительно к индивидуальным предпринимателям при определении порядка выделения средств федерального бюджета на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за каждое застрахованное лицо в связи с зачетом в страховой стаж этого лица периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и расчета объема этих средств. Ссылается на то, что статья 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании Российской Федерации» предусматривает взимание с индивидуальных предпринимателей страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа и устанавливает минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, обязательного для уплаты. При этом ст.- 28 не обязывает индивидуальных предпринимателей осуществлять такой фиксированный платеж в нестраховые периоды, в том числе в период ухода за ребенком до достижения им возраста 1,5 года. Свои доводы основывает на определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 182-0 которым определено, что нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации во взаимосвязи с положениями его статьи 17, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской федерации» не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В судебном заседании заявленные требования поддержала.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 с иском не согласился, поддержал доводы, изложенные в письменном отзыве, дополнительно указал, что согласно статьи 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положений пп. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 29 мая 2002 года), выявленный в Определении № 182-0, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. В определении указано, что Конституционным Судом проводилась проверка конституционности пп. 1 - 3 ст. 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции, действовавшей от 29 мая 2002 года. Между тем нормами ст. 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", статья 28 Закона № 167-ФЗ была изложена в новой редакции. Изложение в новой редакции той или иной нормы (группы норм) всегда подразумевает, что ранее существовавшие нормы отменяются в полном объеме (в отличие от случаев внесения изменения в правовую норму), а их место занимают новые нормы. В этой редакции статьи 28 отсутствует пункт 3, пункты 1-2 изложены в абсолютно новой редакции, т.е. ст. 28 Закона № 167-ФЗ более не регулирует порядок и сроки уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, целиком переадресовывая для разрешения этого вопроса к нормам Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования". Таким образом, нормы права, конституционно-правовой смысл которых был в 2005 году выявлен Конституционным Судом РФ в настоящее время утратили силу, ввиду чего сами положения Определения № 182-0 не могут применяться при разрешении вопросов об уплате страховых взносов, начисляемых в 2010 году. До настоящего времени Конституционный Суд РФ не проверял конституционность норм Федерального закона № 212-ФЗ и не выявлял их конституционно - правовой смысл во взаимосвязи с нормами статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Статьей 16 Закона № 212-ФЗ установлен порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками, однако в данной статье отсутствуют положения, освобождающие индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ за период, в течении которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась, в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что истица является матерью ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в настоящее время статус индивидуального предпринимателя прекращен.

В соответствии с пп.2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15декабря2001года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
к числу страхователей по обязательному пенсионному страхованию отнесены индивидуальные предприниматели.

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ) п. 2 ст. 14 Указанного закона.

Из ст. 28 Федерального закона от 15декабря2001года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», определяющей размер страховых взносов, уплачиваемых страхователями, не производящими выплаты физическим лицам, страхователи, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, уплачивают страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Стоимость страхового года определяется в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Таким образом, в соответствии с редакцией Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ, ст. 28 имеет отсылочную норму.

Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам определен в настоящее время статьей 16 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24июля2009года, в соответствии с которой расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено частью 8 настоящей статьи. Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства. Плательщики страховых взносов представляют в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. В случае прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода плательщики страховых взносов обязаны до дня подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день представления указанного расчета включительно. В случае прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, плательщики страховых взносов обязаны в двенадцатидневный срок со дня принятия соответствующего решения уполномоченным органом представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по день прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно. Уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета.

Статьей 1 указанного закона определены отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, к ним отнесены отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Вместе с тем из оценки требований об уплате страховых взносов, предъявляемой ст. 16 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ от 24июля2009года, и ст. 28 Федерального закона от 15декабря2001года N167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в ранее действующей редакции, определяли обязанность по уплате платежей одной природы, фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, что признается ответчиком в судебном заседании.

Ответчиком не оспаривается, что истица была освобождена от уплаты страховых взносов во внесудебном порядке ГУ УПФ РФ в г. Кургане Курганской области, поскольку ею были представлены необходимые документы для установления факта отсутствия ведения предпринимательской деятельности в период ухода за ребенком до достижения возраста полутора лет вместе с копией отчета по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в ФСС РФ отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ) за 9 мес. 2009 г.

Согласно определениям КС РФ от 12.05.2005 N 182-О, N 213-О нормативные положения пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями статьи 17 данного Федерального закона, а также статей 2, 3, 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в вышеназванных определениях КС РФ, не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие предпринимательскую деятельность в период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и не оформившие отпуск по беременности и родам, освобождаются от уплаты страховых взносов со дня рождения ребенка, а в случае рождения ребенка до вступления в силу определений КС РФ - с 12 мая 2005 года, т.е. даты провозглашения определений Конституционного Суда Российской Федерации.

Из смысла п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14, ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в ранее действующей редакции) следует, что фиксированный платеж в установленном Законом размере на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии должен уплачиваться индивидуальными предпринимателями.

В определении N 182-О разъяснен конституционно-правовой смысл положений п.п. 2 п. 1 ст. 6, п. 2 ст. 14, ст. 28 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", выявленный исходя из их взаимосвязи с нормами закона и места в системе действующего пенсионного законодательства.

Нормативные положения ст. 28 Закона во взаимосвязи с положениями его ст. 17, а также ст. 2, 3, 10, 11 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным Судом Российской Федерации в определении N 182-О, не предполагают взимание с индивидуального предпринимателя страховых взносов в виде фиксированного платежа за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Определением N 182-О установлено, что в силу ст. 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" конституционно-правовой смысл положений пп. 1, 2, 3 ст. 28 Закона, выявленный в определении N 182-О, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Изменение редакции ст. 28, определяющей обязанность уплаты страховых взносов в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования основанием для отказа в освобождении индивидуального предпринимателя, осуществляющего уход за ребенком до 1,5 лет и не осуществляющего предпринимательскую деятельность, не является.

Истцом, в качестве доказательств неосуществления предпринимательской деятельности предоставлено свидетельство о рождении ребенка, справка жилищных органов о совместном проживании с ребенком, свидетельство о браке, справку работодателя, подтверждающую факт неосуществления вторым родителем ухода за ребенком, сведения из налогового органа об отсутствии дохода в соответствующий период, копия сданного в исполнительный орган Фонда Социального страхования Российской Федерации отчета по страховым взносам с отметкой исполнительного органа о принятии отчета, как определено Письмом ПФ РФ от 08.08.2006 N АК-09-26/8457 "Об освобождении от уплаты фиксированного платежа".

Оценив представленные суду доказательства, суд считает, что факт нахождения ФИО1 в отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет и не осуществление предпринимателем, в указанный период, предпринимательской деятельности, подтверждается материалами дела.

Доказательств обратного, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК суду не представлено.

С учетом изложенного суд считает, что у истицы, как лица не осуществляющего уход за ребенком по достижении им полутора лет отсутствует обязанность по уплате страховых взносов за период с 01.01.2010 по 14.07.2010 года, требования истицы обоснованны и подлежат удовлетворению.

В порядке ст. 89,100 ГПК РФ с ответчика подлежат взысканию расходы, понесенные истицей по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, и расходы по оплате помощи представителя в сумме 500 рублей.

Суд разъясняет истице право обращения в суд с заявлением о возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме 200 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане удовлетворить.

Обязать Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане освободить ФИО1 от уплаты страховых взносов обязательного пенсионного страхования за период с 01.01.2010 по 14.07.2010 года.

Взыскать с Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в г. Кургане в пользу ФИО1 возврат госпошлины в сумме 200 рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 500 рублей.

Решение может быть обжаловано в Курганской областной суд в срок 10 дней через Курганский городской суд со дня вынесения мотивированного решения.

Судья И.Г.Ушакова