ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-847/20 от 21.09.2020 Няганского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2-847/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 сентября 2020 года г. Нягань

Няганский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Басковой Л.В.

при секретаре Гончаренко А.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» к Сумарокову Дмитрию Алексеевичу, Сумароковой Светлане Валерьевне, ПАО «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения

УСТАНОВИЛ:

АО «Ипотечное агентство Югры» обратилось в суд с иском к Сумарокову Дмитрию Алексеевичу, Сумароковой Светлане Валерьевне, ПАО «Сбербанк России» о расторжении трехстороннего соглашения.

Просят расторгнуть Трехстороннее соглашение от дата. о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от дата

Взыскать с Сумарокова Дмитрия Алексеевича, Сумароковой Светланы Валерьевны в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» солидарно расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000руб. 00коп.

Требования мотивировали тем, что дата Сумароков Д.А., Сумарокова С.В. обратились в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденными Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз, и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», утвержденное Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006г. №230п. на состав семьи <данные изъяты> человека.

На основании представленных документов, ответчики признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование».

дата ответчики приобрели по договору купли-продажи квартиру, расположенную по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м с использованием кредитных средств, предоставленных банком по кредитному договору от дата

дата. заключено дополнительное соглашение к кредитному договору от дата. в связи с приобретением Ответчиками жилого помещения по <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., произведена смена объекта залога.

дата. между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ответчиками, и ОАО «Сбербанк России» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части банковской процентной ставки по кредитному договору от дата По условиям соглашения Агентством было принято на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчику в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита, предоставленного за счет средств банка на приобретение жилого помещения, в течение срока действия договора.

Ответчики по заявлению от дата. являются участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Подпрограммы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015г.

Реализация программы 2 осуществляется в соответствии с Законом и порядком Реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры на 2005-2015г., утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006г. №67-п.

В связи с подходом очередности на предоставление субсидии, согласно п. 3.1 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 № 67-п, а также порядка межведомственного контроля взаимодействия, Агентством был направлен запрос в адрес Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. В результате чего был выявлен факт незаконной постановки ответчиков на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (п. 2 ст. 17.1 Закона).

На момент признания участниками программы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики проживали по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Данная квартира принадлежала на праве собственности ФИО, в квартире было зарегистрировано <данные изъяты> человек

С учетом п.6 ст.9 Порядка расчет нуждаемости произведен следующим образом

<данные изъяты> (обеспеченность по месту регистрации)

При постановке на учет ответчик скрыл факт наличия жилого помещения, находящегося в собственности Сумароковой С.В. <данные изъяты> доли расположенной по адресу <адрес> общей площадью <данные изъяты>

С учетом указанного жилого помещения обеспеченность каждого члена семьи составляла:

<данные изъяты> кв.м., потому нуждаемость в улучшении жилищных условий отсутствовала, т.к. на каждого члена семьи приходилось более <данные изъяты>.м.

дата Агентством принято Решение об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после дата заявления на получение мер государственной поддержки, основание для исключения : пп.2 пп.7 п.7 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018г. №346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы».

дата Агентством в адрес Ответчика направлена претензия с требованием расторгнуть Трехстороннее соглашение в добровольном порядке.

Требование о расторжении не исполнено.

дата. Агентством направлено письмо в банк. Согласно ответа Банка, он не возражает против расторжения трехстороннего соглашения.

Представитель истца, ответчики Сумароковы представитель ПАО «Сбербанка России» в судебное заседание не явились, были надлежащим образом уведомлены о времени и месте судебного разбирательства.

Представитель ответчиков Сумароковым Соков Д.А. исковые требования истца не признает, пояснил, что истцом выбран не правильный способ защиты.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

дата Сумароков Д.А., Сумарокова С.В. обратились в ОАО «Ипотечное агентство Югры» с заявлением на признание участником подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» Программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденными Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 11.11.2005 № 103-оз, и Порядком реализации и финансирования подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование», утвержденное Постановлением Правительства автономного округа от 08.02.2006г. №230п. на состав семьи дата человека.

На основании представленных документов, ответчики признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование».

дата ответчики приобрели по договору купли-продажи квартиру, расположенную по <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м с использованием кредитных средств, предоставленных банком по кредитному договору от дата

дата заключено дополнительное соглашение к кредитному договору от дата в связи с приобретением Ответчиками жилого помещения по <адрес> общей площадью <данные изъяты>.м., произведена смена объекта залога.

дата между ОАО «Ипотечное агентство Югры», ответчиками, и ОАО «Сбербанк России» было заключено трехстороннее соглашение о компенсации части банковской процентной ставки по кредитному договору от дата По условиям соглашения Агентством было принято на себя обязательство по предоставлению государственной поддержки ответчику в форме компенсации части процентной ставки за пользование суммой кредита, предоставленного за счет средств банка на приобретение жилого помещения, в течение срока действия договора.

Ответчики по заявлению от дата являются участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» Подпрограммы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на 2005-2015г.

Реализация программы 2 осуществляется в соответствии с Законом и порядком Реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы ХМАО-Югры на 2005-2015г., утвержденным Постановлением Правительства автономного округа от 07.04.2006г. №67-п.

В связи с подходом очередности на предоставление субсидии, согласно п. 3.1 Порядка реализации подпрограммы «Доступное жилье молодым» программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2005-2015 годы», утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 07.04.2006 № 67-п, а также порядка межведомственного контроля взаимодействия, Агентством был направлен запрос в адрес Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. В результате чего был выявлен факт незаконной постановки ответчиков на учет по подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» в виду отсутствия нуждаемости в улучшении жилищных условий (п. 2 ст. 17.1 Закона).

На момент признания участниками программы «Ипотечное жилищное кредитование» ответчики проживали по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

Данная квартира принадлежала на праве собственности ФИО, в квартире было зарегистрировано <данные изъяты> человек

С учетом п.6 ст.9 Порядка расчет нуждаемости произведен следующим образом

<данные изъяты> (обеспеченность по месту регистрации на 1 человека)

При постановке на учет ответчик скрыл факт наличия жилого помещения, находящегося в собственности Сумароковой С.В. <данные изъяты> доли расположенной по <адрес> общей площадью <данные изъяты>

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата в собственности ответчика Сумароковой С.В. в период с дата по дата. находилась <данные изъяты> доля в праве на жилое помещение квартира по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.

С учетом указанного жилого помещения обеспеченность каждого члена семьи составляла:

<данные изъяты> кв.м., потому нуждаемость в улучшении жилищных условий отсутствовала, т.к. на каждого члена семьи приходилось более <данные изъяты>.м.

дата Агентством принято Решение об исключении из Единого списка молодых семей, подавших после 31.12.2010г. заявления на получение мер государственной поддержки, основание для исключения : пп.2 пп.7 п.7 Приложения 15 к Постановлению Правительства ХМАО-Югры от 05.10.2018г. №346-п «О государственной программе ХМАО-Югры «Развитие жилищной сферы».

Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

На основании п. 1 ст. 154 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделки могут быть двух- или многосторонними (договоры) и односторонними.

В соответствии со ст. 420 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. К договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, предусмотренные главой 9 настоящего Кодекса, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Пунктом 1.2 трехстороннего соглашения предусмотрено, что Агентство предоставляет государственную поддержку Участнику в форме компенсации, уплачиваемой Участником за пользование суммой кредита по ипотечному Кредитному договору от дата, предоставленному за счет средств Банка на приобретение жилого помещения в течение <данные изъяты> месяцев, при условии целевого использования и исполнения обязательств Участником в соответствии с условиями, установленными Кредитным договором и Соглашением.

Компенсация предоставляется за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, предоставленных Агентству для реализации мероприятий Подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование».

Пунктом 3.3.2 Трехстороннего соглашения установлена обязанность Участника уведомлять Банк и Агентство об изменении места жительства, фамилии, имени, отчества, смене места работы, а также других обстоятельств, способных повлиять на исполнение Участником обязательств по Кредитному договору и Соглашению в течение 10 дней с момента возникновения обстоятельств.

Согласно п. 5.2 Трехстороннего соглашения оно может быть досрочно расторгнуто в случае выявления Агентством или Банком факта незаконного участия Участника в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление Участником несоответствующих действительности документов.

дата. Агентством в адрес Ответчика направлена претензия с требованием расторгнуть Трехстороннее соглашение в добровольном порядке.

В соответствии с п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Как было указано выше п. 5.2 Трехстороннего соглашения установлено, что оно может быть досрочно расторгнуто в случае выявления Агентством или Банком факта незаконного участия Участника в подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование», в том числе предоставление Участником несоответствующих действительности документов.

В соответствии с п.п. 7 п. 2.12 Постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07.04.2006 № 67-п «О Порядке реализации подпрограммы "Доступное жилье молодым" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы», граждане снимаются с учета на получение субсидии и исключаются из Единого списка в случаях выявления в представленных документах и заявлениях не соответствующих действительности сведений.

Поскольку в судебном заседании установлен факт предоставления Участником несоответствующих действительности документов, суд находит исковые требования АО «Ипотечное Агентство Югры» о расторжении трехстороннего соглашения обоснованными.

Доводы представителя ответчиков о том, что на момент постановки на учет у Ответчиков отсутствовала нуждаемость в улучшении жилищных условий, в связи с чем правовые основания для заключения трехстороннего соглашения отсутствовали, истцом выбран не верный способ защиты не могут быть признаны состоятельными.

Порядок реализации и финансирования подпрограммы "Ипотечное жилищное кредитование" программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы", утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 08.02.2006 N 23-п, которым были предусмотрены условия предоставления компенсации части процентной ставки, не содержит указания о предоставлении сведений о наличии или отсутствии жилья, расположенного только на территории автономного округа, что следует из любой редакции данного Порядка, утратившего силу в связи с изданием постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013 N 408-п.

Закон ХМАО - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" также не ставит нуждаемость в улучшении жилищных условий в зависимость от обеспеченности жилыми помещениями, расположенными на территории автономного округа.

При этом, в силу пункта 2.10.2 Порядка N 23-п, выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений является основанием для отказа в принятии гражданина на учет.

То, что Ипотечное агентство не осуществило проверку представленных ответчиками документов, не влияет на вывод о том, что выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений является основанием для отказа в принятии гражданина на учет, что не зависит от даты заключения трехстороннего соглашения, поскольку решение о принятии на учет оформляется уведомлением (пункт 2.8 Порядка N 23-п).

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

При подаче иска АО «Ипотечное Агентство Югры» была уплачена госпошлина в размере 6 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

РЕШИЛ:

Иск акционерного общества «Ипотечное агентство Югры» удовлетворить.

Расторгнуть Трехстороннее соглашение от дата. о компенсации части процентной ставки по ипотечному кредитному договору от дата

Взыскать с Сумарокова Дмитрия Алексеевича, Сумароковой Светланы Валерьевны в пользу АО «Ипотечное агентство Югры» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000руб. 00коп., по 3000руб. с каждого.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Няганский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 25 сентября 2020 года.

Судья Л.В. Баскова