РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2020 года г. Усть-Илимск Иркутская область
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Курахтановой Е.М.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием представителя истца - помощника Усть-Илимского межрайонного прокурора Назаровой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-847/2020 по иску Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тубинский» о возложении обязанности обеспечить нормативным запасом топлива,
УСТАНОВИЛ:
Усть-Илимский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковым заявлением о возложении на ООО «Тубинский» обязанности обеспечить нормативным запасом топлива, указав в обоснование исковых требований о том, что отопительный сезон 2019-2020 г.г. на территории Тубинского муниципального образования начался с 16.09.2019. ООО «Тубинский» является юридическим лицом, которое осуществляет производство, распределение и передачу пара и горячей воды (тепловой энергии), обеспечение работоспособности котельных и тепловых сетей. В период с 27.09.2018 по настоящее время ООО «Тубинский» является единственной ресурсоснабжающей организацией, предоставляющей коммунальные услуги в жилые дома п. Тубинский и организациям – объектам социально-культурного назначения бюджетной сферы п. Тубинский. Проведенной проверкой установлено, что на 13.02.2020 остаток угля составлял 54,953 тонны (количество дней запаса – 2), что является нарушением, поскольку не обеспечивается неснижаемый запас топлива в размере не менее 615,9 тонн и эксплуатационный запас топлива в количестве 1960,7 тонн. Непринятие мер к своевременному обеспечению нормативных запасов топлива в котельных ООО «Тубинский» является результатом бездействия по исполнению ООО «Тубинский» требований действующего законодательства. Просит обязать ООО «Тубинский» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2019-2020 г.г. путем завоза угля в котельные ООО «Тубинский», расположенные в п. Тубинский, в объеме не менее 2576,6 тонн; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании представитель истца – помощник Усть-Илимского межрайонного прокурора Назарова Ю.Г. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «Тубинский» временный управляющий ФИО1 в судебное заседание не явилась. О времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом, своевременно, согласно отзыву от 26.03.2020 указала, что с заявленными требованиями не согласна, поскольку в отношении Общества введена процедура банкротства в связи с невозможностью удовлетворения требований кредиторов. Объективной возможности обеспечить нормативный запас угля не имеется в связи с тяжелым финансовым положением. Осознавая последствия срыва отопительного сезона, в целях предотвращения возможных негативных последствий руководством Общества осуществляются все необходимые мероприятия, а том числе был заключен агентский договор с ООО «Рост» на покупку угля. Просила дело рассмотреть в её отсутствие.
Представитель третьего лица Администрации МО «Усть-Илимский район» в судебное заседание не явилась. О времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, своевременно, согласно ходатайству представитель ФИО2, действующий на основании доверенности № 01-01-35/2 от 13.01.2020, просил о рассмотрении дела по существу в отсутствие представителя Администрации.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав и оценив с учетом статьи 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из условий обеспечения достойной жизни населения является энергоснабжение, теплоснабжение, водоснабжение, газоснабжение жилых домов.
В силу п. 1 ст. 548 ГК РФ правила, предусмотренные ст. ст. 539 - 547, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Пунктом 3 ст. 539 ГК РФ предусмотрено, что к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ним.
В соответствии со ст. ст. 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» проверка готовности к отопительному периоду теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций осуществляется в целях определения соответствия источников тепловой энергии и тепловых сетей требованиям, установленным правилами оценки готовности к отопительному периоду, наличия соглашения об управлении системой теплоснабжения, готовности указанных организаций к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения, соблюдению критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами, а источников тепловой энергии также в целях подтверждения наличия нормативных запасов топлива. Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации, кроме того, обязаны в том числе обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.
Порядок оценки готовности электро- и теплоснабжающих организаций (кроме атомных электростанций) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности к работе в осенне-зимний период и выдачи им паспортов готовности определен Положением об оценке готовности электро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период. СО 153-34.08.105-2004", утвержденным Минпромэнерго РФ 25.08.2004.
Приказом Минэнерго России от 10.08.2012 N 377 утвержден порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.
Указанный порядок устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм.
Согласно п. 2 Порядка норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Согласно п.п. 2,3 Порядка ННЗТ определяется для котельных в размере, обеспечивающем поддержание плюсовых температур в главном корпусе, вспомогательных зданиях и сооружениях в режиме "выживания" с минимальной расчетной тепловой нагрузкой по условиям самого холодного месяца года. ННЗТ на отопительных котельных определяется в размере, рассчитываемом в соответствии с пунктом 3 настоящего Порядка, а также с учетом необходимости обеспечения их работы в условиях непредвиденных обстоятельств при невозможности использования или исчерпании НЭЗТ.
НЭЗТ необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива (п. 11).
Расчет НЭЗТ производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо). Расчеты производятся на 1 октября планируемого года (п. 12).
Расчеты ННЗТ и НЭЗТ производятся по котельным организаций электроэнергетики и отопительным (производственно-отопительным) котельным организаций, не относящихся к организациям электроэнергетики, в соответствии с разделом II настоящего Порядка. В результатах расчетов значения нормативов представляются в тоннах натурального твердого и жидкого топлива и округляются до десятых долей указанной единицы измерения (п. 13).
Для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденным Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1).
Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива (11.9).
Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 определены требования к содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, обязательных к исполнению собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Согласно п. 2.6.10 Правил и норм, готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается наличием, в том числе обеспеченности топливом котельных и населения до начала отопительного сезона: твердого - не ниже 70% потребности отопительного сезона, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного расхода.
Судом установлено, что ООО «Тубинский» осуществляет деятельность по производству, передаче и распределении пара и горячей воды котельными, обеспечивает работоспособность котельных, тепловых сетей (л.д. 49-53 выписка из ЕГРЮЛ).
На основании договоров безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 07 от 09.10.2017, № 38 от 27.09.2018 (с учетом Соглашения от 22.11.2018 о внесении изменений в приложение к договору) котельные, расположенные в п. Тубинский Усть-Илимского района Иркутской области, были переданы Администрацией МО «Усть-Илимский район» в безвозмездном пользование ООО «Тубинский» (л.д. 11-22, 23-25, 26-33).
Таким образом, ООО «Тубинский» является на территории Тубинского муниципального образования теплоснабжающей организацией.
Постановлением Администрации МО «Усть-Илимский район» № 586 от 11.09.2019 на территории Тубинского муниципального образования срок начала отопительного сезона на период 2019-2020 годы установлен с 16.09.2019 (л.д. 9-10).
Согласно нормативам запаса топлива на источнике тепловой энергии ООО «Тубинский» на 2019 год, утвержденным распоряжением Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области № 227-мр от 25.07.2018, нормативный эксплуатационный запас топлива составляет 1,9607 тысяч тонн, неснижаемый нормативный запас топлива составляет 0,6159 тысяч тонн, основной и резервный запас топлива составляет 2,5766 тысяч тонн.
В ходе прокурорской проверки установлено, что на 13.02.2020 остаток угля на котельных, расположенных в п. Тубинский составлял 54,953 тонны, что хватило бы на 2 дня.
Из ежедневных сведений МКУ «Единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования «Усть-Илимский район» от 12-13.02.2020 №№ 01-17/252, 01-17/257 следует, что в связи с недостаточным запасом топлива и с критическим финансовым положением предприятия ООО «Тубинский» п. Тубинский провидится аукцион на приобретение твердого топлива (450 т. угля) в аварийно-технический запас Усть-Илимского района. С аварийно-технического запаса ориентировочно 15.02.2020 будет выделено твердое топливо для ООО «Тубинский» п. Тубинский (л.д. 35-36).
Доводы ответчика о наличии договорных отношений с поставщиком угля, суд находит необоснованными, поскольку само по себе наличие у ответчика заключенного договора по доставке угольной продукции, не свидетельствуют об отсутствии у ООО «Тубинский» обязательств в силу закона по обеспечению нормативного запаса топлива в период прохождения в Тубинском муниципальном образовании отопительного сезона 2019-2020 в объеме не менее 2576,6 тон.
В противном случае непринятие мер в целях своевременного обеспечения нормативных запасов топлива в котельных ООО «Тубинский» может повлечь нарушение прав жителей Тубинского муниципального образования на надлежащие условия жизнеобеспечения, а именно может быть нарушено право граждан на своевременную подачу тепла в жилые помещения, перерыв горячего водоснабжения и ущемляет прав и законные интересы неопределенного круга лиц – населения Тубинского муниципального образования.
С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что требования прокурора - обязать ответчика обеспечить нормативный запас угля в объеме не менее 2576,6 тонн являются обоснованными.
Возражения представителя ответчика относительно исковых требований со ссылкой на введение в отношении Общества процедуры банкротства на выводы суда не влияют, поскольку действие договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом № 38 от 27.09.2018 на дату принятия настоящего решения не прекращено, ответчик продолжает оказывать услуги потребителям тепловой энергии поселка Тубинский, в связи с чем обязан соблюдать требования действующего законодательства, регулирующего порядок теплоснабжения.
Истцом заявлены требования об обращении решения суда к немедленному исполнению.
В силу ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Как разъяснено в абзаце пятом пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
В судебном заседании установлено, что в период отопительного сезона ответчиком не принимаются необходимые меры к своевременному обеспечению запаса топлива в котельных общества, в связи суд считает, что замедление исполнения решения суда может повлечь негативные последствия для жителей п. Тубинский в виде необеспечения отоплением, то есть привести к невозможности исполнения судебного постановления.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Усть-Илимского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Тубинский» о возложении обязанности обеспечить нормативным запасом топлива удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тубинский» обеспечить нормативный запас топлива в период прохождения на территории Тубинского муниципального образования отопительного сезона 2019-2020 годов, путем завоза угля в котельные ООО «Тубинский», расположенные в п.Тубинский, в объеме не менее 2576,6 тонн.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Председательствующий судья Е.М. Курахтанова
Мотивированное решение изготовлено 06.04.2020