ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-847/2021 от 02.08.2021 Лениногорского городского суда (Республика Татарстан)

УИД 16RS0041-01-2021-004137-36

Дело № 2-847/2021

2.141г

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

2 августа 2021 года г. Лениногорск Республика Татарстан

Лениногорский городской суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Глейдман А.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Укладовой В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гараева ФИО10 к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Гараев И.И. обратился в суд с иском к исполнительному комитету муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан о признании права собственности на жилой дом.

В обоснование заявленных требований указано, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки, расположенный по адресу: <адрес>, Шугуровское сельское поселение, <адрес>. На указанном земельном участке располагался жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером , который был снесен в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ руководитель исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО1 выдал истцу уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке /.

После окончания строительства жилого дома истец обратилась к ответчику с заявлением о выдаче уведомления о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал ему в выдаче уведомления о соответствии построенного объекта, так как земельный участок с кадастровым номером находится в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<адрес>».

По мнению истца, возведенный им жилой дом не имеет признаков самовольной постройки, поскольку строительство жилого дома им было согласовано с исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, утвержденный на дату начала и окончания строительства генеральный план <адрес> сельского поселения Лениногорского муниципального района Республики Татарстан также не содержит сведений об ограничениях прав или обременениях в отношении земельного участка (нет сведений о зоне минимальных расстояний от этанопровода «<адрес>»). Разрешение на строительство жилого дома было выдано ему беспрепятственно, а сам этанопровод расположен за границей населенного пункта. Какие-либо опознавательные и предупредительные знаки на местности отсутствовали. Государственный кадастровый учет зон минимально допустимых расстояний этанопровода «<адрес>» осуществлен уже после строительства жилого дома в ДД.ММ.ГГГГ году, при том, что в кадастровой выписке от ДД.ММ.ГГГГ сведения об ограничениях прав или обременениях в отношении земельного участка также отсутствуют. О наличии ограничений в отношении земельного участка истец не знал. По изложенным основаниям, уточнив заявленные требования, истец просит суд признать за ним право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Истец Гараев И.И. в судебное заседание не явился. Его представитель ФИО4, действующий на основании доверенности, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика исполнительного комитета муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала.

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В представленных письменных пояснениях по делу с заявленными исковыми требованиями не согласился.

Представитель третьего лица общества с ограниченной ответственностью «Газпром добыча Оренбург», извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Организовать участие представителя третьего лица в судебном заседание посредством видеоконференцсвязи не представилось возможным по техническим причинам. В ранее представленном отзыве на исковое заявление с заявленными исковыми требованиями не согласился.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежаще уведомленных о времени и месте слушания данного дела.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Согласно статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

если на день обращения в суд постройка соответствует установленным требованиям;

если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Гараеву И.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, Лениногорский муниципальный район, <адрес> сельское поселение, <адрес>.

На данном земельном участке ранее был расположен жилой дом, общей площадью <данные изъяты> кв.м, который был снесен и ДД.ММ.ГГГГ снят с кадастрового учета.

ДД.ММ.ГГГГ Гараеву И.И. выдано уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального строительства на земельном участке с кадастровым номером .

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ исполнительный комитет муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан уведомил Гараева И.И. о том, что принадлежащий ему земельный участок с кадастровым номером находится в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<адрес>», в связи с чем запрещается возводить любые постройки и сооружения без письменного разрешения предприятия трубопроводного транспорта.

Также судом установлено и из материалов дела следует, что собственником объекта этанопровода «<адрес>» является ООО «Газпром трансгаз Казань».

В ДД.ММ.ГГГГ году ООО «<данные изъяты>» в соответствии с договором аренды с ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ приняло имущество – объект – участок этанопровода «<данные изъяты>» с <данные изъяты> км с пунктом регазификации этана в <адрес> в аренду.

ДД.ММ.ГГГГ между ООО «<данные изъяты>» и главой муниципального образования «<данные изъяты> сельское поселение» подписан акт обнаружения и фиксирования нарушения охранной зоны или зон минимально допустимых расстояний трубопровода этанопровода «<данные изъяты>» <данные изъяты> км (<адрес>).

Земельный участок истца расположен в <данные изъяты> метрах от этанопровода «<адрес>».

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец исходит из того, что возведенный им на принадлежащем ему земельном участке жилой дом не является самовольной постройкой, поскольку в установленном законом порядке им было получено разрешение органа местного самоуправления на его строительство.

Возражая против удовлетворения заявленных исковых требований, ответчик, а также третьи лица исходят из того, что спорное строение является самовольной постройкой, оно расположено в зоне минимально допустимых расстояний этанопровода «Казань-Оренбург» согласно таблице 20 свода правил «СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*», утвержденного приказом Госстроя России от 25 декабря 2012 года № 108/ГС, которая составляет от сельских поселений до оси действующего этанопровода «<адрес>» в 2 000 метров, что может повлечь за собой технологическую аварию, ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, а также причинить ущерб имуществу третьих лиц.

Между тем, как было указано выше, спорный объект недвижимости – жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, возведен истцом в ДД.ММ.ГГГГ году на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, для иных видов жилой застройки, что подтверждается имеющимися в материалах дела техническим паспортом от ДД.ММ.ГГГГ и техническим планом от ДД.ММ.ГГГГ на жилой дом, а также выпиской из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями частей 1, 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также – уведомление о планируемом строительстве).

Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Согласно статье 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.

Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.

Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.

Установлено, что истцом (застройщиком) были приняты меры к легализации спорного объекта в установленном законом порядке.

Так, ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан в адрес Гараева И.И. выдано уведомление / о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта индивидуального строительства на соответствующем земельном участке.

Согласно экспертному заключению , составленному ООО «<данные изъяты>», возведенный жилой дом индивидуальной жилой застройки площадью <данные изъяты> кв.м на земельном участке по адресу: <адрес>, соответствует санитарным, противопожарным, строительным (градостроительным) нормам и правилам и по своему назначению и конструктивным особенностям не угрожает жизни и здоровью граждан, не нарушает охраняемые законом интересы других лиц.

В соответствии с пунктом 6 класс трубопровода с давлением от 2,5 до 10 Мпа включительно определяется как 1, в соответствии с таблицей 4 минимально допустимое расстояние от отдельно стоящих объектов 1-2-этажные жилые здания; садовые домики, дачи до магистрального этанопровода диаметром от 1 000 до 1 200 мм составляет 225 метров. Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Шугуровское сельское поселение» Лениногорского муниципального района Республики Татарстан установлены санитарные разрывы для магистральных трубопроводов в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» установлена санитарная зона от трубопровода 1 класса до отдельных малоэтажных зданий 250 метров.

Согласно этому же заключению, использование земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, с возведенным на нем объектом – жилой дом индивидуальной жилой застройки площадью <данные изъяты> кв.м в соответствии с целевым назначением без нарушения норм технического регулирования возможно. Нарушений норм технического регулирования, влияющих на безопасность эксплуатации, создающих угрозу для жизни, здоровья, имуществу третьих лиц не выявлено.

В данном случае из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером площадью <данные изъяты> кв.м по указанному адресу, на котором расположен спорный объект недвижимости, принадлежит истцу на праве собственности, находится в зоне индивидуальной жилой застройки. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок от ДД.ММ.ГГГГ данных о том, что земельный участок, на котором расположен спорный жилой дом, отнесен к землям, изъятым из оборота, либо ограничен в обороте не имеется и ответчиком и третьими лицами суду не представлено. Жилой дом возведен истцом на основании разрешительной документации. При этом на момент обращения истца в суд с настоящим иском и разрешения возникшего спора никто из лиц, участвующих в деле, не оспаривал законности возведения данного жилого дома, требований о его сносе и освобождении земельного участка не предъявлялось. При этом признание права собственности на жилой дом по указанному адресу не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, возведение объекта соответствует виду разрешенного использования земельного участка.

В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ исполнительным комитетом муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан Гараеву И.И. сообщено о запрете осуществления индивидуального жилищного строительства на принадлежащем ему земельном участке с кадастровым номером , в связи с его нахождением в зоне минимальных расстояний от сельских поселений до этанопровода «<данные изъяты>».

С данными доводами ответчика суд согласиться не может в силу следующего.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (далее также – Закон о газоснабжении) охранная зона объектов системы газоснабжения – территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

В соответствии с пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации и частью шестой статьи 28 Закона о газоснабжении границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.

На основании части четвертой статьи 32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Так, согласно представленному представителем третьего лица ООО «<данные изъяты>» письму главного инженера УЭСП ООО «<данные изъяты>» – ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, на землях Лениногорского муниципального района Республики Татарстан проложен магистральный трубопровод: этанопровод «<данные изъяты>» Dy300мм, Ру10,0Мпа, по которому транспортируется этановая фракция. При этом, со ссылкой на положения ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» и п. 16.3 (таблица ) СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы» Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85* указывается, что зона минимальных расстояний от этанопровода «Оренбург-Казань» до сельского поселения составляет 2000 метров. В зону минимальных расстояний входят жилые и сельскохозяйственные строения <адрес>.Елхово.

При этом необходимо принять во внимание, что указание на протяженность зоны минимально допустимых расстояний от этанопровода «<данные изъяты>» в размере 2 000 метров связано со ссылкой на таблицу СП 36.13330.2012, которая применяется на основании раздела 16 СП 36.13330.2012 «Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородных газов». Согласно разделу 16 СП 36.13330.2012, проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования сжиженных углеводородных газов фракций С3 и С4 и их смесей, нестабильного бензина и нестабильного конденсата (в дальнейшем СУГ), следует выполнять в соответствии с требованиями, предъявляемыми к магистральным газопроводам, а также настоящего раздела, за исключением требований, приведенных в пунктах 7.15-7.17. Расстояния от оси подземных трубопроводов до городов и других населенных пунктов, зданий и сооружений должны приниматься не менее значений, указанных в таблице 20, согласно которой зона минимальных расстояний от этанопровода «Оренбург-Казань» до сельского поселения составляет 2 000 метров.

Между тем в разделе 7 СП 36.13330.2012 «Основные требования к трассе трубопровода» находится таблица , в которой приведены иные значения минимально допустимых расстояний от оси газопровода до населенного пункта.

В частности, согласно пункту 7.15 расстояния от оси подземных трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4, где зона минимально допустимых расстояний от оси газопровода до жилого здания составляет при диаметре трубы 300 мм и менее – 100 м, свыше 300 до 600 – 150 м.

При этом суд принимает во внимание, что данный этанопровод «Оренбург-Казань» Dy300мм, Ру10,0Мпа возведен в ДД.ММ.ГГГГ году, в момент действия СНиП II-45-75, предусматривающие иное значение МДР – 500 метров (таблица 19).

К моменту проектирования и возведения газопровода по отношению к <адрес>, которое с ДД.ММ.ГГГГ года имело статус поселка городского типа, нахождение на указанном выше земельном участке жилого <адрес> года постройки, на месте которого после сноса истцом осуществлено строительство спорного жилого дома, соответствовало разрешенным параметрам МДР по СНиП II-45-75.

Таким образом, поскольку законодатель разделяет эксплуатацию и проектирование трубопроводов, устанавливая для них различные значения зоны МДР, что связано с предполагаемым развитием и ростом населенных пунктов, то после введения трубопровода в эксплуатацию, при определении зоны минимально допустимых расстояний от трубопровода, необходимо руководствоваться таблицей .

При таких обстоятельствах, с учетом приведенной мотивации, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования о признании права собственности на спорный жилой дом подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гараева ФИО11 удовлетворить.

Признать за Гараевым ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Лениногорский городской суд Республики Татарстан.

Судья Лениногорского городского суда

Республики Татарстан подпись А.А. Глейдман

Мотивированное решение составлено 6 августа 2021 года.

Копия верна: Судья А.А. Глейдман

Решение вступило в законную силу «___» _____________ 2021 года.

Судья __________________________

Подлинник данного документа подшит в деле г., хранящемся в Лениногорском городском суде Республики Татарстан.