ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-847/2021 от 23.04.2021 Октябрьского районного суда г. Пензы (Пензенская область)

УИД 58RS0027-01-2020-005031-37

Дело № 2-847/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Октябрьский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Аргаткиной Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Горячкиной И.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «ТНС энерго Пенза» о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеназванным иском к ООО «ТНС энерго Пенза» указав, что в его собственности находятся два смежных земельных участка, под номерами № 235-236, расположенные в садоводческом некоммерческом товариществе «Засека», расположенном в Первомайском районе г. Пензы. 05.06.2017г. им был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Согласно указанного договора максимальная мощность присоединяемых устройств - 15 кВт; категориянадежности – третья, класс напряжения электрических сечей, к которымосуществляется технологическое присоединение 0,38 (кВ), максимальнаямощность энергопринимающих устройств - нет кВ. Технологическое присоединение осуществлено в границах земельного участка № 235. На основании договора технологического присоединения с ответчиком заключен договор электроснабжения (лицевой счет№ <***>). В 2019 году на участке № 236 был возведен жилой дом. Право собственности оформлено в упрошенном порядке по «дачной амнистии», то есть для регистрации предоставлен технический план здания и декларация об объекте недвижимости. Разрешение на строительство дома и соответствующая проектная документация не оформлялась. 01.06.2019 между истцом и ИП ФИО4 заключен договор подряда № 29, согласно которому подрядчик выполнил монтаж системы отопления и установку электрического настенного котла Proterm Скат 14 в жилом доме, расположенном по адресу: г. Пенза, Первомайский район, с/т «Засека», участок №236. Также в жилом доме установлена электроплита для пищеприготовления. Возможности газификации в СНТ «Засека» на момент установки электрооборудования не имелось, что подтверждается справками ООО «Мсжррегионгаз». На установку электроотопительного оборудования затрачено 35 1036 тысяч рублей 49 копеек, что является для семьи значительной суммой. Согласно паспорту изделия потребляемая мощность установленного электрического котла 14 кВ. Согласно техническим характеристикам мощность потребления может изменяться вплоть до 2кВ. Согласно п.71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками по решению органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. В соответствии с Приказом Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 29 декабря 2018 №174 «Об установлении цен (тарифов) на электроэнергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Пензенской области на 2019 год», могут применяться понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 для расчета за потребленную электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками. Тариф для городских жителей, дома которых оборудованы газовыми плитами установлен: с 01.01.2019 по 30.06.2019 3,44 рублей за кВтч, с 01.07.2019-31.12.2019- 3, 51 рублей за кВтч. Тариф для городских жителей, дома которых оборудованы электроплитами с 01.01.2019 по 30.06.2019 - 2,41 рубля и с 01.07.2019-31.12.2019 - 2,46 рублей за кВтчас. В соответствии с Приказом Управления по регулированию тарифов и энергоснабжению Пензенской области от 20 декабря 2019 № 192 «Об установлении цен (тарифов) на электроэнергию для населения и приравненных к нему категориям потребителей по Пензенской области на 2020 год», могут применяться понижающие коэффициенты от 0,7 до 1 для расчета за потребленную электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками. Тариф для городских жителей, дома которых оборудованы газовыми плитами установлен: с 01.01.2020 по 30.06.2020 3,51 рублей за кВтч, с 01.07.2020-31.12.2020 3,63 рублей за кВтч. Тариф для городских жителей, дома которых оборудованы электроплитами с 01.01.2020 по 30.06.2020 - 2.46 рубля и с 01.07.2020-31,12.2020 - 2.55 рублей за кВтчас. Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о применении понижающего коэффициента при расчете за потребленную энергию с предоставлением документов, свидетельствующих об установке электрооборудования в жилом доме. Однако ответчиком отказано в применении понижающего коэффициента. Истец полагает, что нормативно-правовые акты, на которые ссылается ответчик не относятся к правовому регулированию объектов индивидуального жилищного строительства, считает, что указанные ответчиком требования по установке стационарных электроплит для пищеприготовления и (пли) электроотопительных установок применяются только для многоквартирных домов, и прямо противоречат нормам Градостроительного Кодекса РФ. Истец является добросовестным плательщиком за предоставленные коммунальные услуги, просрочек оплаты не допущено, что подтверждается копиями чеков об оплате за электроэнергию. Задолженности перед ООО «ТНСЭнергоПенза» не имеет. Квитанции с расчетом ежемесячной платы в его адрес не доставляются. Полагает, что население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками вынуждено потреблять больший объем электроэнергии на пищеприготовление и отопление по сравнении с населением, проживающим в домах, оборудованным иными устройствами для пищеприготовления и отопления. Таким образом, неравенство стоимости за жилищно-коммунальные услуги для городского населения с газовыми и иными плитами и отопительными приборами и населения с электрическими плитами и электрическими приборами при прочих равных условиях, нивелируется применением понижающего коэффициента. Дискриминация потребителя на протяжении длительного времени по сравнению с населением, которое проживает в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроустановками запрещено ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. На протяжении более чем одного года потребитель обязан уплачивать значительные денежные суммы, являющиеся дополнительной нагрузкой на семейный бюджет. Огромные переживания доставляет необходимость посвящать время и силы восстановлению нарушенного права. На основании изложенного, руководствуясь ст. 15, 16, 17, 22 Закона РФ «О защите прав потребителей», просит суд признать действия ответчика по начислению платы за потребленную электроэнергию без учета понижающего коэффициента 0,7 к тарифу незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию с учетом понижающего коэффициента 0.7 к тарифу за потребленную электроэнергию по договору энергоснабжения (л/с №<***>) начиная с 15.10.2019 года до дня вынесения решения судом и на будущий период времени. Взыскать с ответчика в его пользу в качестве компенсации морального вреда 100 000 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал заявленные исковые требования, при этом пояснил, что требования ответчика о предоставлении перечня документов, подтверждающих соблюдение порядка установки и принятию в эксплуатацию электрических плит и электроотопительных установок в жилых помещениях основаны лишь на расширительном толковании подзаконных нормативных актов, законодательно же перечень документов не установлен. В 2017 году заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности). Согласно указанного договора максимальная мощность присоединяемых устройств- 15 кВт; категория надежности- третья, класс напряжения электрических сетей, к которым осуществляется технологическое присоединение 0.38 (кВ). Через два года, в 2019 году на участке № 236 был возведен двух этажный жилой дом. Право собственности оформлено в упрощенном порядке по «дачной амнистии», то есть для регистрации предоставлен технический план здания и декларация об объекте недвижимости. Объект собственности жилой дом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимость. Представленных документов было достаточно для регистрации права собственности, начисления налогов. Никаких других документов не требовалось. Указание в данных документах сведений о наличии каких либо электроустановок (электрических или газовых) законодательно не предусмотрено. Согласно договору подряда и акта выполненных работ в жилом доме выполнены монтаж системы отопления и установка электрического настенного котла Proterm Скат 14, также установлена электроплита для пищеприготовления. Согласно паспорту изделия потребляемая мощность установленного электрического котла 14 кВ. Согласно техническим характеристикам мощность потребления может изменяться вплоть до 2кВ. Установка электрооборудования мощностью до 15 кВт не требует никаких законодательно закрепленных разрешений и проектов. Увеличение заявленной мощности потребления не требуется. При обращении в Пензенскую Горэлектросеть для внесения изменений в договор технологического присоединения и выдачи технических условий с изменениями без увеличения мощности присоединения энергопринимающих устройств 15 кВт в связи с установкой электрооборудования, так как ТНС Энерго требует, чтобы было прописано в технических условиях или договоре об использовании электрокотла и электроплита, а также согласования проектной документации с электросетевой организацией, ЗАО Горэлектросеть внести изменения в имеющиеся технические условия и согласование проектной документации отказалась, так как процедура технологического присоединения данного объекта к электросетям завершена и запрашиваемая информация не предусмотрена п. 25.1 Правил технологического присоединения, определяющим сведения и параметры, которые должны содержаться в технических условиях. Кроме того, большой объем потребления электроэнергии, фактическое использование электрического котла и электроплиты косвенно подтверждается чеками об оплате за потребленную электроэнергию, где указаны ежемесячные показания электрического счетчика. Указанный объем потребления значительно превышает социальную норму потребления. Доводы ответчика о непредставлении при обращении технического паспорт электрокотла и электроплиты считает не обоснованными, так как в перечне документов, перечисленных ответчиком для предоставления в целях применения понижающего коэффициента данных документов не требовалось.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2, действующий на основании ст. 53 ГПК РФ, в судебном заседании исковые требования своего доверителя поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО «ТНС энерго Пенза» ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. Представила письменные возражения на иск, в которых указала, что согласно п. 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 г. № 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте РФ, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1. Из анализа данной правовой нормы усматривается, что решение вопроса о применении понижающего коэффициента основывается на факте проживания гражданина в городском населенном пункте в жилом помещении, оборудованном в установленном порядке стационарной электроплитой для пищеприготовления или электроотопительной установкой. Из положений статьи 23 Жилищного Кодекса РФ, статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пунктов 4.1, 4.2.1, 7.5 Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утвержденной Минтопэнерго России 24.11.1992 (зарегистрирована в Минюсте РФ 26.01.1993 г. № 127), пунктов 1.3.1, 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6, пункта 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. № 170, следует, что стационарные электроплиты или электроотопительные установки могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудования жилых помещений. Предусмотренный нормативными актами порядок установки и принятия в эксплуатацию электрических плит и электроотопительных установок в жилых помещениях требует: получения технических условий в электросетевой организации; выполнения проектной документации; согласования проектной документации с электросетевой организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора; выполнение монтажных работ в соответствии с проектной документацией и техническими условиями и подписание акта ввода электроустановки в эксплуатацию. Если установка стационарной электроплиты или электроотопительной установки представляет собой переустройство жилого помещения, собственник жилого помещения обязан иметь выданный органом местного самоуправления, отвечающим за согласование проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, документ, подтверждающий соблюдение установленного порядка оборудования жилого помещения стационарной электроплитой и (или) электроотопительной установкой. Указанный документ выдается заявителю при его обращении как в уполномоченный орган местного самоуправления, так и в многофункциональный центр. Электронагревательные приборы, установленные без соответствующего согласования, к сетям энергосистем подключать запрещается. Таким образом, понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию, поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами или электроотопительными установками, подлежит применению при предоставлении заявителем следующих документов: 1.документы, подтверждающие, что оборудованное стационарной электроплитой или электроотопительной установкой помещение является жилым; 2. технические условия, выданные электросетевой организацией; 3.проектная документация на жилой дом или на оборудование жилого дома стационарной электроплитой для пищеприготовления и (или) электроотопительной установкой; 4.документ о согласовании проектной документации электросетевой организацией, вьщавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора; 5.документы, подтверждающие выполнение строительно-монтажных или монтажных работ в соответствии с проектной документацией и техническими условиями и ввод стационарной электроплиты для пищеприготовления и (или) электроотопительной установки в эксплуатацию. Предоставление заявителем документов об отсутствии централизованного газоснабжения или теплоснабжения жилого помещения также не имеет самостоятельного правового значения, так как такие документы не могут служить доказательством соблюдения установленного порядка оборудования жилого дома стационарной электроплитой для пищеприготовления или электроотопительной установкой. Для осуществления платы за потребленную электрическую энергию по адресу: г. Пенза, тер. СДТ Засека, уч. 235-236 открыт лицевой счет № <***> с 1 июня 2017 года. 15 октября 2019 года в адрес ООО «ТНС энерго Пенза» поступило заявление от ФИО1 о применении тарифа на электрическую энергию с учетом понижающего коэффициенты 0.7. В обоснование необходимости применения понижающего коэффициента истцом были представлены копии следующих документов: копия свидетельства о регистрации права на земельный участок № 235, № 236; копия свидетельства о регистрации права на жилой дом, расположенный на участке № 235; выписка ЕГРН о праве собственности на жилой дом, расположенный на участке № 236; копия пенсионного удостоверения; справка из ООО «Газпромрегионгаз»; копия договора подряда от 01.06.2019 г. на установку электрического котла; копия договора присоединения. Исходя из анализа представленных документов основания для применения понижающего коэффициента отсутствовали. В силу прямого указания закона применение понижающего коэффициента возможно только тогда, когда дома оборудованы стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками в установленном порядке. Такая формулировка предполагает, что в целях применения понижающего коэффициента должен быть соблюден и подтвержден установленный порядок оборудования домов электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками. Применение понижающего коэффициента в заявительном или самовольном порядке не предусмотрено. Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении ВС РФ от 05.05.2016 г. N 304-ЛД16-3532, самостоятельная установка бытовых электрических плит не дает оснований для применения понижающего коэффициента при оплате электроэнергии. Таким образом, из указанных положений Основ ценообразования следует, что понижающий коэффициент применяется в случае оборудования жилых домов стационарными электроплитами для пищеприготовлення в установленном порядке. Кроме того, порядок оборудования жилых помещений стационарными электроплитами для приготовления пищи до 1 января 2021 года был предусмотрен в Инструкции о порядке согласования применения электрокотлов и других электронагревательных приборов, утв. Минтопэнерго России 24.11.1992 г. и зарегистрированной в Минюсте России 26.01.1993 г. N 127 (далее - Инструкция). Стационарные плиты могут быть установлены в жилых помещениях как изначально при вводе жилого дома в эксплуатацию, так и в результате переоборудовании помещений. Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах, в соответствии с п. 1.7.1 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утв. постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов. Переоборудование допускается производить только после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Согласно п. 1.3.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утв. приказом Минэнерго России от 13.01.2003 г. N 6, действующих до 1 января 2021 года (далее -Правила технической эксплуатации), до начала монтажа или реконструкции электроустановок необходимо получить технические условия в энергоснабжающей организации; выполнить проектную документацию; согласовать проектную документацию с энергоснабжающей организацией, выдавшей технические условия, и органом государственного энергетического надзора. Согласно п. 4.1 Инструкции разрешения на установку в жилых домах стационарных электроплит для пищеприготовлення выдают правительства республик, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт - Петербурга, автономных областей и автономных округов, в том числе в домах министерств и ведомств РФ при наличии в жилых домах центрального отопления и горячего водоснабжения в пределах плановых заданий по оборудованию жилых домов электроплитами, устанавливаемых республикам, краям, областям, г. Москве, г. Санкт - Петербургу, автономным областям и автономным округам. Вопросы применения кухонных электроплит в жилых домах, где не предусмотрено центральное отопление и горячее водоснабжение, должны согласовываться с региональными энергетическими комиссиями, образованными при правительствах республик, входящих в состав РФ, органах исполнительной власти краев, областей, г.Москвы, г. Санкт-Петербурга. В силу п. 4.2.1 Инструкции разрешения на установку стационарных электроплит для пищеприготовления не требуется (оформляется в установленном порядке) при установке электроплит в кухнях жилых домов высотой 11 этажей и более, в общежитиях, домах для престарелых и семей с инвалидами (независимо от этажности), в жилых зданиях переменной этажности с высотой одной из частей 11 этажей и более; при установке электроплит в жилых домах, имеющих встроенные предприятия общественного питания, торговли, бытового обслуживания; при установке электротермического оборудования в детских яслях - садах, общеобразовательных школах и школах-интернатах, больницах и поликлиниках, в буфетах и кафе театров и кинотеатров. С учетом изложенного, установка стационарных электроплит относится к переоборудованию жилых помещений в жилых домах, для которого требуется соответствующее разрешение (согласование). Поскольку действующим законодательством определен порядок и условия монтажа стационарной электрической плиты в жилом помещении в соответствии с требованиями законодательства в области строительства, электро - и пожаробезопасности, понижающий коэффициент к тарифу может применяться только при условии их соблюдения. Самовольная установка стационарных бытовых электроплит не является основанием для применения такого коэффициента. Министерство Энергетики РФ письмом от 04.02.2015 N 09-292 разъяснило, что основанием для применения в отношении бытовых потребителей тарифа на электрическую энергию группы "Население, проживающее в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками" могут являться документы, составленные в ходе осуществления технологического присоединения и подтверждающие оборудование жилых помещений стационарными электроплитами в установленном порядке (акты осмотра электроустановок и разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановок, составленные территориальными органами Ростехнадзора, акты об осуществлении технологического присоединения, акты о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей и акты о разграничении эксплуатационной ответственности сторон, составленные между заявителями и сетевыми компаниями, в которых указаны характеристики энергопринимающих устройств). Федеральным агентством по строительству и ЖКХ РФ письмом от 30.04.2013 N 3740-МС/04/ГС, ФСТ России от 29.12.2014 N ЕП-14533/12 и Министерством строительства и ЖКХ РФ письмом от 09.02.2015 N 3102-ЛГ/04 были даны аналогичные официальные разъяснения относительно установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами. При этом, федеральные органы власти в своих разъяснениях относительно установленного порядка оборудования жилых помещений стационарными электроплитами, и, соответственно, применения понижающего коэффициента 0,7 к тарифу для населения, акцентируют внимание на соблюдении установленного порядка оборудования жилых помещений электрооборудованием с соблюдением правил и норм электробезопасности. Согласно документам представленным истцом, а также отзыву на исковое заявление сетевой компании ЗАО «Пензенская горэлектросеть» согласования на установку электрооборудования у Истца не имеется. Согласно данным представленным сетевой компанией ЗАО «Пензенская горэлектросеть» на основании заявки с ФИО1 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям №2017-00551-ТП от 05.06.2017 г. выданы технические условия № 2017-00551-ТУ от 01.06.2017 г. В результате выполнения договора сторонами был подписан акт об осуществлении технологического присоединения от 29.06.2017 г. № 2017-00551-ТП, а также акт о выполнении технических условий от 26.06.2017 г. № 2017-00551-ТП, согласно которому сетевой организации было предъявлено к осмотру следующее электрооборудование: узел ввода, щит учета (вводной автомат 25А), контур заземления. Проектная документация, предусматривающая обустройство внутренней системы электроснабжения жилого дома электроотонлением и электроплитой, также не была представлена. Кроме того, в материалы дела не представлены технические паспорта (в полном объеме) с указанием мощности электрооборудования истца, поскольку для оборудования дома сложными электрическими устройствами, предполагает особое устройство электропроводки и повышенную нагрузку на электросети. Таким образом, у OOО «THC энерго Пенза» отсутствуют основания производить перерасчет начисление платы за электрическую энергию с применением понижающего коэффициента 0,7 по адресу: г. Пенза, тер. СДТ «Засека», уч. 235-236 за период с октября 2019 года, поскольку истцом не были представлены доказательства, бесспорно свидетельствующие об оборудовании жилого дома электрооборудованием в установленном порядке.

Представители третьих лиц ЗАО «Пензенская горэлектросеть» и Управления по регулированию тарифов и энергосбережению Пензенской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.

Суд, выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 на основании договоров купли-продажи земельных участков от 01.09.2015г. и от 05.12.2012г., технического плана здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства, выданного 19.02.2019г. является собственником земельных участков №235 и 236, а также жилого дома, расположенного по адресу: г.Пенза, с/т «Засека», участок 236, право собственности зарегистрировано 28.03.2019г., что подтверждается выпиской из ЕГРН и копиями свидетельств о государственной регистрации права, имеющихся в материалах дела.

05.06.2017г. между истцом и ЗАО «Пензенская горэлектросеть» заключен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (для физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) и которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности).

Согласно условий указанного договора максимальная мощность присоединяемых устройств - 15 кВт; категориянадежности – третья, класс напряжения электрических сетей, к которымосуществляется технологическое присоединение 0,38 (кВт), максимальнаямощность энергопринимающих устройств - нет кВт. Технологическое присоединение осуществлено в границах земельного участка № 235 с/т «Засека» г.Пенза.

На основании договора технологического присоединения между истцом и ООО «ТНС энерго Пенза» заключен договор электроснабжения, а именно, в июле 2017 года открыт лицевой счет№ <***>.

Согласно акту ЗАО «Пензенская горэлектросеть» о выполнении технических условий № 2017-00551-ТП от 26.06.2017 г. установлено выполнение технических условий, указана точка присоединения - на ближайшей проектируемой опоре ВЛ-0,4 кВ ТП-19со, максимальной мощностью 15кВт, произведен осмотр электроустановок заявителя: узел ввода, щит учета, контур заземления.

01.06.2019г. между ФИО1 и индивидуальным предпринимателем ФИО4 заключен договор подряда №29, предметом которого является выполнение монтажа системы отопления и установка электрического настенного котла Protherm Скат 14 в жилом доме, расположенном по адресу: г.Пенза, с/т «Засека», участок 236.

15.10.2019г. ФИО1 обратился с заявлением в ООО «ТНС энерго Пенза» о применении для расчета за потребленную электроэнергию понижающего коэффициента 0,7, так как, принадлежащий ему жилой дом, оборудован электроотопительным прибором.

Письмом от 11.11.2019г. ООО «ТНС энерго Пенза» сообщено о непредоставлении ФИО1 необходимых документов, подтверждающих факт оборудования жилого дома электроотопительной установкой в установленном порядке.

Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

Согласно ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Договором энергоснабжения может быть предусмотрено право абонента изменять количество принимаемой им энергии, определенное договором, при условии возмещения им расходов, понесенных энергоснабжающей организацией в связи с обеспечением подачи энергии не в обусловленном договором количестве.

В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, он вправе использовать энергию в необходимом ему количестве.

В силу ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Федеральным законом от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) установлены правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, определены полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии.

Согласно требованиям Закона об электроэнергетике субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), обязаны применять цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, определяемые в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. N 1178, при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0,7 до 1.

Указанные положения Основ ценообразования в электроэнергетике не содержат условия, что применение понижающего коэффициента возможно только в жилых домах, в которых отсутствует газоснабжение.

Документом, отражающим все технические характеристики объекта недвижимости, является технический паспорт.

При этом самовольная установка бытовых электроплит не дает оснований для применения понижающего коэффициента.

Однако, из представленных в материалы дела доказательств не следует подтверждения обстоятельств самовольности установки истцом электроотопительного оборудования, либо внесения изменений без разрешения в существующие схемы электроснабжения.

Из обстоятельств дела следует, что в целях электроснабжения принадлежащего истцу индивидуального жилого дома она обратилась в компетентную организацию - ЗАО «Пензенская горэлектросеть» с заявкой на присоединение к одному источнику электроснабжения энергопринимающих устройств.

В материалы дела представлен акт выполнения технических условий от 26.06.2017г., акт об осуществлении технологического присоединения от 29.06.2017г.

Порядок технологического присоединения, а также перечень документов, составляемых и подаваемых в сетевую организацию при осуществлении подключения, определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросстевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004 г.

Подпунктом «г» пункта 7, пунктом 14 указанных Правил технологического присоединения предусмотрено получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя.

При этом, в случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 названных Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12 (1), 13 и 14 названных Правил, а именно: заявителей-физических лиц в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18 (1) - 18 (4) Правил не требуется.

Из материалов дела следует, что общая разрешенная мощность энергопринимающих устройств истца составляет не более 15 кВт.

В материалы дела истцом представлен договор подряда и акт выполненных работ, из которого следует, что в жилом доме выполнены монтаж системы отопления и установка электрического настенного котла, также установлена электроплита для пищеприготовления. Потребляемая мощность установленного оборудования не превышает 15 кВт. При обращении истца к ответчику 15.10.2019г. с заявлением о применении понижающего коэффициента ФИО1 также был представлен договор подряда на выполнение работ по монтажу электрического настенного котла, в условиях которого имеются технические характеристики данного электрооборудования.

Поскольку Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 861 от 27 декабря 2004 г., не предусмотрено получение каких-либо разрешений и проектов при присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, тогда как ответчику при обращении 15.10.2019г. истцом был представлен договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям с указанием характеристик энергопринимающих устройств, действия ООО «ТНС энерго Пенза», выразившиеся в отказе в применении понижающего коэффициента без предоставления истцом документов, подтверждающих получение разрешения в установленном законом порядке на установку указанного оборудования, нельзя признать законными.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

Возражая против обстоятельств оборудования жилого дома истца электроплитой и электрическим котлом в установленном порядке, представителем ответчика не было пояснено, в чем должен заключаться данный установленный порядок и какие именно необходимые для соблюдения данного порядка документы необходимо было представить истцу.

Предоставление заявителем технического паспорта жилого помещения самостоятельного правового значения не имеет, так как органы технической инвентаризации отражают в техническом паспорте фактическое состояние жилого помещения без проведения проверки соответствия планировки и оборудования жилого помещения проектной документации и акту ввода в эксплуатацию.

Согласно ч. 3 ст. 48 Градостроительного Кодекса РФ осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Вопреки доводам представителя ответчика, Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 13.01.2003 г. № 6, в данном случае не могут быть применены, поскольку согласно п.1.1.2 данные Правила распространяются лишь на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей и граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 вольт.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что у истца на момент обращения к ответчику 15.10.2019г. имелись правовые основания для применения, предусмотренного в пункте 71 Основ ценообразования в электроэнергетике понижающего коэффициента в целях расчета платы, в связи с чем исковые требования в части признания незаконными действий ООО «ТНС энерго Пенза» по начислению платы за потребленную электроэнергию без учета понижающего коэффициента к тарифу, понуждению произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию по лицевому счету №<***> с понижающим коэффициентом начиная с 15.10.2019г. и производить начисление размера платы за потребленную электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Руководствуясь названными правовыми положениями, суд, констатируя факт нарушения прав истца-потребителя действиями ответчика, приходит к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда, размер которой оценивается судом в сумме 2000 руб. Указанный размер компенсации суд признает отвечающим принципу соразмерности последствиям нарушенного права истца.

Согласно п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В пункте 46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 17) разъяснено, что при удовлетворении судом требований потребителя в связи с нарушением его прав, установленных Законом о защите прав потребителей, которые не были удовлетворены в добровольном порядке, суд взыскивает с ответчика в пользу потребителя штраф независимо от того, заявлялось ли такое требование суду (пункт 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей).

Учитывая изложенное, суд также приходит к выводу о необходимости взыскания с ответчика в пользу истца штрафа в размере 1000 руб. (2000 : 2).

На основании статьи 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в бюджет муниципального образования город Пенза подлежит взысканию государственная пошлина исходя из размера и характера удовлетворенных исковых требований в сумме 600 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ООО «ТНС энерго Пенза» о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Признать действия ООО «ТНС энерго Пенза» об отказе в применении платы за потребленную электроэнергию в жилом доме по адресу: г.Пенза, с/т «Засека», участок 236, с понижающим коэффициентом незаконными.

Обязать ООО «ТНС энерго Пенза» произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию по лицевому счету №<***> с понижающим коэффициентом начиная с 15.10.2019г. и обязать производить начисление размера платы за потребленную электроэнергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками.

Взыскать с ООО «ТНС энерго Пенза» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 2000 руб., штраф в размере 1000 руб.

Взыскать с ООО «ТНС энерго Пенза» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Пенза в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Октябрьский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение изготовлено 29.04.2021 года.

Судья Аргаткина Н.Н.