ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-848/15 от 24.07.2015 Икрянинского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Икрянинский районный суд Астраханской области в составе:

председательствующего судьи Хамидуллаевой Р.Р.

при секретаре Гриценко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Икрянинского района Астраханской области в интересах МО «Икрянинский район» и неопределенного круга лиц о признании нормативного правого акта органа местного самоуправления недействующим, как противоречащим действующему законодательству,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Икрянинского района Астраханской области в интересах МО «Икрянинский район» и неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим, как противоречащим действующему законодательству, указав, что <дата изъята>г. прокуратурой Икрянинского района в рамках осуществления прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их проектов, в соответствии с требованиями ст.9.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» во исполнение Порядка предоставления проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов органов местного самоуправления МО «Икрянинский район» в прокуратуру Икрянинского района, утвержденного решением Совета МО «Икрянинский район» <номер изъят> от <дата изъята>г. проверен проект решения Совета МО «Икрянинский район» «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район» на соответствие его требованиям федерального законодательства.

В ходе проверки указанного проекта нормативного правового акта выявлены несоответствия положений проекта требованиям действующего законодательства, выразившиеся в следующем.

Согласно ст.41 «Бюджетного кодекса РФ» от 31 июля 1998г. №145-ФЗ(ред. От 26 декабря 2014г.,с изм. от 8 марта 2015г.) «Виды доходов бюджетов» к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Частью 4 названной статьи Бюджетного Кодекса предусмотрено, что к безвозмездным поступлениям относятся, в том числе, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств. в том числе добровольные пожертвования.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ в п.4 ст.41 предусматривает такой вид дохода бюджетов, как безвозмездные поступления от физических лиц и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в т.ч. добровольные пожертвования (п.4 ст.41 БК РФ).При этом институт добровольного пожертвования регулируется ст.582 ГК РФ, согласно которой характерные черты пожертвования -целевое использование, общеполезную цель, добровольность.

Важно отметить, что в соответствии со ст.582 Гражданского кодекса РФ (часть вторая) от 26 января 1996г. №14-ФЗ (ред.от 31 декабря 2014г.) пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 настоящего кодекса, в том числе муниципальным образованиям.

При этом, пожертвование имущества гражданину должно быть, а юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению. То есть физические или юридическое лицо, внесшее добровольное пожертвование само указывает цели, на которые это пожертвование должно быть направлено.

В связи с этим п.9 Положения подлежит изменению и приведению в соответствие с Гражданским кодексом РФ.

Использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением или изменение этого назначения с нарушением правил, предусмотренных п.4 настоящей статьи, дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования.

Юридическое лицо, принимающее пожертвование, для использования которого установлено определенное назначение, должно вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества.

Кроме этого, ст.35 «Бюджетного кодекса РФ» от 31 июля 1998г. №145-ФЗ (ред. От 26 декабря 2014г., с изм. от 8 марта 205г.) закреплен Принцип общего(совокупного ) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом(решением) о бюджете в части, касающейся, в том числе добровольных взносов, пожертвований.

Нормативный правовой акт в настоящей редакции нарушает Принцип общего (совокупного) покрытия расходы бюджетов.

Исходя из требований Гражданского и Бюджетного кодексов РФ, как следствие, пункт 20 проверяемого Положения необходимо исключить.

В связи с выявленными несоответствиями проекта нормативного правого акта требованиям действующего законодательства прокуратурой района от <дата изъята>г. в адрес главы Администрации МО «Икрянинский район» направлено заключение о выявленных нарушениях и соответственно, о необходимости доработать указанный проект нормативного правового акта.

Проект решения Совета МО «Икрянинскйи район» «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинскйи район» рассмотрен на заседании Совета МО «Икрянинский район» <дата изъята>г. с участием прокурора,о чем составлен протокол заседания Совета от <дата изъята>г.

На заседании Совета при рассмотрении проекта решения Совета МО «ИКрянинский район» «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц вы виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район» учтено заключено прокурора от <дата изъята>г. и мнение депутатов Совета МО «Икрянинскйи район» (данное обстоятельство подтверждается протоколом заседания Совета МО «Икрянинский район» от <дата изъята>г.).в результате принято решение о принятии данного проекта нормативного правового акта с учетом замечаний прокурора, указанных в его заключении от <дата изъята>г. и утверждении нормативного правового акта, соответственно, с учетом замечаний, указанных в заключение прокурора от <дата изъята>г.

Однако Советом МО «Икрянинский район» и главой администрации МО «Икрянинский район» подписано и соответственно, утверждено решение Совета МО «Икрянинский район» <номер изъят> от <дата изъята>г. «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район» без учета заключения прокурора района от <дата изъята>г. и без учета мнения и голосования депутатов Совета МО «Икрянинский район».

Решение Совета МО «ИКрянинский район» <номер изъят> от <дата изъята>г. утверждено Положение о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район».

Прокурор в судебном заседании поддержал заявление в полном объеме.

Председатель МО Совета МО «Икрянинский район» ФИО1 возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представитель главы муниципального образования «Икрянинский район», Главы администрации муниципального образования «Икрянинский район», администрации муниципального образования «Икрянинский район» ФИО2 возражал против удовлетворения заявления прокурора.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

В силу ст.46 Федерального закона от 6 октября 2003г. №131-ФЗ (в ред. От 30 марта 2015г.) «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» предусмотрено, что проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования. Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Во исполнение указанного требования закона постановлением Совета муниципального образования «Икрянинский район» от <дата изъята>г. <номер изъят> утвержден Регламент Совета МО «Икрянинский район».

Согласно ст.7, ст.8 регламента Совета МО «Икрянинский район», утвержденного постановлением Совета муниципального образования «Икрянинский район» от <дата изъята>г. <номер изъят> внесены изменения решением Совета МО «Икрянинкий район» от <дата изъята>г. №<номер изъят>) компетенция Председателя Совета определяется Уставом МО «Икрянинскйи район», нормативными правовыми актами Совета МО «Икрянинский район», настоящим регламентом. Председатель Совета доводит до сведения депутатов и населения района время, место проведения и проект повестки дня заседания Совета; осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета; созывает и ведет заседания Совета в соответствии с настоящим Регламентом; подписывает протоколы заседаний Совета, решения Совета, другие документы Совета; направляет Главе МО «Икрянинский район» для подписания и опубликования нормативные правовые акты, принятые Советом.

При этом ст.20, ч.1 ст.48,ст.49.ст.51 Регламента Совета МО «Икрянинский район», утвержденного постановлением Совета муниципального образования «Икрянинский район» от <дата изъята>г. <номер изъят> (с изм. от <дата изъята>г.) установлено, что основной формой работы Совета является его заседание, заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от установленного числа депутатов. Совет принимает решения большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено действующим законодательством. На заседании Совета ведутся запись хода заседания и стенограмма (магнитофонная запись) на основе которых оформляется протокол заседания Совета. Протокол заседания должен быть подписан не позднее пятнадцатого дня после заседания Совета. Протокол заседания Совета подписывается Председателем Совета.

Статьями ФИО6 регламента Совета МО «Икрянинскйи район», утвержденного постановлением Совета муниципального образования «Икрянинский район» от <дата изъята>г. №<номер изъят>(с изм. от <дата изъята>г. №<номер изъят>) установлен порядок рассмотрения проектов правовых актов и их принятия, согласно которого проект правового акта рассматривается Советом в одном чтении, если Советом применительно к конкретному проекту не будет принято другое решение. Проект, подготовленный к рассмотрению и соответствующие материалы к нему не предоставляются депутатам не позднее, чем за семь дней до его рассмотрения на заседании Совета. При рассмотрении Советом проекта правового акта обсуждается вопрос о целесообразности его принятия, обсуждаются основные положения проекта, дается общая оценка его концепции. Обсуждение начинается с доклада инициаторов проекта и содоклада ответственной комиссии Совета, заслушиваются также содоклады тех комиссией Совета, которые не согласны с решением ответственной комиссии. При рассмотрении проекта заслушиваются замечания и предложения депутатов Совета и лиц, приглашенных для участия в обсуждении проекта. По результатам обсуждения проекта нормативного правового акта Совет принимает одно из следующих решений: о принятии проекта, в том числе с учетом поступивших предложений и замечаний; об отклонении проекта; о направлении проекта на доработку в соответственную комиссию.

Советом МО «Икрянинскйи район» при издании и утверждении нормативного правового акта-решения Совета МО «Икрянинский район» «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район» в нарушение указанных выше требований законодательства РФ, муниципальных правовых актов, определяющих порядок рассмотрения проектов муниципальных правовых актов и порядок их принятия и утверждения, принято решение Совета МО «Икрянинский сельсовет» <номер изъят> от <дата изъята>г. без учета голосования депутатов Совета МО «Икрянинский район», что является незаконным.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора Икрянинского района Астраханской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Икрянинского района Астраханской области о признании нормативного правового акта органа местного самоуправления недействующим, как противоречащим действующему законодательству удовлетворить в полном объеме.

Признать решение Совета МО «Икрянинский район» <номер изъят> от <дата изъята>г. «Об утверждении Положения о порядке зачисления и расходования средств безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц в виде добровольных пожертвований в бюджет МО «Икрянинский район» недействующим, как противоречащие федеральному законодательству РФ.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2015г.

Судья Р.Р.Хамидуллаева