Дело № 2-848/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 июля 2018 года г. Норильск
Норильский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Шевелевой Е.В.,
при секретаре Пустохиной В.В.,
с участием прокурора Куклина И.М.
рассматривая в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор города Норильска обратился в суд в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 с иском к Управлению социальной политики Администрации г.Норильска о признании решения о прекращении предоставления мер социальной поддержки незаконным, указав, что прокуратурой г. Норильска на основании заявления инвалида ФИО1 проведена проверка о нарушении управлением социальной политики Администрации г. Норильска ее социальных прав в части принятия решения о прекращении предоставления меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. Проверкой установлено, что ФИО1 является инвалидом и ей установлена инвалидность бессрочно. ФИО1, как инвалид, имеет право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, по не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. На основании заявления ФИО1 от 28.05.2015 управлением социальной политики Администрации г. Норильска с 03.06.2015 ей оказывались меры социальной поддержки, установленные абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, в том числе на оплату жилищной услуги жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 14.12.2017 о приостановлении с 01.12.2017 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 15.12.2017 № 240-16771. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца. В последующем, управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение о прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 30.01.2017 № 240-1099. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Талнахбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 27.03.2017 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 29.03.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.04.2017 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги. Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 13.12.2017 о приостановлении с 01.12.2017 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 15.12.2017 № 240-18116. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. В последующем Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 31.01.2018 о прекращении с 01.01.2018 выплаты ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 31.01.2018 № 240-1248. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо погашение задолженности за период с 01.05.2013 по 30.11.2017 в размере 418652,08 рублей и оплате взносов за капитальный ремонт в размере 21548,62 рублей. С момента прекращения выплаты и по настоящее время ФИО1 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась. Просит признать решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2017 ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 26.01.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 26.01.2017 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, незаконным.
Признать решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2018 ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протокола закрытия от 31.01.2018 субсидий отдельным категориям граждан и протокола закрытия от 31.01.2018 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, незаконным. Обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за периоды с 01.12.2016 по 01.03.2017.
В судебное заседание ФИО1 не явилась, представила заявление о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании прокурор Куклин И.М. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Управления социальной политики Администрации г.Норильска ФИО2 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, направил в суд отзыв, в котором пояснил, что ФИО1 состоит на учете Управления социальной политики Администрации города Норильска, как инвалид III группы и с 01.02.2015 является получателем мер социальной поддержки, которые установлены статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Инвалиду ФИО1 указанные меры социальной поддержки предоставляются в порядке и на условиях Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» (далее - Закон края № 13-2804). С 01.12.2017 выплата мер социальной поддержки ФИО1 приостановлена и с 01.01.2018 прекращена на основании статьи 20.1 Закона края № 13-2804. О принятых Управлением социальной политики решениях, в установленный законодательством срок, по адресу регистрации ФИО1 направлены уведомления: 15.12.2017 (исх. № 240-18116) - о приостановке выплаты, 31.01.2018 (исх. № 240-1248) - о прекращении выплаты. С момента прекращения выплаты и по настоящее время за назначением мер социальной поддержки ФИО1 в Управление социальной политики не обращалась, сведениями о принятии мер по погашению имеющейся задолженности Управление социальной политики не располагает. Считает, что решения Управления социальной политики о приостановлении с 01.12.2017 и прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными. Основания для возобновления предоставления ФИО1 с 01.12.2016 по 31.03.2017 мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 % отсутствуют. Полагает, что решения Управления социальной политики о приостановлении с 01.12.2017 и прекращении с 01.01.2018 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг являются законными и обоснованными. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора, отказать.
Выслушав пояснения прокурора, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов: платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда; платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке; Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Федеральным законом от 29.12.2004 года № 199-ФЗ Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» дополнен нормой ст. 28.2, в соответствии с которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Нормы, определяющие условия предоставления льготы, изменения не претерпели.
Согласно п.4 ст.20.1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Судом установлено, что ФИО1 является инвалидом III группы и ей установлена инвалидность бессрочно. ФИО1 проживает в жилом помещении, относящемся к частному жилищному фонду – <адрес> по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.
28.05.2015 ФИО1 обратилась в Управление социальной политики Администрации г.Норильска с заявлением о назначении ей мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Протоколами от 03.06.2015 с 01.04.2015 ФИО1 предоставлены меры социальной поддержки, как инвалиду: на коммунальные услуги (отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, горячее водоснабжение на общедомовые нужды, взнос на капитальный ремонт, горячее водоснабжение), электроэнергию на общедомовые нужды в размере 50% оплаты услуг.
По состоянию на 30.11.2017 у ФИО1 имелась задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01.05.2013 по 30.11.2017 в сумме 418652,05 рублей и задолженность на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме за период с 01.12.2014 по 30.10.2017 в сумме 21584,62 рублей.
С 01.12.2017 выплата мер социальной поддержки ФИО1 приостановлена, о чем ей направлено уведомление от 15.12.2017 № 240-18116. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг за два и более месяца.
После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Талнахбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 27.03.2017 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 29.03.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.04.2017 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги.
Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 13.12.2017 о приостановлении с 01.12.2017 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 15.12.2017 № 240-18116. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца.
В последующем, управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение о прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 31.01.2018 № 240-1248. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. После заключения соглашения с управляющей компанией - ООО «Талнахбыт» о порядке погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг и заключения о реструктуризации задолженности ФИО1 Управлению социальной политики администрации г. Норильска 27.03.2017 подано заявление о назначении мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг. На основании указанного заявления Управлением социальной политики Администрации г. Норильска 29.03.2017 принято решение о назначении ФИО1 с 01.04.2017 мер социальной поддержки, установленных абз. 13 ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, в виде компенсации расходов в размере 50 процентов на оплату отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроэнергии, в том числе на оплату жилищной услуги. Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 13.12.2017 о приостановлении с 01.12.2017 предоставления ФИО1 социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 15.12.2017 № 240-18116. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной приостановления предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является задолженность по оплате взноса за капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома и иных жилищных услуг за два и более месяца. В последующем Управлением социальной политики Администрации г. Норильска принято решение от 31.01.2018 о прекращении с 01.01.2018 выплаты ФИО1 мер социальной поддержки, о чем ей направлено уведомление от 31.01.2018 № 240-1248. Из содержания указанного уведомления следует, что причиной прекращения предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг является не предоставление документов, подтверждающих заключение соглашения (договора) о реструктуризации суммы задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг либо погашение задолженности за период с 01.05.2013 по 30.11.2017 в размере 418652,08 рублей и оплате взносов за капитальный ремонт в размере 21548,62 рублей. С момента прекращения выплаты и по настоящее время ФИО1 с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки не обращалась.
Суд считает необоснованными доводы представителя Управления социальной политики Администрации г.Норильска о том, что пп. «в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" позволяет прекратить предоставление мер социальной поддержи инвалиду по оплате жилищно-коммунальных услуг при непогашении образовавшийся задолженности, поскольку указанный пункт не был оспорен в Верховном суде Российской Федерации и подлежит применению.
Подпунктом «в» п.9 ст.23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" установлено, что орган местного самоуправления принимает решение о прекращении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, указанных в статьях 2 - 10.1 настоящего Закона, в случае непогашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или несогласования срока погашения задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины образования задолженности) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки.
Действительно, указанный пункт Закона Красноярского края отдельно не обжаловался, однако общее понимание норм законодательства, регулирующего вопрос предоставления мер социальной поддержки инвалидам, не свидетельствует о возможности прекращения таких мер при возникновении у инвалида задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, в соответствии с п.4 ст.20.1 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 "О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг" наличие у ФИО1 задолженности по оплате коммунальных услуг, в том числе взносов в региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов на территории Красноярского края не может служить основанием для прекращения в предоставлении ей, как инвалиду, мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере пятидесяти процентов по оплате коммунальных услуг, в этой связи решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2018 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 и 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протоколов закрытия от 26.01.2017 и 31.01.2018 субсидий отдельным категориям граждан и протоколов закрытия от 26.01.2017 и 31.01.2018 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, является незаконным.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-195 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора города Норильска в защиту прав и интересов инвалида ФИО1 к Управлению социальной политики Администрации <адрес> о признании незаконным решения о прекращении мер социальной поддержки - удовлетворить.
Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2017 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протоколов закрытия от 26.01.2017 субсидий отдельным категориям граждан и протоколов закрытия от ДД.ММ.ГГГГ субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.
Решение Управления социальной политики Администрации г.Норильска о прекращении с 01.01.2018 предоставления ФИО1 мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», оформленное в форме протоколов закрытия от 31.01.2018 субсидий отдельным категориям граждан и протоколов закрытия от 31.01.2018 субсидий на электроэнергию отдельным категориям граждан, признать незаконным.
Обязать Управление социальной политики Администрации г.Норильска возобновить ФИО1 выплату мер социальной поддержки, предусмотренных абз. 13 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», за периоды с 01.12.2016 по 01.03.2017.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения.
Решение суда в окончательной форме составлено 24 июля 2018 года.
Председательствующий: судья Е.В. Шевелева