ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-848/2013 от 18.10.2013 Тотемского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-848/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Тотьма 18 октября 2013 года

Судья Тотемского районного суда Вологодской области Рычкова Н.В.,

с участием прокурора Свистунова Д.А.,

при секретаре Кожевниковой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ... в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к МБУК «Тотемское музейное объединение» об оборудовании пандусом с поручнями входа и лестничного марша на второй этаж краеведческого музея,

установил:

Прокурор ... района обратился в суд с иском к МБУК «Тотемское музейное объединение» с требованием обязать в срок до 1 сентября 2014 года оборудовать вход в здание и лестничный марш на второй этаж краеведческого музея по адресу: ... пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

В обоснование требований указано, что прокуратурой района проведено обследование входной группы здания краеведческого музея на предмет доступности для маломобильных групп населения, в том числе инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

Входная группа представлена крыльцом с площадкой и лестничным маршем из двух проступей, тамбуром глубиной 1,63 м., с двумя двустворчатыми дверями с шириной створок 0,71 м. и 0,72 м. Входная группа не оборудована пандусом.

К экспозициям музея, расположенным на втором этаже, ведет лестница, состоящая из трех маршей. Лестничные марши не оборудованы пандусом, подъемное устройство на второй этаж отсутствует.

Таким образом, имеются препятствия для свободного доступа маломобильных групп населения, в том числе инвалидов-колясочников к экспозициям музея.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантировано право беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Указанной нормой закона обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к коим законодатель относит и музеи, возложена на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Так, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», устанавливает требования к конструкции и обеспеченности зданий социальной инфраструктуры специальными устройствами, в частности помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Лестницы должны дублироваться пандусами ( п.3.9), пандусы должны иметь поручни (п.3.14).

Пункт 16.12 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусматривает, что все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся как к планировке участка, так и здания с экспозицией.

Таким образом, входная группа в здание краеведческого музея не соответствует предъявляемым требованиям и не обеспечивает беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

МБУК «Тотемское музейное объединение», владея зданием на праве безвозмездного пользования (договор безвозмездного пользования от "___" ___ 20__), обязано выполнять требования действующего законодательства о создании условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

В судебном заседании заместитель прокурора ... района Свистунов Д.А. требования поддержал по основаниям, указанным в иске.

Ответчик – представитель МБУК «Тотемское музейное объединение» Ерыкалова Ю.П. иск признала частично. Показала, что согласна с требованиями прокурора об оборудовании входа в здание пандусом. В разрешении этого вопроса ими проведено ряд мероприятий. С 2011 года Тотемское музейное объединение является участником программы «Безбарьерная среда». Здание музея является памятником культуры регионального значения. В АУК ВО «В» заказан проект и смета на выполнение указанных работ. Данные документы подготовлены. Стоимость работ определена в сумме ... руб. По Программе в 2012 году им выделено ... тысяч рублей. На эти деньги они сделали новое крыльцо, расширили тамбур. В этом году денег не поступило. Надеется, что до 01.09.2014 года они остальные средства изыщут и входную группу оборудуют пандусом. Вход на второй этаж музея обеспечивается лестницей из трех маршей. Лестница также является культурным наследием, так как возводилась в 19 веке вместе со зданием духовного училища. Реконструировать, переустраивать её они не имеют права без соответствующего согласования с Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия ... и Дирекцией по охране памятников культуры. Когда решался вопрос с переустройством входной группы, к ним выезжали представитель Департамента и специалисты АУК ВО «В». Смотрели лестницу на второй этаж и пришли к выводу, что оборудование пандусом, подъемником невозможно, так как это повлечет изменения в культурном облике объекта.

Третье лицо- представитель АУК ВО «В» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя. Оставляют рассмотрение вопроса на усмотрение суда. В отзыве на исковое заявление указали, что здание по адресу: ..., помещения в котором переданы муниципальному бюджетному учреждению культуры «Тотемское музейное объединение» (далее - Учреждение) по договору безвозмездного пользования, является памятником истории и культуры «Здание бывшего духовного училища».

Часть 4 ст.56 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливает, что обязательным условием заключения договора безвозмездного пользования объектом культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия.

В соответствии с п.2.3.7 договора от "___" ___ 20__ № Учреждение обязуется не производить никаких пристроек к зданию памятника и переделок как снаружи, так и внутри него. Пунктом 2.3.10 договора установлена обязанность Учреждения не производить никаких перепланировок, переоборудования и неотделимых улучшений, вызываемых потребностями Учреждения, переданных в пользование помещений памятника без письменного разрешения Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия ... и предварительного согласования в письменной форме (после получения необходимых разрешающих документов) Департамента имущественных отношений области и АУК ВО «В».

Согласно п.2.3.11 Договора стоимость неотделимых улучшений возмещению не подлежит, они являются собственностью ....

Согласно п.2.3.5 Договора Учреждение обязуется соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, санитарно-противоэпидемиологические требования, а также отраслевые правила и нормы, действующие в отношении видов деятельности Учреждения и переданных в пользование помещений памятника, выделять для этих целей необходимые средства.

В соответствии с пунктом 1,2 СНИП 35-01-200 J «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденным Приказом Минрегионразвития РФ от 27.12.2011 №605, возможность и степень (вид) адаптации к требованиям норм данного СНИЛ зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня и с органами социальной защиты населения соответствующего уровня.

Таким образом, возможность оборудования пандусом с поручнями входа и лестничного марша на второй этаж здания, являющегося памятником истории и культуры, расположенного по адресу: ..., должна определяться по согласованию с Департаментом культуры и охраны объектов культурного наследия ... и Департаментом социальной зашиты населения .... В случае согласования установки пандусов расходы по оборудованию пандусами входа в здание и лестничного марша на второй этаж в соответствии с условиями Договора возлагаются на пользователя объекта культурного наследия, которым является МБУК «Тотемское музейное объединение».

Третье лицо – представитель Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия ... в судебное заседание не явился, просили рассмотреть дело без их участия в отзыве на исковое заявление указали, что здание по ..., находящее в пользовании МБУК «Тотемское музейное объединение» на основании договора безвозмездного пользования от "___" ___ 20__ №, является объектом культурного наследия, поставленным под государственную охрану решением исполнительного комитета ... Совета народных депутатов от 16 марта 1979 г. № 180 "О мерах об улучшении охраны и использования памятников истории и культуры ... как памятник местного значения ..., имеющий историко-архитектурное значение «Здание бывшего духовного училища, I четв. XIX в. -1902 г., каменное».

В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В указанном здании лестница является исторической (подлинной) и
подлежит государственной охране.   

На основании вышеизложенного, Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия ... считает возможным только установку пандуса на входной группе в здание.

Учитывая, что устройство на лестничном марше на второй этаж пандуса с поручнями приведет к изменению внутреннего облика памятника дошедшего до настоящего времени и будет являться нарушением действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия необходимо предусмотреть иные мероприятия для организации доступа маломобильных групп населения без нанесения ущерба и изменения внутреннего пространства объекта культурного наследия.   

Решение данного вопроса может быть принято в рамках рассмотрения проекта реставрации с приспособлением объекта под современное использование.

В соответствии с п/п 2 п. 2.3,12 договора № от "___" ___ 20__ безвозмездного пользования объектом культурного наследия МБУК «Тотемское музейное объединение» обеспечивает за свой счет научно-технической документацией ремонтно-реставрационные, консервативные и реставрационные работы, проводимые в переданном в пользовании помещениях памятника.

В соответствии с п. 13 охранного обязательства от "___" ___ 20__ МБУК «Тотемское музейное объединение» обязуется производить реставрационные, ремонтные и иные работы на объекте культурного наследия и его территории за свой счет и своими материалами. Обеспечить указанные работы всей научно-проектной и технической документацией, а именно: обмерами, проектами и научными исследованиями объекта культурного наследия.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд удовлетворяет требования прокурора частично.

Как установлено в судебном заседании, здание краеведческого музея МБУК «Тотемское музейное объединение», по адресу: ... отнесено к объектам культурного наследия регионального значения.

Согласно ч.1 ст.33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Прокурор в судебном заседании не представил доказательств того, что организация доступа маломобильных групп населения на второй этаж краеведческого музея возможна без нанесения ущерба зданию и изменению внутреннего пространства объекта культуры.

Как указывает Департамент культуры и охраны объектов культурного наследия ..., устройство на лестничном марше на второй этаж пандуса с поручнями приведет к изменению внутреннего облика памятника дошедшего до настоящего времени и будет являться нарушением действующего законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия необходимо предусмотреть иные мероприятия для организации доступа маломобильных групп населения без нанесения ущерба и изменения внутреннего пространства объекта культурного наследия. Решение данного вопроса может быть принято в рамках рассмотрения проекта реставрации с приспособлением объекта под современное использование.

Из чего суд делает вывод, что доступ на второй этаж не исключен с помощью других средств и приспособлений, а не только пандуса.

Проект реставрации отсутствует, поэтому возложить обязанность по оборудованию лестницы на второй этаж пандусом в настоящее время не представляется возможным.

Требование прокурора об оборудовании входа в здание музея пандусом с поручнями, суд признает законными и обоснованными, удовлетворяет их.

Статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам гарантировано право беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Указанной нормой закона обязанность создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, к коим законодатель относит и музеи, возложена на Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах. Так, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», устанавливает требования к конструкции и обеспеченности зданий социальной инфраструктуры специальными устройствами, в частности помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов. Лестницы должны дублироваться пандусами ( п.3.9), пандусы должны иметь поручни (п.3.14).

Пункт 16.12 Свода правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей» предусматривает, что все виды музеев должны быть доступны для всех категорий посетителей, включая инвалидов. Требования по доступности относятся как к планировке участка, так и здания с экспозицией.

Таким образом, входная группа в здание краеведческого музея не соответствует предъявляемым требованиям и не обеспечивает беспрепятственный доступ маломобильных групп населения.

В настоящее время изготовлен проект переустройства входной группы здания, что позволяет оборудовать его пандусом с поручнями.

МБУК «Тотемское музейное объединение», владея зданием на праве безвозмездного пользования (договор безвозмездного пользования от "___" ___ 20__), обязано выполнять требования действующего законодательства о создании условий для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора ... удовлетворить частично.

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Тотемское музейное объединение» в срок до 01.09.2014 года оборудовать вход в здание краеведческого музея по адресу ... пандусом с поручнями в соответствии с требованиями СНиП 35-01-2001.

В остальной части иск оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Тотемский районный суд.

Судья Н.В. Рычкова