Дело №2-848/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд города Омска
в составе председательствующего Солодкевича И.М.
при секретаре Шнейдер Ю.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Омске 13 апреля 2018 года
гражданское дело по иску ФИО1 к Открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» о признании действий незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
ДД.ММ.ГГГГ истец ФИО1 предъявил в суд иск к ОАО «ОмскВодоканал», указав, что является собственником квартиры <адрес> в городе Омске.
В обозначенном многоквартирном доме избран способ управления – управляющая компания. Обслуживает дом ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство «Сервис».
Платежный документ на оплату коммунальной услуги по холодному водоснабжению и водоотведению ему направляет ответчик ОАО «ОмскВодоканал», который начисляет ему в своей квитанции суммы оплаты в отдельной строке «ХВ на ГВС» (холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения), что не предусмотрено Жилищным кодексом Российской Федерации.
Учитывая, что федеральным законодательством установлен исчерпывающий перечень коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг, он считает требования ответчика об оплате отдельной строки «ХВ на ГВС» незаконным.
Так, в соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя исчерпывающий перечень:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему, капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- плату за коммунальные услуги.
В силу части 4 статьи 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
ЖК РФ не предусматривает включение в данный исчерпывающий перечень дополнительной строкой стоимость холодной воды, предназначенной для подогрева, которая должна быть уже включена в общий расчет стоимости горячей воды. Прописывание же ее отдельной строкой в квитанции является нарушением законодательства.
В этой связи, ссылка Региональной энергетической комиссии Омской области о том, что холодная вода, предназначенная для подогрева, предъявляется отдельно ответчиком и, поэтому, должна оплачиваться отдельно, также не основана на законе: его (истца) как потребителя не интересуют взаимозачеты поставщиков различных коммунальных услуг и не интересуют формулы, по которым идет определение размера платы за коммунальные услуги. Если в законе отсутствует коммунальная услуга по холодному водоснабжению на нужды горячего водоснабжения, то, следовательно, он и не должен оплачивать данную строку, и она должна быть изъята из квитанции.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 154 ЖК РФ, статьями 8, 10, 12, 13, 28, 31 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей) просил признать действия ответчика по начислению отдельной строкой плат «ХВ на ГВС» (холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения), незаконными и обязать исключить из направляемой ему квитанции строку «ХВ на ГВС» (л.д.2-3).
В отзыве на иск ответчик ОАО «ОмскВодоканал» выразил несогласие с требованиями истца.
Пояснил, что в силу пункта 27 части 2 Федерального закона от 07.12.2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении) под централизованной системой горячего водоснабжения понимается комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
Согласно пункту 7 статьи 2 Закона о водоснабжении «горячая вода» - вода, приготовленная путем нагрева питьевой или технической воды с использованием тепловой энергии, а при необходимости также путем очистки, химической подготовки и других технологических операций, осуществляемых с водой.
В соответствии с пунктом 88 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 года №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя, а также собственника включает в себя, в частности, плату за коммунальные услуги (плате за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (пункт 3 части 1, пункт 3 части 2, часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В жилом доме <адрес> в городе Омске закрытая система горячего водоснабжения. Поставщиком холодной воды на нужды горячего водоснабжения выступает ОАО «ОмскВодоканал».
В связи с этим, истец ФИО1 в силу приведенных норм права обязан оплатить ОАО «ОмскВодоканал» стоимость холодной воды, использованной на нужды горячего водоснабжения.
Просил отказать в удовлетворении иска полностью (л.д.20-22).
В своих возражениях Региональная энергетическая комиссия по Омской области (далее – РЭК Омской области) сообщила, что согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановления и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила), которые устанавливают порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Пунктом 54 Правил определен порядок расчета платы за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), произведенные исполнителем самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Данный пункт закрепляет в качестве общего правила, что размер плат за коммунальную услугу рассчитывается исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее – использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Конкретизируя данный порядок, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) как сумму от двух составляющих:
- произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
- стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воду, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
Таким образом, в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжении потребитель оплачивает стоимость холодной воды, использованной для приготовления горячей воды, и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды, отнесенного на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приложенные исковому заявлению копии квитанций свидетельствуют о том, что теплоснабжающая организация к оплате предъявляет стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (тепловой энергии) в размере 74,78 руб./куб.м. (стоимость 1 Гкал (1486,61 руб.), умноженная на норматив подогрева 1 куб.м. холодной воды (0,0503 Гкал/куб.м.).
Перечисленные составляющие утверждены приказами РЭК Омской области от 18.12.2015 года №810/079 и от 20.11.2017 года №288/69 соответственно.
В приведенную плату не включена стоимость холодной воды (15,29 руб./куб.м).
Исходя из изложенного, ОАО «ОмскВодоканал» правомерно предъявляет к оплате объем холодной воды, затраченной на приготовление горячей воды, поэтому, исковые требования не подлежат удовлетворению (л.д.13-14).
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, был извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие (л.д.11, 12).
Представитель ответчика ОАО «ОмскВодоканал» по доверенности ФИО2 (л.д.19) иск не признала по доводам приведенного отзыва.
Представители третьих лиц АО «Омские распределительные сети», ООО «ЖКХ «Сервис» и Региональная энергетическая комиссия Омской области в судебное заседание не явились, были извещены (л.д.16-18).
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующему:
Жилищным кодексом Российской Федерации установлено:
- пункт 3 части 2 статьи 154 - плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за коммунальные услуги;
- часть 4 статьи 154 - плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами;
- часть 1 статьи 157 - размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации… Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов… устанавливаются Правительством Российской Федерации;
- часть 2 статьи 157 - размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации...
В соответствии с пунктом 54 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется по показаниям прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии - пропорционально расходам такого коммунального ресурса на производство тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
При этом общий объем (количество) произведенной исполнителем за расчетный период тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определяется по показаниям приборов учета, установленных на оборудовании, с использованием которого исполнителем была произведена коммунальная услуга по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а при отсутствии таких приборов учета - как сумма объемов (количества) тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных по показаниям индивидуальных и общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии, которыми оборудованы жилые и нежилые помещения потребителей, объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по отоплению и (или) предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенных в порядке, установленном настоящими Правилами для потребителей, жилые и нежилые помещения которых не оборудованы такими приборами учета, и объемов (количества) потребления тепловой энергии, используемой в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на общедомовые нужды, определенных исходя из нормативов потребления горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях горячего водоснабжения. Объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления многоквартирного дома или жилого дома, определяется с учетом положений пункта 42(1) настоящих Правил...
Размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) определяется в соответствии с формулами 20 и 20(1) приложения N 2 к настоящим Правилам как сумма 2 составляющих:
произведение объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
произведение объема (количества) коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа на коммунальный ресурс. При этом объем (количество) коммунального ресурса определяется исходя из удельного расхода коммунального ресурса, использованного на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в объеме, равном объему горячей воды, потребленной за расчетный период в жилом или нежилом помещении и на общедомовые нужды.
В плату за коммунальную услугу по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенную исполнителем с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, не включаются расходы на содержание и ремонт такого оборудования. Расходы на содержание и ремонт такого оборудования подлежат включению в плату за содержание жилого помещения…
Согласно приложенной к иску копии квитанциям ОАО «ОмскВодоканал» на имя истца ФИО1 за ДД.ММ.ГГГГ в расчете размера платы указаны:
- холодное водоснабжение (по среднемесячному потреблению);
- «ХВ на ГВС» (холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения) (по нормативу);
- водоотведение холодная вода + горячая вода (по нормативу).
Обращено внимание, что в доме с ДД.ММ.ГГГГ закрытая схема горячего водоснабжения.
Поставщик «ХВ на нужды ГВ» - ОАО «ОмскВодоканал» (л.д.5).
За горячую воду по закрытой схеме с учетом показаний индивидуального прибора учета истец оплачивает согласно квитанциям АО «Омские распределительные тепловые сети» (л.д.6), а за электроэнергию, горячее водоснабжение и холодное водоснабжение на общедомовые нужды – по квитанциям ООО «УК ЖКХ «Сервис» (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Региональная энергетическая комиссия Омской области на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ сообщила последнему о порядке расчета стоимости платы за спорные коммунальные услуги (л.д.8-9), как и в своем отзыве на рассматриваемый иск.
Таким образом, истец полагает, что к оплате ему могут быть предъявлены исключительно коммунальные услуги, буквально перечисленные в статье 154 ЖК РФ, и, поскольку в статье 154 ЖК РФ такая услуга, как «холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения» («ХВ на ГВС») отсутствует, следовательно, он не должен ее оплачивать, а все составляющие должны быть включены в расчет стоимости горячей воды.
Однако поставщиками услуг по холодному и горячему водоснабжению являются разные лица. Кроме того, расчет стоимости коммунальных услуг зависит от вида системы горячего водоснабжения (открытая и закрытая), под последней из которых понимается самостоятельный нагрев холодной воды с использованием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
На этот и любые иные случаи (ситуации), в дополнение к общим правилам, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, предусмотрены специальные нормативные акты, в том числе приведенные Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 года №354, в четком соответствии с которыми и действуют ответчик и третьи лица, никаким образом не нарушая и не ущемляя права истца как потребителя (статьи 8, 10, 12, 13, 28, 31 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей»), не предъявляя ничего лишнего к оплате, а спорная услуга (строка) «ХВ на ГВС» (холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения) – это в любом случае тоже холодная вода, но не для непосредственного потребления, а для приготовления и подачи горячей воды в закрытой системе горячего водоснабжения обозначенного многоквартирного дома, в котором находится квартира истца.
Теплоснабжающая организация предъявляет истцу только плату за подогрев спорной холодной воды для приготовления горячей воды.
Отсюда, иное мнение истца не является правильным, поэтому, заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-198, 320-321 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «ОмскВодоканал» о признании незаконными действий по начислению отдельной строкой «ХВ на ГВС» (холодное водоснабжение на нужды горячего водоснабжения) и исключении из направляемой ФИО1 квитанции строки «ХВ на ГВС».
На решение в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме могут быть поданы апелляционные жалобы в Первомайский районный суд города Омска для рассмотрения Омским областным судом.
Мотивированное решение суда составлено 28.04.2018 года.