Дело № 2-849 (2018)
Поступило в суд 01.11.2018 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года г. Татарск
Татарский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего Колосовой Л.В.
при секретаре Белоус Е.С.
с участием прокурора Азизова В.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Татарского межрайонного прокурора в защиту прав ФИО1 к ООО «Татарская тепловая компания», ООО «Управляющая компания – Лидер» о признании акта и корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, обязании произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению,
У С Т А Н О В И Л:
Татарский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Татарская тепловая компания», ООО «Управляющая компания – Лидер» о признании акта и корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению незаконными, обязании произвести перерасчёт платы за коммунальную услугу по отоплению.
Прокурор указывает, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по факту начисления жителям многоквартирного дома по адресу: <адрес> платы за отопление в 2017 году, выявлены нарушения требований действующего жилищного законодательства Российской Федерации.
Так проверкой установлено, ООО «ТТК» в январе 2018 года произвело ФИО1 корректировку размера платы за отопление на сумму 3475,92 руб.
Указанная сумма образовалась в связи с применением формулы 3(2) Постановления:
1779033,09 х 41,3/5063,7 - 11027,79 = 3482,17 руб. с учетом округлений,
где 1779033,09 - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
41,3 - площадь <адрес>;
5063,7 - площадь всех жилых и нежилых помещений в указанном доме;
11027,79 - сумма начислений Заявителю за 2017 год.
По информации ООО «УК - Лидер» указанный многоквартирный дом в 2017 году потребил 867,355 Гкал.
Однако по сведениям ООО «ТТК» показания коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, установленного в указанном многоквартирном доме составили в 2017 году 1031,824 Гкал., в связи с чем общая сумма начислений по всем помещениям в доме за 2017 год составила 1779033,09 руб., что непосредственно отразилось на результатах корректировки размера платы за отопление.
ООО «ТТК» применило при корректировке размера платы за отопление 1031,824 Гкал. ввиду неисправности прибора учета тепловой энергии в доме с 21.04.2017 по 13.06.2017, а также с 20.09.2017 по 07.11.2017. С момента выхода из строя прибора учета тепловой энергии ООО «ТТК» на основании п. 59(1) Постановления рассчитало среднемесячный объем потребления тепловой энергии: за май 2017 года – 138,063 Гкал, за июнь 2017 г. – 42,506 Гкал, за сентябрь-октябрь 2017 г. – 143, 972 Гкал, за ноябрь – 75,227 Гкал.
Проверкой было установлено следующее.
Главой г. Татарска 18.04.2017 было издано распоряжение № 166 «О проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета отопления в многоквартирных домах г. Татарска Новосибирской области». В комиссию для участия в данной проверке были включены: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г. Татарск Новосибирской области ФИО6, технический директор ООО «ТТК» ФИО7, мастера участков ООО «УК - Лидер» Свидетель №4 и Свидетель №2, также мастер МУП «Водоканал» ФИО8
По результатам такой проверки инженером по КИПиА ООО «ТТК ФИО9 и ответственным представителем потребителя Свидетель №2 был составлен акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 г., в соответствии с которым узел учета тепловой энергии в доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска с 21.04.2017 г. не допускается в эксплуатацию по причине выявленных в ходе проверки неисправностей: закончился срок поверки приборов (манометров) измеряющих давление в падающем и обратном трубопроводах.
В эксплуатацию ОДПУ тепловой энергии в данном доме был введен 13.06.2017 года.
Однако акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии в указанном доме от 21.04.2017 противоречит законодательству по следующим основаниям.
В соответствие с п. 59 постановления Правительства РФ от 18 ноября 2011 г. N 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» в случае выявления несоответствия узла учете положениям настоящих Правил узел учета не вводится в эксплуатацию и в акте ввода в эксплуатацию приводится полный перечень выявленных недостатков с указанием пунктов настоящих Правил, положения которых нарушены, и сроком их устранения. Такой акт ввода в эксплуатацию составляется и подписывается всеми членами комиссии в течение 3 рабочих дней.
Согласно п. 92 Постановления № 1034 результаты проверки узла учета оформляются актами, подписанными представителями теплоснабжающей организации и потребителя.
По информации ООО «ТТК» представитель ООО «УК-Лидер» Свидетель №2 в проверке не участвовал. В проверке участвовал другой представитель управляющей компании, а именно слесарь ФИО4 О.И.
Однако и его участие в проверке прибора учета тепловой энергии в этом доме не подтвердилось.
Кроме того, манометры, установленные в доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска, являются механическими и не обеспечивают контроль и регистрацию параметров теплоносителя. Манометры в указанном доме не способны регистрировать за каждый час (сутки, отчетный период) среднее значение давления теплоносителя. Фактически манометры не участвуют в расчете объема теплоносителя, а лишь служат для оценки текущего контроля качества теплоснабжения (давления) в системе отопления. Согласно письму Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 января 2015 г. N 462-ОД/04 обеспечение контроля параметров среднечасового давления теплоносителя в подающем и обратном трубопроводе является правом потребителя, а не обязанностью.
Таким образом, окончание срока поверки манометра не может служит основанием для не допуска (вывода из строя) прибора учета тепловой энергии и эксплуатации.
Кроме того, срок очередной поверки самого прибора учета тепловой энергии в указанном доме - сентябрь 2019 года.
При таких обстоятельствах акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 г. не может быть признан законным и служить основанием для вывода из эксплуатации с указанной даты прибора учета тепловой энергии.
Следовательно, прибор учета тепловой энергии с 21.04.2017 г. по 13.06.2017 г. не должен был выводиться из эксплуатации, оснований для определения объёма потребления тепловой энергии в доме в указанный период расчетным путём ООО «ТТК» не имелось. Иных доказательств неисправности прибора учёта в указанный период в ООО «ТТК» не имеется. При этом не подлежит оспариванию факт неисправности ОДПУ тепловой энергии в данном доме с 20.09.2017 г. по 07.11.2017 г., объём потребления тепловой энергии в указанный период времени определен ООО «ТТК» расчётным путём.
С учетом этих обстоятельств объем потребления тепловой энергии в указанном доме не может превышать фактических данных – 876,355 Гкал. Из этого следует, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год равен 1495455,39 руб.
Корректировка выглядит следующим образом: 1495455,39 х 41,3 /5063,79 – 11027,79 = 1170,07 руб.
Разница между 3482,17 и 1107,07, т.е. сумма в размере 2312,10 руб. подлежит перерасчету ФИО1
Таким образом, наличие акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 г. несет негативные последствия для ФИО1 и нарушает ее жилищные права на оплату предоставленных коммунальных услуг.
Прокурор просит признать акт проверки функционирования узла учёта тепловой энергии от 21.04.2017 г. в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска Новосибирской области и корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению по <адрес> незаконными, обязать ООО «ТТК» произвести ФИО1, проживающей в <адрес> перерасчет за коммунальную услугу по отоплению на сумму 2 312 рублей 10 копеек.
В судебном заседании прокурор Азизов В.Э., истец ФИО1 исковые требования поддержали в полном объёме.
Представитель ООО «УК-Лидер» - ФИО2 считает иск прокурора обоснованным, пояснила, что жилой многоквартирный дом № 101 по ул. Ленина находится в управлении и текущем содержании ООО «УК-Лидер» с 20.03.2009 года.
Между ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» были заключены Договор № 01/02-2013 на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от 01.02.2013 г, а также Агентский договор № 3/13 от 01.02.2013 г. (услуги по сбору и начислению за коммунальные услуги отопление и горячее водоснабжение), которые расторгнуты по соглашению сторон с 01 августа 2017 года.
Жилой многоквартирный дом был оборудован узлом учета тепловой энергии, который введен в эксплуатацию с 26.03.2012 года, что подтверждается актом допуска в эксплуатацию от 26.03.2012 года. Согласно данному акту в состав узла учета тепловой энергии, установленного по ул. Ленина, 101 входят: Т - 21-80 (теплосчётчик), ВПР – 80 (расходомер), ТП-500-ИВК (термопреобразователь).
Согласно пункту 58 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 (ред. от 09.09.2017) "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (вместе с "Правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя") (далее - Правила) узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию.
Согласно п. 60 Правил - Перед началом отопительного периода после очередной поверки или ремонта осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на источнике тепловой энергии в порядке, установленном пунктами 53 - 59 настоящих Правил.
Узел учета тепловой энергии по ул. Ленина № 101 вводился в эксплуатацию без замечаний со стороны РСО ООО «ТТК», что подтверждается:
- Актом допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 26.03.2012 года узел учета тепловой энергии у потребителя.
- Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 16.09.2013 года.
- Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 15.09.2014 г.
- Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 19.03.2016 г.
- Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 13.06.2017 г.
- Актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 07.11.2017 г.
10 декабря 2015 года общедомовой прибор учета прошел периодическую поверку в ЗАО «ИВК-Саяны» и был признан годным для эксплуатации в срок до 10.12.2019 года.
С 21.04.2017 года ООО «ТТК» в одностороннем порядке вывело ОДТПУ по ул. Ленина № 101 из эксплуатации, на основании Акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года (далее - Акт).
Считает акт от 21.04.2017 г., которым ОДТПУ по ул. Носкова № 6 выведен из эксплуатации, нелегитимным по следующим основаниям:
Распоряжением Администрации города Татарска № 166 от 18.04.2017 года «О проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета (отопления, горячего водоснабжения) в многоквартирных домах на территории города Татарска Новосибирской области» была создана комиссия, состоящая из 5 человек: председатель комиссии - начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации города Татарска Новосибирской области ФИО6, технический директор ООО ТТК ФИО7, мастер ООО «УК-Лидер» Свидетель №4, мастер ООО «УК-Лидер» Свидетель №2, мастер МУП «Водоканал» ФИО8, согласно данному распоряжению срок проверки по ул.Ленина № 101 - 24.04.2017 года.
Акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии по ул. Ленина № 101 был составлен 21.04.2017 года в результате комиссионного осмотра по вышеуказанному Распоряжению, т.е. еще до даты назначенной проверки, что опровергает факт участия представителя ООО «УК-Лидер» в данной проверке, поскольку ООО «УК-Лидер» в известность о наличии денного распоряжения не ставилась о дате предстоящей проверки по ОДТПУ Администрацией города Татарска Новосибирской области (ни 21.04.2017 г., ни 24.04.2017 г.) не извещалось, в проверке не участвовало.
Лицом, ответственным за техническое содержание ОДТПУ, а также за документальное оформление и лицом уполномоченным участвовать в комиссионном осмотре узлов учета тепловой энергии от ООО «УК-Лидер» является Свидетель №1.
Ни мастер Свидетель №4, ни мастер Свидетель №2 отношений к обслуживанию ОДТПУ не имеют и никогда ООО «УК-Лидер» не назначались ответственными за эксплуатацию ОДТПУ, технических навыков в данной области не имеют, в проверках соблюдения условий эксплуатации приборов учета отопления никогда не участвовали.
Свидетель ФИО9 в Татарской межрайонной прокуратуре также указывал на то, что представитель ООО «УК-лидер» при осмотре ОДТПУ не участвовал, в последствии изменил свои показания, что по её мнению произошло в результате давления со стороны руководства ООО «ТТК», и таким образом, в данном случае следует руководствоваться его первоначальными пояснениями.
В силу требований пункта 31 Правил коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях:
А) отсутствие в точках учета приборов учета;
Б) неисправность прибора учета;
В) нарушение установленных договором сроков предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с п. 75 правил узел учета считает вышедшим из строя в следующих случаях:
А) отсутствие результатов измерений;
Б) несанкционированного вмешательства в работу узла учета;
В) нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей;
Г) механическое повреждение средств измерений и устройств входящих в состав узла учета;
Е) истечение срока поверки любого из приборов (датчиков);
Ж) работа с превышением нормированных пределов в течении большей части расчетного периода.
Согласно Акту повторного (первичного) допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 09.11.2016 г., ОДТПУ введен в эксплуатацию без замечаний 09.11.2016 г., срок межпроверочного интервала составных частей узла учёта истекает в августе 2019 г.
Также согласно актам (с 2012 г. по 2017 г.), указанный в обращении манометр не включен в состав приборов узла учёта тепловой энергии, следовательно, истечение срока его межпроверочного интервала не может являться причиной выхода из строя данного узла учёта.
Таким образом, вывод РСО ООО «ТТК» из эксплуатации коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии по ул. Ленина № 101 вследствие истечения срока межповерочного интервала манометра, измеряющего давление теплоносителя во внутридомовой инженерной системе отопления и применении расчетного метода для определения количества поставленной тепловой энергии является нарушением действующего законодательства, призванным получить дополнительную прибыль с потребителей, путем начисления дополнительной платы.
Представитель ответчика ООО «ТТК» - ФИО7 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования не признал, в возражении на иск просил в иске отказать по следующим основаниям:
ООО «ТТК» является ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей в многоквартирные дома в г. Татарске поставку тепловой энергии для получения собственниками помещений коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению.
До 01.08.2017 г. поставка тепловой энергии в многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...> осуществлялась в рамках договора от 01.02.2013 г. № 01/02-2013, заключенного с организацией, осуществляющей управление данным домом – ООО «УК-Лидер». Расчёт размера платы за указанные коммунальные услуги и сбор денежных средств за них с собственников помещений данного многоквартирного дома производил ответчик на основании агентского договора № 3/13 от 01.02.2013 г., заключенного с управляющей организацией (ООО «УК-Лидер»). После 01.08.2017 г. Ответчик (ООО «ТТК») также самостоятельно производит расчет размера платы за коммунальную услугу по отоплению и принимает оплату за нее в связи с тем, что договор поставки тепловой энергии в многоквартирный дом № 6 по ул. Носкова между ООО «ТТК - и ООО «УК-Лидер» отсутствует.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по порядку предоставления коммунальных услуг собственникам помещений многоквартирных домов, а также порядку расчета размера платы за коммунальные услуги регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно письму Минсторя России от 02.09.2016 г. № 28483-АЧ/04 даны разъяснения относительно того, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в таком случае определяется после 1 июля 2016 г.: в многоквартирном доме, оборудованном прибором учёта тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется ежемесячно – по формулам 3.1 и 3.3 приложения № 2 к Правилам № 354 и 1 раз в год – с учетом корректировки по формулам 3.2 и 3.4 приложения № 2 к Правилам № 354.
Среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формулах 3.1 и 3.3 приложения № 2 к Правилам № 354 определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объём тепловой энергии измерялся общедомовым (индивидуальным в жилом доме) прибором учёта. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым (индивидуальном жилом доме) прибором учёта тепловой энергии среднемесячный объём тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42.1, 59.1 и 60.1 Правил № 354.
В случае если коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии неисправен, то расчет размера платы производится в соответствии с п. 59 (1) Правил предоставления коммунальных услуг и плата за коммунальную услугу по отоплению определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
В связи с тем, что узел учёта тепловой энергии, установленный на данном многоквартирном доме был неисправен в период с 21.04.2017 г. по 13.06.2017 г. по причинен неисправности (окончания срока проверки) манометров, входящих в состав узла учёта тепловой энергии и измеряющих давление на подающем и обратном трубопроводах, а также в период с 20.09.2017 г. по 07.11.2017 г. по причине неработоспособности расходомера на обратном трубопроводе, то расчёт размера платы за коммунальную услугу по отоплению ФИО1 в 2017 г. был произведен следующим образом:
Среднемесячный объём потребления по показаниям ОДПУ за отопительный период 2016-2017 гг.
Сентябрь-октябрь 2016 г. = 72,35 Гкал
Ноябрь 2016 г. = 142,05 Гкал
Декабрь 2016 г. = 132,71 Гкал
Январь 2017 г. = 172,431 Гкал
Февраль 2017 г. = 144,205 Гкал
Март 2017 г. = 110,294 Гкал
Апрель 2017 г. = 76,077 Гкал
Итого 850,117 Гкал ?8 = 106,265 Гкал
Расход (Гкал) по ОДПУ за 2017 г.:
Январь – 172,431
Февраль – 144,205
Март – 110,294
Апрель – 76,077
Май – 138,063
Июнь – 42,506
Сентябрь – октябрь – 143,972
Ноябрь – 75,227
Декабрь – 129,049
Итого: 1031,824 ?12 = 85,985 Гкал
С 21.04.2017 по 21.05.2017 = 106,265 Гкал
С 22.05.2017 по 31.05.2017 = 34,276 Гкал
106,265 Гкал + 34,276 Гкал +140,541 Гкал – 2,481 Гкал = 138,063 Гкал (2,481 Гкал разница показаний в акте и переданными ООО «УК - Лидер»
С 01.06.2017 по 12.06.2017 = 12 дней = 42,506 Гкал
С 20.09.2017 по 20.10.2017 = 106,265 Гкал
С 21.10.2017 по 30.10.2017 = 11 дней = 37,707 Гкал
(106,265 Гкал + 37,707 Гкал = 143,972 Гкал)
С 01.11.2017 по 06.11.2017 = 6 дней = 21,253 Гкал
С 07.11.2017 по 26.11.2017 по ОДПУ = 53,974 Гкал
(21,253 Гкал + 53,974 Гкал = 75,227 Гкал)
Начисление в 2017 году по <адрес>:
Формула 3(1) Правил № 354:
Pi = SixVTxTT,
где:
Si - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме=41,3м2 (с февраля 2018 г. = 43,6 кв.м.),
Vt - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме =65,367 Гкал. на <адрес> приходилось 65,367 Гкал ? 5063,7 кв.м. х 41,3 кв.м.=0,533 Гкал. ежемесячно.
Т? - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации с 01.07.2016г по 30.06.2017 = 1690,36 руб.; с 01.07.2017г. = 1757,98 руб.
Начислено январь - июнь 2017г.:
На площадь 41,3м?=0,533 Гкал.х1690,36 руб. = 5 405,77 руб.
Начислено июль - декабрь 2017г.:
0,533 Гкал х 1757,98 руб. х 6 = 5 622,02 руб.
Всего начислено в 2017 г.: 5405, 77 руб. = 5622,02 руб. = 11027,79 руб.
Размер платы за коммунальную услугу отопление в жилом помещении в многоквартирном доме, определенной по формуле 3(1) приложения № 2 к Правилам № 354, в первом квартале года, следующего за расчетным годом, в котором потреблена тепловая энергия, корректируется по формуле 3(2) приложения № 2 к Правилам № 354.
формула 3(2):,
где:
Рк.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год;
S? - общая площадь i-гo помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
So6 - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
P??i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
За 2017г. показания коллективного (общедомового) прибора учета с учётом периодов его неисправности и применения п. 59(1) Правил № 354 составили 1031,824 Гкал.
Среднемесячный расход тепловой энергии составил 1031,824 ?12 = 85,985 Гкал
Корректировка:
85,985 Гкал х 6 мес. Х 1690,36 руб. = 872073,63 руб.
85,985 Гкал х 6 мес. Х 1757,98 руб. = 906959,46 руб.
872073,63 руб. + 906959,46 руб. = 1779033,09 руб.
1779033,09 руб. х 41,3 м? ?5063,7 м? - 11027,79 руб. = 3482,17 руб.
Сумма отличается от суммы в выписке с лицевого счета из-за округлений.
В случае, если бы прибор учета тепловой энергии, установленный на спорном многоквартирном доме, был исправен в период с 21.04.2017 по 13.06.2017, то расчёт размера платы, произведенный истцом в исковом заявлении на сумму 2 312 рублей 10 копеек, является верным и возражений со стороны ответчика не вызывает.
3. Проверка функционирования узла учета тепловой энергии и её результаты являются законными, обоснованными и подтверждены доказательствами. Проверка была проведена комиссионно, в ней принимали участие: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ г. Татарска ФИО6, технический директор ООО «ТТК» ФИО7, мастер ООО «УК-Лидер» Свидетель №2, мастер МУП «Водоканал» ФИО8 Непосредственно узел учета осматривали представитель ООО «ТТК» ФИО7 и ФИО9 и представитель ООО «УК-Лидер» ФИО4 О.В. В результате осмотра было установлено, что срок поверки манометров, входящих в состав узла учета тепловой энергии, закончился. Акт был подписан представителем ООО «УК-Лидер» Свидетель №2 и представителем ООО «ТТК» ФИО9 Факт замены неисправных манометров на данном узле учета тепловой энергии подтверждается актом выполненных работ по договору управления многоквартирным домом от 10.05.2017 г. Далее была проведена повторная проверка узла учёта тепловой энергии с участием представителей ООО «ТТК» и ООО «УК-Лидер» и узел был допущен в эксплуатацию с 13.06.2017 г.
Считает несостоятельными объяснения директора ООО «УК-Лидер» Свидетель №3 о том, что Свидетель №1 имеет право и обязан принимать участие в проверке приборов учёта, т.к. ранее в судебных заседаниях по аналогичным делам было установлено, что данное лицо в период проведения проверки занимало должность водителя аварийно-диспетчерской службы и имеет только среднее образование, тогда как в соответствии с пп. 2.2.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок Свидетель №1 должен был иметь специальное теплоэнергетическое образование и пройти проверку знаний.
4. Доводы истца о том, что неисправность манометров не является основанием для не допуска узла учёта к эксплуатации, несостоятельны. Неисправность манометров является основанием для вывода узла учета из эксплуатации в соответствии с Правилами коммерческого учета тепловой энергии.
5. Доводы истца о том, что срок очередной поверки самого прибора учёта тепловой энергии в указанном доме – сентябрь 2019 г., поскольку в соответствии с п. 3 Правил № 1034 «неисправность средств измерений узла учёта» - состояние средств измерений, при котором узел учёта не соответствует требованиям нормативных правовых актов, нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации (в том числе в связи с истечением сроков поверки средств измерений, входящих в состав узла учёта, нарушением установленных пломб, а также с работой в нештатных ситуациях). Поскольку в соответствии с данными, содержащимися в акте повторного допуска в эксплуатацию узла учёта тепловой энергии б/н от 13.06.2017 г., срок поверки, определенный датами: 02.09.2019 г. установлен для приборов – средств измерений, входящих в состав данного узла учёта тепловой энергии за исключением манометров, поскольку информация об их поверке находится на самих манометрах, т.е. в актах указаны даты окончания сроков в отношении датчиков температуры ТП 500 № 0092973 и № 0092Т№N.
6. Управляющая организация – ООО «УК-Лидер» виновна в том, что ненадлежащим образом выполняла работы по содержанию общего имущества многоквартирного дома № 101 по ул. Ленина в г. Татарске – не осуществило надлежащим образом контроль за соблюдением срока поверки приборов (манометров), входящих в состав узла учёта тепловой энергии, установленном на данном многоквартирном доме. Кроме того, не обеспечило допуск представителя ООО «ТТК» к узлу учёта, тем самым нарушив требования действующего законодательства. При таких обстоятельствах ООО «ТТК» считает исковые требования прокурора необоснованными и просит в их удовлетворении отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетелей суд приходит к следующему.
ФИО1 является собственницей <адрес> в <адрес>, поэтому в силу части 1 статьи 153 ЖК РФ обязана своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе: плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение отопление.
Для осуществления своих жилищных прав и исполнения обязанностей ФИО1 в числе других жителей <...> в г. Татарске Новосибирской области, 20.03.2009 года заключила договор на управление, содержание и текущий ремонт многоквартирного дома с ООО «УК-Лидер», что подтверждается копией договора от 20.03.2009 года.
ООО «УК Лидер» заключило с ООО «ТТК» договор № 01/02-2013 года на обеспечение получателей (потребителей) г. Татарска услугами по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения от 01.02.2013 года и дополнительного соглашения от 21.12.2015 года, согласно которым ООО «ТТК» приняло на себя обязательства по выработке и транспортированию тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения в многоквартирные жилые дома.
Из приложения к дополнительному соглашению следует, что договор и дополнительное соглашение заключены в отношении 168 многоквартирных домов, среди которых под № 94 значится дом № 101 по ул. Ленина в г. Татарске.
Из агентского договора № 3/13 от 01.02.2013 года установлено, что ООО «УК-Лидер» и ООО «ТТК» заключили агентский договор, по которому ООО «ТТК» обязуется от имении ООО «УК-Лидер» и за его счет совершать необходимые юридические и фактические действия в части коммунальных услуг, оказываемых по отоплению и горячему водоснабжении, в отношении домовладений, согласно приложению № 1, в том числе дому № 101 по ул. Ленина в г. Татарске, а ООО «УК Лидер» обязуется оплатить ООО «ТТК» вознаграждение за оказываемые услуги.
При таких обстоятельствах суд считает установленным, что у ООО «ТТК» в силу заключенных договоров и соглашений возникла обязанность поставлять тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в жилой многоквартирный дом № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области, а у ФИО1, как и других потребителей указанной услуги, возникло обязательство оплатить поставленную тепловую энергию в соответствии с нормами действующего законодательства.
Из ответа ООО «ТТК» № 692 от 16.10.2018 года на требование № 395-ж от 09.10.2018 года, объяснения сторон в судебном заседании, показаний свидетелей и представленных суду доказательств следует, что в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска установлен коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В силу п. 42(1) постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.
В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
В силу п. 1 постановления Правительства Новосибирской области от 14.07.2016 № 211-п «О способе оплаты коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области» оплата коммунальной услуги по отоплению на территории Новосибирской области осуществляется равномерно в течение календарного года. Постановление распространяется на правоотношения, возникшие после 01.07.2016.
Размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2):
,
где:
Pk.пр - размер платы за тепловую энергию, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме;
Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме;
Pfn.1 - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
При этом согласно п. 59(1) Постановления плата за коммунальную услугу отопления определяются исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода) - начиная с даты, когда вышел из строя или был утрачен ранее введенный в эксплуатацию коллективный (общедомовый) прибор учета либо истек срок его эксплуатации, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям коллективного (общедомового) прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Как видно из объяснений сторон в судебном заседании, существа исковых требований и представленных суду доказательств ФИО1 своевременно и в полном объеме оплачивала коммунальную услугу пи отоплению и горячему водоснабжению равномерно в течение календарного года. При корректировке оплаты коммунальной услуги по итогам 2017 года ООО «ТТК» ей предъявлен счет на сумму 2312 рублей 10 копеек, которую она должна уплатить дополнительно к оплаченной ею сумме.
Не согласившись с указанной суммой корректировки, 04.10.2018 года ФИО1 обратилась в Татарскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по факту нарушения прав ООО «ТТК» при проведении корректировки размера платы за отопление.
В ходе прокурорской проверки было установлено, что при расчете платы за коммунальную услугу ФИО1 в январе 2018 г. была произведена корректировка размера платы за отопление на сумму 3 475 рублей 92 копейки в виду неисправности прибора учёта тепловой энергии в доме.
Вне зависимости от способа оплаты тепловой энергии (равномерно в течение календарного года или в течение отопительного периода) в многоквартирном доме, в котором общедомовый прибор учета тепловой энергии вышел из строя, утрачен или истек срок его эксплуатации, размер платы за коммунальную услугу по отоплению за расчетные периоды до восстановления работоспособности общедомового прибора учета определяется в соответствии с Правилами N 354:
а) в течение не более 3х расчетных периодов подряд - в соответствии с пунктом 59.1 Правил N 354 - исходя из рассчитанного среднемесячного объема тепловой энергии, измеренного общедомовым прибором учета за отопительный период;
б) начиная с 4-го расчетного периода подряд - в соответствии с пунктом 60.1 Правил N 354 - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг отопления по формулам 2.2 и 2.3 приложения N 2 к Правилам N 354 с учетом повышающего коэффициента.
В силу требований пункта 31 Постановления Правительства РФ от 18.11.2013 № 1034 « О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность прибора учета; нарушение установленных договором сроком предоставления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя.
В соответствии с п. 75 вышеуказанного постановления узел учета считается вышедшим из строя в следующих случаях: отсутствие результатов измерений; несанкционированного вмешательства в работу узла учета; нарушение установленных пломб на средствах измерений и устройствах, входящих в состав узла учета, а также повреждение линий электрических связей; механическое повреждение средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета; истечение срока поверки любого из приборов (датчиков); работа с превышением нормированных пределов в течение большей части расчетного периода.
В соответствие с п. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В подтверждение выхода из строя общедомового узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ул. Ленина, д. 101 в г. Татарске Новосибирской области суду представлен акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года, из которого следует, что акт проверки подписан представителем ООО «ТТК» инженером по КИПиА ФИО9 и ответственным представителем потребителя Свидетель №2 и свидетельствует о том, что в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска выявлены следующие нарушения (неисправности) узла учета тепловой энергии: закончился срок поверки приборов (манометров), измеряющих давление в подающем и обратном трубопроводах. Узел учета тепловой энергии не допускается в эксплуатацию с 21.04.2017 года. Итоговые показания прибора учета тепловой энергии КСТ-22 зав.№ 990800933 – 961,71 Гкал.
Доводы ООО ТТК о том, что указанный акт был составлен по результатам проверки работы узла учета тепловой энергии, которая осуществлена по нормам действующего законодательства, по мнению суда, несостоятельны.
Из приказа ООО «ТТК» от 18.04.2017 года № 57 следует, принято решение о создании комиссии для проведения проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узлов учета тепловой энергии у потребителей, установленных в многоквартирных домах г. Татарска, в том числе 24.04.2017 года в доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области. Состав комиссии – технический директор – ФИО7, инженер по организационному обслуживанию и ремонту КИПиА – ФИО9
Согласно письму № 210 от 10.04.2017 года, ООО «ТТК» просит ООО «УК-Лидер» направить специалиста для проверки соблюдений условий эксплуатации приборов узлов учета тепловой энергии 17.04.2017 года в многоквартирном доме по ул. Ленина, 101 г. Татарска Новосибирской области.
Из письма ООО «ТТК» № 219 от 13.04.2017 года следует, что директор ООО «ТТК» обратился к главе г. Татарска с просьбой о создании комиссии с участием представителей администрации г. Татарска, ООО «ТТК» и ООО «УК-Лидер» для проверки соблюдения условий эксплуатации приборов узлов учета тепловой энергии.
Из распоряжения администрации г. Татарска НСО № 166 от 18.04.2017 года следует, что главой г. Татарска принято распоряжение о проведении проверки соблюдения условий эксплуатации приборов учета (отопления, горячего водоснабжения) в многоквартирных домах на территории г. Татарска: 24.04.2017 года в доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области. Состав комиссии: начальник управления по делам строительства, архитектуры и ЖКХ администрации г. Татарска НСО – ФИО6, технический директор ООО «ТТК» - ФИО7, мастера ООО «УК-Лидер» - Свидетель №4, Свидетель №2, мастер МУП «Водоканал» - ФИО8.
Как видно из представленного суду акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии, указанные лица в проверке участия не принимали; проверка проведена представителями ООО «ТТК» в одностороннем порядке 21.04.2018 года.
Акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года подписан представителем ООО «ТТК» инженером по КИПиА ФИО9 и Свидетель №2.
Свидетель ФИО9 суду показал, что в проверке в качестве представителя ООО «УК Лидер» принимал участие слесарь Свидетель №5, представитель ООО «ТТК» ФИО7, а также представитель администрации города Татарска ФИО6. В ходе проверки было установлено истечение срока поверки манометра, он сообщил об этом другим членам комиссии. Прибор учета тепловой энергии был выведен из эксплуатации.
Свидетель ФИО6 суду показал, что лично прибор учета тепловой энергии не осматривал и на момент проверки ему никто не сообщал об истечении срока поверки манометра. Между ним и присутствовавшими при проверки работниками ООО «ТТК» была договоренность собраться вместе с работниками ООО «УК Лидер» и сверить документы о поверке всех узлов учета, которые хранятся в ООО «УК Лидер», и только после этого составить акт проверки. Поэтому акты проверки на месте не составлялись. Когда через несколько дней он напомнил об указанной договоренности работникам ООО «ТТК», ему было сообщено, что акты уже составлены и его подпись в актах не требуется. При таких обстоятельствах он не может подтвердить достоверность информации, указанной в акте проверки.
Из показаний свидетеля Свидетель №4 в судебном заседании установлено, что он не участвовал в проверке узла учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области. Он не помнит, подписывал ли акт о проверке. Но достоверность изложенных в нем сведений подтвердить не может, так как прибор не видел и в силу занимаемой должности с такими приборами не работает, установить их неисправность не может.
Из объяснения матера участка Свидетель №2 следует, что в проверке ОДПУ тепловой энергии он не участвовал, не знает, были ли нарушения в работе ОДПУ, подчиненным работникам никаких поручений по вопросам проверки ОДПУ в указанном доме не давал. Он не может подтвердить содержание актов проверки ОДПУ. Кроме того, указывает, что в его должностные обязанности не входит проверка приборов учёта, в управляющей компании эти обязанности выполняет Свидетель №1.
Согласно объяснений директора ООО «УК - Лидер» Свидетель №3, кроме него в управляющей организации только Свидетель №1 имеет право и обязан принимать участие в проверках приборов учета и составлять такие акты. В апреле 2017 года никаких распоряжений работникам управляющей компании по вопросам проверки приборов учета он не давал и утверждает, что никто из его работников в проверке не участвовал, доступ в подвальные помещения MКД никто не обеспечивал. В конце апреля 2017 года в управляющую компанию приехал ФИО9 и предложил подписать акты проверок функционирования узлов учета в МКД города Татарска. Однако никто указанные акты проверок не подписал.
Согласно объяснению работника ООО «УК - Лидер» Свидетель №1, в его обязанности входит ежемесячное снятие показаний приборов учета тепловой энергии, участие в проверках приборов учета и составлении актов проверок. Он не знал, что в апреле 2017 г. проводились проверки функционирования ОДПУ тепловой энергии в многоквартирных домах г. Татарска. В такое проверке он участия не принимал.
Кроме того, представитель ответчика ООО «УК Лидер» ФИО12, допрошенный в судебном заседании свидетель Свидетель №3 суду показали, что о распоряжении администрации г. Татарска о проведении проверки не знали, о дате проверки 25.04.2017 года и о переносе проверки на 21.04.2017 года уведомлены не были, поэтому никто не уполномочивал Свидетель №4 либо другого работника на участие в проверке. Ответственным за ежемесячное снятие показаний приборов учета тепловой энергии, осмотр приборов, участие в проверках приборов учета и составлении актов проверок является работник ООО «УК - Лидер» Свидетель №1, поэтому в случае извещения о проверке для участия в ней был бы направлен именно Свидетель №1. Однако, никто из работников ООО «УК Лидер» участия в проверке не принимал, так как о проверке не знал.
Согласно пунктам 31-34, 82-85 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее по тексту - Правила), суд приходит к выводу, что оспариваемый акт нельзя признать законным, поскольку он был составлен с нарушением требований действующего законодательства.
Так, в соответствие с пунктами 31, 32, 82 Правил, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг. При этом исполнитель вправе и обязан осуществлять не чаще 1 раза в 6 месяцев проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета (распределителей), установленных в жилых (нежилых) помещениях, путем посещения помещений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета.
В силу положений пункта 85 Правил проверка, указанная в пункте 82 настоящих Правил, если для ее проведения требуется доступ в жилое или нежилое помещение потребителя, осуществляется исполнителем в следующем порядке:
а) исполнитель направляет потребителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение с предложением сообщить об удобных для потребителя дате (датах) и времени допуска исполнителя для совершения проверки и разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения указанного извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, об удобных для потребителя дате (датах) и времени в течение последующих 10 календарных дней, когда потребитель может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое или нежилое помещение для проведения проверки. Если потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение по причине временного отсутствия, то он обязан сообщить исполнителю об иных возможных дате (датах) и времени допуска для проведения проверки;
в) при невыполнении потребителем обязанности, указанной в подпункте "б" настоящего пункта, исполнитель повторно направляет потребителю письменное извещение в порядке, указанном в подпункте "а" настоящего пункта, а потребитель обязан в течение 7 календарных дней со дня получения такого извещения сообщить исполнителю способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения исполнителем, информацию, указанную в подпункте "б" настоящего пункта;
г) исполнитель в согласованные с потребителем в соответствии с подпунктом "б" и "в" настоящего пункта дату и время обязан провести проверку и составить акт проверки и передать 1 экземпляр акта потребителю. Акт проверки подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и 2 незаинтересованными лицами.
Таким образом, по смыслу приведенных положений Правил, проводимая исполнителем проверка, требующая доступа в жилое или нежилое помещение потребителя, которую исполнитель вправе и обязан проводить, должна осуществляться в заранее согласованное с потребителем время, в присутствии потребителя, который должен подписать акт проверки. При этом, в случае отказа потребителя от подписания акта, акт должен быть подписан исполнителем и двумя любыми незаинтересованными лицами.
При таких обстоятельствах лица, не принимавшие участия в проверке функционирования прибора учета тепловой энергии, не могут свидетельствовать о его неисправности, акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года не является доказательством вывода из строя прибора учета, его неисправности, поскольку он составлен по итогам проверки, которая фактически не проводилась.
Свидетель Свидетель №1 суду показал, что 23.04.2017 года он, как обычно осматривал прибор учета в доме <адрес>, снимал показания прибора учета. Прибор учета был в исправном состоянии, все пломбы на приборе учета были на своих местах.
Свидетель Свидетель №3 в судебном заседании пояснил, что в конце апреля 2017 года в управляющую компанию приехал работник ООО «ТТК» ФИО9 и предложил подписать акты проверок функционирования узлов учета в МКД города Татарска. Однако никто указанные акты проверок не подписал. Прибор учета тепловой энергии в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина находится в исправном состоянии, его никто не демонтировал. Следующая поверка данного прибора учета 15 июня 2019 года.
Из актов повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии от 13.06.2017 года и от 07.11.2017 года в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области, утвержденных представителями ООО «ТТК» и представителями ООО «УК Лидер», как потребителем услуг, следует, что узел учета тепловой энергии в указанном доме допускается в эксплуатацию до 02.09.2019 года. Указанными актами определен состав узла учета, в него вошли: теплосчётчик КСТ-22, следующая поверка 11.03.2020 года, расходомер ВПР-80, следующая поверка 15.03.2020 года, термометр сопротивления КТП-500, следующая поверка 02.09.2019 года.
В судебном заседании указанные в актах проверки поверки приборов учета подтверждены копией свидетельства копией паспорта теплосчетчика КСТ-22, копией паспорта расходомера ВПР-80.
Манометр в составе приборов узла учета не значится.
Согласно п. 1 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 "узел учета" - техническая система, состоящая из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя.
Таким образом, отсутствие манометра в составе приборов учета тепловой энергии основано на понятии узла прибора тепловой энергии, данном в Правилах коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1034 и соответствует позиции ООО «ТТК» и ООО «УК Лидер», изложенной в актах повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При таких обстоятельствах утверждения ООО «ТТК» о том, что истечение срока поверки манометра свидетельствует о неисправности всего узла учета тепловой энергии, суд находит безосновательными. Кроме того, манометр является прибором, показания которого свидетельствуют о качестве поставляемой тепловой энергии и не участвует в определении количества энергии и ценообразовании при оплате коммунальной услуги.
При таких обстоятельствах акт проверки от 21.04.2017 года содержит недостоверную информацию об эксплуатации прибора учета тепловой энергии в многоквартирном жилом доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области с истекшим сроком поверки, а также о неисправности прибора учета.
Совокупность исследованных судом доказательств позволяет сделать вывод о том, что оспариваемый истцом акт составлен в отсутствии потребителей тепловой энергии или их представителей, время проведении проверки не было заранее согласовано с потребителями или с его представителем ООО УК Лидер, что является нарушением пункта 85 указанных Правил. Доводы представителя ответчика ООО «ТТК» в отзыве на иск об обратном не свидетельствуют, поскольку в силу прямого указания в законе информация о проведении соответствующей проверки должна быть доведена до потребителя способом, позволяющим определить дату получения такого сообщения. При этом потребитель обязан сообщить исполнителю о возможной дате (датах) и времени допуска в жилое помещение для проведения проверки.
Установленные и подтвержденные материалами дела обстоятельства, свидетельствуют о составлении оспариваемого акта в нарушение требований Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, в связи с чем, он не может быть признан законным, поэтому исковые требования прокурора о признании акта проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Оценивая представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о том, что у ответчика при сложившихся обстоятельствах не имелось оснований для применения повышающего коэффициента при расчете размера платы за тепловую энергию, поэтому корректировка размера оплаты за коммунальную услугу по отоплению по квартире № в доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска Новосибирской области на сумму 2312 рублей 10 копеек является незаконной.
В соответствии с письмом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 2 сентября 2016 г. N 28483- АЧ/04 среднемесячный объем тепловой энергии, используемый в формуле 3.1 и приложения N 2 к Правилам N 354, определяется за календарный год, предшествующий году корректировки, вне зависимости от того, какое количество месяцев в году корректировки объем тепловой энергии измерялся общедомовым прибором учета. При этом за период отсутствия в году корректировки измерений объема тепловой энергии общедомовым прибором учета тепловой энергии среднемесячный объем тепловой энергии определяется исходя из объемов тепловой энергии, определенных за соответствующие расчетные периоды в соответствии с пунктами 42.1, 59.1 и 60.1 Правил N 354.
Согласно представленным суду ООО «ТТК» расчетам, корректировка оплаты коммунальной услуги по тепловой энергии в <адрес> многоквартирного дома № 101 по ул. Ленина в г. Татарске Новосибирской области по итогам 2017 года без учета повышающего коэффициента и применения расчетного способа оплаты услуги должна составлять 3482,17 рубля (1779033,09 х (41,3 /5063,7 – 11027,79).
Таким образом, перерасчету ФИО1 подлежит сумма 2312 рублей 10 копеек, поэтому в этой части исковые требования Татарского межрайонного прокурора суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что в проверке прибора учета тепловой энергии в жилом многоквартирном доме по ул. Ленина, 101 в г. Татарске Новосибирской области принимало участие от лица ООО «УК Лидер» не представившееся лицо, в судебном заседании не доказан, как не доказан и факт возможности участия указанного лица в проверке, исходя из его познаний в исследуемой области.
В судебном заседании объективно установлено, что проверка была проведена уполномоченным работником ООО «ТТК», выводы в акте о неисправности прибора учета сделаны только им в одностороннем порядке. Подписи в акте других лиц, не принимавших участия в проверке, не видевших прибор учета, не имеют правового значения и не могут служить доказательством неисправности прибора учета. Кроме того, ООО «ТТК» имело реальную возможность привлечь собственников дома либо их представителей для участия в инициированной ими проверке, а в случае отказа от подписей уполномоченных для проверки лиц имело реальную возможность привлечь представителей общественности к проверки для фиксации указанного факта.
Осмотр и оценка прибора учета только представителем ООО «ТТК» в конце отопительного сезона, по мнению суда, не может быть признана объективной, поскольку ООО «ТТК» заинтересовано в применении повышающего коэффициента при оплате коммунальной услуги.
Суд, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что ответчик не представил достаточно доказательств обоснованности и законности своих действий.
Таким образом, суд приходит к выводу о необоснованности доводов ответчика о том, что акт составлен в соответствии с требованиями Правил исходя из неподтвержденности факта выхода узла учета из строя и отсутствия в связи с этим оснований для определения объема потребленной энергии расчетным методом по согласованным сторонами в договоре тепловым нагрузкам.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым взыскать с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Татарского межрайонного прокурора в защиту прав ФИО1 к ООО «Татарская тепловая компания» о признании акта незаконным и возложении обязанности удовлетворить.
Признать акт проверки функционирования узла учета тепловой энергии от 21.04.2017 года в многоквартирном доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска Новосибирской области незаконным.
Признать корректировку размера платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире № в доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска Новосибирской области на сумму 2312 рублей 10 копеек, незаконной.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Татарская тепловая компания» произвести ФИО1, проживающей в квартире № в доме № 101 по ул. Ленина г. Татарска Новосибирской области перерасчет платы за коммунальную услугу по отоплению на сумму 2312 рублей 10 копеек.
Взыскать с ООО «Татарская тепловая компания» в доход государства государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд в течение месяца со дня изготовления путем подачи жалобы в Татарский районный суд.
Решение изготовлено 06.12.2018 года.
Судья Колосова Л.В.