Курганский городской суд Курганской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Курганский городской суд Курганской области — СУДОПРОИЗВОДСТВО - СУДЕБНЫЕ АКТЫ
№ 2-8492/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2011 г. г. Курган
Курганский городской суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тихоновой О.А.
при секретаре Тюриной А.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8492/11 по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа Управления Росреестра по Курганской области в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа Управления Росреестра по Курганской области в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В обоснование заявления указано, что ДД.ММ.ГГГГ на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним был представлен договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: находящегося в муниципальной собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: , находящееся в собственности истца ФИО1 Указанный договор заключен на основании Решения Курганской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ №. В регистрации договора мены жилых помещений ДД.ММ.ГГГГ было отказано, ввиду того, что данный договор не соответствует ФЗ от 21.12.2001 г. №178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», в соответствии со ст. 34 которого обмен муниципального имущества на имущество находящееся в частной собственности не допускается. Полагает, что указанный закон не распространяется на договор мены, представленный на регистрацию. Просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество сделок с ним, обязать регистрирующий орган произвести государственную регистрацию договора мены от ДД.ММ.ГГГГ
В уточненном исковом заявлении ФИО1 просит суд признать незаконным отказ в государственной регистрации мены (сообщение об отказе от ДД.ММ.ГГГГ №) и обязать регистрирующий орган произвести государственную регистрацию договора мены от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представители заявителя по доверенности ФИО5, ФИО6 на заявлении настаивали.
Представитель Управления Росреестра по Курганской области по доверенности ФИО7 возражал против удовлетворения заявления.
Представитель Администрации г. Кургана по доверенности ФИО8 поддержала заявление ФИО1
Заслушав пояснения сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что комната № в в г. Кургане является объектом муниципальной собственности, комната № в в г. Кургане находится в собственности у ФИО1, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
Согласно п. 16.2 Положения «О порядке управления, владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана» решение о мене объектов муниципальной собственности принимается Курганской городской Думой на основании экономического обоснования, подготовленного уполномоченным Департаментом, другими заинтересованными службами, организациями.
Решением Курганской Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № Администрации г. Кургана разрешено заключить договор мены жилых помещений – комнаты № общей площадью 17 кв.м. по в , принадлежащей на праве собственности муниципальному образованию город Курган, и комнаты № общей площадью 17 кв.м. по , принадлежащей на праве собственности ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Кургана, действующей от имени муниципального образования город Курган и ФИО1 был заключен договор мены указанных жилых помещений.
По условиям договора мены комнаты имеют равную площадь 17 кв. м, на момент его подписания в комнатах никто не проживает и не состоит на регистрационном учете. В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость комнаты секционного типа, расположенной по адресу: , общей площадью 17,0 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет руб. В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость комнаты секционного типа, расположенной по адресу: , общей площадью 17,0 кв.м. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет руб.
В силу ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином
государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитута, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
ДД.ММ.ГГГГ договор с пакетом документов был представлен для государственной регистрации в Управление Росреестра по Курганской области.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и Администрации г. Кургана Управлением Росреестра по Курганской области отказано в государственной регистрации договора мены жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ и перехода прав собственности на недвижимое имущество.
Согласно абзацу 4 п. 1 ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Из сообщения об отказе следует, что отказ в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Управлением Росреестра по Курганской области произведен со ссылкой указанную норму, а также на ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающую, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Кроме того, основанием для отказа послужило то, что представленная на государственную регистрацию сделка противоречит Федеральному закону от 21 декабря 2011 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», п. 2 ст. 34 которого содержит запрет на обмен государственного или муниципального имущества на имущество, находящееся в частной собственности.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.
Порядок отчуждения муниципального имущества муниципального образования город Курган определен Положением о порядке управления, владения, пользования распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п. 13.1 указанного Положения в соответствии с гражданским законодательством и в целях приобретения имущества в собственность муниципального образования города Кургана, использования и отчуждения имущества, находящегося в собственности муниципального образования города Кургана, могут совершаться любые сделки, не противоречащие законодательству, в том числе мены.
Учитывая, что действие закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» распространяется не на все отношения, возникающие при отчуждении муниципального имущества, поэтому муниципальное имущество может быть отчуждено не только в порядке, определенном этим Законом, но и другими способами.
Согласно п. 2 ст. 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» Закон не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении: земли, за исключением отчуждения земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в том числе имущественные комплексы природных ресурсов; государственного и муниципального жилищного фонда государственного резерва.
Отчуждение указанного в п. 2 ст. 3 Закона государственного и муниципального имуществе регулируется иными федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами (абзац 2 п. 2 ст. 3). К отношениям по отчуждения государственного и муниципального имущества, не урегулированным этим законом, применяются нормы гражданского законодательства (п. 4 ст. 3).
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает возможность отчуждения имущества, в том числе муниципального, по договорам мены.
Указанные Управлением Росреестра по Курганской области основания не являются основаниями для отказа в государственной регистрации мены жилых помещений 121 и 133 в в .
Довод Управления Росреестра по Курганской области о том, что на государственную регистрацию не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении рационального использования жилых помещений, суд находит несостоятельными.
Возражения Управления Росреестра по Курганской области, что на государственную регистрацию представлены документы на обмениваемые объекты недвижимого имущества, являющимися нежилыми, но неоформленные надлежащим образом, суд не принимает во внимание, поскольку данные возражения опровергаются кадастровым паспортом, отчетом о рыночной стоимости объектов.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в государственной регистрации договора мены и перехода права собственности между администрацией г. Кургана и ФИО1 является незаконным и нарушает права ФИО1
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
PЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Росреестра по Курганской области в государственной регистрации договора мены жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией г. Кургана, действующей от имени муниципального образования город Курган и ФИО1.
Обязать Управление Росреестра по Курганской области произвести государственную регистрацию договора мены жилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Администрацией г. Кургана, действующей от имени муниципального образования город Курган и ФИО1.
Взыскать с Управления Росреестра по Курганской области в пользу ФИО1 200 руб. в счет возврата государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Курганский городской суд.
Судья Тихонова О.А.