ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8494/2023 от 02.11.2023 Промышленного районного суда г. Самары (Самарская область)

Дело

УИД 63RS0-79

Решение

Именем Российской Федерации

02 ноября 2023г. Промышленный районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Ерофеевой О.И.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО1

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарский пансионат детей инвалидов» об устранении выявленных нарушений требований законодательства по пожарной безопасности,

установил:

Заместитель прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском о возложении обязанности к ГБУЗ СО «Самарский пансионат детей инвалидов» об устранении выявленных нарушений требований законодательства по пожарной безопасности, в обоснование исковых требований указав следующее.

<адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки прокуратурой <адрес> выявлены нарушения при эксплуатации государственного имущества, а также пожарной безопасности в ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов, а именно:

1. Ограждения на крыше здания частично разрушены, что является нарушением требований п.п. а, ч. 3, п. 17 Правил противопожарного режима вы РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Учреждением применяется линолеум для покрытия полов в группах (в спальнях и игровых), для покрытия пола актового зала дерево, в отсутствие технической документации, содержащей информацию о показателях пожарной опасности указанных материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, что является нарушение требований ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ.

Таким образом, ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов допущены нарушения требований действующего законодательства при эксплуатации государственного имущества пожарной безопасности.

По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов внесено представление об устранении нарушений правил пожарной безопасности.

По результатам мониторинга до настоящего времени ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов не устранены следующие, ранее выявленные, нарушения правил пожарной безопасности, а именно:

1. Ограждения на крыше здания частично разрушены, что является нарушением требований п.п. а, ч. 3, п. 17 Правил противопожарного режима вы РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Учреждением применяется линолеум для покрытия полов в группах № (в спальнях и игровых), для покрытия пола актового зала дерево, в отсутствие технической документации, содержащей информацию о показателях пожарной опасности указанных материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, что является нарушение требований ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ.

Ненадлежащее исполнение законодательства в сфере противопожарной безопасности может послужить причиной причинении вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, посещающих реабилитационный центр, в том числе пребывающих в реабилитационном центре несовершеннолетних, работников, и иных посетителей.

На основании изложенного, истец просит суд, обязать ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности, путем проведения следующих работ:

Восстановить ограждения на крыше здания, установить снегодержатели, то есть устранить нарушение требований п.п. а, ч. 3, п. 17 Правил противопожарного режима вы РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Установить линолеум для покрытия полов в группах № (в спальнях и игровых), для покрытия пола актового зала дерево, с технической документацией, содержащей информацию о показателях пожарной опасности указанных материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, то есть устранить нарушение требований ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ.

Помощник прокурора <адрес>ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные описательной части решения, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГБУЗ СО «Самарский пансионат для детей инвалидов», действующий на основании доверенности – ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась, пояснив, что неисполнение предписания надзорного органа связано с отсутствием финансирования. Сейчас денежные средства поступили, ведутся работы, к ДД.ММ.ГГГГ. все закончат.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования - Министерство социально-демографической и семейной политики <адрес> в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, утвержденной Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества является одной из первостепенных задач управления государственным имуществом.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон № 69-ФЗ): пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской

Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности; нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Статьей 37 Федерального закона №69-ФЗ установлено, что руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.

В силу статьи 38 Федерального закона № 69-ФЗ, установлены лица, несущие ответственность за нарушений требований пожарной безопасности, ими являются: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной относятся:

вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно п.10 ч.1 ст. 16 Ф3- к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границам муниципального, городского округа.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:

1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;

2) правовое регулирование отношений в области применения и использовании требований пожарной безопасности;

3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта.

Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.

В ходе судебного разбирательства установлено, что <адрес> проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства в деятельности ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения правил пожарной безопасности.

Из материалов дела следует, что при проверке выявлены нарушения при эксплуатации государственного имущества, а также пожарной безопасности в ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов, а именно:

1. Ограждения на крыше здания частично разрушены, что является нарушением требований п.п. а, ч. 3, п. 17 Правил противопожарного режима вы РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

2. Учреждением применяется линолеум для покрытия полов в группах № (в спальнях и игровых), для покрытия пола актового зала дерево, в отсутствие технической документации, содержащей информацию о показателях пожарной опасности указанных материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, что является нарушение требований ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ.

Все нарушения отражены в предписании надзорного ведомства .

Данные обстоятельства ответчиками в ходе судебного разбирательства не оспаривались.

<адрес> г.о. Самара в адрес ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский, предназначенный для граждан, имеющих психические расстройства» направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о пожарной безопасности.

В материалы дела представлено письменное обращение представителя ГБУ СО «Самарского пансионата для детей-инвалидов (детский-дом интернат для умственно отсталых детей) о рассмотрении возможности финансирования мероприятий по обеспечению пожарной безопасности учреждения.

Судом установлено, что до настоящего времени выявленные прокуратурой <адрес> г.о. Самара нарушения требований пожарной безопасности здания ГБУ СО «Самарского пансионата для детей-инвалидов (детский-дом интернат для умственно отсталых детей), не устранены.

Ответчиком ГБУ СО «Самарского пансионата для детей-инвалидов (детский-дом интернат для умственно отсталых детей) в судебном заседании был представлен типовой контракт на выполнение работ по капитальному ремонт от 25.08.2023г., согласно которого, окончание работ ДД.ММ.ГГГГ., предметом контракта является: проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности: капитальный ремонт полов (замена сгораемой отделки на несгораемую) первого и второго этажа здания, по адресу: <адрес>, для нужд ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» в ДД.ММ.ГГГГ году.

Из дефектных ведомостей замены сгораемой отделки на несгораемую в спальне групп, следует, что ведутся работы по демонтажу полов, приобретен линолеум бытовой гетерогенный.

Кроме того, представлен типовой контракт на выполнение работ по капитальному ремонт от ДД.ММ.ГГГГ., согласно которого, окончание работ ДД.ММ.ГГГГ., предметом контракта является: проведение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности: капитальный ремонт ограждения кровли и установка снегодержателей, по адресу: <адрес>, для нужд ГБУ СО «Самарский дом-интернат, в том числе детский» в 2023 году.

Из дефектной ведомости следует, что ведутся работы по монтажу и установке снегодержателей, устройства ограждения кровли.

Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защити является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.

При таких обстоятельствах, исковые требования Заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ СО «Самарский пансионат детей инвалидов» об устранении выявленных нарушений требований законодательства по пожарной безопасности законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования заместителя прокурора <адрес> удовлетворить.

Обязать ГБУЗ СО Самарский пансионат для детей инвалидов в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения правил пожарной безопасности, путем проведения следующих работ:

восстановить ограждения на крыше здания, установить снегодержатели, то есть устранить нарушение требований п.п. а, ч. 3, п. 17 Правил противопожарного режима вы РФ, утвержденными Постановлением правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Установить линолеум для покрытия полов в группах ,в спальнях и игровых), для покрытия пола актового зала дерево, с технической документацией, содержащей информацию о показателях пожарной опасности указанных материалов, а также о мерах пожарной безопасности при обращении с ними, то есть устранить нарушение требований ст. 134 Федерального закона № 123-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Ерофеева О.И.