ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8499/16 от 20.10.2016 Промышленного районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

Дело № 2-8499/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 октября 2016 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

Председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

представителя заявителя помощника прокурора Промышленного района г. Ставрополя Шульга А.С.,

при секретаре Приходько Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной на территории Российской Федерации (ОРП ),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Ставрополя обратился в суд с заявлением в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной на территории Российской Федерации (ОРП ).

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 295, в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), – статьи, которая содержит сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как дача взятки и получение взятки, являющиеся элементами коррупционного поведения.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», противодействие коррупции это деятельность, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная и административная ответственность (ч. 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ).

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Проверка показала, что информация, содержащаяся на интернет-сайте:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при которых необходимо давать взятку.

Обеспечение доступа к информации, направленной на разрушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства и устоев общества, нарушает конституционные права граждан, разрушает личные и профессиональные интересы общества.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав неопределенного круга лиц и в интересах Российской Федерации.

Кроме того, в целях ограничения доступа в сети «Интернет» к интернет-странице:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, необходимо внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии со ст. 15.1 Закона 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Просит суд признать информацию, размещенную на интернет-странице:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании представитель заявителя помощник прокурора Промышленного района г. Ставрополя Шульга А.С. заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, и просила суд их удовлетворить.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – заместитель руководителя Новиков М.Н., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

Однако ранее представитель заинтересованного лица направил в суд заключение по делу, согласно которому указано, что в ходе проверки Управлением установлено, что интернет-страница:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - в Едином реестре отсутствуют, доступ к указанному сетевому адресу установлен.

Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 295, в ходе мониторинга сети «Интернет» выявлен факт размещения в данной информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице с адресом:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - статьи, содержащей информацию о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при которых необходимо давать взятку, а также о способах уклонения от уголовной ответственности за совершенное коррупционное преступление.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции это деятельность, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение.

Однако, предоставление доступа к указанным сайтам противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с п.п. «а» п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции это деятельность, по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

Указанная информация побуждает неопределенный круг граждан к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, облегчает их совершение.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

На основании ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Также согласно положениям вышеуказанной статьи запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ст. 291 УК РФ – дача взятки).

Положениями ст. 10 Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости и материалов, содержащих нецензурную брань.

В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно п. 5 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются: вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем применения мер по формированию в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Из материалов дела следует, что проверка, проведенная прокуратурой Промышленного района г. Ставрополя, показала, что информация, содержащаяся на интернет-сайте:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - находится в свободном доступе для неограниченного круга лиц, содержит сведения о способах дачи взятки, об обстоятельствах, при которых необходимо давать взятку.

Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозы его нарушения.

Обеспечение доступа к информации, направленной на нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, религиозной розни, вызывает неприязнь к образу жизни, культуре граждан какой-либо национальности, подрывает основы (Национальной безопасности Российской Федерации, нарушает конституционные права граждан, которые они могут использовать и защищать вне зависимости от национальной или расовой принадлежности.

Таким образом, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Промышленного района г. Ставрополя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной на территории Российской Федерации (ОРП ) – удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на интернет-странице:

- http://vprave.kiev.ua/articles/statya-kak-berut-vzyutki-suddi.html («Как берут взятки наши судьи»), - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу для включения данных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента составления в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова