ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-849/13 от 25.10.2013 Зеленоградского районного суда (Калининградская область)

  Гр. дело № 2-849/13

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 октября 2013 года судья Зеленоградского районного суда Калининградской области Реминец И. А., при секретаре Демченко О. Г.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Зеленоградского района Калининградской области о признании муниципального правового акта в части,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Зеленоградского района Калининградской области обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ об оспаривании муниципального акта в части.

 В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Зеленоградского района проведена проверка на предмет соответствия положений Устава МО «Зеленоградское городское поселение» требованиям действующего федерального законодательства, которой было установлено, что решением городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» от 06.03.2006 г. № 12 «О принятии Устава муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» принят Устав муниципального образования «Зеленоградское городское поселение». В соответствии с п. 4.1 ст. 12 Устава, регламентирующей вопросы вступления в силу муниципальных правовых актов - муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу, после их официального опубликования (обнародования). Частью 2 указанной статьи определено, что порядок вступления в силу муниципальных правовых актов главы городского поселения устанавливается им же. Полагает, что действующая в настоящее время редакция Устава противоречит требованиям федерального законодательства, в частности п. 6 ч.1 ст.44, ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в действующей редакции Устава муниципального образования «Зеленоградское городское поселение» в нарушение приведенных требований федерального законодательства не указаны порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов.

 Просит признать ст. 12 Устава МО «Зеленоградское городское поселение» противоречащей требованиям Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.

 В дальнейшем прокурором были дополнены основания заявления, с указанием в качестве заинтересованного лица администрации МО «Зеленоградское городское поселение», поскольку действие Устава МО «Зеленоградское городское поселение» затрагивает и деятельность городской администрации.

 В обоснование уточнений к заявлению указал, что часть 2 ст. 12 Устава, закрепляющая право главы городского поселения устанавливать порядок вступления в силу муниципальных правовых актов и ч. 3 ст. 12 Устава, в соответствии с которым правовые акты городского Совета депутатов вступают в силу в порядке, установленном городским Советом депутатов, противоречат действующему законодательству, поскольку в силу ст.44 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ такой порядок должен быть закреплен непосредственно в Уставе муниципального образования. Кроме того указывает, что отсутствие порядка принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правых актов противоречит п. а ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п.«ж» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96.

 Просит признать ст. 12 Устава МО «Зеленоградское городское поселение» противоречащей требованиям Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения в законную силу.

 В судебном заседании прокурор Зеленоградского района Пономарев А. В. поддержал заявленные требования с учетом их уточнения, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлениях.

 В судебном заседании представитель заинтересованных лиц городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение», администрации МО «Зеленоградское городское поселение» Андронов Р. а., действующий на основании доверенностей возражал против удовлетворения заявления, полагает, что прокурором не приведено никаких обоснований несоответствия Устава городского поселения указанным им нормам закона.

 Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что за­явление прокурора Зеленоградского района не подлежит удовлетворению по следующим основа­ниям.

 В соответствии с нормами ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

 Согласно п. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

 В соответствии со ст. 12 Конституции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

 Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

 Судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» от 06 марта 2006 года № 12 был принят Устав муниципального образования «Зеленоградское городское поселение», который в установленном Законом порядке был зарегистрирован Главным управлением Министерства юстиции РФ по Северо-Западному федеральному округу в Калининградской области, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации Устава муниципального образования от 10 апреля 2006 года № RU395201012006001.

 Статьей 12 указанного Устава регулируется порядок вступления в силу муниципальных правовых актов.

 В соответствии с названной статьей - муниципальные правовые акты городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования); муниципальные правовые акты городского поселения могут публиковаться в средствах массовой информации – ч.1 с. 12 Устава; порядок вступления в силу муниципальных правовых актов главы городского поселения устанавливаются им же – ч. 2 ст. 12 Устава; правовые акты городского Совета депутатов вступают в силу в порядке, установленном городским Советом депутатов, в соответствии с действующим законодательством – ч. 3 ст. 12 Устава; решения городского Совета депутатов о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с нормами налогового законодательства Российской Федерации – ч. 4 ст. 12 Устава.

 Настаивая на заявленных требованиях прокурором указано на то, что данная статья Устава не соответствует положениям Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку в ней отсутствует порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов, т.к. отсутствует указание на конкретный официальный источник СМИ, в котором должны быть опубликованы муниципальные правовые акты.

 Однако с такой позицией прокурора суд не может согласиться в виду следующего.

 Согласно п. 6 ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" виды, порядок принятия, официального опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов определяются уставом муниципального образования.

 В соответствии со ст. 47 вышеуказанного Федерального закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч.1).

 Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (ч. 2).

 Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом (ч. 3).

 В пункте 21 Постановления от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что, проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать следующее. В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом. Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке. В том случае, когда нормативный правовой акт был опубликован не полностью (например, без приложений) и оспаривается в той части, которая была официально опубликована, порядок опубликования не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования нормативного правового акта не в полном объеме.

 Решением городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» от 14 декабря 2011 года № 125 учреждено печатное средство массовой информации – газета «Вестник Зеленоградска». Этим же решением установлено что газета «Вестник Зеленоградска» создается в соответствии с требованиями Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» исключительно для издания официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов органов местного самоуправления муниципального образования «Зеленоградское городское поселение». Эта же газета определена в качестве официального печатного издания для опубликования официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов Главы городского поселения, городского Совета депутатов и администрации МО «Зеленоградское городское поселение».

 Таким образом, указанным выше решением городского Совета депутатов МО «Зеленоградское городское поселение» определено средство массовой информации в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

 Конкретного указания на то, что такое средство массовой информации должно быть указано именно в Уставе муниципального образования - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» не содержит.

 Кроме того, указывая на то, что ст. 12 Устава не содержит порядка принятия (издания) муниципальных правовых актов, прокурором также не приведена норма Закона, которой не соответствует оспариваемая статья. Более того, такой порядок регламентирован ст. 9 Устава МО «Зеленоградское городское поселение».

 Ссылка прокурора на противоречие статьи 12 Устава пункту «а» ч.2 ст.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и п.«ж» ч.3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 г. № 96 не может быть признана состоятельной, поскольку указанная норма Федерального закона раскрывает понятие термина - противодействие коррупции, а Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и проектов нормативно-правовых актов не является законом, на соответствие которому подлежит проверке Устав муниципального образования в оспариваемой части.

 Таким образом, заявленные прокурором Зеленоградского района требования не подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении заявления прокурора Зеленоградского района Калининградской области о признании ст. 12 Устава МО «Зеленоградское городское поселение» недействующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу - отказать.

 Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Зеленоградский районный суд Калининградской области в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

 Мотивированное решение составлено 30 октября 2013 года.

 Судья, подпись –

 Копия верна, судья - И. А. Реминец