ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-849/20 от 30.07.2020 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2-849/2020

70RS0004-01-2020-000480-59

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2020 г. г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ткаченко И.А.

при секретаре Алескерове Р.М.,

с участием:

представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на

основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от

ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску ФИО1 к администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, выраженном в письме комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету жилищной политики администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, выраженном в письме комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения.

В обоснование требований в иске указано, что ФИО1 является инвалидом ... группы и в соответствии с п. 1 ч. 1 Порядка предоставления мер социальной поддержки инвалидам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, согласно приложению к настоящему постановлению (Приложение к постановлению администрации Города Томска от 23.03.2016 №м216), имеет право на единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения или компенсации понесенных затрат по совершенным сделкам купли-продажи жилого помещения, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, в котором располагается жилое помещение, или уступку права требования доли в строящемся многоквартирном доме. ФИО2, являющейся супругой истца и его представителем по доверенности, были совершены две сделки: 1) договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ помещения по адресу: <адрес>, приобретенного с использованием средств материнского капитала, заключен между ФИО2, действующей от своего имени, несовешеннолетних детей, и от имени ее мужа по доверенности (по ... доли в праве у каждого) и ее матерью М., 2) договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ помещения по адресу: <адрес>, также заключен между ФИО2, действующей от своего имени, несовешеннолетних детей, и от имени ее мужа по доверенности (по ... доли в праве у каждого) и ее матерью М. После совершения указанных сделок представитель истца обращалась с заявлением к ответчику о предоставлении единовременной денежной выплаты с приложением необходимого пакета документов, в который входили, в том числе, документы, подтверждающие исполнение обязательств по оплате в части превышающей размер единовременной денежной выплаты на приобретенное жилое помещение. Решением комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении единовременной денежной выплаты отказано со ссылкой на положения ст.28 и п.3 ст.37 ГК РФ. Основанием для отказа послужил законодательно установленный запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками, а также то обстоятельство, что ФИО1 представлен не полный пакет документов, подтверждающий право на получение единовременной денежной выплаты, в частности, не представлены доказательства произведения расчета между сторонами сделки. С решением об отказе в предоставлении мер социальной поддержки истец не согласен, полагает его незаконным, ссылаясь на то, что им была представлена расписка, подтверждающая оплату приобретенного у М. жилого помещения, кроме того, мать его супруги М. исходя из положений Семейного кодекса РФ близким родственником истца не является.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ненадлежащего ответчика Комитета жилищной политики администрации г. Томска на надлежащего – администрацию г. Томска (л.д. 48).

Истец ФИО1, извещенный о времени и месте судебного разбирательства по телефону лично, что подтверждается телефонограммой об извещении от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не явился, направил для участия в деле своего представления.

На основании ст.167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.

Участвуя в судебном заседании, представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Суду пояснила, что ее супруг ФИО1 является инвалидом ... группы с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, передвигается на коляске, у них двое несовершеннолетних детей. В ДД.ММ.ГГГГ она с использованием средств материнского капитала приобрела в собственность жилое помещение секционного типа по адресу: <адрес> за 490 тыс. рублей, в ДД.ММ.ГГГГ было зарегистрировано право общей долевой на квартиру на всех членов семьи по ... доле в праве у каждого. Супруг имеет право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в размере 500 000 руб. Однако, продав свою квартиру, даже с учетом получения социальной выплаты приобрести нормальное жилье, пригодное для проживание инвалида, было невозможно, поэтому ее мать М. решила им помочь. У матери в собственности имелась 1-комнатная квартира в новом доме по адресу: <адрес>, которая подходит для проживания инвалида, так как в доме есть грузовой лифт. В ДД.ММ.ГГГГ они продали М. свою квартиру за 480 тыс. рублей, и купили у нее ее квартиру также в общую долевую собственность за 980 тыс. рублей, при этом рыночная стоимость аналогичной квартиры составляет 1 460 тыс. рублей. Передача денежных средств по сделке оформлена распиской. На продажу квартиры по <адрес> было получено одобрение органа опеки и попечительства, обе сделки прошли регистрацию в Росреестре и никаких вопросов не возникало. Весь требуемый пакет документов для получения единовременной денежной выплаты был представлен в администрацию г. Томска, в том числе, справка о том, что квартира по <адрес> предназначена для инвалида-колясочника. При приеме документов специалист Комитета жилищной политики сказал, что все документы в порядке. Однако в ДД.ММ.ГГГГ был получен отказ в выплате из-за непредставления выписки из ЕГРН, а также возникли вопросы к расписке. Однако законом не предусмотрено запрета на расписки и оплату сделки наличными денежными средствами. Квартира большей площади была приобретена в общую долевую собственность по цене ниже рыночной, тем самым улучшено положение инвалида и несовершеннолетних детей.

Представитель ответчика ФИО3 заявленные требования не признала, полагала иск не подлежащим удовлетворению, поддержав доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Указала, что истец ФИО1 состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Решение Комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении мер социальной поддержки ФИО1 считает правомерным. Основанием для отказа в единовременной денежной выплате послужило то, что сделка по отчуждению квартиры по <адрес> является недействительной в силу того, что ст.37 ГК РФ установлен запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками, за исключением передачи имущества несовершеннолетним в качестве дара или в безвозмездное пользование. В данном случае близкими родственниками являются дети ФИО1 и ФИО2 и их бабушка М. (мать ФИО2). Вторая сделка недействительная, так как использованы те же средства и нет доказательств передачи денежных средств. Отказ произошел из-за представления не полного пакета документов, не была представлена выписка из ЕГРН. Был представлен отчет об оценке квартиры по <адрес>, а также договоры купли-продажи с имеющимися на них отметками о регистрации. Информацию об использовании средств материнского капитала узнали от самого заявителя, органы опеки представили пакет документов по сделке с привлечением средств материнского капитала. Квартира на <адрес> стоит дороже, чем ее купил истец.

Заслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные сторонами письменные доказательства суд полагает исковые требования ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституционные цели социальной политики Российской Федерации обусловлены признанием Конституцией Российской Федерации высшей ценностью человека, его прав и свобод, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статьи 2 и 18). Применительно к реализации закрепленного статьей 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на жилище, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), это означает, что правовое регулирование отношений по владению, пользованию и распоряжению объектами жилищного фонда должно обеспечивать каждому гарантированную статьями 45 (часть 1) и 46 Конституции Российской Федерации государственную, в том числе судебную, защиту данного конституционного права, которая должна быть полной и эффективной.

Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Положением «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Город Томск», утвержденным Решением Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55 (далее – Положение), в качестве дополнительной меры социальной поддержки инвалидов с нарушением функции передвижения предусмотрена единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения или компенсация понесенных затрат по совершенным сделкам купли-продажи жилого помещения, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, в котором располагается жилое помещение, или уступку права требования доли в строящемся многоквартирном доме (п.1 ст.143 Положения).

Согласно п.1 ст.147 Положения единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения устанавливается в размере разницы между рыночной стоимостью приобретаемого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) и рыночной стоимостью продаваемого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), но не более разницы между стоимостью продаваемого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), указанной в договоре купли-продажи жилого помещения, и стоимостью приобретаемого жилого помещения, указанной в договоре, заключенном в целях приобретения жилого помещения, и не более 500 000 (пятьсот тысяч) рублей, а в случае приобретения жилого помещения без продажи имеющегося в собственности инвалида (ребенка-инвалида) и члена(ов) его семьи жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение) - в размере, не превышающем рыночную стоимость приобретаемого жилого помещения (доли в праве собственности на жилое помещение), но не более 500 000 (пятьсот тысяч) рублей.

Рыночная стоимость жилого помещения определяется по результатам оценки объекта недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

В целях реализации главы 23 Положения «Об оказании мер социальной поддержки отдельным категориям граждан на территории муниципального образования «Город Томск», постановлением администрации г. Томска от 23.03.2016 № 216 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением функции передвижения (далее – Порядок). Указанный нормативный документ регулирует правоотношения по предоставлению меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения.

Учитывая, что 05.06.2020 в указанное постановление внесены изменения, суд при разрешении настоящего спора руководствуется положениями постановления администрации г. Томска от 23.03.2016 № 216 в предыдущей редакции, действовавшей на момент обращения истца заявлением о предоставлении меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 3 Порядка, являющегося Приложением к постановлению администрации г. Томска от 23.03.2016 № 216, Комитет жилищной политики администрации Города Томска от имени администрации Города Томска осуществляет прием документов и заявлений о предоставлении мер социальной поддержки, заявлений о предоставлении (перечислении) мер социальной поддержки и их регистрацию; проверку документов, представляемых инвалидами, семьями, имеющими детей-инвалидов, для предоставления (перечисления) единовременной денежной выплаты и социальной (материальной) помощи, на правильность оформления, достоверность содержащихся в них сведений и соответствие изложенных в них сведений условиям предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Положением, рассматривает заявления о предоставлении (перечислении) мер социальной поддержки, заявления о перечислении мер социальной поддержки и представленные документы и принимает решения о соответствии заявителя отдельным условиям, предусмотренным разделом 23 Положения, отказе в предоставлении мер социальной поддержки; уведомляет инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, о принятых в отношении них решениях, уведомляет инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов, о выделении денежных средств на цели предоставления мер социальной поддержки из бюджета муниципального образования «Город Томск».

Перечень документов, подлежащий представлению инвалидом, семьей, имеющей детей-инвалидов (далее – заявители) для установления соответствия отдельным условиям, предусмотренным разделом 23 Положения, и включения в Книгу учета инвалидов (семей, имеющих детей-инвалидов), изъявивших желание получить меры социальной поддержки, установлен пунктом 6 Порядка.

Срок рассмотрения заявления и представленных документов не может превышать 30 календарных дней со дня его регистрации (п.8 Порядка).

Перечень документов, подлежащих предоставлению претендентом на получение меры социальной поддержки, после получения уведомления о соответствии отдельным условиям, предусмотренным главой 23 Положения, установлен п.13 Порядка.

В соответствии с п.14 Порядка Комитет жилищной политики администрации Города Томска в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 13 настоящего Порядка, проверяет представленные претендентом на получение мер социальной поддержки документы на предмет соответствия условиям настоящего Порядка действующему законодательству, достоверности содержащихся в них сведений путем направления запросов в уполномоченные органы и организации и принимает решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки в форме информационного письма либо подготавливает проект решения о предоставлении мер социальной поддержки в форме муниципального правового акта администрации Города Томска. Соответствующий муниципальный правовой акт администрации Города Томска подлежит принятию в порядке, установленном стандартом делопроизводства администрации Города Томска, в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения документов, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 13 настоящего Порядка и не позднее 25 декабря.

Судом установлено, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, что истец ФИО1 является инвалидом ... группы с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Установлено также, что ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с ФИО2 (свидетельство о заключении брака от ДД.ММ.ГГГГ), от брака имеют двоих несовершеннолетних детей - К.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении , выдано повторно ДД.ММ.ГГГГ), и К.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно справке паспортного стола ООО ... от ДД.ММ.ГГГГ семья К-вых в составе 4-х человек проживала в квартире по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м.

Указанная квартира была приобретена ФИО2 с использованием средств материнского капитала по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и оформлена в общую долевую собственность всех членов семьи по ... доле в праве у каждого на основании соглашения об оформлении в общую долевую собственность жилого помещения, приобретенного с использованием средств материнского капитала от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного нотариусом г. Томска Т. Право общей долевой собственности зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ.

Из материалов дела следует и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действуя в интересах ФИО1 по доверенности, обратилась в Комитет жилищной политики администрации г. Томска с заявлением на получение меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты с приложением требуемого пакета документов.

После рассмотрения заявления и проверки представленных документов распоряжением Комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 принято решение о его соответствии отдельным условиям, предусмотренным разделом 23 Решения Думы Города Томска от 21.12.2010 № 55 (л.д. 44), и включении его в Книгу учета инвалидов (семей, меющих детей-инвалидов), изъявивших желание получить меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты о чем истец был уведомлен письмом Комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмом Комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 сообщено о выделении ему бюджетных средств на получение мер социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения или компенсация понесенных затрат по совершенным сделкам купли-продажи жилого помещения, на участие в долевом строительстве многоквартирного дома, в котором располагается жилое помещение, или уступку права требования доли в строящемся многоквартирном доме, и необходимости для получения указанных мер поддержки представить документы (согласно Приложению) в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В целях улучшения жилищных условий ФИО2, действующей от своего имени, от имени несовершеннолетних детей К.М.., К.А., а также от имени ФИО1 по доверенности, были совершены две сделки:

Договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым квартира по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м, принадлежащая на праве общей долевой собственности ФИО1, ФИО4 (по ... доле в праве) передана в собственность М. Согласно договору стоимость квартиры составила 480 000 руб. и передана Продавцам до подписания договора без присутствия нотариуса (л.д. 9-12). Передача денежных средств Покупателем по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Продавцам оформлена распиской, совершенной ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ

Договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым квартира по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м, принадлежавшая на праве собственности М., передана в общую долевую собственность ФИО4, ФИО1 по ... доли в праве. Согласно договору стоимость квартиры составила 980 000 руб. и подлежала передаче Продавцу в следующем порядке: 480 000 руб. в день подписания договора наличными денежными средствами, 500 000 руб. в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения по совершенным сделкам купли-продажи жилого помещения в соответствии с п.13 постановления администрации г. Томска от 23.03.2016 № 2016 путем безналичного перечисления на счет Продавца в срок, не превышающий 45 рабочих дней после регистрации перехода права собственности на объект недвижимости к Покупателю (л.д. 13-16). Передача денежных средств Продавцу в сумме 480 000 руб. оформлена распиской М. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).

Оба договора совершены в нотариальной форме, прошли государственную регистрацию, согласно выписке из ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности ФИО1, ФИО4 на квартиру по адресу: <адрес> (по ... доле в праве у каждого).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, действуя в интересах ФИО1 по доверенности, представила в Комитет жилищной политики администрации г. Томска заявление о предоставлении единовременной денежной выплаты с приложенным к нему пакетом документов, в том числе документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате в части, превышающей размер единовременной денежной выплаты на приобретенное жилое помещение.

Решением Комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении меры социальной поддержки ФИО1 отказано на основании п.15 постановления администрации г. Томска от 23.03.2016 № 216 в связи предоставлением неполного пакета документов, предусмотренных пп.4 п.13 постановления со ссылкой на нарушение положений ст.28 и п.3 ст.37 ГК РФ, устанавливающих запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками. Указано, что заявителем не предоставлены документы, подтверждающие оплату приобретенного жилого помещения, представленная расписка вызывает сомнения об оплате приобретенного жилого помещения по адресу: <адрес>, денежными средствами, полученными от продажи жилого помещения по адресу: <адрес>. Кроме того, не получена выписка из ЕГРН о правах заявителя и членов его семьи на недвижимое имущество (по состоянию на дату рассмотрения заявления о предоставлении меры социальной поддержки (ДД.ММ.ГГГГ).

Решая вопрос об обоснованности решения об отказе истцу в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретенное жилое помещение, суд исходит из того, что пунктом 15 Порядка установлены два основания для отказа в предоставлении мер социальной поддержки, которыми являются:

- непредставление или неполное представление документов, указанных соответственно в подпунктах 1 - 4 пункта 13 настоящего Порядка либо в подпунктах 1 - 3, 5 пункта 13 настоящего Порядка;

- несоответствие претендента на получение мер социальной поддержки условиям, предусмотренным пунктами 144, 145, 146 раздела 23 Положения.

Пункт 13 Порядка (в редакции, действовавшей на момент обращения истца с соответствующим заявлением) предусматривает предоставление претендентом на получение меры социальной поддержки, после получения уведомления о соответствии отдельным условиям, предусмотренным главой 23 Положения, следующих документов:

1) документы, предусмотренные подпунктами 3 - 6, 8 - 15 пункта 6 настоящего Порядка, - при изменении ранее предоставленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка сведений, а также в случае истечения одного года со дня регистрации заявления в Книге учета;

2) копии документов, удостоверяющих личность инвалида (ребенка-инвалида) и членов его семьи, - паспорта гражданина Российской Федерации; для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении;

3) копия документа, подтверждающего полномочия представителя заявителя (в случае подачи заявления от имени заявителя лицом, не являющимся его законным представителем);

4) для предоставления единовременной денежной выплаты:

а) заявление о предоставлении и перечислении единовременной денежной выплаты, содержащее реквизиты банковского счета, на который следует осуществить перечисление единовременной денежной выплаты;

б) копии договоров купли-продажи приобретаемого или приобретенного и продаваемого или проданного жилых помещений, либо договора участия в долевом строительстве, либо договора уступки прав требования (цессии);

в) исключен;

г) копия ипотечного жилищного кредитного договора или договора займа на приобретение жилого помещения и справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга (при наличии);

д) отчет об оценке жилых помещений (приобретаемого или приобретенного и продаваемого или проданного), составленный по результатам оценки объектов недвижимости в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»;

е) выписка из Единого государственного реестра недвижимости, удостоверяющая государственную регистрацию прав Претендента на получение мер социальной поддержки на приобретенное по договору купли-продажи (в случае предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации понесенных затрат - также по договору долевого участия в строительстве или договору уступки права требования (цессии)) жилое помещение, а также подтверждающая отсутствие ограничений прав и обременений объекта недвижимости (за исключением нахождения жилого помещения в залоге соответственно у продавца или застройщика для обеспечения исполнения Претендентом его обязанности по оплате приобретенного по соответствующей сделке жилого помещения);

ж) справка от организации, осуществляющей управление многоквартирным домом, в котором расположено приобретенное жилое помещение, или от застройщика многоквартирного дома, в котором расположено приобретенное жилое помещение, содержащая сведения об оборудовании входа в него в соответствии с требованиями действующего законодательства, для обеспечения доступности для инвалида (ребенка-инвалида), а в случае приобретения жилого помещения, расположенного на втором и последующих этажах, и пассажирским лифтом или подъемными платформами, обеспечивающими доступ инвалида (ребенка-инвалида), в соответствии с требованиями действующего законодательства;

з) копии документов, подтверждающих исполнение обязательств по оплате приобретенного жилого помещения:

- в случае предоставления меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретение жилого помещения: документы, подтверждающие оплату приобретенного жилого помещения в части, превышающей размер единовременной денежной выплаты (платежные поручения, товарные и кассовые чеки, квитанции к приходным кассовым ордерам, расписки продавцов (цедентов) при приобретении за наличный расчет у физических лиц).

Из материалов дела следует, подтверждено представителем истца и не отрицалось представителем ответчика, что совместно с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретенное жилое помещение представителем истца в уполномоченный орган были представлены документы согласно приложению к уведомлению о выделении бюджетных средств от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, доверенность представителя заявителя, справка о составе семьи, документы, подтверждающие наличие инвалидности, справка управляющей организации об оснащении дома грузопассажирским лифтом, копии договоров купли-продажи приобретенного и проданного жилых помещений с имеющимися на них отметками о регистрации, отчет об оценке приобретенного жилого помещения (квартиры по <адрес>).

При этом, согласно пояснениям представителя истца, при приеме документов ей подтвердили, что все документы в порядке. О необходимости предоставления выписки из ЕГРН ей ничего не сказали.

Вместе с тем суд отмечает, что на момент обращения с вышеуказанным заявлением право общей долевой собственности ФИО1, ФИО4 на квартиру по адресу: <адрес> (по ... доле в праве у каждого) было зарегистрировано в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем выписка из указанного реестра могла быть представлена по требованию уполномоченного органа при необходимости.

Кроме того, из информационного письма комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует также и подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, что уполномоченным органом ставится под сомнение законность совершенных представителем истца сделок купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик полагает, что указанные сделки, совершенные в нарушение законодательно установленного ст.28 и п.3 ст.37 ГК РФ запрета, в соответствии со ст.168 ГК РФ являются недействительными и не влекут юридических последствий.

Однако такого основания для отказа в предоставлении меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретенное жилье, как недействительность договора, пунктом 15 Порядка не предусмотрено.

Суд, оценивая указанный довод ответчика, учитывает, что из содержания п. 1 ст. 166 ГК РФ следует, что, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).

В силу п.1 ст.168 ГК РФ за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи или иным законом, сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В письме Росреестра от 10.07.2019 № 14-06814-ГЕ/19 «О направлении письма Минэкономразвития России от 25.06.2019 № Д23и-21347» и письме Минэкономразвития России от 25.06.2019 № Д23и-21347 «О рассмотрении обращения» указано, что в соответствии со ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться, в том числе на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.

Согласно статье 28 ГК РФ за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 37 ГК РФ, опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель - давать согласие на совершение сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других действий, влекущих уменьшение имущества подопечного.

Согласно пункту 3 статьи 37 ГК РФ опекун, попечитель, их супруги и близкие родственники не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна или попечителя и их близкими родственниками.

Пункт 3 статьи 37 ГК не содержит исключений из установленного правила, в том числе применительно к приобретению в собственность несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, жилого помещения с использованием средств материнского (семейного) капитала либо иных выплат по государственным социальным программам на основании договора купли-продажи, заключенного законными представителями несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, с близкими родственниками.

Таким образом, представители несовершеннолетнего обязаны совершать сделки по отчуждению его имущества только с предварительного разрешения органа опеки и попечительства. При этом действующим законодательством установлен запрет на совершение сделок законными представителями несовершеннолетних с близкими родственниками, за исключением передачи имущества несовершеннолетним в качестве дара или в безвозмездное пользование.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ № 13-П от 08.06.2010, специальный порядок совершения родителями, как законными представителями своих несовершеннолетних детей, сделок с принадлежащим детям имуществом, закрепленный положениями гражданского и семейного законодательства (ст. ст. 28 и 37 ГК РФ, ст. 64 СК РФ ) в их взаимосвязи, направлен на защиту прав и интересов несовершеннолетних.

При этом Конституционный Суд РФ в данном постановлении указал, что по смыслу статей 17 (часть 3), 38 (часть 2) и 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьей 35 (часть 2), при отчуждении собственником жилого помещения, в котором проживает его несовершеннолетний ребенок, должен соблюдаться баланс их прав и законных интересов. Это, однако, не означает, что при определенном стечении жизненных обстоятельств жилищные условия ребенка в принципе не могут быть ухудшены, если родители предпринимают все необходимые меры к тому, чтобы минимизировать неизбежное ухудшение, в том числе обеспечив ребенку возможность пользования другим жилым помещением. Нарушен или не нарушен баланс их прав и законных интересов - при наличии спора о праве - в конечном счете, по смыслу статей 46 и 118 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 38 (часть 2) и 40 (часть 1), должен решать суд, который правомочен, в том числе с помощью гражданско-правовых компенсаторных или правовосстановительных механизмов, понудить родителя - собственника жилого помещения к надлежащему исполнению своих обязанностей, связанных с обеспечением несовершеннолетних детей жилищем, и тем самым к восстановлению их нарушенных прав или законных интересов.

Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации установлено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Данному конституционному положению корреспондирует п. 3 ст. 1 ГК РФ, согласно которому при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу абз. 1 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

В случае несоблюдения данного запрета суд на основании п.2 ст. 10 ГК РФ с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

С учетом приведенных законоположений и вышеизложенной позиции Конституционного Суда РФ, юридическое значение для правильного разрешения спора и подлежащими установлению, являются наличие или отсутствие цели совершения сделки, отличной от цели, обычно преследуемой при совершении соответствующего вида сделок, наличие или отсутствие действий сторон по сделке, превышающих пределы дозволенного гражданским правом осуществления правомочий, наличие или отсутствие негативных правовых последствий для участников сделки, для прав и законных интересов иных граждан и юридических лиц, наличие или отсутствие у сторон по сделке иных обязательств, исполнению которых совершение сделки создает или создаст в будущем препятствия.

Однако, несмотря на то, что участники сделок по договорам купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: дети ФИО1 и ФИО2 – несовершеннолетние К.А., К.М. и их бабушка М. (мать ФИО2), являются близкими родственниками по смыслу ст.14 Семейного кодекса РФ, исходя из обстоятельств их заключения и условий, данные договоры не нарушают права и охраняемые законом интересы истца - инвалида с нарушением функции передвижения и его несовершеннолетних детей.

Как следует из пояснений представителя истца, сделки купли-продажи квартир от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ преследовали целью улучшение жилищных условий семьи.

Действительно, согласно техническим характеристикам жилых помещений, являющихся предметом указанных договоров купли-продажи, жилое помещение по <адрес>, в котором ранее проживала семья К-вых, и продаваемое ими по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, представляет собой жилую комнату, общей площадью ... кв.м, жилой площадью ... кв.м, находящуюся на ...-м этаже многоквартирного жилого дома. Квартира по адресу: <адрес>, приобретаемая ими по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, имеет большую общую площадью - ... кв.м, также находится на ...-м этаже многоквартирного дома, при этом дом оборудован грузовым лифтом, что соответствует требованиям к жилым помещениям для проживания инвалидов с нарушением функции передвижения, установленным п.146 раздела 23 Положения.

В силу положений ст.37 ГК РФ родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. Однако в рассматриваемом случае орган опеки и попечительства при проверке сделки купли-продажи жилого помещения по <адрес> не только не обнаружил таких противоречий, но и выдал разрешение на совершение сделки купли-продажи долей несовершеннолетних К.А. и К.М. (по ... доле в праве у каждого) в указанной квартире, что подтверждается распоряжениями Главы администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ и соответственно, принимая во внимание принятое на себя родителями несовершеннолетних обязательство по предоставлению своим несовершеннолетним детям по ... доле в праве собственности на жилое помещение общей площадью ... кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что следует из письма администрации ... района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации г. Томска.

С учетом того обстоятельства, что жилое помещение по адресу <адрес> также приобретено К-выми в общую долевую собственность членов семьи (по ... доле в праве у каждого), суд приходит к выводу, что сделка купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ заключена родителями несовершеннолетних в интересах своих детей, которые по условиям договора приобретают аналогичные доли в объекте недвижимого имущества большей площади, следовательно, жилищные права и интересы несовершеннолетних не ущемляются.

Сомнения ответчика относительно реальности расчетов, произведенных между сторонами сделок купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ суд полагает необоснованными, поскольку, как установлено судом и указано выше, факт передачи денежных средств по договорам подтвержден расписками от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, при этом действующее законодательство не содержит запрета на оплату сделки наличными денежными средствами, а расписка в силу ст.408 ГК РФ является документом, подтверждающим исполнение обязательства по оплате.

Приобретение квартиры по адресу: <адрес> за 980 000 руб. также не свидетельствует о злоупотреблении со стороны участников сделки, поскольку квартира приобретена не по завышенной стоимости, а по цене ниже рыночной, что подтверждается справкой АО ..., согласно которой рыночная стоимость указанного жилого помещения составляет 1 460 000 руб.

Суд отмечает также, что в силу п.1 ст.168 ГК РФ сделки купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ являются оспоримыми, однако указанные сделки в установленном порядке никем оспрорены не были, обе сделки прошли государственную регистрацию без каких-либо замечаний, что следует из регистрационных дел по указанным сделкам, представленным Управлением Росреестра по Томской области по запросу суда.

Таким образом, относимые и допустимые доказательства, достоверно подтверждающие совершение вышеуказанных сделок купли-продажи с намерением причинить вред и ухудшить положение инвалида, его несовершеннолетних детей, действия в обход закона с противоправной целью, а также иным заведомо недобросовестным осуществлением гражданских прав (ст.10 ГК РФ), в суд не представлены, и данные обстоятельства материалами дела не подтверждаются.

При таких данных отказ в предоставлении ФИО1 меры социальной поддержки в виде единовременной денежной выплаты на приобретенное жилое помещение, выраженный в письме комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск ФИО1 к администрации г. Томска о признании незаконным отказа в предоставлении меры социальной поддержки, выраженном в письме комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности предоставить единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещения, удовлетворить.

Признать незаконным отказ в предоставлении меры социальной поддержки ФИО1, выраженный в письме комитета жилищной политики администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию Города Томска предоставить ФИО1 единовременную денежную выплату на приобретение жилого помещение в порядке, установленном постановлением администрации г. Томска от 23.03.2016 № 216 «О порядке предоставления мер социальной поддержки инвалидам с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, семьям, имеющим детей-инвалидов с нарушением функций опорно-двигательного аппарата».

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья

На дату опубликования решение не вступило в законную силу.