Дело № 2-849/2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Вязьма 19 июля 2022 года
Вяземский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего Титовой Е.В.,
при секретаре Захаровой Е.Н.,
с участием истца – помощника Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Осипова А.А.,
представителей ответчиков: администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области – ФИО1, ФИО2, ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» – ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» о понуждении совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области обратился с иском в суд, в котором с учетом уточненных требований просит:
признать бездействие администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению контроля за соблюдением ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» условий концессионного соглашения от 30.11.2018, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов, незаконным;
обязать ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» в срок до 31.12.2022 провести инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненные в 2019-2021 годы, а именно:
- разработка проектно-сметной документации по строительству трубопроводов, не менее 5 км, в том числе: - водовод от скважины ул. Юбилейная до станции обезжелезивания по ул. Юбилейная г. Вязьма; - сети по ул. Томинская г. Вязьма;
- разработка проектно-сметной документации по строительству Станции повышения давления на водопроводных сетях по ул. Плетниковка г. Вязьмы;
- перевод отдельных абонентов от питания с водозаборов (скважин) с неудовлетворительным качеством воды на питание от Бознянского водозабора;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации, проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной (создание сооружений для обезвоживания осадка и утилизация);
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции главной КНС;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции канализационных сетей;
- оснащение лаборатории приборами и оборудованием;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений, мкр. Юбилейный.
В обоснование своих доводов указал, что Вяземской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Смоленской области проведена проверка исполнения законодательства о концессионных соглашениях и по фактам нарушений эксплуатации сетей холодного водоснабжения. 30 ноября 2018 года между администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области, ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» и Смоленской областью заключено концессионное соглашение сроком до 31.12.2050. Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.03.2019 № 28 утверждена инвестиционная программа ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, которая разработана на основании технического задания на разработку инвестиционной программы, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район Смоленской области от 26.12.2018 № 2556. Согласно концессионному соглашению от 30.11.2018 года Инвестиционная программа - программа мероприятий концессионера по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, входящих в состав объекта соглашения, в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности централизованных систем водоснабжения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и водоотведения. Согласно части 11.2 раздела 11 концессионного соглашения от 30.11.2018 года мероприятия по созданию объекта соглашения, предусмотренные заданием и основными мероприятиями, подлежат включению в инвестиционную программу концессионера в полном объеме. В Приложении 4 к концессионному соглашению от 30.11.2018 года содержится задание и основные мероприятия по созданию объекта соглашения, в котором определено: «задание сформировано на основании схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Вяземское городское поселение» Вяземского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Вяземское городское поселение» Вяземского района Смоленской области от 13 марта 2017 № 428, границ планируемых зон размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления питьевой воды, количества и состава сточных вод». В ходе проведения проверки реализации концессионного соглашения ООО «Вода Смоленска» филиала Водоканал - Вязьма за 2019-2021 годы, согласно отчетов о выполнении мероприятий инвестиционной программы, установлено, что необходимый объем финансирования на 2019-2021 годы, для реализации мероприятий инвестиционной программы, составил в сумме 177 892,06 тыс. рублей, объем освоенных средств составил в сумме 102 778,62 тыс. рублей, что на 75 113,44 тыс. рублей меньше плановых назначений. Таким образом, концессионером ООО «Вода Смоленска» не обеспечено своевременное проведение инвестиционных мероприятий на общую сумму 75 113,44 тыс. рублей. В соответствии с частью 14.3 концессионного соглашения от 30.11.2018 года концедент вправе осуществлять следующие мероприятия с целью контроля за исполнением концессионером условий концессионного соглашения: проводить плановые осмотры объекта соглашения и иного имущества; в случае возникновения чрезвычайных и (или) аварийных ситуаций, связанных с ухудшением качества услуг водоснабжения и водоотведения, оказываемых концессионером, проводить внеплановые осмотры объекта соглашения и иного имущества с обязательным уведомлением концессионера за 24 часа до начала внепланового осмотра; запрашивать у концессионера любую информацию и документы, связанные с исполнением концессионером своих обязательств по концессионному соглашению. Согласно части 14.4 раздела 14 концессионного соглашения от 30.11.2018 года график проведения плановых осмотров объекта соглашения и иного имущества подлежит согласованию концессионером и концедентом в течение 1 (одного) месяца с даты заключения концессионного соглашения, при этом плановые осмотры не могут производиться чаще, чем 1 (один) раз в год в течение второго квартала. В ходе проведения установлено, что концедентом администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов выполнен ненадлежащим образом. Так, концедентом допущено нарушение условий концессионного соглашения от 30.11.2018 и выполнения мероприятий инвестиционной программы в рамках соглашения, выразившиеся в необеспечении своевременного проведения инвестиционных мероприятий на 75 113,44 тыс. рублей от плановых назначений. Кроме этого, администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области в ходе проверки не предоставлены согласованные графики проведения плановых осмотров объекта и иного имущества концессионного соглашения от 30.11.2018 и акты осмотров. Контроль исполнения условий концессионного соглашения от 30.11.2018 администрацией МО «Вяземский район» Смоленской области производится лишь посредством анализа отчетов о выполнении мероприятий инвестиционной программы за отчетный период, предоставленных ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области». Неисполнение ответчиком ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» своих обязанностей по исполнению концессионного соглашения от 30.112018 и мероприятий инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, а также отсутствие контроля со стороны администрации МО «Вяземский район» Смоленской области создает угрозу нарушения прав граждан на бесперебойное водоснабжение, а также не позволяет обеспечить высокий уровень безаварийной эксплуатации систем водоснабжения г. Вязьма.
В судебном заседании представитель Вяземской межрайонной прокуратуры – Осипов А.А. уточнил исковые требования, исключив из них требования о понуждении ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» провести инвестиционные мероприятия: разработку проектно-сметной документации по строительству трубопровода от скважины ул. Юбилейная до станции обезжелезивания по ул. Юбилейная в г. Вязьме, сети по ул. Томинской в г. Вязьме; разработку проектно-сметной документации по строительству Станции повышения давления на водопроводных сетях по ул. Плетниковка г. Вязьмы; проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной; проведение проектно-изыскательских работ по реконструкции главной КНС. В остальной части поддержал исковые требования по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО1 не признала исковые требования прокурора, просила в иске отказать, поскольку администрацией предприняты меры по контролю за выполнением условий концессионного соглашения, заявила ходатайство, удовлетворенное судом, о приобщении к материалам дела документов: протоколы выездных заседаний за 2020 год; акты о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения от 18.06.2022, 14.07.2021, 23.07.2020, переписку с ООО «Вода Смоленска» за 2020-2022 гг., запросы, направленные по адресу ООО «Вода Смоленска» о необходимости предоставления отчетности по итогам года, запросы о направлении информации об осуществлении контроля, запросы о необходимости предоставления комитетом экономического развития отчетности по реализации концессионного соглашения.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ФИО2 пояснил суду, что в приобщенных документах обозначены мероприятия, которые выполняются непосредственно концедентом, и администрация МО «Вяземский район» совместно с рабочими комиссиями депутатов, как городского, так и районного совета, раз в год по истечении отчетного периода осуществляют контроль. В апреле ежегодно представляется отчет по исполнению концессионного соглашения, где непосредственно указываются эти мероприятия, которые выполнены в рамках концессионного соглашения. Данные отчеты рассматриваются администрацией, в том числе на Советах, комиссиях Совета депутатов, которые осуществляют выездные комиссии, в ходе которых происходит непосредственно обследование тех мероприятий, которые были выполнены в отчетный период. По итогам обследования подготавливается протокол о подтверждении мероприятий, которые выполнены, администрация составляет акт по выполнению данной деятельности в отчетный период в рамках концессионного соглашения. В материалы дела представлены отчеты за 2019-2020 гг., в которых были зафиксированы действия, произведенные по водостоку. Только после получения отчета от концессионера они выезжали и на основании произведенного осмотра составляли протокол. Концессионным соглашением не предусмотрен график проведения осмотров. Есть единственный период по итогам календарного года, когда представляется отчет, который непосредственно проверяется. В 2021 году администрацией дополнительные меры контроля не проводились в условиях пандемии. Внеплановые проверки с момента заключения концессионного соглашения не проводились. Что пояснял концессионер в связи с отставаниями, он пояснить сейчас не смог.
Представитель ответчика – ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» ФИО3 не признала исковые требования прокурора, пояснила, что не согласна с актом проверки финансово-хозяйственной и инвестиционной деятельности от 06.06.2022 года, поскольку он составлен в нарушение требований действующего законодательства, в адрес ООО «Вода Смоленска» не поступал, не может являться относимым и допустимым доказательством по делу. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.04.2022 № 785 в адрес главы МО «Вяземский район» организацией направлено заявление об утверждении технического задания на корректировку для разработки проекта корректировки инвестиционной программы 21.06.2022. Ответ от администрации не поступил. Корректировки вносятся, так как не понятна целесообразность ряда мероприятий. К примеру, по ул. Юбилейная г. Вязьма промыли фильтры, и не меняли трубопровод, состав воды стал лучше. Работы по ул. Юбилейная не выполнены в полном объеме, поскольку целесообразность в их проведении отпала. Администрация с этим согласна. Мероприятия относительно строительства требуют привлечения подрядной организации, которая изготовит проектно-сметную документацию, сдаст на госэкспертизу. Госэкспертиза проверяет проектную документацию на соответствие ГОСТ, а ГОСТы часто меняются. По улице Томинская и переулку Томинский администрация сама выполнила строительство. Предполагает, что была привлечена подрядная организация. На момент заключения концессионного соглашения 454 погонных метра по ул. Томинская переданы по акту приема-передачи. По ул. Юбилейная до станции обеззараживания мероприятия включены в техническое задание, внесено предложение об исключении данного мероприятия из концессионного соглашения, поскольку установлена нецелесообразность проведения. Строительство не имеет смысла. По ул. Плетниковка строительство объекта по инициативе администрации МО «Вяземский район» Смоленской области произведено. Новый объект «Станция повышения давления на водопроводных сетях по адресу: <...>» 22.12.2021 по акту передачи передан администрацией в ООО «Вода Смоленска» на обслуживание. Строительно-монтажные работы по реконструкции ОС Бознянского водозабора до станции обезжелезивания по ул. Юбилейная выполнены. Имеется положительное заключение государственной экспертизы Областного государственного автономного учреждения «Управление государственной экспертизы по Смоленской области» по проекту «Реконструкция Бознянского водозабора г. Вязьма Смоленской области», а также по проекту «Реконструкция очистных сооружений канализации города Вязьма». В соответствии с проектом стоимость работ по реконструкции Бознянского водозабора г. Вязьмы составляет 997 миллионов рублей. Необходимый объем финансирования на выполнения данного мероприятия в соответствии с условиями концессионного соглашения предусмотрен в объеме 5 миллионов рублей. В целях осуществления данного мероприятия ООО «Вода Смоленска» обратилось в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. С целью получения льготного целевого займа из средств Фонда национального благосостояния на финансирование данного мероприятия в установленном порядке ООО «Вода Смоленска» 04.02.2022 направило заявку в адрес начальника Департамента по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству. В части бездействия администрации пояснила, что ООО «Вода Смоленска» представляются отчеты об инвестиционной деятельности, составляются акты проверки и три раза в год осуществляется выезд Совета депутатов.
Выслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) предусмотрено, что к вопросам местного значения относится, в числе прочих, организация водоснабжения населения.
На основании п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципального района обладают полномочиями в сфере водоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».
Согласно п. 4 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ) под водоснабжением понимается водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение); под нецентрализованной системой водоснабжения понимаются сооружения и устройства, технологически не связанные с централизованной системой холодного водоснабжения и предназначенные для общего пользования или пользования ограниченного круга лиц.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 416-ФЗ, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
На основании ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение - возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе временно прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, а также транспортировку воды и (или) сточных вод, из-за возникновения аварии и (или) устранения последствий аварии на централизованных системах водоснабжения и (или) водоотведения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Частью 1 ст. 3 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ при исполнении концессионного соглашения концессионер обязан, в том числе обеспечивать при осуществлении деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, возможность получения потребителями соответствующих товаров, работ, услуг; поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта, если иное не установлено концессионным соглашением.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ концедент осуществляет контроль за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе за исполнением обязательств по соблюдению сроков создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, осуществлению инвестиций в его создание и (или) реконструкцию, обеспечению соответствия технико-экономических показателей объекта концессионного соглашения установленным концессионным соглашением технико-экономическим показателям, осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, использованию (эксплуатации) объекта концессионного соглашения в соответствии с целями, установленными концессионным соглашением.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 115 в случае, если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам), перечень создаваемых и (или) реконструируемых в течение срока действия концессионного соглашения объектов, объем и источники инвестиций, привлекаемых для создания и (или) реконструкции этих объектов, устанавливаются в соответствии с инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Как следует из материалов дела 30 ноября 2018 года между муниципальным образованием Вяземское городское поселение Вяземского района Смоленской области, от имени которого выступает администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области (концедент), ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» (концессионер) и Смоленской областью заключено концессионное соглашение сроком исполнения – 31 декабря 2050 года (л.д. 20-138 том № 1). Объектом концессионного соглашения является совокупность объектов систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 26.03.2019 № 28 утверждена инвестиционная программа ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы на 2019-2023 годы, которая разработана на основании Технического задания на разработку инвестиционной программы, утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области № 2556 от 26.12.2018 (л.д. 130-145 том № 2).
Согласно акту приема-передачи от 29 января 2019 года муниципальное образование Вяземского городское поселение Вяземского района Смоленской области, от имени которого выступает администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, передало ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» имущество, входящее в состав объекта соглашения и иного имущества согласно списку (л.д. 139-150 том № 1).
Мероприятия по созданию объекта соглашения, предусмотренные заданием и основными мероприятиями, подлежат включению в инвестиционную программу концессионера в полном объеме (раздел 11 ч. 11.2 концессионного соглашения).
В Приложении 4 к концессионному соглашению от 30.11.2018 года содержится задание и основные мероприятия по созданию объекта соглашения. Задание сформировано на основании схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Вяземское городское поселение» Вяземского района Смоленской области, утвержденных постановлением администрации муниципального образования «Вяземское городское поселение» Вяземского района Смоленской области от 13 марта 2017 № 428, границ планируемых зон размещения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, а также на основании данных прогноза потребления питьевой воды, количества и состава сточных вод.
В ходе проведенной прокуратурой проверки реализации концессионного соглашения ООО «Вода Смоленска» филиала Водоканал - Вязьма за 2019-2021 годы установлено, что необходимый объем финансирования на 2019-2021 годы, для реализации мероприятий инвестиционной программы, составил в сумме 177 892,06 тыс. рублей, объем освоенных средств составил в сумме 102 778,62 тыс. рублей, что на 75 113,44 тыс. рублей меньше плановых назначений.
Таким образом, концессионером ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» не обеспечено своевременное проведение инвестиционных мероприятий на общую сумму 75 113,44 тыс. рублей.
Проверкой установлено, и не отрицалось ответчиками в судебном заседании, ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» в 2019-2021 годы не выполнены следующие инвестиционные мероприятия в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, а именно: разработка проектно-сметной документации по строительству трубопроводов, не менее 5 км; перевод отдельных абонентов от питания с водозаборов (скважин) с неудовлетворительным качеством воды на питание от Бознянского водозабора; разработка проектно-сметной документации, проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной (создание сооружений для обезвоживания осадка и утилизация); разработка проектно-сметной документации по реконструкции главной КНС; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции канализационных сетей; оснащение лаборатории приборами и оборудованием; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод; проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений, мкр. Юбилейный.
Из ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ следует, что порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ, в том числе планов мероприятий по приведению качества питьевой и горячей воды в соответствие с установленными требованиями, требования к составу инвестиционных программ, технического задания на разработку или корректировку инвестиционной программы, а также критерии принятия решения о согласовании и утверждении инвестиционной программы и порядок рассмотрения разногласий по вопросам согласования и утверждения инвестиционной программы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 641 «Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения» утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения (далее – Правила).
В соответствии с п. 12 Правил, в случае если утверждение инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, регулируемая организация направляет проект разработанной инвестиционной программы на согласование в орган (органы) местного самоуправления поселения (городского округа), на территории которого (которых) осуществляются мероприятия инвестиционной программы, в части мероприятий, обеспечивающих водоснабжение.
Орган местного самоуправления поселения (городского округа) обязан рассмотреть проект инвестиционной программы и уведомить о согласовании или об отказе в согласовании регулируемую организацию в течение 30 дней со дня представления проекта инвестиционной программы на согласование. Орган местного самоуправления поселения (городского округа) рассматривает проект инвестиционной программы на предмет ее соответствия техническому заданию в части мероприятий, реализуемых на территории этого муниципального образования, а также в части мероприятий, реализуемых на территории других муниципальных образований, затрагивающих обеспечение водоснабжением и (или) водоотведением абонентов на территории этого муниципального образования. Орган местного самоуправления рассматривает проект инвестиционной программы, разработанный в соответствии с концессионным соглашением, на предмет его соответствия предусмотренным концессионным соглашением мероприятиям, соответствия показателей надежности, качества и энергоэффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения плановым значениям таких показателей, установленным концессионным соглашением, соответствия условий финансирования инвестиционной программы долгосрочным параметрам регулирования деятельности концессионера, установленным концессионным соглашением (п. 13 Правил).
Представителем ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области представлены в суд акты о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения за 2019, 2010 и 2021 годы (л.д. 92, 102 том № 2, л.д. 156 том № 3), в двух из которых содержится информация о невыполнении инвестиционной программы.
В нарушение ч. 14.4 раздела 14 концессионного соглашения отсутствуют согласованные между концессионером и концедентом графики проведения плановых осмотров объекта соглашения и иного имущества.
Из материалов дела следует, что ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» обращалось в Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике об изменении условий концессионного соглашения и о внесении корректировок в инвестиционную программу, Департаментом отказано (л.д. л.д. 91-91143-144, 149, 150-152 том № 3). Причины отказов в основном сводятся к нарушениям ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» порядка и сроков предоставления документов, непредставлению необходимых документов, отсутствию предварительного согласования с органом местного самоуправления.
Указанные судом обстоятельства свидетельствуют об отсутствии надлежащего контроля со стороны органа местного самоуправления за соблюдением концессионером условий концессионного соглашения, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов, что является основанием для признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.
Тот факт, что администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области ежегодно составлялись акты о результатах контроля за исполнением концессионного соглашения, не может свидетельствовать о надлежащем исполнении ответчиком своих обязанностей по осуществлению контроля за соблюдением ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» условий концессионного соглашения от 30.11.2018, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов, поскольку мероприятия, предусмотренные на 2019-2021 года остались не выполненными.
ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» 21 июня 2022 года направило в администрацию муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области заявление об утверждении технического задания для разработки проекта корректировки инвестиционной программы, содержащее перечень мероприятий, предложенных к исключению, в том числе, не выполненных в 2019-2021 годах, а также изменение сроков реализации отдельных мероприятий (л.д. 74-79 том № 3).
На момент рассмотрения настоящего гражданского дела администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области уведомление о согласовании или об отказе в согласовании вносимых изменений в ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» не направлено.
В связи с тем, что в настоящее время органом местного самоуправления проект изменений, предложенных для внесения в инвестиционную программу, не рассмотрен, Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике не согласован и не утвержден, суд считает доводы ответчика ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» не состоятельными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований прокурора о признания незаконным бездействия ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области и возложения обязанности по проведению инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненных в 2019-2021 годы, на ответчика – ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области».
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, выразившееся в неисполнении полномочий по осуществлению контроля за соблюдением ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» условий концессионного соглашения от 30.11.2018, в том числе обязательств по созданию объекта соглашения, осуществлению концессионной деятельности, достижению плановых значений показателей деятельности концессионера в период 2019-2021 годов, незаконным.
Обязать ООО «Региональные объединенные системы водоснабжения и водоотведения Смоленской области» в срок до 31.12.2022 провести инвестиционные мероприятия по развитию систем водоснабжения и водоотведения города Вязьмы в рамках концессионного соглашения от 30.11.2018, не выполненные в 2019-2021 годы, а именно:
- разработка проектно-сметной документации по строительству трубопроводов, не менее 5 км,
- перевод отдельных абонентов от питания с водозаборов (скважин) с неудовлетворительным качеством воды на питание от Бознянского водозабора;
- разработка проектно-сметной документации, проведение строительно-монтажных работ по реконструкции ОС Бознянского водозабора и станции обезжелезивания Юбилейной (создание сооружений для обезвоживания осадка и утилизация)
- разработка проектно-сметной документации по реконструкции главной КНС;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции канализационных сетей;
- оснащение лаборатории приборами и оборудованием;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по созданию новых объектов на головных сооружениях очистки сточных вод;
- проведение проектно-изыскательских работ, разработка проектно-сметной документации по реконструкции очистных сооружений, мкр. Юбилейный.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В. Титова