ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-84/18 от 03.10.2018 Вашкинского районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-84/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 октября 2018 года село Липин Бор

Вашкинский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Власовой Е.Л.,

при секретаре Лучиной И.В.,

с участием истца ФИО1,

представителя истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области о взыскании денежных средств, излишне удержанных в счет оплаты услуг по договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» (далее – БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района»), государственному учреждению – центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области» (далее – ГУ – центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ по Вологодской области) о взыскании денежных средств, излишне удержанных в счет оплаты услуг по договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. В обоснование требований указал, что является участником Великой отечественной войны; на основании договора, заключенного 12 июля 2013 года, БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» предоставляет ему стационарное обслуживание, размер платы за которое в соответствии с дополнительным соглашением №... от 01 марта 2017 года составляет 20 104 рубля ежемесячно. Ссылаясь на то, что указанный договор был заключен до 01 января 2015 года, полагал необоснованным удержание с него платы за стационарное обслуживание со следующих видов выплат: ежемесячной денежной выплаты, дополнительного ежемесячного материального обеспечения, пенсии по инвалидности, поскольку в соответствии с разъяснениями Минтруда России, изложенными в письме от 06 мая 2015 года № 12-3/10П-2598 «О реализации положений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», часть 2 статьи 35 данного Федерального закона носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений сохранить по состоянию на 01 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления. Указывая на то, что законодательством, действовавшим на момент заключения договора, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание определялся с учетом утвержденных в установленном порядке норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем граждан пожилого возраста и инвалидов, сложившегося в регионе уровня потребительских цен, тарифов на оплату коммунальных услуг, и не мог превышать 75 % установленной им пенсии, полагал необоснованным в рамках длящихся правоотношений, поскольку дом милосердия с момента заключения договора до настоящего времени не покидал, не выселялся, занимает одно и то же помещение, получает тот же объем услуг, изменение размера платы за стационарное обслуживание в сторону увеличения. Просил взыскать с БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населении Вашкинского района» в его пользу денежные средства в размере 71 891 рубля 39 копеек, излишне удержанные по договору о стационарном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов.

Определением суда от 27 августа 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент социальной защиты населения Вологодской области; определением суда от 03 сентября 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания Департамент социальной защиты населения Вологодской области из разряда третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, переведен в разряд соответчиков.

Определением суда от 18 сентября 2018 года, занесенным в протокол судебного заседания, принято заявление ФИО1 об увеличении исковых требований в части размера суммы, подлежащей взысканию, до 129 230 рублей 07 копеек.

Истец ФИО1, его представитель ФИО2 в судебном заседании исковые требования к ответчикам БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района», ГУ – центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ по Вологодской области, Департаменту социальной защиты населения Вологодской области о взыскании 129 230 рублей 07 копеек, излишне удержанных с истца в счет оплаты услуг по договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов, поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на иск.

Представитель ответчика ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФ РФ по Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно отзыву исковые требования не признал, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения Вологодской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно отзыву исковые требования не признал, полагал Департамент ненадлежащим ответчиком по делу, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив материалы дела, заслушав истца ФИО1 и его представителя ФИО2, представителя ответчика БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» ФИО3, суд приходит к следующему.

В соответствии с Федеральным закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 442-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года, социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям за плату или частичную плату, за исключением несовершеннолетних детей и лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтах.

В соответствии в частью 4 статьи 32 Федерального закона № 442-ФЗ размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания рассчитываются на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Порядок утверждения тарифов на социальные услуги утвержден приказом Департамента социальной защиты населения Вологодской области (далее – Департамент) от 28 октября 2014 года № 430, согласно которому тарифы на социальные услуги ежегодно рассчитываются организациями социального обслуживания области и утверждаются Департаментом.

Тарифы на социальные услуги отражают экономически обоснованные затраты организации социального обслуживания области на их предоставление, включающие, в том числе, расходы на оплату труда работников, содержание имущества, коммунальные услуги и прочие расходы.

В случае, если размер тарифа на социальные услуги, оказываемые гражданину, превышает 75 % его среднедушевого дохода, то размер платы за социальное обслуживание в стационарной форме составит 75 % среднедушевого дохода гражданина, в случае, если размер тарифа меньше 75 % среднедушевого дохода получателя социальных услуг, то размер платы будет равен величине утвержденного тарифа.

Порядок расчета среднедушевого дохода получателя социальных услуг регулируется Правилами определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 (далее – Правила).

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 5 Правил при расчете среднедушевого дохода учитываются пенсии, пособия, стипендии, и иные выплаты, полученные гражданином в денежной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом положений об исключении каких-либо отдельных видов выплат из числа выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг, в Правилах не содержится.

Разъяснение вопросов применения Правил в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 октября 2014 года № 1075 отнесено к полномочиям Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, методическое обеспечение социального обслуживания в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 7 Федерального закона № 442-ФЗ отнесено к полномочиям уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Министерством труда и социальной защиты в письме от 06 мая 2015 года № 12-03/10/П-2598, совместно с Министерством финансов Российской Федерации в письме (№ 12-3/10/В-5678 и № 12-05-06/8/47283) от 11 августа 2016 года даны разъяснения по вопросу учета при расчете среднедушевого дохода отдельных видов выплат.

В разъяснениях указано, что пенсии, пособия, стипендии, установленные законодательством Российской Федерации, направлены на реализацию права соответствующих категорий граждан на меры государственной поддержки семьи, отцовства и детства, социального обеспечения и защиты. В аналогичных целях осуществляются и ежемесячные, единовременные денежные выплаты, выплаты компенсационного характера, различные виды субсидий, материальная помощь, доплаты к пенсии и иные виды выплат, получаемые гражданами, следовательно, все они должны учитываться при расчете среднедушевого дохода получателей социальных услуг.

Иной порядок определения среднедушевого дохода нормативными актами не предусмотрен.

В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ социальное обслуживание предоставляется гражданам на добровольной основе по их заявлению на основании договора и индивидуальной программы предоставления социальных услуг.

С каждым получателем социальных услуг подлежит заключению договор о предоставлении социальных услуг, в котором определен размер платы за предоставляемые социальные услуги, форма внесения денежных средств в счет установленной платы – наличными денежными средствами через кассу поставщика социальных услуг или в безналичном порядке.

Постановлением Правительства области от 05 декабря 2014 года № 1091 «Об утверждении размера платы за предоставление социальных услуг и Порядка ее взимания» определен порядок взимания платы за предоставление социальных услуг.

Оплата социальных услуг, предоставляемых в стационарной форме социального обслуживания, может производиться также органом, осуществляющим пенсионное обеспечение получателя социальных услуг, в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет поставщика социальных услуг ежемесячно за текущий месяц одновременно с выплатой получателю социальных услуг причитающейся ему части пенсии и социальных выплат на основании заявления, поданного в указанный орган получателем социальных услуг либо его законным представителем.

Кроме того, получатели социальных услуг самостоятельно выбирают способ оплаты социального обслуживания, виды доходов, из которых ими оплачивается социальное обслуживание. Так, при выборе получателем социальных услуг безналичной формы оплаты социальных услуг территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации перечисляют денежные средства поставщику социальных услуг только на основании личного заявления получателя социальных услуг, в котором указано, с каких видов дохода они могут перечислять денежные средства в счет платы за социальное обслуживание.

Судом установлено, что 12 июля 2013 года между ФИО1 (заказчик) и БУСО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» (исполнитель) заключен договор о стационарном обслуживании, в соответствии с условиями которого исполнитель принял на себя обязательство по предоставлению заказчику стационарного социального обслуживания, а заказчик – обязательство по ежемесячному внесению платы за предоставление стационарного обслуживания.

Указанный договор заключен между сторонами на основании личного заявления ФИО1 от 12 июля 2013 года.

Денежные средства в счет оплаты социальных услуг, предоставляемых ФИО1 в стационарной форме социального обслуживания, перечисляются ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области на расчетный счет БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» на основании личного заявления ФИО1 в указанном заявителем размере.

На момент заключения договора о стационарном обслуживания с ФИО1 постановление Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года № 244 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов», утратило силу в связи с внесением изменений в Федеральный закон от 02 августа 1995 года № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (в редакции от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), согласно которым порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также не условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (статья 24 закона).

В рамках предоставленных указанным Федеральным законом полномочий было принято постановление Правительства Вологодской области от 18 июля 2005 года № 736 «О плате за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов» (далее - постановление № 736), которое утратило силу с 01 января 2015 года.

В соответствии с пунктом 2 постановления № 736 расчет размера платы за стационарное обслуживание производится учреждением социального обслуживания с учетом норм питания, нормативов обеспечения мягким инвентарем, нормативов расходования дезинфекционных и моющих средств, сложившегося в области уровня потребительских цен, в том числе, на медикаменты, тарифов на оплату коммунальных услуг, расходов, связанных с приобретением, доставкой угля, дров, и по содержанию имущества в соответствии с заключенными договорами, а также исходя из затрат учреждения на дополнительные мероприятия по проведению ремонтов зданий, сооружений, помещений, инженерных систем и коммуникаций на основании сметной стоимости ремонтных работ.

В соответствии с пунктом 2.3 постановления № 736 размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов составлял не более 75 % суммы установленного пенсионного обеспечения.

До 01 января 2015 года в случае, если расчетный размер платы за стационарное обслуживание был меньше, чем 75 % установленного пенсионного обеспечения, то гражданин оплачивал стационарное обслуживание в размере, равном расчетному размеру платы, если расчетный размер платы за стационарное обслуживание был больше, то размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание составлял не более 75 % установленного ему пенсионного обеспечения, при этом учитывались все виды пенсий, назначенные гражданину, и пенсия по старости, и по инвалидности.

Исходя из изложенного, довод истца и его представителя о том, что с момента заключения договора о стационарном обслуживании до 01 января 2015 года размер платы за стационарное обслуживание исчислен из размера его пенсии по старости, без учета размера пенсии по инвалидности, суд полагает несостоятельным.

Довод истца о том, что часть 2 статьи 35 Федерального закона № 442-ФЗ носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений сохранить по состоянию на 01 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года, ссылаясь при этом на то, что договор о стационарном обслуживании был с ним заключен до 01 января 2015 года, судом отклоняется, поскольку он основан на неправильном толковании действующего законодательства в силу следующего.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона № 442-ФЗ в рамках длящихся правоотношений для получателей социальных услуг, у которых право на получение социальных услуг возникло в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 442-ФЗ порядком предоставления социальных услуг в субъекте Российской Федерации, вновь устанавливаемые размеры платы за предоставление социальных услуг поставщиками социальных услуг в субъекте Российской Федерации и условиях их предоставления в соответствии с Федеральным законом не могут быть выше размеров платы за предоставление этим лицам соответствующих социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 годда, а условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

В соответствии с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, изложенными в письме от 06 мая 2015 года № 12/3/10/П-2598, данная норма носит сохранный характер и указывает на возможность граждан, получающих социальные услуги в рамках длящихся правоотношений, сохранить по состоянию на 01 января 2015 года тот размер платы за получение социальных услуг, который был по состоянию на 31 декабря 2014 года. При этом необходимо учитывать, что размер платы за получение социальной услуги определяется исходя из ее объема, периодичности, условий, сроков предоставления.

Из указанного следует, что размер платы за получение социальных услуг сохраняется в том случае, если не изменился объем, периодичность, условия и сроки предоставления социальной услуги, а при изменении какого-либо показателя размер платы может быть изменен.

С 01 января 2015 года в соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ организациями социального обслуживания гражданам предоставляются дополнительные виды социальных услуг, к которым относятся социально-трудовые услуги, направленные на проведение мероприятий по использованию трудовых возможностей получателей социальных услуг, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала граждан, имеющих ограничения в жизнедеятельности, которые включают в себя обучение инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации, оказание помощи в обучении навыкам компьютерной грамотности и другие. Приказом Департамента от 26 декабря 2014 года № 594 утверждены стандарты социальных услуг, в которых дано описание социальных услуг, определены условия, объем, периодичность, сроки предоставления социальных услуг.

Из материалов дела следует, что на момент заключения договора о стационарном обслуживании с ФИО1 размер расчетной платы за стационарное обслуживание в соответствии с приказом БУ СО «Дом милосердия для престарелых и инвалидов» от 01 марта 2013 года №... утвержден в размере 11 352 рублей 49 копеек (л.д.113, 114).

Размер пенсионного обеспечения ФИО1 на тот момент составлял 28 282 рубля 49 копеек, из которых страховая пенсия по старости – 15 435 рублей 42 копейки, государственная пенсия по инвалидности – 12 847 рублей 07 копеек (л.д.185).

Поскольку 75 % от размера пенсионного обеспечения ФИО1 превышал размер расчетной платы за стационарное обслуживание, размер ежемесячной платы за стационарное обслуживание, вносимой ФИО1, был определен в размере расчетной платы (11 352 рублей 49 копеек), о чем указано в пункте 2.1 договора о стационарном обслуживании №... от 12 июля 2013 года.

На основании личного заявления ФИО1 от 23 июля 2013 года ГУ – Центр по выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области из общего размера пенсионного обеспечения производились удержания в счет платы за стационарное обслуживание в размере расчетной платы - 11 352 рубля 49 копеек.

В 2014 году расчетный размер платы за стационарное обслуживание был утвержден в размере 12 344 рубля 74 копеек (л.д.122-123); на основании заявления ФИО1 от 05 мая 2014 года удержания в счет платы за стационарное обслуживание производились в размере расчетной платы - 12 344 рубля 74 копеек.

В связи с изменением законодательства о социальном обслуживании, в том числе, порядка предоставления социальных услуг с 01 января 2015 года между БУ СО ВО «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района» и ФИО1 достигнута договоренность о внесении изменений в договор о стационарном обслуживании от 12 июля 2013 года, что подтверждается подписанным сторонами дополнительным соглашением от 01 апреля 2015 года № 2 к договору о стационарном обслуживании от 12 июля 2013 года №....

В 2015 году тариф на социальные услуги был утвержден в размере 19 541 рубля 44 копеек (л.д.130-131); в 2016 году – 18 965 рублей (л.д.133); в 2017 году – 20 104 рубля (л.д.135-136). В соответствии с личными заявлениями ФИО1 удержания из пенсии производились в размере, равном величине тарифа на социальные услуги.

Учитывая данные обстоятельства, принимая во внимание то, что размер платы за стационарное обслуживание, удерживаемой с ФИО1 с 01 января 2015 года по 01 сентября 2018 года не превышал 75 % его среднедушевого дохода, а удерживался в размере, равном величине ежегодно утверждаемого уполномоченным органом тарифа на социальные услуги, оказываемые истцу, что соответствует требованиям действующего законодательства, и, следовательно, прав истца не нарушает, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований и полагает необходимым в иске отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении исковых требований к бюджетному учреждению социального обслуживания Вологодской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Вашкинского района», Департаменту социальной защиты населения Вологодской области, государственному учреждению - Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области о возврате излишне удержанной платы по договору о стационарном социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Вашкинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Л.Власова

Решение в окончательной форме изготовлено 08 октября 2018 года.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>