ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-84/20 от 08.01.2019 Ашинского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-84/2020

74RS0008-01-2019-001384-26

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 января 2020 года г. Аша

Ашинский городской суд Челябинской области в составе

председательствующего судьи Дружкиной И. В.

при секретаре Щегловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ашинского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному казенному учреждению культуры « Централизованная библиотечная система Ашинского муниципального района» о возложении обязанности установить систему видеонаблюдения,

У С Т А Н О В И Л

Ашинский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению культуры « Централизованная библиотечная система Ашинского муниципального района» ( далее по тексту МКУК «ЦБС АМР» ) о возложении обязанности в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу установить систему видеонаблюдения.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в состав МКУК «ЦБС АМР» входят Миньярская библиотека семейного чтения (взрослый отдел) и Миньярская библиотека семейного чтения (детский отдел), расположенные по адресу: <адрес>. За МКУК «ЦБС АМР» на праве оперативного управления закреплено нежилое помещение по адресу: <адрес>. В ходе проведенной проверки исполнения законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей было установлено, что занимаемое Миньярской библиотекой семейного чтения здание не оборудовано системой видеонаблюдения. Отсутствие системы видеонаблюдения в учреждении культуры отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения.

Прокурор Ашинской городской прокуратуры в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика МКУК «ЦБС АМР» возражений по иску не имеет.

Представитель ответчика - Администрации Ашинского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия ( л.д. 43).

Представитель третьего лица – Управления культуры администрации Ашинского муниципального района полагает иск подлежащим удовлетворению.

Представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил ( л.д. 37). Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд счёл причины неявки неуважительными, а дело подлежащим рассмотрению без участия представителей ответчика Администрации Ашинского муниципального района и третьего лица Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района.

Выслушав мнение прокурора, представителей МКУК «ЦБС АМР», Управления культуры администрации Ашинского муниципального района, исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 г. «О противодействии терроризму» (далее Закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения (п.7 ч.1 ст.2 Закона №35-ФЗ).

Согласно пункту «д» статьи 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 г., одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Как следует из пункта 21 Постановления Правительства РФ от 11.02.2017 года № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством организации охраны и оснащения объектов (территорий) современными инженерно-техническими средствами и системами. В силу п. 23 названного Постановления пресечение попыток совершения террористических актов на объектах в сфере культуры достигается в том числе, посредством: организации санкционированного допуска граждан и транспортных средств на объекты (территории); исключения фактов бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов ( территорий).

Как установлено в судебном заседании МКУК «ЦБС АМР» зарегистрировано в качестве юридического лица с 02 мая 2006 года за основным государственным регистрационным номером 1067401013239 ( л.д. 12). Согласно п. 1.1 Устава МКУК «ЦБС АМР» является некоммерческой организацией, созданной для удовлетворения информационных, культурных, образовательных потребностей населения с помощью организованного фонда тиражированных документов и предоставления их во временное пользование физическим и юридическим лицам ( л.д. 15-25). В состав учреждения входят в том числе Миньярская библиотека семейного чтения (взрослый отдел) и Миньярская библиотека семейного чтения (детский отдел), расположенные по адресу: <адрес> ( п. 2.6 Устава). Занимаемое Миньярской библиотекой семейного чтения нежилое помещение общей площадью 473,7 квадратных метра, по адресу: <адрес> закреплено за МКУК «ЦБС АМР» на праве оперативного управления на основании договора от 26 сентября 2011 года ( л.д. 24-25).

Учредителем МКУК «ЦБС АМР» является Управление культуры администрации Ашинского муниципального района, собственником имущества - Муниципальное образование «Ашинский муниципальный район». Функции и полномочия собственника имущества осуществляет Комитет по управлению муниципальным имуществом Ашинского муниципального района ( п.1.5 Устава).

В силу п.5 ст.123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

Согласно акту проверки от 20 декабря 2019 года в результате проверки, проведенной городской прокуратурой в здании Миньярской библиотеки семейного чтения по адресу: <адрес>, установлено отсутствие системы видеонаблюдения, что отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечена надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного учреждения культуры. Осуществление деятельности учреждения культуры в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью посетителей и работников учреждения ( л.д. 10).

Данные обстоятельства не оспариваются ответчиком и третьими лицами.

Принимая во внимание, что осуществление деятельности учреждения культуры в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, нарушает их права и законные интересы, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

В силу ст. 296 Гражданского кодекса РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. При таких обстоятельствах, обязанность по установлению системы видеонаблюдения надлежит возложить на ответчика МКУК «ЦБС АМР».

Вместе с тем, положения ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации указывают на то, что при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несёт собственник его имущества. Как было указано выше собственником имущества учреждения является муниципальное образование «Ашинский муниципальный район» ( пункт 1.5 Устава).

Принимая во внимание указанную норму закона в совокупности с вышеприведенными положениями Устава, суд приходит к выводу о том, что имеются основания для возложения на соответчика – Администрацию Ашинского муниципального района обязанности при недостаточности у МКУК «ЦБС АМР» денежных средств для устранения нарушений законодательства об антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей осуществить надлежащее финансирование данного учреждения.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом того, что здание по адресу: <адрес> является объектом культуры, предназначенным для оказания услуг большому количеству граждан, суд счел указанный прокурором срок разумным и достаточным для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму.

В силу ст. 103 ГПК РФ госпошлина от уплаты которой прокурор освобожден, подлежит взысканию с ответчика МКУК «ЦБС АМР» не освобожденного от её уплаты. Иск заявлен прокурором в интересах неопределенного круга физических лиц, следовательно, госпошлина подлежит взысканию в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Иск удовлетворить.

Возложить на Муниципальное казенное учреждение культуры « Централизованная библиотечная система Ашинского муниципального района» обязанность в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать системой видеонаблюдения нежилое здание, расположенное по адресу: <адрес>, занимаемое Миньярской библиотекой семейного чтения ( взрослый и детский отделы).

При отсутствии или недостаточности у Муниципального казенного учреждения культуры « Централизованная библиотечная система Ашинского муниципального района» собственных средств для устранения нарушений требований законодательства о противодействии терроризму обязать Администрацию Ашинского муниципального района выделить МКУК «ЦБС АМР» денежные средства, необходимые для устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения культуры « Централизованная библиотечная система Ашинского муниципального района» в доход местного бюджета госпошлину 300 рублей (триста рублей).

Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Дружкина И.В.