Дело №
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ Российской Федерации Борисоглебский районный суд Ярославской области в составе председательствующего Коромысловой Л. А.
при секретаре Ботыгиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Борисоглебский
ДД.ММ.ГГГГ
дело по иску ФИО4 к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области и департаменту строительства Ярославской области о признании за ней права на получение жилищной субсидии за счет средств Федерального бюджета,
У С Т А Н О В И Л: Истица ФИО4 в период с 1971 года по май 1994 года проживала и работала в <адрес>, после чего переехала на постоянное жительство в <адрес>, где ей на основании Постановления главы администрации Борисоглебского района № от ДД.ММ.ГГГГ была предоставлена неблагоустроенная квартира по адресу <адрес> площадью 16.2 кв.м куда она вселилась на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ. Через год, ДД.ММ.ГГГГ на указанную жилую площадь в установленном порядке были вселены ее сын ФИО2 и внук ФИО3, которым в соответствии с договором от ДД.ММ.ГГГГ, эта квартира передана в собственность по 1/2 доле каждому, в порядке приватизации.
Решением жилищной комиссии администрации Борисоглебского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На основании решения комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии постановлением администрации Борисоглебского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и приказом департамента строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № истица снята с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет средств Федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Снятие ее с учета обосновано тем, что она обеспечена жилой площадью более учетной нормы, установленной в Борисоглебском муниципальном районе, а так же она не представила сведения относительно жилого помещения, которое имелось в районе Крайнего Севера и с ДД.ММ.ГГГГ не писала заявление на получение сертификата и не обновляла документы подтверждающие законность получения субсидии.
Истица ФИО4 обратилась в суд и просит признать за ней права на получение жилищной субсидии за счет средств Федерального бюджета, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и восстановить ее в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, выделяемой из средств Федерального бюджет как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, а так же об обязать ответчиков в течение 60 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить ее указанной жилищной субсидией.
В судебном заседании истица ФИО4 поддержала заявленные требования.
Представитель администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области, по доверенности ФИО6, возражал против удовлетворения исковых требований.
Представитель Департамента строительства Ярославской области и жилищной комиссии Борисоглебского муниципального района Ярославской области,
в суд не явились, от департамента строительства поступил письменный отзыв, в котором содержится возражение против иска.
Выслушав истицу ФИО4, третье лицо ФИО5, представителя администрации Борисоглебского муниципального района, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что исковые требования не нашли своего подтверждения и удовлетворению не подлежат.
Истица ФИО4 в судебном заседании пояснила, что она в течение 23-х лет, с 1971 года по май 1994 года жила и работала в <адрес>, а затем переехала на постоянное жительство в <адрес> в дом по адресу <адрес>, который ей и брату остался по наследству после матери. Через некоторое время этот дом сгорел и ей администрация района предоставила сначала временное жилье, а в 2000 году дали неблагоустроенную квартиру по <адрес>, где она проживает до настоящего времени. В этой квартире так же проживают ее сын и внук, которые в 2008 году приватизированы ее в равных долях. Узнав о том, что есть Закон, предусматривающий жилищные льготы северянам, она обратилась в администрацию района и решением жилищной комиссии администрации Борисоглебского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Она представила в администрацию те документы, которые сейчас там находятся, других не было. Приватизированную квартиру на Севере она продала, но договора купли-продажи не оформляли. Был составлен договор о посреднических услугах от ДД.ММ.ГГГГ, и прямо в домоуправлении покупатель передал ей деньги за квартиру в сумме 15 тысяч рублей. На составлении письменного договора купли-продажи она не настаивала, такая форма продажи ее устроила. При постановке на учет в качестве сведений относительно бывшей квартиры, она представила в администрацию только этот посреднический договор, других документов не имеется. Заявления она писала каждый год, но последний раз сотрудник администрации ей сказала, что каждый год его писать не обязательно, можно поставить прочерк, а следующий год она подставит сама. В ДД.ММ.ГГГГ года ее сняли
с учета граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение жилищных субсидий. Считает, что сняли ее неправомерно и просит признать зам ней право на указанную жилищную субсидию.
ФИО2, привлеченный для участия по делу в качестве третьего лица, в судебном заседании дал пояснения, аналогичные пояснениям истицы.
Представитель администрации Борисоглебского муниципального района по доверенности ФИО7, возражая против заявленных требований, пояснил, что действительно истица ФИО1 решением жилищной комиссии администрации Борисоглебского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ была признана нуждающейся в жилых помещениях и включена в список лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, выделяемой за счет средств федерального бюджета как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Однако это решение было принято преждевременно, т.к. она нем представила необходимые для этого документы, в частности сведения об имевшемся жилом помещении т.к. условия предоставления субсидий напрямую связаны с этим обстоятельством. Решения комиссии по учету и распределению жилой площади при администрации Борисоглебского района Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ она была снята с учета, в связи с чем было принято постановление администрации Борисоглебского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ и издан приказ департамента строительства Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Снимая ФИО4 с учета руководствовались требованиями ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», где указано, что в случае отчуждения гражданином и (или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности в которой проживали в районах Крайнего Севера, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. Данную информацию ФИО4 в жилищную комиссию не предоставила. Следовательно, не предоставляется возможным определить точную сумму полагающейся субсидии. Кроме того, согласно постановлению Главы Борисоглебского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении акта приемки законченного строительством объекта» утвержден акт приемки в эксплуатацию одноквартирного жилого дома ФИО4 общей площадью 28,6 м2, расположенному по адресу: <адрес>, и постановлялось ФИО4 осуществить государственную регистрацию права на недвижимое имущество в установленном законом порядке. Исходя из этого, она не может рассматриваться в качестве нуждающейся в жилом помещении. Кроме этого она с 2010 года не предоставляла в администрацию заявление, подтверждающее намерение получить субсидию.
В письменном отзыве департамента строительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № указано, что ответчик полагает, о правомерности снятия ФИО1 с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку она обеспечена жилым помещение более учетной нормы, установленной в Борисоглебском муниципальном районе. В собственности ФИО1 находится жилой дом общей площадью 28,6 кв.м., находящий по адресу: <адрес> (акт приемки в эксплуатацию индивидуального жилого дома); и на праве социального найма однокомнатная квартира общей площадью 31,6 кв.м., по адресу: <адрес> кв.б (ордер № от ДД.ММ.ГГГГ), Указанный жилой дом, по данным администрации Борисоглебского муниципального района, свободен от регистрации. Согласно поквартирной карточке, в квартире проживает трое человек: ФИО1, ФИО2 (сын), ФИО3 (внук). Таким образом, обеспеченность ФИО1 жилым помещением составляет 20,06 кв.м. Кроме того, с 23.06,2010 года истец ФИО1 не писала заявления на получение сертификата и не обновляла документы, подтверждающие её полномочия на его получение. Согласно п. 11 Порядка, граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья.
В судебное заседание представлены письменные документы:
- трудовая книжка ФИО1, в которой содержатся сведения о ее работе;
- ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по адресу <адрес> выданный ФИО4 на 1 человека;
- договор от ДД.ММ.ГГГГ приватизации квартиры по этому адресу ФИО2 и ФИО3 в равных долях;
- сведения, представленные Борисоглебским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> отДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии зарегистрированной у истицы недвижимости;
- договор от ДД.ММ.ГГГГ об оказании посреднических услуг редакцией газеты «Северный рабочий», в лице ФИО8, истице по продаже квартиры;
- справка управления строительства и архитектуры Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой указано, что истица и ее сын жилищной субсидии на переселение с Севера или компенсации на переселение (приобретение жилья) за свет средств федерального бюджета или бюджета субъекта, а так же местного бюджета при выезде из <адрес> в 1994 году не получали, в очереди на переселение с Севера, при администрации Северодвинска зарегистрированы не были;
Право граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, на получение социальных выплат для приобретения жилья установлено Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»
Исходя из ст. 1 Федерального закона 125-ФЗ, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающихся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст. 3 указанного Федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Порядок регистрации и учета граждан РФ, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее ДД.ММ.ГГГГ, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья установлен Постановлением Правительства Администрации Ярославской области от 28 мая 2004 г. № 77 «Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья»
Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21,03.2006 № 153, устанавливают порядок обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, На территории Ярославской области полномочия органа исполнительной власти, указанные в Правилах, осуществляет департамент строительства Ярославской области.
По правилам ст.6 Федерального законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ в редакции от 17.07.2011 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему по договору социального найма жилого помещения или по договору найма специализированного жилого помещения является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами семьи обязательство о расторжении такого договора и об освобождении занимаемого жилого помещения.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему, и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
В случае отчуждения гражданином и ( или) членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам, размер предоставляемой жилищной субсидии уменьшается на сумму полученную по договору, предусматривающему отчуждение жилого помещения, либо на сумму, указанную в справке, составленной на дату заключения такого договора и выданной организацией, осуществляющей техническую инвентаризацию. При этом для расчета значения, на которое уменьшается размер жилищной субсидии, учитывается наибольшая из указанных сумм.
При рассмотрении дела установлено, что ни один из указанных документов, имеющих значение для получения права на жилищную субсидию и влияющих на ее размер, истицей в жилищную комиссию не представлен.
Так же при рассмотрении дела в судебном заседании не установлено, какое именно жилое помещение было у истицы или членов ее семьи в районе Крайнего Севера, на каких правах она им владела, какова судьба этого жилого помещения после ее выезда в п. Борисоглебский Ярославской области.
Суд соглашается с доводами ответчиков в том, что без предоставления данных относительно прежнего жилого помещения, которым истица пользовалась в <адрес>, не предоставляется возможным решить вопрос о праве истицы на жилищную субсидию.
Договор на оказание посреднических услуг по продаже квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, сам по себе, не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего распоряжение жилым помещением в установленном порядке.
Кроме этого, содержание посреднического договора, никаким образом не подтверждает право владения истицей квартирой, которая подлежит отчуждению, где не полностью указан адрес жилого помещения, а так же основания возникновения права собственности.
На этот счет истица в судебном заседании пояснила, что других сведений, подтверждающий ее право на квартиру в районе Крайнего Севера она предоставить не может. Кому именно, была продана ее квартира, она не помнит.
Кроме этого, с 23.06,2010 года, истица ФИО4 не предоставляла заявления на получение сертификата и не обновляла документы, подтверждающие её полномочия на его получение, что предусмотрено Постановлением Правительства Администрации Ярославской области от 28 мая 2004 г. № 77 «Об утверждении Порядка регистрации и учета граждан Российской Федерации, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья», которым определен порядок регистрации и учета граждан РФ, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п. 11 Порядка, граждане снимаются с учета имеющих право на получение жилищных субсидий в случае совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья.
В судебном заседании установлено, что 9 февраля 2005 года принят в эксплуатацию законченный строительством индивидуальный жилой дом, выполненный застройщиком ФИО4 ФИО9 по адресу <...> общей площадь. 28,8 кв.м., акт приемки утвержден постановлением главы администрации БМР от 17.02.2005 года № 30.
Анализируя установленные обстоятельства и представленные доказательства в совокупности, суд не может согласиться с правомерностью требований истицы относительно ее права на получение жилищной субсидии.
То обстоятельство что в 2003 году она была принята на учет лиц, имеющих право на жилищную субсидию без предоставления полного пакета документов, не исключает обоснованность снятия ее с такого учета.
Руководствуясь Федеральным законом от 25.10.2003 года № 125 ФЗ ( в редакции от 17.07.2011 года) « О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», ст. 194-197 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л
ФИО4 в удовлетворении исковых требований к администрации Борисоглебского муниципального района Ярославской области и департаменту строительства Ярославской области о признании за ней права на получение жилищной субсидии за счет средств Федерального бюджета, как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и восстановлении ее в списках лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии, выделяемой из средств Федерального бюджет как лицу, выехавшему из районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, а так же об обязании в течение 60 дней после вступления решения суда в законную силу обеспечить ее этой жилищной субсидией отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Борисоглебский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Борисоглебского районного суда Л.А.Коромыслова