ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-84/2014 от 03.03.2014 Козульского районного суда (Красноярский край)

 Дело № 2-84/2014

 Мотивированное решение изготовлено

 03 марта 2014 года

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 26 февраля 2014 года                                                                                                р.п. Козулька

 Козульский районный суд Красноярского края в составе

 председательствующего судьи Андрияшева И.Б.,

 при секретаре Петуховой В.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края в части не постановки на учёт и не оформлении права муниципальной собственности мест захоронения, находящихся на территории поселения в северной части п.Лазурный, а также в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения,

 УСТАНОВИЛ:

 Прокурор Козульского района Красноярского края обратился в суд в интересах неопределённого круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Лазурненского сельсовета Козульского района и администрации Козульского района, в частности, прокурор просит:

     1.    Признать незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района в части не постановки на учет и не оформления права муниципальной собственности мест захоронения, находящихся на территории поселения в урочище Каменка в северной части п. Лазурный, а также в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения, расположенных на территории поселения.

     2.    Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества общественного кладбища, расположенного в урочище Каменка в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района.

     3.    Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года организовать содержание и обслуживание мест захоронения, расположенных в урочище Каменка в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, и привести его в соответствии с Положением о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет, а также с Гигиеническими требованиями к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения, утвержденными Постановлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 28.06.2011 № 84., а именно спланировать, благоустроить и озеленить территорию санитарно-защитной зоны кладбища, сделать транспортные и инженерные коридоры.

     4.    Возложить на администрацию Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого под общественное кладбище, расположенное в урочище Каменка в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, а также включить указанный земельный участок в реестр муниципальной собственности Козульского района.

 В ходе судебного разбирательства прокурор уточнил требования заявления, просил:

     1.    Признать незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района в части не постановки на учет и не оформления права муниципальной собственности мест захоронения, находящихся на территории поселения в северной части п. Лазурный, а также в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения, расположенных на территории поселения.

     2.    Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года организовать содержание и обслуживание мест захоронения, расположенных в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, и привести его в соответствии с Положением о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет.

     3.    Возложить на администрацию Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года принять меры к организации и проведению землеустроительных и кадастровых работ, осуществить постановку на кадастровый учет земельного участка, занятого под общественное кладбище, расположенное в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, а также включить указанный земельный участок в реестр муниципальной собственности Козульского района.

 Впоследствии прокурор вновь уточнил требования заявления, просил:

     1.    Признать незаконными и противоречащими требованиям федерального законодательства бездействие администрации Лазурненского сельсовета Козульского района в части не постановки на учет и не оформления права муниципальной собственности мест захоронения, находящихся на территории поселения в северной части п. Лазурный, а также в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения, расположенных на территории поселения.

     2.    Возложить на администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района обязанность в срок до 31 декабря 2014 года организовать содержание и обслуживание мест захоронения, расположенных в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, и привести его в соответствии с Положением о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет.

 Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Козульского района в период с 16 декабря 2013 года по 09 января 2014 года проведена проверка исполнения обязанностей, связанных с постановкой на учет мест погребений, а также земельных участков, используемых под общественные кладбища, в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет, в ходе которой установлено следующее.

 На территории Лазурненского сельсовета имеется кладбище, расположенное в северной окраине п.Лазурный. Кладбище является действующим, старинным (к вновь созданным не относится). Поскольку данная территория указанного кладбища относится к территории Лазурненского сельсовета, обязанность по его содержанию возлагается на администрацию Лазурненского сельсовета. Однако, право муниципальной собственности на указанное общественное кладбище администрацией Лазурненского сельсовета не оформлено. На учете общественное кладбище, расположенное в северной окраине п.Лазурный, не состоит. Обслуживание кладбищ, расположенных на территории Лазурненского сельсовета, осуществляется специализированной службой на основании договора, а при её отсутствии – Лазурненским сельсоветом. В связи с тем, что специализированная служба на территории Лазурненского сельсовета не действует и договор с ней не заключен, обслуживание кладбища должно осуществляться администрацией Лазурненского сельсовета. Администрацией Лазурненского сельсовета меры по обслуживанию указанной территории не принимаются.

 Данные обстоятельства свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, тем самым не обеспечивается безопасность граждан, охрана их жизни и здоровья, право последних на благоприятную окружающую среду.

 Помощник прокурора Козульского района Красноярского края Козак Т.Ю. поддержала требования уточнённого заявления прокурора по изложенным в нём обстоятельствам.

 Представитель органа, действия которого оспариваются, администрации Лазурненского сельсовета – глава сельсовета Дементьев А.С. в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом. Требования уточнённого иска признал.

 Представитель органа, действия которого оспариваются, администрации Козульского района – Еремина Е.В., действующая на основании доверенности от 14 октября 2013 года №№ в судебном заседании не возражала против удовлетворения уточнённого заявления прокурора.

 Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

 В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

 Согласно п.22 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

 Согласно подп.22 п.1 ст.7 Устава Лазурненского сельсовета Козульского района, к вопросам местного значения сельсовета относится организация ритуальных услуг и содержания мест захоронения.

 В судебном заседании установлено, что кладбище в северной окраине п.Лазурный расположено в границах муниципального образования Лазурненский сельсовет, что подтверждается исследованной в судебном заседании картой градостроительного зонирования Лазурненского сельсовета, а также Описанием границ муниципального образования Лазурненский сельсовет, изложенным в Приложении 13 к Закону Красноярского края от 18 февраля 2005 года № 13-3011 «Об установлении границ и наделении соответствующим статусом муниципального образования Козульский район и находящихся в его границах иных муниципальных образований».

 В соответствии с п. п. 1, 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

 По смыслу указанной статьи, обращение органа местного самоуправления с заявлением о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учет не является обязательным, основанном лишь на факте выявления такой вещи. Указанные действия, по общему правилу, могут быть совершены в интересах муниципального образования для достижения целей и задач органа местного самоуправления, установленных законодательством, уставом муниципального образования, положением об органе местного самоуправления.

 Вместе с тем, в случаях, когда орган местного самоуправления уклоняется от выполнения возложенных на него обязанностей и это бездействие связано с непринятием на учет бесхозяйного недвижимого имущества, не исключается возложение на него обязанности обратиться с заявлением о принятии бесхозяйной недвижимое вещи на учет по судебному решению, вынесенному по заявлению заинтересованного лица.

 Из материалов дела следует, что кладбище, расположенное вблизи п.Лазурный Козульского района в реестре муниципальной собственности Козульского района, а также Лазурненского сельсовета не числится.

 Таким образом, в интересах муниципального образования в целях реализации обязанности по вопросам похоронного дела, по организации и содержанию мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет, требования прокурора в части признании незаконным бездействия администрации Лазурненского сельсовета по не постановке на учёт и не оформления права муниципальной собственности места захоронения подлежат удовлетворению.

 Срок исполнения решения суда представителем администрации Лазурненского сельсовета не оспаривался и подлежит установлению до 31 декабря 2014 года.

 Постановлением администрации Лазурненского сельсовета Козульского района №37 от 01 октября 2010 года, утверждено положение о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет, согласно которому кладбища являются муниципальными и находятся на обслуживании в Лазурненском сельсовете. Обслуживание кладбищ, расположенных на территории Лазурненского сельсовета осуществляется специализированной службой на основании договора, а при отсутствии специализированой службы Лазурненским сельсоветом. В обязанности специализированной службы включается, в том числе, охрана общественного порядка совместно с органами внутренних дел, систематическая уборка дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил).

 Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, обязанности по обслуживанию кладбища в северной части п.Лазурный не исполняются должным образом. Специализированная служба по вопросам похоронного дела отсутствует.

 Из материалов дела следует, что в прокуратуру Козульского района поступило заявление о не качественном содержании мест захоронения на кладбище, расположенном вблизи п.Лазурный Козульского района.

 В результате прокурорской проверки установлено, что кладбище, расположенное вблизи п.Лазурный Козульского района в реестрах муниципальной собственности района, Лазурненского сельсовета, п.Козулька не значится. Постановлением Козульской поселковой администрации от 25 октября 2001 года №162 на данном кладбище запрещено захоронение, за исключением захоронений в существующих оградках. Фактически данное кладбище никем не содержится, контроль за его эксплуатацией, в том числе, за осуществлением новых захоронений не осуществляется, уборка его производится не регулярно.

 По результатам проверки в адрес главы Лазурненского сельсовета направлено представление об устранении нарушений законодательства о местном самоуправлении и об организации работы по содержанию мест захоронения на данном кладбище, исключения новых захоронений, в том числе на местах нахождения старых.

 При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании незаконными бездействия администрации Лазурненского сельсовета в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения, расположенных в северной части п.Лазурный Козульского района, и обязании администрации Лазурненского сельсовета осуществить данную организацию и привести кладбище в соответствие с положением о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет подлежат удовлетворению.

 Срок исполнения решения суда представителем администрации Лазурненского сельсовета не оспаривался и подлежит установлению до 31 декабря 2014 года.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 13, 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л:

 Заявление прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконными бездействия администрации Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края в части не постановки на учёт и не оформлении права муниципальной собственности мест захоронения, находящихся на территории поселения в северной части п.Лазурный, а также в части не организации содержания и обслуживания мест захоронения.

     Обязать администрацию Лазурненского сельсовета Козульского района Красноярского края в срок до 31 декабря 2014 года организовать содержание и обслуживание мест захоронения, расположенного в северной части п. Лазурный Лазурненского сельсовета Козульского района, и привести его в соответствии с Положением о содержании мест захоронения в муниципальном образовании Лазурненский сельсовет.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

 Судья                                                                                                                            И.Б. Андрияшев

 Верно

 Судья                                                                                                                            И.Б. Андрияшев