ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-84/2014 от 10.02.2014 Тверской гарнизонного военного суда (Тверская область)

     Решение по гражданскому делу № 2-84/2014 года

 РЕШЕНИЕ

 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 10 февраля 2014 года                                         город Тверь

       Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Суворова С.А., при секретаре судебного заседания Кудрявцевой А.О., в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> Борисова С.А. об оспаривании бездействия федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» (далее - УФО МО РФ по Тверской области), выразившегося в невыплате заявителю командировочных расходов за нахождение в служебной командировке,

 УСТАНОВИЛ:

       Борисов, проходящий военную службу по контракту в <данные изъяты>, обратился в военный суд с заявлением об оспаривании бездействия УФО МО РФ по Тверской области, выразившегося в невыплате ему командировочных расходов за нахождение в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

       В обоснование своих требований заявитель указывает, что в оспариваемый период времени он на основании телеграммы вышестоящего командования находился в служебной командировке в <адрес>, в связи с чем его собственные расходы на выполнение данного задания составили в общей сумме <данные изъяты> При этом после возвращения к месту службы он представил все необходимые документы на оплату командировочных расходов в УФО МО РФ по Тверской области, однако до настоящего времени затраченные им денежные средства ему без объяснения причин не возмещены, а поэтому Борисов, ссылаясь на положения ст. 126 приказа Министра обороны РФ (далее - МО РФ) № 2700 от 30 декабря 2012 года «Об утверждении порядка обеспечения денежных довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации», в целях восстановления своих нарушенных прав, просит суд взыскать образовавшуюся задолженность с вышеназванного довольствующего органа, а также возместить понесенные им судебные расходы по делу.

 В ходе подготовки данного гражданского дела к судебному разбирательству определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица был привлечен руководитель УФО МО РФ по Тверской области.

 Одновременно с этим, Борисов уточнил свои доводы в обоснование заявленных требований и пояснил, что он убыл в служебную командировку из места дислокации <данные изъяты> в <адрес> около <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на собственном автотранспорте, чтобы успеть на поезд, отправляющийся из <адрес> в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, поскольку расстояние между этими населенными пунктами составляет около <данные изъяты> и время в пути более <данные изъяты>, однако какие-либо документы, подтверждающие это, у него отсутствуют.

      Будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, заявитель и руководитель органа, бездействие которого оспариваются, в суд не прибыли, и, каждый в отдельности, просили рассмотреть данное дело без их участия.

       При этом <данные изъяты> в своих письменных объяснениях по существу требований заявителя, не оспаривая нахождение <данные изъяты> на финансовом обеспечении по вопросу возмещения командировочных расходов в УФО МО РФ по Тверской области и факт своевременного представления Борисовым необходимых для возмещения командировочных расходов документов, указал, что в соответствии с Инструкцией о планировании служебных командировок, наградного фонда и фонда единовременных денежных пособий (далее - Инструкция), утвержденной приказом МО РФ от 2 мая 2012 года № 1055, расходы на оплату командировочных расходов являются лимитированными и осуществляются в пределах бюджетных обязательств, выделенных только на оплату служебных командировок, включенных в утвержденные соответствующими руководителями органов военного управления Планы служебных командировок на очередной год. При этом УФО МО РФ по Тверской области, являющееся участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, принимает и исполняет бюджетные обязательства лишь в пределах доведенных лимитов, а до включения служебных командировок установленным порядком в утвержденный План, лимиты на эти мероприятия не выделяются и принимать бюджетные обязательства без доведенных лимитов УФО МО РФ по Тверской области не имеет законного права. Аналогичный порядок оплаты командировочных расходов Борисова, по мнению <данные изъяты>, подтверждается и телеграммой <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ об его откомандировании. Далее указанное должностное лицо поясняет, что, в нарушение п. 7 Инструкции, в установленный срок <данные изъяты> не была представлена копия выписки из утвержденных Планов служебных командировок в УФО МО РФ по Тверской области, что исключает производство расчета бюджетных ассигнований и истребование в <данные изъяты> бюджетных обязательств для обеспечения расходов на служебные командировки в полном объеме, в связи с чем <данные изъяты> приходит к выводу, что заявителю в удовлетворении его требований надлежит отказать. Одновременно с этим, согласно произведенному этим же должностным лицом расчету, в случае принятия бюджетных обязательств, Борисову подлежали бы возмещению командировочные расходы в общей сумме <данные изъяты>., из которых <данные изъяты>. - затраты на проезд, а <данные изъяты>. - суточные за <данные изъяты> дня командировки.

       Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

       В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», военнослужащим, направляемым в служебные командировки, производятся выплаты на командировочные расходы в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

       Согласно пункту 1 постановления Правительства России от 2 октября 2002 года № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам организаций, финансируемых за счет средств федерального бюджета» расходами, связанными со служебными командировками на территории Российской Федерации, признаются расходы по найму жилого помещения, на выплату суточных и по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы.

       Из содержания п.п. 118 и 120 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны России от 30 декабря 2011 года № 2700 (далее - Порядок), следует, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы), при этом днем выезда в командировку считается день отправления поезда, самолета, автобуса или другого транспортного средства из пункта, где проходит военную службу командированный военнослужащий, а днем приезда - день прибытия транспорта в указанный пункт. При отправлении транспортного средства до 24 часов включительно днем выезда считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.

       Если станция отправления транспортного средства находится за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до этой станции. В таком же порядке определяется день приезда командированного военнослужащего в пункт постоянной дислокации или временного расквартирования воинской части (подразделения). День выезда в командировку и день возвращения из командировки определяются по местному времени.

       Пунктом 1 постановления Правительства России от 20 апреля 2000 года № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имуществ» установлено, что Министерство обороны Российской Федерации при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих», возмещает расходы, связанные с проездом военнослужащих в служебные командировки железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом.

       Согласно п.п. 1 и 2 приказа Министра обороны РФ от 26 марта 2011 года № 375 «О возмещении суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим за счет средств федерального бюджета», возмещение суточных расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, военнослужащим за счет средств федерального бюджета должно осуществляться в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке, а военнослужащим, в отношении которых продовольственное обеспечение осуществляется в форме организации питания по месту служебной командировки - в размере 100 рублей.

       Таким образом, согласно положениям действующего законодательства, при нахождении военнослужащего в служебной командировке, ему подлежат возмещению расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы в размере фактически произведенных расходов, а также суточные в размере 300 рублей за каждый день нахождения в служебной командировке и за время нахождения в пути, а в случае, если продовольственное обеспечение командированного военнослужащего осуществлялось в форме организации питания по месту служебной командировки, то в размере 100 рублей. При этом срок командировки рассчитывается исходя из времени фактического убытия (прибытия) транспортного средства из пунктов отправления в пункты назначения, а не исходя из дат, когда военнослужащий был освобожден или приступил к исполнению служебных обязанностей.

        Согласно копии телеграммы <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ, Борисова с ДД.ММ.ГГГГ надлежит откомандировать в <данные изъяты> (<адрес>) сроком на <данные изъяты> суток для <данные изъяты>, с оплатой понесенных им командировочных расходов за счет выделенных на эти цели лимитов бюджетных обязательств, при этом выписками из приказов <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается, что указанный военнослужащий на основании данной телеграммы с ДД.ММ.ГГГГ направлен в <данные изъяты>, откуда он прибыл и приступил к исполнению служебных обязанностей ДД.ММ.ГГГГ.

 Из содержания проездных документов <данные изъяты> и <данные изъяты> усматривается, что Борисов в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ убыл со станции <данные изъяты> до станции <данные изъяты> и в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ прибыл обратно на станцию <данные изъяты>, при этом общая стоимость его проезда составила <данные изъяты>..

 В соответствии с отметками в командировочном удостоверении Борисова от ДД.ММ.ГГГГ №, данный военнослужащий ДД.ММ.ГГГГ убыл из <данные изъяты> и на следующий день прибыл в <данные изъяты>, откуда, в свою очередь, убыл ДД.ММ.ГГГГ и возвратился к постоянному месту прохождения службы ДД.ММ.ГГГГ, при этом бесплатным жильем и питанием при нахождении в командировке он не обеспечивался.

 В свою очередь служебным заданием Борисова подтверждается, что указанный военнослужащий, находясь в служебной командировке <данные изъяты> календарных дней - с <данные изъяты> по ДД.ММ.ГГГГ, выполнил поставленную ему задачу по сверке учетных данных.

 Таким образом, анализируя исследуемые доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд отвергает доводы <данные изъяты> об отсутствии оснований для возмещения Борисову командировочных расходов по причине убытия им в командировки при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на их оплату и не представления в УФО МО РФ по Тверской области выписки из плана служебных командировок <данные изъяты>, как несостоятельные, поскольку в судебном заседании достоверно установлено, что указанный военнослужащий убыл в служебную командировку в соответствии с отданными ему в установленном порядке приказами полномочных должностных лиц, за неисполнение которых заявитель мог быть привлечен к установленной законом ответственности, а документы, необходимые для возмещения понесенных Борисовым командировочных расходов, после его прибытия к постоянному месту службы были надлежащим порядком представлены им в УФО МО РФ по Тверской области, что не оспаривается <данные изъяты> в поданных им письменных возражениях по существу требований заявителя. Одновременно с этим, суд не принимает во внимание и ссылку указанного должностного лица на установленный Инструкцией и отраженный в телеграмме <данные изъяты> порядок возмещения командировочных расходов Борисова, поскольку данная Инструкция определяет лишь общие правила выделения бюджетных обязательств на оплату командировочных расходов военнослужащим, а приведенный в телеграмме порядок оплаты командировочных расходов заявителя является производным от этих правил, при этом один лишь факт отсутствия в УФО МО РФ по Тверской области плана служебных командировок военнослужащих <данные изъяты> указывает лишь на нераспорядительность отдельных должностных лиц и не может служить основанием для ограничения предусмотренных законом прав военнослужащего, обязанного исполнять отданные ему в установленном порядке приказы.

 В соответствии с п. 34 и 39 Положения о УФО МО РФ по Тверской области, утвержденного <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, руководителем УФО МО РФ по Тверской области является соответствующий командир (начальник), который руководит деятельностью учреждения и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на учреждение задач и осуществление им своих функций.

 На основании изложенного, суд считает правомерными требования Борисова по возмещению понесенных им командировочных расходов в период его нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а поэтому признает бездействие начальника УФО МО РФ по Тверской области, как руководителя этого учреждения, связанное с невыплатой ему таковых, незаконным.

 При этом, разрешая вопрос об определении размера причитающихся Борисову денежных средств в счет возмещения командировочных расходов, суд исходит из того, что исследованными в ходе судебного заседания документами достоверно подтверждаются расходы данного военнослужащего на проезд в служебную командировку железнодорожным транспортом в сумме <данные изъяты>., что не оспаривается и <данные изъяты>. Одновременно с этим, вопреки произведенному этим же должностным лицом расчету причитающихся к выплате Борисову суточных за <данные изъяты> дня на сумму <данные изъяты>., суд, учитывая, что продовольственное обеспечение заявителя в форме организации питания по месту служебной командировки за счет средств федерального бюджета в данном случае не осуществлялось, как это указано в его командировочном удостоверении, полагает необходимым произвести ему выплату таковых в размере 300 руб. за каждый из <данные изъяты> дней нахождения в служебной командировке с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в общей сумме <данные изъяты>., поскольку этот период подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, а сам Борисов в поданных в суд письменных объяснениях указал, что время в пути между пунктом дислокации его воинской части и пунктом отправления железнодорожного транспорта составляет более <данные изъяты>, что соответствует и расстоянию между ними - <данные изъяты>., а в соответствии с вышеприведенным п. 120 Порядка, в данном случае при определении времени убытия в служебную командировку и прибытия из нее надлежит учитывать также время, необходимое для проезда до станции отправления транспортного средства и обратно.

        Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить требования Борисова в части возмещения ему командировочных расходов за нахождение в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в общей сумме <данные изъяты>., которые взыскать с УФО МО РФ по Тверской области.

 Рассматривая вопрос о возмещении понесенных заявителем судебных расходов на сумму 200 рублей, состоящих из уплаченной государственной пошлины, суд, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, полагает необходимым взыскать их с УФО МО РФ по Тверской области в пользу Борисова полностью.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 и 258 ГПК РФ, военный суд

 РЕШИЛ:

 Заявление Борисова Сергея Алексеевича об оспаривании бездействия начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанного с невыплатой командировочных расходов, удовлетворить.

 Признать бездействие начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области», связанное с невыплатой заявителю командировочных расходов за нахождение в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, неправомерным.

 Взыскать с федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в пользу Борисова С.А. денежные средства в общей сумме <данные изъяты> за нахождение в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

 Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Тверской области» в пользу Борисова С.А. судебные расходы по делу в сумме 200 (двести) рублей.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия.

 Председательствующий: