Дело №2-84/2022
Решение
Именем Российской Федерации
р.п. Знаменка, Тамбовская область 04 апреля 2022 г.
Знаменский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего судьи Тройновой М.С., при секретаре Егоровой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Знаменского района Тамбовской области к ООО «Коммунальник» об обязании совершить определенные действия,
установил:
прокурор Знаменского района Тамбовской области Ельцов А.Н. обратился в суд с вышеуказанным иском, просит суд обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет артезианскую скважину №, расположенную в д<адрес>, снабжающую население питьевой водой, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду (с учетом уточнений от 09.03.2022 г.).
В обоснование иска указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка использования требований законодательства об охране и использовании недр, по результатам которой установлено, что артезианская скважина №, расположенная в <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, при этом объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр для добычи полезных ископаемых, а также участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет менее 100 куб.м., подлежит учету в региональных государственных реестрах объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих региональному государственному экологическому контролю (надзору).
Непринятие мер по постановке указанной артезианской скважины на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, нарушает конституционные права неопределенного круга лиц.
Помощник прокурора Знаменского района Жилкин И.И. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ООО «Коммунальник» в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве директор Валяльщикова Т.А. не возражает против удовлетворения заявленных прокурором требований, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.
Представитель третьего лица администрации Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, в письменном заявлении глава сельсовета Суворова О.В. просила рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Представители третьих лиц Центрально-Черноземного межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Управления по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области в судебное заседание не явились, о времени месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В заявленных ходатайствах просили провести судебное заседание в отсутствие их представителей.
Суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства.
Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 59Водного кодекса РФ, физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты (ч. 1).
При проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды (ч. 5).
Согласно ст. 2.3 Закона РФ от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», к участкам недр местного значения относятся участки недр, содержащие подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (далее - питьевое водоснабжение) или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 500 кубических метров в сутки, а также для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения садоводческих некоммерческих товариществ и (или) огороднических некоммерческих товариществ.
Артезианская скважина - это скважина, которая пробурена для эксплуатации артезианских вод на основании лицензии на пользование недрами и находится на лицензионном участке недропользователя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон №7-ФЗ) объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду,- объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков; негативное воздействие на окружающую среду- воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
По смыслу указанных норм деятельность, связанная с добычей подземных вод, оказывает или может оказать воздействие на состояние подземных водных объектов, следовательно, артезианские скважины, которые используются для ведения такой деятельности на основании лицензии на пользование недрами, являются объектами, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 ст. 69.2 Закона №7-ФЗ установлено, что объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством РФ федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 2 указанной статьи постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в порядке, определенном статьями 69 и 69.2 Закона №7-ФЗ и Правилами создания и ведения государственного реестра объектов оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.06.2016 №572 (далее - Правила).
На основании пунктов 2, 7-9 Правил государственный учет объектов осуществляется в форме ведения государственного реестра. Государственный реестр состоит из: федерального государственного реестра; региональных государственных реестров. Федеральный государственный реестр содержит сведения об объектах, подлежащих в соответствии со ст.65 Закона №7-ФЗ федеральному государственному экологическому надзору. Региональные государственные реестры содержат сведения об объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору.
В соответствии с п. 17 Правил основанием для включения объектов в государственный реестр является заявка, оформленная по установленной Министерством природных ресурсов и экологии РФ форме и содержащая сведения для внесения в государственный реестр, которая направляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или органы исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с их компетенцией.
Согласно п. 1 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
При установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
классификация промышленных объектов и производств;
особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии (п. 2 ст. 4.2 Закона №7-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 65 Закона №7-ФЗ перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определяется на основании установленных Правительством РФ критериев.
Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, определены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 №2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», в соответствии с п. 10 которого критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам IV категории – осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод при условии отсутствия выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду или для целей питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и (или) технического водоснабжения (с объемом добычи менее 500 куб. метров в сутки).
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, сооружение – артезианская скважина, глубина 51 м, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского район, о чем ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРН сделана запись регистрации №.
Администрацией Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области с ООО «Коммунальник» ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение в отношении объектов водоснабжения Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области, в том числе в отношении артезианской скважины <адрес>, №. Срок реконструкции объекта соглашения от 2017 года до 2021 года.
Администрацией Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области с ООО «Коммунальник» ДД.ММ.ГГГГ заключен договор аренды № в отношении объектов водоснабжения на территории Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области. В приложении № к договору аренды № «Объекты муниципального имущества, передаваемые в аренду. Сведения о составе и описании объекта Соглашения» поименована артезианская скважина №, расположенную в д. Борозда, участок №, которая принадлежит арендодателю администрации Покрово-Марфинского сельсовета Знаменского района Тамбовской области на праве собственности. Настоящий договор вступил в силу с момента подписания и действует до периода заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения на территории Покрово-Марфиснкого сельсовета Знаменского района Тамбовской области. Акт приема-передачи арендуемого имущества подписан ДД.ММ.ГГГГ.
По данным ООО «Коммунальник», суточный объем забора воды скважины № составляет менее 100 куб.м.
Согласно акту проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной Прокуратурой Знаменского района в ходе проведения проверки законодательства о недрах, артезианская скважина №, расположенную в <адрес>, снабжающая население питьевой водой, не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду. Об отсутствии объекта в реестре государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую природную среду, указано в отзыве представителя Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора.
Из объяснений от ДД.ММ.ГГГГ, данных директором ООО «Коммунальник» следует, что артезианская скважина не поставлена на учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по причине не знания об обязанности провести указанные действия.
При этом постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется не позднее 6 месяцев со дня начала эксплуатации указанного объекта.
Таким образом, скважина ООО «Коммунальник», как объект, на котором осуществляется деятельность, связанная с пользованием участками недр для добычи полезных ископаемых, а также участками, содержащими подземные воды, которые используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения или технологического обеспечения водой подлежат учету в федеральном государственном реестре объектов оказывающими негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с положениями п. 8 ст. 69 Закона №7-ФЗ и пункта 10 Критериев.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Знаменского района Тамбовской области удовлетворить.
Обязать ООО «Коммунальник» в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда поставить на учет артезианскую скважину №, расположенную в <адрес>, снабжающую население питьевой водой, как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую природную среду.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Тамбовский областной суд через Знаменский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.С. Тройнова
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2022 года.
Судья М.С. Тройнова