Дело № 2-84/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Большая Соснова 12 апреля 2022 года
Большесосновский районный суд Пермского края в составе председательствующего судьи Бахаревой Е.Б., при секретаре судебного заседания Погосян О.В.,
с участием истицы ФИО1, представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Думе Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Контрольно-счетной палате Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Контрольно-счетной палате Большесосновского муниципального района Пермского края об отмене распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 26 «Об увольнении работника»; об изменении даты увольнения, о взыскании заработной платы за январь 2022 года и февраль 2022 года, о взыскании денежной компенсации морального вреда,
установил:
Истица ФИО1 обратилась в суд с иском к Думе Большесосновского муниципального округа Пермского края на том основании, что с 06 октября 2010 г. она замещала должность аудитора Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края, 30 декабря 2021 г. была уволена по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ на основании Решения Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 89 «О ликвидации Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края как юридического лица», при этом предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Контрольно-счетной палаты было вручено ей 15 октября 2021 г., то есть, до принятия Думой решения о ликвидации.
Принятое 29 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа решение и произведенное на основании этого решения увольнение истец ФИО1 считает незаконным, поскольку указанное решение принято Думой в отсутствие принятого в установленном порядке Устава Большесосновского муниципального округа. Кроме того, приводя в обоснование своей позиции положения Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края» истец указывает на то, у её работодателя на 15 октября 2021 г. отсутствовали правовые основания для вручения предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации.
Основывая свои исковые требования на положениях Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», ст. 234 Трудового кодекса РФ, истец ФИО1 просила суд отменить решение Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 89 «О ликвидации Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края как юридического лица», отменить распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 26 «Об увольнении работника», аннулировать запись в её трудовой книжке об увольнении, восстановить в должности аудитора, взыскать с Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края средний заработок за время вынужденного прогула, взыскать с Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей (том 1 л.д. 4-9).
Определениями Большесосновского районного суда Пермского края от 27 января 2022 г., от 28 февраля 2022 г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Контрольно-счетная палата Большесосновского муниципального округа Пермского края и Контрольно-счетная палата Большесосновского муниципального района Пермского края в лице ликвидационной комиссии (том 1 л.д. 1-3, том 2 л.д. 25).
Определением Большесосновского районного суда Пермского края от 06 апреля 2022 г. к производству суда приняты уточненные исковые требования, из которых следует, что истец ФИО1 просит суд отменить распоряжение председателя Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 26 «Об увольнении работника»; изменить дату ее увольнения на 28 февраля 2022 г., взыскать с Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края заработную плату за январь 2022 года и февраль 2022 года в сумме 81 884 рубля 60 копеек, взыскать с Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края денежную компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей (том 2 л.д. 60).
В судебном заседании истец ФИО1 поддержала уточненные исковые требования, обратила внимание суда на несоблюдение председателем ликвидационной комиссии Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района положений п. 2.3.3 Положения о ликвидационной комиссии в части уведомления работников контрольно-счетной палаты о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией, что свидетельствует о нарушении председателем ликвидационной комиссии положений абз. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ, и, как следствие, о незаконности произведенного 30 декабря 2021 увольнения. Истец считает, что в отсутствие предупреждения о предстоящем увольнении, врученного ей председателем ликвидационной комиссии после принятия Думой округа решения о ликвидации Контрольно-счетной палаты района, ее увольнение 30 декабря 2021 г. являлось преждевременным, в связи с чем она была лишена возможности трудиться еще в течение двух месяцев и получить заработную плату за январь и февраль 2022 г. Обосновывая необходимость взыскания денежной компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей с Думы Большесосновского муниципального округа, истец ФИО1 указала на то, что именно Дума Большесосновского муниципального округа отступила от требований закона при принятии решения о ликвидации Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района, чем причинила ей моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях в связи с потерей работы и временной нетрудоспособностью в связи с этим.
Представитель Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края в судебном заседании исковые требования не признал, считает, что предусмотренных законом оснований для их удовлетворения нет, поддержал доводы, изложенные в направленных суду письменных возражениях по иску (том 1 л.д. 126-129, том 2 л.д. 70-74).
Представители Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального округа Пермского края, Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, просили суд рассмотреть дело в их отсутствие, в направленных суду письменных возражениях по иску заявленные исковые требования не признали, просили суд в удовлетворении требований истцу отказать (том 1 л.д. 47-51, том 2 л.д. 37-43, том 2 л.д. 76-82, 84-90).
Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав представленные суду доказательства, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 06 октября 2010 года истец ФИО1 принята на работу на должность аудитора в Контрольную палату Большесосновского муниципального района Пермского края (впоследствии переименована в Контрольно-счетную палату Большесосновского муниципального района Пермского края), данные обстоятельства подтверждены:
распоряжением председателя Контрольной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 06 октября 2010 г. № 2-к (том 1 л.д. 105);
трудовым договором от 06 октября 2010 г. (том 1 л.д. 33-37), дополнительным соглашением к трудовому договору от 18 мая 2016 г. (том 1 л.д. 38);
записью в трудовой книжке ФИО1 (том 1 л.д. 40-45).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации.
Судом установлено, что 15 апреля 2021 г. Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края N 647-ПК "Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края", 30 апреля 2021 г. указанный Закон подписан Губернатором Пермского края.
В силу положений п. 5 ст. 1 вышеуказанного Закона Большесосновский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона (Закон вступил в силу 15 мая 2021 г.), в соответствии с п. 1, 2 ст. 4 Закона со дня вступления в силу Закона и до 1 января 2022 года устанавливается переходный период, в течение которого осуществляется формирование органов местного самоуправления Большесосновского муниципального округа Пермского края, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных Законом.
В соответствии с п. 5 ст. 4 Закона Пермского края № 647-ПК со дня прекращения полномочий органов местного самоуправления Большесосновского муниципального района указанные органы местного самоуправления подлежат ликвидации как юридические лица на основании решения представительного органа муниципального образования, в котором определяются:
состав ликвидационной комиссии;
функции ликвидационной комиссии;
планы ликвидационных мероприятий;
срок проведения ликвидации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным Федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 23 указанного Федерального закона при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.
В соответствии с ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Судом установлено, что 15 октября 2021 г. истцу ФИО1 вручено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края (том 1 л.д. 13-15), из которого следует, что основанием вручения такого предупреждения является принятие Закона Пермского края от 30 апреля 2021 г. № 647-ПК «Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ».
Согласно выданному ФИО1 предупреждению трудовой договор, заключенный с ней 06 октября 2010 г., подлежит расторжению по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ со дня формирования контрольно-счетного органа Большесосновского муниципального округа.
Судом установлено, что 24 декабря 2021 г. Думой Большесосновского муниципального округа Пермского края принято решение № 68, которым образован контрольно-счетный орган Большесосновского муниципального округа - Контрольно-счетная палата Большесосновского муниципального округа, которая приступает к исполнению полномочий на территории Большесосновского муниципального округа с 01 января 2022 г. (том 1 л.д. 71-72).
Судом установлено, что этим же решением Думы утверждено Положение о Контрольно-счетной палате Большесосновского муниципального округа Пермского края (том 1 л.д. 73-90), решением Думы от 29 декабря 2021 г. № 88 назначен председатель Контрольно-счетной палаты округа (том 1 л.д. 179).
Судом установлено, что в этот же день, 29 декабря 2021 г., Думой Большесосновского муниципального округа Пермского края принято Решение № 89 «О ликвидации Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края как юридического лица» (том 1 л.д. 94-95), этим же решением утверждены Положение о ликвидационной комиссии Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края (том 1 л.д. 96-99), состав ликвидационной комиссии (том 1 л.д. 104), План ликвидационных мероприятий (том 1 л.д. 100-103), пунктом 5 решения Думы председателю Контрольно-счетной палаты муниципального района предписано расторгнуть трудовые договоры с работниками 30 декабря 2021 г.
29 декабря 2021 г. председателем Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края, обязанности которого на указанную дату исполняла сама истец ФИО1 (распоряжение о возложении обязанностей в томе 1 на л.д. 12), издано распоряжение № 26 «Об увольнении работника», согласно которому 30 декабря 2021 г. аудитор контрольно-счетной палаты ФИО1 подлежит увольнению по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с ликвидацией Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края в соответствии с п. 5 решения Думы Большесосновского муниципального округа Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 89 «О ликвидации Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района как юридического лица» (том 1 л.д. 106).
Судом установлено, что в день увольнения истца ФИО1 (30 декабря 2021 г.) с ней произведен полный расчет, ей выплачено выходное пособие, компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка, средний заработок на период трудоустройства, всего 183 053 рубля 32 копейки (том 1 л.д. 107, 108, 110, 112). Указанные денежные средства истцом ФИО1 получены, истец считает их получение законным и не усматривает оснований для их возвращения работодателю, не смотря на заявление требований о признании увольнения незаконным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что процедура увольнения истца ФИО1 по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ была соблюдена, нарушение прав работника при увольнении работодателем допущено не было.
Доводы истца ФИО1 о наличии у председателя ликвидационной комиссии обязанности уведомить её, как работника, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией Контрольно-счетной палаты муниципального района после принятия Думой округа соответствующего решения о ликвидации, о наличии у истца права продолжить трудовую деятельность в течение 2-х месяцев после такого предупреждения и получать за это время заработную плату, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Закона Пермского края N 647-ПК "Об образовании нового муниципального образования Большесосновский муниципальный округ Пермского края" полномочия контрольно-счетного органа Большесосновского муниципального района прекращаются со дня формирования контрольно-счетного органа Большесосновского муниципального округа Пермского края.
Из представленной суду Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (том 2 л.д. 14-18) следует, что Контрольно-счетная палата Большесосновского муниципального округа Пермского края зарегистрирована в качестве юридического лица 30 декабря 2021 г.
При таких обстоятельствах, с 1 января 2022 г., то есть со дня начала осуществления деятельности Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального округа, полномочия и фактическая деятельность Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района были прекращены, осуществление одних и тех же полномочий, осуществление деятельности двух контрольно-счетных органов на территории муниципального образования прямо запрещено Федеральным законом от 07 февраля 2011 г. N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований".
При таких обстоятельствах, продолжение работы истца ФИО1 в контрольно-счетном органе, который фактически прекратил свою деятельность на территории Большесосновского муниципального округа с 01 января 2022 г., и получение ею заработной платы за выполнение должностных обязанностей, которые с 01 января 2022 г. фактически исполнялись аудитором контрольно-счетного органа муниципального округа, противоречило бы принятому Думой Большесосновского муниципального округа решению от 29 декабря 2021 г. № 89.
Кроме того, как указано судом выше, обязанность председателя Контрольно-счетной палаты муниципального района расторгнуть с работниками трудовые договоры по п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ 30 декабря 2021 г. была возложена на председателя Контрольно-счетной палаты решением Думы от 29 декабря 2021 г. № 89, требование о признании которого незаконным и о его отмене истец ФИО1 в суде не поддержала.
Вопреки доводам истца ФИО1 на ликвидационную комиссию в соответствии с Планом ликвидационных мероприятий возложено лишь осуществление полномочий, непосредственно связанных с делами ликвидируемой организации в течение всего периода ликвидации: уведомление налогового органа о принятии решения о ликвидации, публикация сообщения о ликвидации, о порядке и сроке заявления требований кредиторами, принятие мер по выявлению дебиторов и кредиторов ликвидируемой организации, принятие мер к получению дебиторской задолженности, выявление постоянных контрагентов, с которыми заключены долгосрочные договоры и уведомление их в письменной форме о предстоящей ликвидации, проведение инвентаризации имущества, составление промежуточного ликвидационного баланса, удовлетворение требований кредиторов, составление ликвидационного баланса, составление сводной бюджетной и бухгалтерской отчетности, подача документов в налоговый орган для государственной регистрации ликвидации организации, получение листа записи ЕГРЮЛ о ликвидации, уничтожение печатей и передача документов постоянного и временного хранения. Согласно Плану все ликвидационные мероприятия должны быть завершены в срок не позднее июля 2022 г., на день рассмотрения дела в суде (12 апреля 2022 г.) ликвидация Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края не завершена.
Таким образом, заявленное истцом ФИО1 требование
об отмене распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 26 «Об увольнении работника» удовлетворению не подлежит, следовательно, не подлежат удовлетворению и требования об изменении даты увольнения, о взыскании заработной платы за январь 2022 года и февраль 2022 года, а также требование о взыскании денежной компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска к Думе Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Контрольно-счетной палате Большесосновского муниципального округа Пермского края, к Контрольно-счетной палате Большесосновского муниципального района Пермского края об отмене распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты Большесосновского муниципального района Пермского края от 29 декабря 2021 г. № 26 «Об увольнении работника»; об изменении даты увольнения, о взыскании заработной платы за январь 2022 года и февраль 2022 года, о взыскании денежной компенсации морального вреда ФИО1 ФИО9 отказать.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Бахарева Е.Б.
Решение в окончательной форме принято судом 19 апреля 2022 г.
Судья Бахарева Е.Б.