Завьяловский районный суд Удмуртской Республики
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Р Е Ш Е Н И Е дело № 2-85/11
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2011 года село Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе
председательствующего судьи Сентяковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Денисовой Л.А.
с участием:
- истца - ФИО1
-представителя истца ФИО2 (доверенность от -дата-),
- представителей ответчика - Администрации МО «Завьяловский район» - ФИО3 (доверенность от -дата-), ФИО4 (доверенность от -дата-),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО5, ФИО1 к Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики о предоставлении земельного участка на правах аренды
У С Т А Н О В И Л:
ФИО5 обращается в суд с иском к Администрации МО «Завьяловский район» о предоставлении земельного участка на правах аренды, мотивируя тем, что на основании решения депутатов местного самоуправления от -дата- Ягульской сельской администрации в лице землеустроителя Р.Т.В. истице было сообщено о выделении земельных участков под индивидуальное жилищное строительство согласно списков граждан, подавших заявления о предоставлении земельных участков. Данные списки граждан, желающих земельные участки были утверждены общественной комиссией по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков от -дата- к протоколу заседания общественной комиссии были приложены списки, где истица значится под №. В -дата- Администрацией МО «Ягульское» проводилось собрание по организации и проведении межевания земельных участков. Собранные деньги с каждого участка по 2000 рублей, сданы Администрацией МО «Ягульское» в МУП «Завьяловский геоинформационный центр». После проведения межевания Р.Т.В. истице было дано устное разрешение на начало строительства на выделенных участках. Р.Т.В. заверила истицу, что документы на землю будут готовы в течение следующих двух месяцев. Истица на данном участке начала строительство. В дальнейшем Р.Т.В. было сообщено, что документы находятся на утверждении у Главы района Б.Г.В.. Земельные участки жителям -адрес- и -адрес- были выделены в -дата-, но до сих пор окончательно не оформлены МО «Завьяловский район» -дата- ответчиком истице выдано уведомление о том, что в связи с внесением изменений в Закон УР от -дата- «О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность граждан из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории УР» - земельные участки для индиидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, стоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по договорам социального найма бесплатно. Истица считает, что Администрация МОЛ «Завьяловский район» незаконно требует от истицы решения о признании её и членов её семьи малоимущими, поскольку земельный участок был выделен истице в -дата-, т.е. за семь месяцев до внесения изменений в закон УР от -дата-. На момент вынесения решения о выделении земельного участка, Закон УР от -дата- разрешал выделение земельных участков без признания граждан малоимущими. Истица просит обязать Администрацию МО «Завьялвоский район» заключить с истицей договор аренды на земельный участок, выделенный истице в -дата- на территории МО «Ягульское».
В процессе рассмотрения настоящего гражданского дела истица уточнила заявленные требования. ФИО5 просит: Понудить Администрацию МО «Завьяловский район заключить с истицей договор аренды на земельный участок, выделенный в -дата- на территории МО «Ягульское» -адрес- общей площадью 1500 кв.м. сроком на 49 лет.
Истец ФИО1 обращается в суд с исковым заявлением, в котором просит понудить Администрацию МО «Завьяловский район» заключить с истцом договор аренды на земельный участок, выделенный в -дата- на территории МО «Ягульское» -адрес- общей площадью 1500 кв.м. сроком на 49 лет.
Определением Завьяловского районного суда от -дата- были соединены в одно производство гражданские дела:
- № по иску ФИО5 в Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики о предоставлении земельного участка на правах аренды;
- № по иску ФИО1 в Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики о предоставлении земельного участка на правах аренды.
Истица ФИО5, извещенная о времени и месте рассмотрения настоящего гражданского дела, в суд не явилась, о причинах неявки суд не известила. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие истицы ФИО5
Истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, суду пояснил, что заявление о предоставлении земельного участка писал на имя Б.Г.В. в -дата-., но относил его в Администрацию МО «Ягульское». Была проведена жеребьевка, каждому человеку был обозначен адрес предоставленного земельного участка. Собраны деньги для проведения межевания. Позже сказала, ждите, документы будут оформлены.
Представитель истцов ФИО5 и ФИО1 - ФИО2 поддержала заявленные требования, суду пояснила, что в -дата- истцам были предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Вины истцов в ненадлежащем оформлении документов нет.
Представитель ответчика - Администрации МО «Завьяловский район» ФИО4 исковые требования ФИО5, ФИО1 не признала.
В письменном отзыве на исковые заявления ФИО5, ФИО1 Администрация МО «Завьяловский район» указывает, что в настоящее время Администрация МО «Завьяловский район» не может заключить с истцом договор аренды, поскольку для заключения договора необходимо издание правового акта о предоставлении земельного участка в аренду. Издание данного акта невозможно, поскольку отсутствуют законные основания для издания правового акта. Истец ошибочно полагает, что в -дата- был выделен земельный участок для индивидуального жилищного строительства, поскольку в -дата-. Администрацией не было издано правового акта о предоставлении истцу участка в аренду. Правовой акт Администрацией не мог быть издан, поскольку истец непосредственно не обращался в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду. Прилагаемый список граждан на получение земельных участков на территории МО «Ягульское» не имеет юридической силы, поскольку имеет печать кассы №, не имеющей каких либо полномочий по распоряжению земельными участками.
В дополнительном отзыве на исковое заявление Администрация МО «Завьяловский район» указывает, что в соответствии со ст.20 Устава МО «Завьяловский район», Администрация МО «Завьяловский район» является исполнительно-распорядительным органом, который в настоящее время уполномочен принимать решение о предоставлении земельных участков. В соответствии с Положением «О порядке выделения земельных участков в Завьяловском районе», в период с -дата- по -дата- предоставление земельных участков осуществлялось на основании постановления Главы сельской администрации и заключенного договора. В соответствии с решением Завьяловской районной Думы от -дата- «О некоторых вопросах применения Земельного кодекса РФ», Постановлением главы Администрации Завьяловского района от -дата- «О порядке учета заявлений граждан о выделении земли, формировании списков граждан на получение земельных участков и предоставлении сведений в Администрацию Завьяловского района» решение о предоставлении земельных участков в аренду без проведения торгов для ведения личного подсобного хозяйства со строительством жилого дома и индивидуального жилищного строительства принималось администрацией района. Учет заявлений граждан, проживающих в сельской местности осуществлялся на сельскими администрациями. Заключение договора аренды и фактическая передача сельскими администрациями на основании постановления Главы администрации Завьяловского района о распределении земельных участков. А с -дата- по -дата- решение о предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, личного строительства принималось Администрацией МО «Завьяловский район». В настоящее время решение о предоставлении земельного участка принимается Администрацией МО «Завьяловский район». Действующим законодательством определены органы, которые правомочны принимать решение о предоставлении земельного участка в аренду и производить заключение договора аренды. В -дата- администрации муниципальных образований - сельских поселений были неправомочны принимать решения о предоставлении земельных участков и заключать договоры аренды и купли-продажи, поскольку не имели на это правовых оснований.
Третьи лица - Управление имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» и Администрация МО «Ягульское», представители которых извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суд не явились. Об уважительности причин неявки в суд не сообщили, с ходатайством о рассмотрении дела без участия представителей Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район»и Администрации МО «Ягульское» не обращались. В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд определил, рассмотреть дело без участия Управления имущества и земельных ресурсов Администрации МО «Завьяловский район» и Администрации МО «Ягульское».
Свидетель Р.Т.В. суду пояснила, что в -дата- работала управделами МО «Ягульское». Издано распоряжение о создании комиссии, комиссия была создана, составлен протокол, проходила жеребьевка для распределения земельных участков гражданам. Проект постановления о предоставлении земельных участков в аренду на 5 лет был предоставлен в Управление имущественных отношений. Заявления истцов должны находиться в Управлении имущества. Также было дано устное распоряжение: раздать уведомления всем гражданам, которые были в списке. Каждый земельный участок был поставлен на кадастровый учет. На каждый участок были присвоены улицы и номера домов. Полномочия сельских администраций по предоставлению гражданам земельных участков действовали до -дата-.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
-дата- Главой муниципального образования «Завьяловский район» издано постановление № «Об утверждении руководителей общественных комиссий по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков». К данному распоряжению прилагается список руководителей общественных комиссий муниципальных образований - сельских поселений..
-дата- в -адрес- состоялось заседание вышеуказанной общественной комиссии. В этот же день был составлен протокол заседания данной комиссии. Из протокола следует, что комиссией было принято два решения:
- о принятии к рассмотрению критерии для определения категории нуждающихся и списки граждан, определенные Советом депутатов.
- об утверждении списков и их передаче в Управление имущественных отношений для согласования с Главой района Б.Г.В.
Составлены списки граждан на получение земельных участков на территории МО «Ягульское» -адрес-. В данном списке истица ФИО5 значится под №, а истец ФИО1 под №. В графе «дата подачи заявления» у № указана дата -дата-, у № - -дата-.
В -дата- истцам вручено уведомление о необходимости предоставления в Администрацию МО «Завьяловский район» документов, подтверждающих право на бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан в соответствии с Законом УР от -дата- №
Указанные обстоятельства установлены в судебном заседания пояснениями участников процесса, письменными доказательствами.
Статья 25 ЗК РФ предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей установлен п. 1 ст. 8 ГК РФ. Анализируя данный перечень, суд приходит к выводу, что основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки, могут являться:
1) договор или иная сделка;
2) акт государственного органа или органа местного самоуправления;
3) судебное решение, установившее право на земельный участок;
4) приобретение имущества по основаниям, допускаемым законом.
Действующее земельное законодательство предусматривает следующие виды прав на земельные участки:
право собственности;
право постоянного (бессрочного) пользования;
право пожизненного наследуемого владения;
право аренды;
право безвозмездного срочного пользования;
право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут).
Согласно ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки (право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, сервитут, а также право аренды и право безвозмездного срочного пользования) возникают на основаниях, предусмотренных для возникновения гражданских прав и обязанностей, установленных гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".В соответствии со ст. 26 ЗК РФ права на земельные участки удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Истцы указывают, что ими (истицей ФИО5 в -дата-, истцом ФИО1 в -дата-) в Ягульскую сельскую администрацию было подано заявление о предоставлении земельных участков, в связи с чем истцы полагают, что в -дата-, в установленном порядке (в соответствии с постановлением Главы муниципального образования «Завьяловский район» от -дата-, протоколом заседания общественной комиссии от -дата-, списков граждан на получение земельных участков на территории МО «Ягульское») им в пользование были предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, но до настоящего времени документально право на данные участки не оформлено. Истцы просят понудить Администрацию МО «Завьяловский район» заключить с ними договор аренды на выделенные им в -дата- земельные участки.
Порядок предоставления земельных участков определен Земельным кодексом РФ.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от -дата- № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 3.3 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики, утвержденного Решением Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № от -дата-, с изменениями и дополнениями, внесенными Решениями Завьяловской районной Думы Удмуртской Республики № от -дата-, № от -дата-, № от -дата-, Решением Совета депутатов муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики № от -дата- (далее Положение о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами Завьяловского района Удмуртской Республики) предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляет Администрация района (в настоящее время Администрация МО «Завьяловский район».
На основании пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду, а также в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Истцы просят понудить Администрацию МО «Завьяловский район» заключить с ними договор аренды на земельные участки для индивидуального жилищного строительства.
В силу статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от -дата- N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" и вступившей в силу с -дата- (статья 18 данного Федерального закона), земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
На основании абзаца 4 пункта 15 статьи 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до -дата- земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду для жилищного строительства на основании заявления без проведения торгов, если предоставление земельного участка такому лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, которое принято до -дата-, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка.
В иных случаях предоставление земельных участков для жилищного строительства предоставляется на аукционе, в порядке, установленном статьей 30.1 Земельного кодекса.
Из материалов дела, объяснений представителя администрации усматривается, что решение о предварительном согласовании места размещения объекта на спорных земельных участках администрацией МО «Завьяловский район» не принималось.
Установленные ст. 30.1 ЗК РФ особенности для предоставления земель для жилищного строительства не устанавливают для граждан иного порядка предоставления земель (без торгов), а устанавливают возможность принятия органом местного самоуправления альтернативного решения: о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо о публикации сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, размещении сообщения о приеме указанных заявлений на официальном сайте. При этом выбор альтернативного варианта, как следует из положений п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ, осуществляется органом местного самоуправления самостоятельно. Нормы пунктов 6.1, и 6.2 Положения о порядке управления и распоряжения земельными ресурсами -адрес- Удмуртской Республики, утвержденного решением -адрес-ной Думы от -дата- № фактически повторяют положения п. 3 ст. 30.1 ЗК РФ.
Под предоставлением земельного участка понимается акт распоряжения земельным участком со стороны уполномоченного государственного или муниципального органа, связанный с переходом владения земельным участком от государства или муниципального образования к определенному лицу, сопровождающийся возникновением у этого лица права на участок.
Фактическое использование земельного участка без правоустанавливающих документов на землю, внесение платы за пользование землей само по себе также не дает истцу по отношению к другим лицам каких-либо преимуществ права требования заключения договора аренды в отсутствие волеизъявления со стороны арендодателя. Сам по себе факт выполнения истцом землеустроительных работ также не свидетельствует о возникновении каких-либо прав на землю, поскольку данные работы несут только технический характер. Утверждение проекта территориального землеустройства администрацией МО -адрес- также не свидетельствует о принятии органом местного самоуправления в установленном законом порядке решения о предоставлении спорного земельного участка истцам.
Таким образом суд считает, что земельные участки в установленном законом порядке истцам выделены не были, поскольку Администрацией МО «Завьяловский район» не издавалось какого-либо ненормативного акта о предоставлении земельного участка истцам. Кроме этого, в судебном заседании установлено, что в Администрации МО «Завьяловский район» отсутствуют заявления истцов о предоставлении им земельных участков.
Имеющиеся в деле материалы, а именно: Распоряжение Главы муниципального образования «Завьялвоский район» № от -дата- «Об утверждении руководителей общественных комиссий по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков», Протокол заседания общественной комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков от -дата-, списки граждан на получение земельных участков на территории МО «Ягульское», не порождают обязанность ответчика по заключению с истцами договоров аренды земельных участков, поскольку такой порядок, в соответствии с которым, по мнению истцов, им были предоставлены земельные участки, не предусмотрен Законом.
Также суд отмечает, что органам местного самоуправления законом не предоставлена возможность и право делегировать свои полномочия по предоставлению земельных участков другим лицам.
На основании изложенного суд считает, что исковые требования ФИО5 и ФИО1 о понуждении Администрации МО «Завьяловский район» заключить с истцами договор аренды удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО5 Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики о понуждении Администрацию МО «Завьяловский район» заключить с нею договор аренды на земельный участок, выделенный в -дата- на территории МО «Ягульское» -адрес- общей площадью 1500 кв.м. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.
Исковые требовании ФИО1 Администрации муниципального образования «Завьяловский район» Удмуртской Республики о понуждении Администрацию МО «Завьяловский район» заключить с ним договор аренды на земельный участок, выделенный в -дата- на территории МО «Ягульское» -адрес- общей площадью 1500 кв.м. сроком на 49 лет оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено судьей 28 февраля 2011 года.
Судья Н.Н. Сентякова
Копия верна: Судья