ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-8507/19 от 16.09.2019 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дело № 2-8507/2019

г. Тюмень 16 сентября 2019 г.

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Урубковой О.В.

при помощнике ФИО1

с участием представителя прокурора г. Салехарда Ведменской С.В., представителя ответчика Омских Г.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Салехарда к Пубюличному акционерному обществу «Западно-Сибирский коммерческий банк» об обязании устранить нарушения требований законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ответчику ПАО «Запсибкомбанк» об обязании устранить выявленные нарушения требований ст.15 № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в РФ» в дополнительном офисе «Салехардский» Публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» в Ямало-Ненецком АО, расположенном по адресу <...>, а именно: оборудовать пандусом или вертикальным подъемником, во входной группе здания установить тактильную разметку перед ступенями, контрастную окраску крайних ступеней лестничного марша, контрастную разметку дверного проема входной двери, контрастную маркировку двери (желтый круг), световые маяки, на путях движения внутри здания установить тактильные направляющие, пристенные поручни, тактильные пиктограммы и мнемосхемы, бегущую строку. Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Салехарда была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, в ходе которой установлено, что дополнительный офис Салехардского ПАО «Запсибкомабнк» по адресу <...> не адаптирован для инвалидов и маломобильных групп населения; паспорт доступности объекта, план адаптации объекта отсутствует. В целях устранения выявленных нарушений законодательства о социальной хащите прав инвалидов в российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в адрес директора ДО «Салехардский» внесено представление об устранении нарушений закона. Из ответа на данное представление следует, что ПАО «Запсибкомбанк» проводит мероприятия по паспортизации объектов по программе «Доступная среда». Подготавливаются сводные затраты по всем подразделениям банка, расположенным в Ямало-Ненецком автономном округе с целью выделения бюджета на 2019 год. Паспортизация объектов и мероприятия по организации доступа маломобильных групп населения будут выполнены до конца 2019 года. По результатам контрольной проверки, проведенной прокуратурой города в ДД.ММ.ГГГГ г. установлено, что нарушения по прежнему не устранены, мероприятия по доступности учреждения для беспрепятственного доступа маломобильных граждан лишь планируются. Таким образом, выявленные нарушения требований ст.15 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ДО «Салехардский» до настоящего времени не устранены, что нарушает право инвалидов на беспрепятственный доступ к вышеуказанному отделению.

В судебном заседании прокурор Ведменская С.В. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ПАО «Запсибкомбанк» Омских Г.А. в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям изложенным в отзыве на исковое заявление. Считает, что положения ст.15 № 181 ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской Федерации» применяются с 01.07.2016 только к новым или реконструированным, модернизированным объектам, к которым здания Салехардского дополнительного офиса не относится.

Выслушав объяснения прокурора Ведменской С.В.. представителя ответчика Омских Г.А., исследовав материалы гражданского дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

Судом установлено следующее.

Ответчик ПАО «Запсибкомабнк» является собственником офиса Салехардского филиала «Запсибкомбанк» (ОАО) по адресу <...> на основании Постановления Администрации г. Салехарда о регистрации законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ, о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права (л.д.61).

Из представления об устранении нарушений законодательства прокуратуры г. Салехарда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что здание дополнительного офиса Салехардского ПАО «Запсибкомабнк» по ул. Матросова 36б г. Салехарда не адаптирован для инвалидов и маломобильных групп населения; паспорт доступности объекта, план адаптации объекта отсутствует Данное обстоятельство стороной ответчика не оспаривалось.

Согласно ст.2 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со ст.15 указанного закона федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в частности, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам.

Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденным приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.

В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9-1,0 м.

Пунктом 1.1 указанного Свода правил предусмотрено, что настоящий свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения (далее - МГН) равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна).

Согласно п.4.1 требования настоящего свода Правил подлежат выполнению при проектировании новых, реконструкции существующих, а также подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно-технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".

Вместе с тем, согласно п.3 ст.26 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов», положения части первой статьи 15 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

Таким образом, суд приходит к выводу, что дом по адресу: <...> года постройки, о чем представлен техпаспорт (л.д.62), не является вновь вводимым в эксплуатацию объектом, дом построен до ДД.ММ.ГГГГ, поэтому к нему не применяется положения п. 3 ст. 26 Федерального закона РФ от 01 декабря 2014 года N 419-ФЗ, из которых следует, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.

При этом суд учитывает, что ответчиком осуществлены инженерно-технические решения по адаптации объекта в рамках "разумного приспособления", а именно оборудована кнопка вызова сотрудника банка, а также предоставляются услуги по месту жительства инвалида и в дистанционном режиме.

Между ПАО «Запсибкомбанк» и Тюменской областной региональной организацией Общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по разработке паспортов Доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения на объектах ПАО «Запсибкомбанк».

При таких обстоятельствах, в удовлетворении иска прокурора г. Салехарда в интересах неопределенного круга лиц к ПАО «Запсибкомабнк» об обязании установить пандус или иное подъемное устройство для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидам, ограниченным в возможности передвижения следует отказать.

В то же время, суд считает, что установление тактильной разметки перед ступенями во входной группе здания; контрастная окраска крайних ступеней лестничного марша; контрастная разметка дверного проема входной двери; контрастная маркировка двери (желтый круг); световые маяки, на путях движения внутри здания; установка тактильных направляющих, пристенных поручней, тактильных пиктограммы и мнемосхемы, бегущей строки не требует каких-либо действий, связанных с проектированием, реконструкцией здания или капитальным ремонтом помещения, такие действия не связаны с разработкой и принятием инженерно-технических решений и их воплощение не ведет к значительным временным затратам, строительным и монтажным работам и материальным вложениям.

Поэтому в данной части иск подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление прокурора г. Салехарда удовлетворить частично.

Обязать Публичное акционерное общество «Западно-Сибирский коммерческий банк» устранить выявленные нарушения требований ст.15 № 181-ФЗ «О социальной защите прав инвалидов в РФ» в дополнительном офисе «Салехардский» Публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» в Ямало-Ненецком АО, расположенном по адресу <...>, а именно: во входной группе здания установить тактильную разметку перед ступенями, контрастную окраску крайних ступеней лестничного марша, контрастную разметку дверного проема входной двери, контрастную маркировку двери (желтый круг), световые маяки, на путях движения внутри здания установить тактильные направляющие, пристенные поручни, тактильные пиктограммы и мнемосхемы, бегущую строку.

В остальной части в удовлетворении заявления прокурору г. Салехарда отказать.

Взыскать с Публичного акционерного общества «Западно-Сибирский коммерческий банк» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ г. Тюмень в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.

Решение в окончательной форме принято 24 сентября 2019 г.

Судья Урубкова О.В.