Дело № 2-850/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 марта 2013 года город Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Петрухиной О. А.,
при секретаре судебного заседания Медяковой Е. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Новочебоксарск о признании положений нормативного акта недействующими и не подлежащими применению,
установил:
Прокурор города Новочебоксарск Чувашской Республики обратился в суд с заявлением в порядке ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ о признании недействующими и не подлежащими применению, как противоречащих требованиям федерального законодательства положений Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 года № С 29-3, опубликованных в газете «Родники Чувашии» от 31.05.2012 года № 29-31 (359-361).
Заявление прокурора мотивировано тем, что прокуратурой города проведена проверка на предмет соответствия требованиям федерального законодательства решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 24.05.2012 № С 29-3, которым утверждены Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики. Данные Правила содержат правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц (физических и юридических лиц, круг которых определить не представляется возможным), рассчитанные на неоднократное применение, и направленные на урегулирование общественных отношений в сфере благоустройства территории городского округа, затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина, поскольку устанавливают определенные права и обязанности в сфере благоустройства территории городского округа. Заявитель полагает, что пункт 7.9 раздела VII Правил в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, п. 7.8. раздела VII Правил в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, п. 7.7. раздела VII Правил противоречат требованиям федерального законодательства, поскольку приняты Новочебоксарским городским собранием Чувашской Республики с превышением своих полномочий, так как органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты или нормы права в области охраны окружающей среды, в области безопасности дорожного движения. В связи с чем, просит признать пункты 7.7, 7.8 в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, п.7.9 в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.05.2012 № С 29-3, недействующими и не подлежащими применению с момента принятия.
В судебном заседании представитель заявителя – помощник прокурора г. Новочебоксарск Федоров В. В. доводы заявления о признании недействующими и не подлежащими применению пункта 7.7, пункта 7.8 в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, пункта 7.9 в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.05.2012 № С 29-3 поддержал в полном объеме по вышеизложенным основаниям.
Представитель заинтересованного лица – Новочебоксарского городского собрания депутатов Чувашской Республики ФИО1 возражал против удовлетворения заявления прокурора г. Новочебоксарск по тем основаниям, что Правила благоустройства были разработаны и приняты в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Данные Правила не устанавливают ответственность за их нарушение, а лишь устанавливают требования по содержанию земельных участков, фасадов, озеленения территории г. Новочебоксарск.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, данный Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Полномочия местного самоуправления, органов местного самоуправления установлены ст. 130, 132 Конституции Российской Федерации.
Так, согласно ст. 130 Конституции РФ, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», благоустройство территории поселения (городского округа) - комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, вопросы по утверждению правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
В соответствии со ст. 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5); организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа (п. 11).
Судом установлено, что реализуя предоставленные п. HYPERLINK "consultantplus://offline/ref=BBEF66ED8728DFF71283E890EF14E1FA4A698E4B4645A59A2021B420CE301F41F274637FAC764BECJDHEK" 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия, представительный орган муниципального образования города Новочебоксарска – Новочебоксарское городское Собрание депутатов своим решением от 24 мая 2012 года № С 29-3 утвердило Правила благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики. Данное решение с приложением № 1 (сами Правила благоустройства) было опубликовано в газете «Родники Чувашии» от 31 мая 2012 года № 29-31 (359-361), что на основании решения Новочебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики № С 10-12 от 17.02.2006 года является официальным опубликованием (обнародованием) муниципальных правовых актов.
Проверив процедуру принятия указанного нормативного правового акта, суд приходит к выводу о том, что муниципальный правовой акт принят по вопросу, отнесенному к ведению органа местного самоуправления, и что органом местного самоуправления соблюдены правила введения нормативного правового акта в действие.
По данному делу прокурором г. Новочебоксарск оспариваются установления пунктов 7. 7, 7.8, 7. 9 раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Так, пункт 7.7 Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики гласит, что запрещается загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, мойка их вне специально отведенных мест.
Оспаривая установление пункта 7.7, заявитель указывает на то, что поскольку территории, на которых в силу данного пункта запрещены загрязнение, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, их мойка, данным пунктом Правил не конкретизированы, то предполагается запрет на загрязнение озелененных территорий и мойку транспортных средств на них.
Действительно, в оспариваемом прокурором пункте 7. 7 раздела VII Правил указано, что запрещается действие – загрязнение территории, связанное с эксплуатацией и ремонтом транспортных средств, их мойка, вне специально отведенных мест. Вместе с тем, в данном пункте не конкретизированы территории, на которые распространяется данный запрет.
Таким образом, учитывая, что территории, на которых в силу оспариваемой нормы п. 7.7 Правил, запрещены эксплуатация, ремонт и мойка транспортных средств, данной нормой не конкретизированы, она предполагает возможность запрета на осуществление таких действий, в том числе, и на придомовой территории и на озелененных территориях.
Исходя из конституционного принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции РФ и обусловленного им общеправового принципа формальной определенности права, следует, что закон должен быть понятным и недвусмысленным, что обеспечивает единообразное толкование и понимание правовых норм всеми правоприменителями.
Пункт 7.7 Правил не содержит перечень мест, где запрещены эксплуатация, ремонт транспортных средств и их мойка, связанные с загрязнением территорий, что допускает возможность неограниченного усмотрения в применении указанной нормы.
Неопределенность правовой нормы является самостоятельным основанием для признания ее недействующей согласно п. 25 Постановления Пленума ВС РФ от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части». Если оспариваемый акт или его часть вызывают неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должного лица, принявших нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части.
В то же время, запрет на осуществление таких действий, в том числе на придомовой территории и на озелененных территориях, установлен федеральным законодательством, а именно пунктами 3.5.8 и 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170.
Так, в соответствии с пунктом 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, запрещается мытье автомашин на придомовой территории.
Кроме того, пунктом 3.9.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170, определено, что на озелененных территориях запрещается проезд и стоянка автомашин, мотоциклов и других видов транспорта (кроме транзитных дорог общего пользования и дорог, предназначенных для эксплуатации объекта).
На основании вышеизложенного, суд соглашается с позицией прокурора г. Новочебоксарск о том, что установления п. 7. 7 Правил благоустройства противоречат требованиям федерального законодательства.
В соответствии с п. 7.8 Правил благоустройства, запрещается проливать горюче-смазочные материалы на дорожное покрытие, тротуары и газоны.
Заявителем оспаривается установление данного пункта в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, поскольку запрет в данной части направлен на регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды, что не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии с пунктами 2.2.1 и 2.2.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных приказом Министерства регионального развития от 27.12.2011 года № 613, озеленение – элемент благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающий формирование среды муниципального образования с активным использованием растительных компонентов, а также поддержание ранее созданной или изначально существующей природной среды на территории муниципального образования. Газон относится к одному из типов насаждений и озеленения.
Согласно ст. 61 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», зеленый фонд городских поселений, сельских поселений представляет собой совокупность территорий, на которых расположены лесные и иные насаждения, в том числе в зеленых зонах, лесопарковых зонах, и других озелененных территорий в границах этих поселений.
Исходя из изложенного, можно сделать определенный вывод о том, что газон – это озелененная территория, являющаяся частью зеленого фонда городских поселений.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, федеральное законодательство не предусматривает право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты или нормы права в области охраны окружающей среды.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что, установив в п. 7.8 Правил запрет на проливание горюче-смазочных материалов на газоны, являющиеся по своей сути озелененными территориями, Новочебоксарское городское собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий.
При таких обстоятельствах суд соглашается с мнением прокурора г. Новочебоксарск о признании недействующим и не подлежащим применению п. 7.8 Правил благоустройства в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны.
Согласно п. 7.9 Правил благоустройства, запрещается стоянка транспортных средств на детских площадках, тротуарах у подъездов жилых домов, газонах, участках с зелеными насаждениями, а также стоянка на внутридворовых территориях вне участков с твердым покрытием, стоянка на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующая механизированной уборке и вывозу бытовых отходов. Запрещена также стоянка разукомплектованных транспортных средств вне специально отведенных для стоянок мест.
Оспаривая данный пункт Правил благоустройства в части запрета стоянки транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, газонах, участках с зелеными насаждениями, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующей механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, как несоответствующего действующему федеральному законодательству заявитель указывает на то, что Новочебоксарское городское собрание депутатов вышло за пределы своих полномочий, поскольку запрет на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, направлен на регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды; а запрет на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующей механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, по своей сути является вопросом по определению порядка дорожного движения, и также не входит в компетенцию органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ, дорожное движение – это совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Дорога - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах.
В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая: принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения; участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.
Как указывалось выше, согласно статье 10 Закона Чувашской Республики от 18 октября 2004 года № 19 «Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике», к вопросам местного значения отнесены, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспариваемые прокурором положения п. 7. 9 Правил в части установления запрета на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующей механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, регламентируют именно вопросы использования проезжей части, тротуаров, пешеходных дорожек в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств.
Суд полагает, что оспариваемые заявителем нормы, хотя и не противоречат установленному в Российской Федерации единому порядку дорожного движения, но приняты представительным органом местного самоуправления с превышением предоставленных законом полномочий, поскольку вопросы, регулируемые этими нормами, не отнесены к компетенции органов местного самоуправления.
Кроме того, как указывалось выше, газоны и участки с зелеными насаждениями в силу вышеприведенных норм Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следует относить к зеленому фонду городских поселений.
В соответствии с ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, запрет на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями направлен на регулирование общественных отношений в области охраны окружающей среды. Как указывалось выше, федеральное законодательство не предусматривает право органов местного самоуправления принимать нормативные правовые акты или нормы права в области охраны окружающей среды.
В связи с чем, суд признает оспариваемые прокурором нормы п. 7. 9 Правил благоустройства в части запрета стоянки транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, газонах, участках с зелеными насаждениями, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующей механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, недействующими и не подлежащими применению.
Доводы представителя заинтересованного лица о том, что Правила благоустройства, положения которых оспариваются прокурором г. Новочебоксарск, были разработаны и приняты в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также о том, что данные Правила не устанавливают ответственность за их нарушение, а лишь устанавливают требования по содержанию земельных участков, фасадов, озеленения территории г. Новочебоксарск, судом отклоняются как необоснованные.
Согласно ч. 2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Прокурор г. Новочебоксарск просит признать оспариваемые им положения Правил благоустройства недействующими и не подлежащими применению с момента принятия.
В силу положений статьи 253 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в судебном решении должно быть указано о том, с какого времени нормативный правовой акт или его часть признается недействующим.
Так как оспариваемые положения Правил благоустройства ранее применялись, на их основании возникали права и обязанности, в связи с чем, суд полагает, что оспариваемые в части Правила благоустройства подлежат признанию недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
решил:
Признать недействующими и не подлежащими применению с момента вступления данного решения в законную силу пункта 7.7, пункта 7.8 в части установления запрета проливать горюче-смазочные материалы на газоны, пункта 7.9 в части установления запрета на стоянку транспортных средств на газонах, участках с зелеными насаждениями, на стоянку транспортных средств на тротуарах у подъездов жилых домов, на проезжей части дворовых территорий в границах контейнерной площадки, препятствующую механизированной уборке и вывозу бытовых отходов, раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.05.2012 № С 29-3.
Заявление прокурора города Новочебоксарск в части указания времени, с которого оспариваемые пункты раздела VII Правил благоустройства территории города Новочебоксарска Чувашской Республики, утвержденных решением Новочебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 24.05.2012 № С 29-3 признаются недействующими и не подлежащими применению с момента принятия, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной форме, то есть с 12 марта 2013 года.
Судья О. А. Петрухина