ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-850/2016 от 06.07.2016 Чудовского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-850/2016

Решение

Именем Российской Федерации

г. Чудово Новгородской области 06 июля 2016 года

Чудовский районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Уткиной Т.А.,

с участием представителя Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области –ФИО1,

ответчика ФИО2,

третьего лица ФИО3, ФИО4, ФИО5,

при секретаре Ермаковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области к ФИО2 об освобождении земельного участка,

установил:

Администрация Чудовского муниципального района, исполняющая полномочия исполнительно-распорядительного органа города Чудово, обратилась в суд с иском к ФИО2 об освобождении земельного участка в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что на основании распоряжения Администрации Чудовского муниципального района от 18.12.2015 № 309-рг «О проведении внеплановой документарной выездной проверки физического лица» в период с 23.12.2015 по 25.12.2015 проведена внеплановая документарная выездная проверка в отношении ФИО2 зарегистрированной по адресу: <адрес скрыт>, для проверки факта нарушения земельного законодательства ФИО2, выразившегося в самовольном занятии участка, расположенного по адресу: <адрес скрыт>, в кадастровом квартале <номер скрыт>. В ходе проведения проверки установлено, что в районе <адрес скрыт> в кадастровом квартале <номер скрыт> расположено жилое строение (дом) <номер скрыт> в соответствии с выкопировкой из топографического плана горизонтальной съемки. В доме проживает ФИО2 с мужем и родственниками, дом принадлежит их семье, правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок отсутствуют. Установлен факт самовольного занятия территории. По результатам проведения проверки составлен акт проверки от 25.12.2015 <номер скрыт>.

ФИО2 выдано предписание от 25.12.2015 <номер скрыт> об устранении нарушений, выявленных в результате осуществления контроля, в котором ФИО2 предписано устранить выявленное нарушение земельного законодательства, выразившееся в самовольном занятии территории земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, путем оформления документов на земельный участок или освободить самовольно занятую территорию в срок до 01.05.2016. По результатам внеплановой документарной выездной проверки 16.05.2016 установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены в соответствии с действующим законодательством, предписание не исполнено.

Наличие самовольно возведенной постройки препятствует оформлению и предоставлению земельного участка гражданам, в том числе относящимся к льготной категории (молодым семьям и иным категориям). в связи с чем с учетом требований земельного, градостроительного законодательства администрация обратилась в суд с указанным иском.

В судебном представитель истца Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области – ФИО1, действующая на основании доверенности, поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в иске, и дала пояснения, соответствующие изложенному в иске, дополнив, что до настоящего времени правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены, предписание не исполнено. Указанный земельный участок занят самовольно.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что действительно на указанном земельном участке в 2009 году возведен жилой дом, при этом документов на земельный участок не имеется, разрешения на строительство дома она не получала. в доме она проживает совместно с мужем ФИО4, детьми, свекром ФИО3, свекровью ФИО5 и ФИО6 В настоящее время ею принимаются меры по оформлению земельного участка.

Третьи лица в процессе – ФИО3, ФИО5, ФИО4 также подтвердили, что документов на земельный участок у них не имеется, разрешение на строительство возведенного на земельном участке дома не выдавалось.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу п. 1, 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. При это самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

Частью 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом РФ. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, выданного органом местного самоуправления.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения, в том числе относится осуществление муниципального земельного контроля.

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В силу ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Согласно ст. 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9-11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

В силу ст. 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со статьей 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно акту проверки от 25.12.2015 <номер скрыт> на земельном участке в районе <адрес скрыт> в кадастровом квартале <номер скрыт> возведено дощатое жилое строение (дом) <номер скрыт>. Возведенный дом принадлежит ФИО2 и ее семье, при этом правоустанавливающие документы на жилой дом и земельный участок отсутствуют (л.д. 9-10). Выявлен факт самовольного занятия территории.

Предписанием Администрации Чудовского муниципального района от 25.12.2015 <номер скрыт> ФИО2 предписано устранить выявленные нарушения земельного законодательства, выразившиеся в самовольном занятии территории земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу, путем оформления документов на земельный участок или освободить самовольно занятую территорию в срок до 01.05.2016 (л.д. 15). Вместе с тем, на 16 мая 2016 года предписание ответчиком не исполнено, правоустанавливающие документы на земельный участок не оформлены в соответствии с действующим законодательством, самовольно занятый земельный участок не освобожден, что подтверждено актом проверки от 16 мая 2016 года <номер скрыт> (л.д. 20) и фактически не оспаривалось ответчиком ФИО2 и третьими лицами в судебном заседании.

Дом, возведенный на указанном участке, был построен без надлежащего оформления, земельный участок ни ответчику, ни кому бы то ни было для индивидуального жилищного строительства, не предоставлялся. Объект недвижимости, возведенный на данном участке, не прошел техническую инвентаризацию, права на него не зарегистрированы, построен самовольно без соответствующего разрешения на самовольно занятом земельном участке. Разрешения на строительство дома также не выдавалось.

Таким образом, судом установлено, что ФИО2 самовольно заняла земельный участок в кадастровом квартале <номер скрыт> путем возведения на нем одноэтажного дощатого жилого дома, являющегося самовольной постройкой. Наличие самовольно возведенной постройки препятствует оформлению и предоставлению земельного участка гражданам, в том числе относящимся к льготной категории (молодым семьям и иным категориям).

С учетом установленных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что иск администрации Чудовского муниципального района Новгородской области подлежит удовлетворению.

Испрашиваемый истцом срок, в течение которого ответчику следует освободить самовольно занятый земельный участок, суд считает разумным и обоснованным.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика ФИО2 в доход Чудовского муниципального района Новгородской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Администрации Чудовского муниципального района Новгородской области удовлетворить.

Обязать ФИО2<дата скрыта> года рождения <...>, зарегистрированную по адресу: <адрес скрыт>, в течение 3 – х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу освободить самовольно занятый земельный участок, расположенный в соответствии с ситуационным планом в кадастровом квартале <номер скрыт> в районе <адрес скрыт>, и привести его в первоначальное состояние путем демонтажа одноэтажного дощатого жилого дома, имеющего в соответствии с техническим отчетом горизонтальной съемки порядковый <номер скрыт>.

Взыскать с ФИО2 в бюджет Чудовского муниципального района Новгородской области государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Чудовский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.

Председательствующий Т.А.Уткина